Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_biologii_9_kl.docx | 57.37 КБ |
Игра Поле чудес | 39.5 КБ |
nedelya_biologii.ppt | 916 КБ |
elektiv_po_biologii_11_klass.docx | 43.1 КБ |
plan_provedeniya_dekady_uchiteley_himii.docx | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей……………………… Протокол № _______ от « » _________2017г. | Согласовано заместитель директора по УВР ________/________________/ «_____» «__________ » 2017 г | Утверждено: Директор школы: Н.В.Купавцева______________ /_________ / «_____» «________2017г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
для подготовки обучающихся 9 класса
к ОГЭ по биологии
«Подготовка к ОГЭ по биологии»
на 2017 - 2018 учебный год
Учитель биологии и химии: Керимов.М.К
НИЖНЕВАРТОВСК, 2017
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Содержание | Коли-чество часов |
Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 1 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 1 | |
Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 1 | |
Решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлого года | 1 | |
Решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года. | 1 |
Итого: 12
ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) | 1 | ||
1 | Биология как наука. Методы биологии | ||
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) | 4 | ||
1 | 2.1. Клеточное строение организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | 2 | |
2 | Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы. | ||
3 | 2.2. Признаки живых организмов Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 2 | |
4 | Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | ||
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч) | 7 | ||
1 | 3.1. Царство Бактерии Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. | 1 | |
2 | 3.2. Царство Грибы. Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека. | 1 | |
3 | 3.3. Царство Растения. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений. | 2 | |
4 | Основные семейства цветковых растений. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | ||
5 | 3.4. Царство Животные Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. | 2 | |
6 | Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. | ||
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
7 | 3.5. Учение об эволюции органического мира Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 1 | |
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч) | 16 | ||
1 | 4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 | |
2 | 4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» | 1 | |
3 | 4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 | |
4 | 4.4. Дыхание. Система дыхания. Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 1 | |
5 | 4.5. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | 1 | |
6 | 4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1 | |
7 | 4.7. Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 1 | |
8 | 4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1 | |
9 | 4.9. Покровы тела и их функции. Покровы тела и их функции. | 1 | |
10 | 4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 2 | |
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
11 | Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | ||
12 | 4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1 | |
13 | 4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 1 | |
14 | 4.13. Психология и поведение человека. ВНД. Психология и поведение человека. ВНД. | 1 | |
15 | 4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | 1 | |
16 | 4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 1 | |
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч) | 4 | ||
1 | 5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. | 2 | |
2 | Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. | ||
3 | 5.2 Экосистемная организация живой природы. Экосистемная организация живой природы. | 1 | |
4 | 5.3 Учение о биосфере Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 1 | |
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч) | 2 | ||
1 | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года» | ||
2 | Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года. Практическая работа № 12: «Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года». |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
- Биология ГИА-9 класс – 2012. ./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2011.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
- В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники. И: Дрофа, 2005 год
- В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные., И: Дрофа, 2004 год
- В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек., И: Дрофа, 2005 год
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
- Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с.
- Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2014. – 174, [2] с.
- Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл. : учебник/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин . – 2-е изд., стереотип. –М.:Дрофа, 2016. -255, [1] с. :ил.
- Биология. Человек. 8 класс:. учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с.
- Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012.-285, [3] с.
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №8
ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС»
Подготовил и провел:
учитель биологии Керимов.М.К
2015-16 уч.г.
Цель: Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Расширять кругозор, память, логическое мышление, речь учащихся, Повышать культуру, развивать познавательную культуру.
Правила игры:
- Три отборочных тура по 3 участника
- Игра со зрителями
3. Финал и суперфинал.
Оборудование: презентация, карточки с алфавитом.
Ход игры.
I отборочный тур
Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман).
Пушистая вата плывет куда – то. (Облака)
На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град).
Задание первого тура
Эта птица имеет самый длинный язык?
Ответ: Дятел.
Оказывается, самый длинный язык у дятла. Мало того, что он липкий, так он ещё может достигать в 10-15 см длину - порой язык у дятла бывает длиннее его тела.
Зимой питается семенами хвойных деревьев. Для извлечения семян дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена. Пустую шишку выбрасывает. Считают, что за день он вышелушивает по 100 шишек, а за зиму возле этого места будут лежать несколько тысяч шишек.
Весной долбят березы и пьют сок.
В конце лета питаются поспевшими ягодами.
Когда услышите стук по дереву, обратите внимание на эту красивую птицу – она стоит того.
Рекламная пауза. Приложение 1.
II отборочный тур
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Какое растение «говорит», где оно живет? (Подорожник)
Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать –и – мачеха)
Задание второго тура.
Обычно вьют гнезда птицы. Но чтобы вили гнёзда рыбы! Вы когда - нибудь слыхали об этом? Оказывается, есть такая рыба, которая вьёт гнездо, самка туда откладывает икринки, а самец отчаянно охраняет гнездо с икринками и личинками.
- Какая рыба вьёт гнезда?
