Научно-практический семинар"Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования".
Выступление и фото.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_obucheniya_gramote_detey_s_onr_analitiko_2.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Решетникова Л.А.
МБДОУ «Инсарский детский сад
«Золотой ключик» комбинированного вида» (Инсар)
Обучения детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. (Добукварный)
- Знакомство и работа с неречевыми звуками.
- Знакомство с гласными звуками.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Знакомство с согласными звуками.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
2. Знакомство с буквами. (Букварный период)
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы:
1) всесторонняя работа со звуком;
2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его;
3) формирование техники чтения.
Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа:
1) аналитический (выделение элементов);
2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое);
3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.
Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи опирается на следующие положения:
1 – единицей изучения является звук речи, соотносимый с буквой;
2 – единицей обучения чтению и письму является слог-слияние;
3 – обучение письму и чтению ведется на основе постоянного использования аналитических и синтетических упражнений;
4 – обучение чтению и письму ведется параллельно;
5 – в процессе обучения грамоте широко используется наглядность для закрепления звуко-буквенных связей;
6 – изменен порядок изучения звуков и букв.
Если в общеобразовательном дошкольном учреждении порядок изучения определяется частотностью их употребления в речи, то в коррекционном детском саду он опирается на следующие положения:
- учитывается специфика звукопроизношения детей – звуки изучаются в порядке от наиболее легких и сохранных в артикуляции к более трудным.
- учитывается слабость фонематических процессов у детей – изучение смешиваемых звуков разделено во времени.
- учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.
А у о и т п н м к
Б д г ф в х ы с з ш ж э
Й е ё ю я ц ч щ л р
Перед началом обучения грамоте мы должны развивать у ребенка неречевые предпосылки: развитие пространственной ориентировки, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.
Также изменен порядок изучения слоговых структур:
| |||||||||||||||||
Также параллельно со звуковым аналитико-синтетическим методом используются элементы слоговых методов обучения грамоте для автоматизации навыков чтения слоговых структур. Для этого используются слоговые таблицы:
Са | Со | Су |
а | о | у |
а | о | у |
Последовательность работы с буквой.
Произносится алфавитное название буквы.
Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами. Вызывание ассоциаций у детей.
Анализ образа буквы, – из каких элементов состоит, сколько их, какие. Как расположены?
Закрепление образа буквы в кинестетических ощущениях – выкладывание буквы из палочек, веревочек, рисование в воздухе.
Литература
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.
3. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.
5. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
6. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003.
7. О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004
8. Л.А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005
9. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006