2. Методические материалы
Методические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментирование для детей раннего возраста с водой и песком
Картотека экспериментов для детей
"Поймай рыбку"
Продолжая знакомить детей со свойствами воды, использую интересную игру «Поймай рыбку». Дети при помощи сачков вылавливают не только рыбок, но и лягушек, уточек, черепаху. Для игры использую рыбок разной величины и окраски, обсуждаем величину улова. Дети получают знания об обитателях водоёма. (показываю рыбок и сачки).
"Водичка разная: жёлтая и красная"
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ : наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти . Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.
"Тонет - не тонет"
Любимый опыт детей «Тонет — не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики , камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые -тонут.
Тема: вода льётся из крана.
Цель: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.
Эксперимент. – Что надо сделать, чтобы была вода? Что вы видите? Давайте наберём воду в стаканчик. Посмотрите на меня через стакан с водой, вы меня видите?
Вывод. Вода в стакане прозрачная.
- Подойдите к раковине и подставьте руки под воду, вы их видите? Почему вы их видите, какая вода льётся из крана?
Вывод. Вода чистая и прозрачная, сквозь неё видны руки и мыло. Вода нужна всем её надо беречь. Кран не надо открывать сильно.
Тема: вода жидкая – она может течь.
Цель: познакомить со свойствами воды – текучестью.
Эксперимент 1. Нельзя брать кубик в рот. Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой. Дети наблюдают и отмечают, что вода из одного сосуда перетекает в другой. Один сосуд стал полным, другой – пустым. Почему так происходит.
Вывод. Правильно. Вода жидкая, она может течь.
Тема: свойства воды.
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, холодная, горячая.
Эксперимент. – Передо мной три чайника. Подойдите ко мне. Я буду лить вам на ручки воду из чайников поочерёдно, а вы определите, какая вода в чайнике. Воспитатель повторяет эксперимент. Наливает воду в разные тазики и предлагает детям на ощупь проверить, какая вода. (Она не должна быть слишком горячей.)
Вывод. Вода может быть холодной, горячей, тёплой.
Тема: Вкус воды.
Добавьте сахар в стакан с водой. Что с ним произошло. Почему? Попробуйте на вкус подслащённую воду. Какая она?
Вывод. Сахар растворился в воде. Сахар придал воде сладковатый вкус.
Эксперимент. – Перелейте воду в другой стаканчик. Какой стаканчик легче? Какой тяжелее? Почему?
Вывод. Вода имеет вес. Вода прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества.
Тема: Знакомство с песком.
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
Тема: « Песочный дождик»
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Тема: «Угадай, что спрятано в песке». (используются мелкие игрушки).
Тема: «Цветные заборчики» (цветные счетные палочки).
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Тема: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Тема: «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Тема: «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Тема:«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Тема: Песок.
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Эксперимент 1. (песок сухой – он светлый, сыпучий)
- Что насыпано в ваших тарелочках? Какого цвета песок? Дети потрогайте песок и скажите, какой он? Скажем вместе: сухой, сыпучий. Насыпьте его на ладошку. Посмотрите, из чего состоит песок?
Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок. Они маленькие. Как трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает слова демонстрацией опыта.) У вас лежат формочки, давайте насыпем туда песок и сделаем куличики. Получились куличики? Почему не получились? (Песок сухой.)
Тема: Песок мокрый .
(Песок мокрый – он тёмный, холодный, из него можно лепить).
- Кто знает, что будет, если в песок налить воду? Давайте проверим. Воспитатель вызывает одного ребёнка, который с помощью него наливает воду в песок. – Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый?
Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет мокрым.
Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой. (Показывает детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Привитие навыков самообслуживания у младших дошкольников с особыми образовательными потребностями
Часто перед родителями стоит задача сформировать у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки надо начинать формировать у детей как можно раньше.
Одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания и правил поведения в быту, а именно:
•гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;
•навыки культуры еды;
•навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
•навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
•навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ОВЗ задерживаются в силу объективных причин. При их формировании нужно учитывать два фактора - возраст и особенности развития таких детей. Обычно к началу обучения в школе ребенок владеет определенной суммой навыков и умений. Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых, он должен уметь координировать движения тела и глаз.
