Проектная работа "Цвети родной Башкортостан" средняя группа
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад «Солнышко» №1
МР Калтасинский район Республика Башкортостан.
Проектная работа в средней группе на тему:
«Цвети родной Башкортостан»
Воспитатели:
Ахунова А.З.
Белянцева И.Р.
Калтасы 2022
Тема: Традиции и обычаи башкирского народа.
Цель проекта: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами окружающей действительности.
Задачи:
1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа( жилище, народный костюм, национальная кухня).
3. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
4. Воспитывать уважение к культурным традициям других народ
Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный , один год.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы.
Актуальность проекта:
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Основные формы реализации: беседы, проведение ООД, консультации родителей и воспитателей, проведение праздника.
Пояснительная записка.
Одной из основных задач воспитания дошкольников , стоящих на современном этапе перед воспитателем. Является воспитание у дошкольников любви к Родине , родному краю, чувство гордости за свою Родину.
История Южного Урала, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа , но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».
Работа с родителями.
№ | Тема | Форма реализации | Сроки |
1 | Знакомство с целью и задачами проекта. | Беседа | сентябрь |
2 | Экскурсия в музей . | Экскурсия | октябрь |
3 | Многонациональный Урал. | Лекция | ноябрь |
4 | Коренные жители Урала. Моя родословная. | Консультации, оформление родословной своей семьи. | декабрь |
5 | Башкирская национальная одежда. | Приготовление башкирского костюма. | Январь -февраль |
6 | Башкирская кухня. | Оформление альбома башкирской кухни. | март |
7 | Развлечение « Имянаречение» | Приготовление кукол в национальном костюме. | апрель |
8 | Конференция для родителей. Обмен опытом. Тема « Родной край» | Показ выставки. (работы родителей и детей по данной теме) | май |
9 | Итоговое мероприятие. | Разучивание песен и игр, приготовление костюма. | Июнь |
Перспективный план работы.
№ | тема | форма | Сроки |
1 | Выбор темы, цели. Задач проекта. | Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы. | сентябрь |
2 | Многонациональный Урал. История заселения Урала Познакомить детей с историей заселения Урала Воспитывать любовь к малой Родине- Уральскому краю. | Чтение рассказа Н. Агапова «История- сказ об Урале». Аппликация «Наш край Урал». Рисование на тему «На Урале живут красивые люди» | октябрь |
3 | Коренные жители Урала Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования. | Развитие речи « Придумай сказку». Чтение башкирских сказок, легенд. Подборка фотографий семейных праздников. Разучивание игры «медный пень» | ноябрь |
4 | Мир старинных вещей | Экскурсия в музей. Разучивание игры « У кого платок» | декабрь |
5 | Вечера долгие руки умелые. Орудия труда. Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом. | Подбор пословиц и поговорок о труде. Экскурсия в музей. | декабрь |
5 | Башкирское жилище. Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища. | Совместные рисунки «Юрта». Познавательное занятие «Башкирское народное жилище». Аппликация «Летняя башкирская деревня».Чтение сказки «Ленивый сын» | январь февраль |
6 | Национальная башкирская одежда. Познакомить детей с особенностями башкирской одежды. Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального калорита. | Познавательное занятие «Башкирская национальная одежда» Аппликация «Тюбетейка». Рисование «Башкирский национальный костюм». Экскурсия в музей. | март |
7 | Праздники башкир. Башкирская кухня. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирских семей. Расширить знания об особенностях национальной кухни. | Познавательное занятие: «Праздники башкир»; «Гостеприимство башкир». Лепка «Башкирское угощение». Свободное рисование. | апрель |
8 | Праздник «Имянаречение» Праздник «Сабантуй» Формировать у детей чувство интернационализма. | Подготовка и проведение праздника. Разучивание песен и стихов. Разучивание игр «Юрта», «Тюбетей» | май |
Предполагаемые результаты.
Активизация словаря (развитие речи, обогащение словарного богатства воспитанника).
Продолжение знакомства детей с музейными экспонатами.
Пробуждение интереса к познанию прошлого. Усвоение содержания сказок и легенд.
Разучивание песен и стихов на башкирском языке.
Пополнение музея предметами быта, национальной одеждой народов Южного Урала.
Оформление выставки детских работ и работ родителей.
Развлечение «Имянаречения», «Сабантуй».
Вывод
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Литература
1.Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 2.Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.53.
3.Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 20 с.71.
4.Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с. 115.
5.Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык м?д?нияте ??м традициял?ре бел?н таныштыру.-Бард, 2002.- 78 бит. (пословицы)
6.Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь 2002 с.64.
7.Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
8. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап. 1995год.
9. Башкирская энциклопедия. 2002г. «Башкиры. Этническая национальная культура».