Ответ: Колюшка.
Колюшка проявляет большую заботу о потомстве. Самка колюшки откладывает 60-80 икринок. Так икра и вышедшие из неё личинки защищены гнездом, построенным из водных растений. При нападении хищника колюшки растопыривают свои острые спинные и брюшные шипы, обыкновенно плотно прилегающие к телу, и иглы эти вонзаются в пасть хищника. Так же взъерошиваются они и в драках между собой (что случается очень часто) и вообще в минуту опасности.
Рекламная пауза.
- Где будете собирать лекарственные растения – возле дороги или лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы)
- Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? (Нет. За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов)
- Почему в закрытом тесном помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода)
- Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх)
- Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)
III отборочный тур
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. ( Ветер)
Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти. (Радуга)
Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород)
Задание третьего тура.
Это крупная человекообразная обезьяна. Она имеет более 2000 признаков сходства с человеком. Широко распространены в тропических лесах Африки. Эти обезьяны строят гнездо на высоте 8-12 м от земли из свежих веток деревьев. Так что же это за обезьяна?
Ответ: Шимпанзе.
Взрослые самцы достигают 170 см, а самки –130 см. Руки у этих обезьян длиннее ног. Ушные раковины большие, похожи на человеческие. Кожа лица морщинистая. Окраска чёрная. Живут стадами, в которые входят самец-вожак, несколько самок и детёнышей.
Игра со зрителями. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем?
Издает характерный звук (стрекотание), преимущественно ночью.
Сверчок - это обитатель Южной и Средней Европы, Северной Африки и Западной Азии.
Держится, как правило, вблизи человеческого жилья, а в более холодных странах живет только в домах, где есть постоянное отопление.
Это ночное насекомое питается растительными и животными остатками.
Финальная игра.
Какая птица является самой маленькой в мире пернатых?
Это одно из самых красивых творений природы. Достаточно только перечислить названия, которыми наградили эту птицу "изумрудное горлышко"," летающий аметист" и "огненный топаз".
Это самая маленькая птичка, из существующих на Земле. И найти её можно только в Америке. Удивляет и их способность передвигаться в пространстве, они умеют летать и головой вперед и хвостом, могут зависать на одном месте, взлетать почти вертикально и падать почти отвесно, выделывать воздушные петли и планировать.
Ответ: Колибри. Что больше всего поражает в колибри, так это их крошечные размеры. Колибри имеет очень красивую, необычную окраску, которая к тому же меняется в зависимости от угла освещения солнечными лучами и от угла зрения, под которым на нее смотришь. И это не единственная особенность этих крошечных птичек.
Единственная в мире птица, способная летать назад.
Суперигра. Из какого дерева сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет.
Ответ: Лиственница.
Древесина смолистая, твёрдая, хорошо противостоящая гниению; ценится как строительный материал.
Подведение итогов игры.
Награждение победителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I отборочный тур На дороге переполох – с неба сыплется горох . Туман Облака Град Над рекою, над долиной повисла белая холстина . Пушистая вата плывет куда –то .
Задание I тура У КАКОЙ ПТИЦЫ САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЯЗЫК?
Д Я Т Е Л
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
II отборочный тур Зверобой Подорожник Мать –и – мачеха Трава от 99 болезней. Какое растение «говорит», где оно живет? Это травянистое растение весной зацветает первым.
Задание II тура КАКАЯ РЫБА ВЬЁТ ГНЁЗДА?
К О Л Ю Ш К А
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
III отборочный тур Ветер Радуга Кислород Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти . Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ.
Задание III тура Эту обезьяну называют двоюродной роднёй человека
Ш И М П А Н Е З
Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем? Игра со зрителями
С В Е Р Ч О К
Какая птица является самой маленькой в мире пернатых? Финальная игра
К О Л И Б Р И
Из какого дерева сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет. Суперигра
Л И С Т В Е Н Н И Ц А
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «29»августа 2017 г. | Согласовано Зам.директора по УВР Н.И.Ветлугина _ «29»августа 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ №8» Н.В.Купавцева «31»августа 2017 г. |
Рабочая программа по БИОЛОГИИ
для учащихся 11 класса на 2017-2018 учебный год
Подготовка к итоговой аттестации по биологии (ЕГЭ-11)
Годовое количество часов: 34 Количество часов в неделю: 1
Составитель: учитель биологии Керимов Магомед Керимович
Нижневартовск, 2017г.
Пояснительная записка
Программа «Подготовка к ЕГЭ по биологии» составлена на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2017-2018 г. г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.
На уроках биологии в 10 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Программа «Подготовка к ЕГЭ по биологии» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 занятия (1 занятия в неделю).
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий год.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ учащимися 11 класса
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Содержание курса Раздел 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания (1 час)
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция
Раздел 2. Клетка как биологическая система (3 часа)
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных,
бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных.
Раздел 3. Организм как биологическая система (5 часов)
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения.
Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)
Раздел 4. Система и многообразие органического мира (9 часов)
Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (6 часов)
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения.
Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
Раздел 6. Эволюция живой природы (2 часа)
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа)
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде
Раздел 8. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ (6 часов)
Тематическое планирование
Темы курса | Часы |
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (1час) | |
1.1.Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Уровневая организация жизни | 1 |
Раздел 2. Клетка как биологическая система (3 часа) | |
2.1. Современная клеточная теория. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Химический состав клетки | 1 |
2.2. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле | 1 |
2.3. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые | 1 |
клетки.Жизненный цикл клетки. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных | |
Раздел 3. Организм как биологическая система (5 часов) | |
3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы – неклеточные формы жизни. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных | 1 |
3.2. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. | 1 |
3.3. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | 1 |
3.4. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки | 1 |
3.5. Селекция, ее задачи и практическое значение. Методы селекции. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. | 1 |
Раздел 4. Система и многообразие организмов (9 часов) | |
4.1.Систематика. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. | 1 |
4.2.Царство Растения. Вегетативные органы. Репродуктивные органы. Водоросли. Мхи. Папоротникообразные | 1 |
4.3. Голосеменные. Покрытосеменные. | 1 |
4.4. Царство Животные. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные. | 1 |
4.5. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви | 1 |
4.6. Тип Моллюски. Тип Членистоногие | 1 |
4.7. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы | 1 |
4.8. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся | 1 |
4.9. Класс Птицы. Класс Млекопитающие | 1 |
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (7 часов) | |
5.1.Ткани. Опорно-двигательная система. | 1 |
5.2. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Кровообращение. Давление крови. Пульс | 1 |
5.3.Дыхание. Газообмен в легких и тканях. Питание и пищеварение | 1 |
5.4. Обмен веществ. Значение витаминов в обмене веществ. Выделение. Мочевыделительная система. Кожа. Терморегуляция организма | 1 |
5.5. Регуляция функций в организме. Эндокринная система. Гормоны. | 1 |
5.6.Нервная система и ее функции. Анализаторы. ВНД: Особенности психики человека. Сознание. Память. Эмоции. Речь. Мышление. Сон. | 1 |
5. 7.Здоровый образ жизни. Личная и общественная гигиена. Профилактика инфекционных заболеваний. Оказание первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Вредные и полезные привычки. | 1 |
Раздел 6. Эволюция живой природы (3 часа) | |
6.1.Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция | 1 |
6.2.Развитие эволюционных идей. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | 1 |
6.3.Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции. Макроэволюция. Происхождение человека | 1 |
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа) | |
7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем | 1 |
7.2. Биосфера – глобальная экосистема | 1 |
Раздел 8. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ (4 часа) | |
8.1.«Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ 2018» | 4 |
За курс | 34 часа |
Литература для учителя
1. ЕГЭ 2017. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2017.
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2017. 4.Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2017,2018.
Литература для учащихся
- Единый государственный экзамен 2017, 2018. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. - М.: Интеллект- Центр, 2018.
- Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
- ЕГЭ-2017, 2018. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Г.С.Калиновой. - М.: Национальное образование, (ЕГЭ-2018. ФИПИ - школе).
- Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2015
- Ю.В.Щербатых. Биология в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2016
- ЕГЭ. Биология. Тематический сборник. Под редакцией Г.С. Калиновой - М.: Национальное образование, 2017.
- ЕГЭ. Биология 2017, 2018. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Г.С. Калиновой - М.: Национальное образование, 2017.
- Банк заданий ФИПИ.
Предварительный просмотр:
План проведения декады учителей химии, биологии, физики.2015-2016 года.
Девиз декады: «Россия будет прирастать Сибирью (Югрой)»
№ п/п | Мероприятие | Участники | Дата проведения и время | Место проведения | Ответственные |
1 | Открытие декады. | 5-11 кл | 25 января 10.05-10.25 | Кабинет №11 | Николайчук Ж.Д,Керимов М.К,Субботина Н.А. |
2 | Интеллектуальный марафон. | 7 классы | 25 января 14.15-15.00 | Каб №11,29,40 | Николайчук Ж.Д,Керимов М.К,Субботина Н.А. |
3 | Игра Что? Где? Когда? | 8,9 классы | 28 января 14.15-15.00 | Каб №40 | Николайчук Ж.Д,Керимов М.К,Субботина Н.А. |
4 | Защита проектов. | 10-11 классы. | 27 января 14.15-15.45 | Каб №11 | Николайчук Ж.Д,Керимов М.К,Субботина Н.А. |
5 | Выставка-презентация Мой четвероногий друг (Моё зверьё) | 5-11 классы | 1 февраля 10.00-11.00 | Каб №11 | Керимов.М.К |
6 | Закрытие декады. | 5-11 кл | 4 февраля 14.15-14.45 | Актовый зал | Николайчук Ж.Д,Керимов М.К,Субботина Н.А. |
Руководитель МО учителей естественных наук Ж.Д. Николайчук