Многие дети с ОВЗ очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Организовать обучение таких детей, используя только вербальный, то есть словесный метод, нельзя. Необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. В первую очередь покажите, как выполнять то или иное задание, затем повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки. Постройте свою работу так, чтобы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. И тогда ему захочется повторять это снова и снова.
Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим проводить игры, помогающие ребёнку усвоить данный навык.
Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Взрослый применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей.
Воспитание навыков направлено на то, чтобы сделать ребенка максимально независимым в семейной, общественной, школьной, а затем и в профессиональной среде.
Одним из основных положений является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. Это существенно улучшает мотивацию.
Система работы включает несколько этапов:
1. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
3. Постепенное преодоление трудностей.
4. Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.
5. Совершенствование новых способностей.
Формирование навыков культуры еды
Нужно формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами, пищу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Не разговаривать за столом во время приёма пищи. Учить детей убирать за собой посуду.
Формирование навыков одевания
Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.
Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае взрослый должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности.
Конечно, взрослым гораздо проще одеть ребёнка самому, чем многократно показывать ему одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются совместно.
Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.
Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:
(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.
•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
•Физическая - физические действия, помогающие ребёнку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать, и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.
Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования
Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т.п.) и самостоятельно их устранять или обращаться за помощью к взрослым.
Следует многократно повторять гигиенические процедуры и в строго определённое время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т.д., чтобы действия вошли в привычку.
Приучение к пользованию туалетом
Приучать ходить в туалет в определённое время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Объяснить ребёнку, как это можно почувствовать и сделать немного заранее, чтобы не случилось неожиданное. Учить пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий.
Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: раскладывать на места свои игрушки, одежду.
Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений
Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на вопросы.
Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.
Самообслуживание – это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности, в это время также закладываются основы культуры поведения. Нельзя пропустить благоприятный период, когда ребёнок хочет действовать сам и его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное время будет достаточно сложно.
Воспитание ребенка с проблемами в развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство недопустимо! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ребенком, то он быстрее адаптируется в жизни.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние мелкой моторики на развитие речи»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Речь – является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
Развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка.
Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. Существует множество пальчиковых игр и потешек, гимнастика для пальчиков, игры с песочком, которые будут очень полезны для развития моторики.
В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием. Таким образом, мы развиваем речь ребенка и готовим руку к письму.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей
необходимо начинать с грудного возраста.
Именно в этом возрасте движения пальцев
рук является единственным показателем
развития, который можно объективно оценить.
Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев:
— потягивать пальчики малыша;
— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.
Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.
В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения и выполнять их можно тоже под стишки. Например:
— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки – можно похлопывать кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую!»
— упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже есть стишок:
Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет: Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.
Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!
(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).
— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Потом такое же упражнение для другой руки
— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.
Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застёгивание-растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.
Игрушки для развития мелкой моторики
- Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
- Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
- Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
- Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- Собирание мозаик и пазлов
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
«Прищепки на веревке»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепки к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
- Контрастотерапия
Контрастотерапия – это использование контрастных ванн для кистей рук. Горячая вода – 45°С, холодная – 16 – 18°С. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Проводится 10 сеансов продолжительностью до 5 минут.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры и упражнения для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.
Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Давайте почитаем детям»
Хотя ребёнку всего два года, в этом возрасте он учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни. Вы как родители можете воспользоваться стремительным темпом его развития и привить ребенку основу чтения – важнейшего навыка, который обеспечит ему успех в школе. Родители, которые регулярно читают ребенку, закладывают фундамент для его последующего обучения к чтению. При чтении ребенок должен сидеть рядом с вами или у вас на коленях. Вы читаете книгу вместе. Ребенок знакомиться, как надо держать книгу, как читать, чтобы картинки и истории имели смысл, повествование развивалось от начала до конца. Во время чтения ребенок слышит многократное повторения на разные лады знакомых слов. Ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, потому что он слышит больше слов.
Некоторым малышам нравятся большие книги с картинками, где подписан каждый изображённый предмет. Если они привлекают вашего малыша, необходимо их читать ему. Многим детям нравятся книжки где одна и та же фраза встречается много раз, ребенку нравиться повторять эту строчку вместе с вами или самостоятельно. Читайте медленно, отчетливо, чтобы ваш малыш ясно слышал слова и фразы. Чтобы хорошо читать, ребенок должен полюбить чтение. Двухлетнему малышу не требуется много книг. Иллюстрации в книгах должны быть понятными и простыми. Некоторые дети любят рассматривать в книге животных, другие – поезд, машину.
Покупая книгу, убедитесь, что сюжет и словарный запас книги соответствует уровню развития ребенка.
Объясните ребенку, что книги надо читать, рассматривать иллюстрации, рвать их нельзя. Первые книги вашего малыша должны быть из плотного картона, книжки – раскладушки, мягкие книжки. Давайте ребенку для рассматривания по одной книжке.
Помните, что преимущества, которые получает от чтения ваш малыш, останутся с ним на всю жизнь!
Многие родители с удивлением замечают, что двух – трехлетний малыш сидит с книжкой, «понарошку» читая. При этом он произносит текст, который запомнил наизусть. Дети любят слушать стихи, сказки, потешки, прибаутки, песенки.
Памятка для родителей
♦Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
♦Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом (перед сном).
♦Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
Чтение перед сном
Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Читайте каждый день
Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Как научить ребенка беречь книги:
Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
Не читать во время еды.
Не загибать листы, пользоваться закладкой.
Класть книгу только на чистый стол.
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам».
Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
Как описана природа?
Какие слова и выражения запомнились?
Чему научила книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Легкость и прочность
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.
Она легкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — четкие и лаконичные.
Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Всему свое время
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.
Веселая азбука
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.
Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же , должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Давайте поиграем на прогулке с ребенком в подвижные игры»
для детей раннего возраста
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.
Подвижные игры для малышей носят тематический характер. Вначале подвижные игры очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними.
Правильно ходить ребенок быстрее научится по черте, проведенной на земле, по лавочке или невысокой ограде; играют в зверушек, идущих друг за другом; в солдат, марширующих в колонне; в детей, переходящих мостик над водой; в поезд, идущий по рельсам, и т. п. Когда будет освоена ходьба по прямой, можно добавить ходьбу зигзагом между препятствиями (кубиками).
Быстро бегать следует учить также постепенно. Сначала предложите ребенку бегать на коротких отрезках (например, в парке от лавочки к лавочке, от дерева к дереву). Позднее ребенок сам будет свободно бегать, а вы следите, чтобы он не бегал слишком долго без перерыва; после кратковременного отдыха ребенок быстро восстанавливает силы и может продолжить бег. Учите его бегать между расставленными предметами, обегать мебель, людей, игрушки.
Подвижная игра "Тучи и ветер" Ребенок изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела большие и маленькие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небу ветер.
Подвижная игра "Автомобиль" Ребенок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолета), выполняя руками соответствующие движения.
Подвижная игра "Дождик" Убегайте вместе с ребенком, чтобы как можно скорее спрятаться дома «под крышу».
Подвижная игра "Лужи" Нарисуйте на земле различные черточки и кружки. Затем возьмите ребенка за руку и в беге перепрыгивайте с ним через нарисованные препятствия. Цель — научить ребенка не останавливаться перед чертой, не прерывать бег.
Подвижная игра "Воробьи" Ребенок прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, держите ребенка только за одну руку и прыгайте вместе с ним.
Лазанье следует активно использовать в своих занятиях и подвижных играх, так как оно благотворно воздействует на подвижность позвоночника, укрепляет мышцы рук, ног и туловища, стимулирует деятельность внутренних органов. Дети любят лазать, особенно вверх, поскольку именно таким путем они удовлетворяют свою потребность в движении. Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок вместо ползания на коленках, которое чрезмерно отягощает чувствительные коленные суставы, быстрее начал ползать на четвереньках, опираясь на кисти и ступни.
Подвижная игра "Кошечка крадется" Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к земле (кошечка пьет). Упражнение выполняется только на гигиенической подстилке.
Дорожка препятствий. Как уже говорилось, дома легко можно оборудовать дорожку препятствий — из нескольких положенных на пол стульев, стола, гладильной доски и бельевой веревки (ее следует закрепить низко над полом). Ребенок под руководством взрослого преодолевает разнообразные препятствия, поочередно подлезая под них, перешагивая и взбираясь на них, и соскакивает на ковер (соскок допустим только с высоты на уровне пояса ребенка). На открытом воздухе оборудуйте дорожку препятствий при помощи веревочки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т. д. Преодоление дорожки повторяйте с ребенком не менее 4 раз; на некоторых участках позволяйте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно помогайте ему и страхуйте его, чтобы исключить возможность какой-либо травмы. Игра развивает в ребенке самостоятельность.
Подвижная игра "Тоннель" Ребенок изображает поезд, который проезжает через тоннель, составленный из перевернутых стульев, натянутых веревок и т. п. Ребенок бежит и пролезает под препятствиями, не касаясь их.
Подвижная игра «Перекатывание мяча». Хорошим подготовительным упражнением для метания и ловли мяча является также перекатывание мяча друг другу. Взрослый и ребенок сидят на земле (ноги врозь, напротив друг друга) и перекатывают мяч друг другу. Позже можно перекатывать два мяча сразу (обращайте внимание на то, чтобы мячи не сталкивались друг с другом). Ребенок, выполняя так упражнение, учится сосредоточивать и развивает умение ловить катящий мяч и точно направлять его взрослому.
Упражнения с использованием различных предметов в специальной обстановке
Пребывание на свежем воздухе для ребенка младшего возраста является насущной потребностью. Поэтому следует найти такое занятие на улице, которое бы нравилось ему и способствовало всестороннему развитию. В современных квартирах возможности для игры у ребенка очень ограничены, поэтому родители должны по возможности чаще ходить с детьми в парки, на спортивные площадки, в купальни, в лес, стремясь к тому, чтобы ребенок ежедневно как можно дольше находился на свежем воздухе в любое время года. Со сменой времен года меняется и характер двигательной деятельности ребенка на открытом воздухе. Однако он должен иметь постоянную возможность во что-то играть, чего-то добиваться, чтобы пребывание на воздухе стимулировало дальнейшее двигательное развитие, способствовало укреплению здоровья.
Лестницу ребенок преодолевает сначала со страховкой, потом самостоятельно, придерживаясь за какую-либо опору или без нее, но всегда приставным шагом. Цель — научить ребенка ступать на каждую ступеньку другой ногой. Это упражнение на равновесие, на высокой лестнице — на смелость; кроме того, оно укрепляет мышцы живота.
Горки найти в городе сложно, поэтому вы отправляетесь на них с детьми, как правило, во время воскресных прогулок. На небольшой горке с пологим склоном побуждайте ребенка взбежать в гору и медленно сбежать вниз, прямо в ваши руки. Поскольку при сбегании со склона увеличивается скорость, учите ребенка намеренно тормозить бег, чтобы не упасть.
Зимой такой склон прекрасно подходит для тренировки съезжания на санках — сначала с родителями, позже (на безопасном склоне) самостоятельно. Ребенок учится на горке правильно направлять санки и преодолевать страх при быстром их движении.
Лавочки, бревна, доски можно использовать для ходьбы на наклонной плоскости, лазанья на четвереньках, влезания и слезания со страховкой.
Качели — прекрасное средство, помогающее ребенку преодолеть страх высоты. Позаботьтесь, однако, о безопасности: чтобы ребенок не упал, доска должна быть хорошо закреплена в середине, оба конца ее должны быть снабжены ручками.
Резинка, длинная веревка, тонкий канат — подходящие снаряды для подлезания, перешагивания, перепрыгивания как с места, так и с разбега. Следите за тем, чтобы дети спрыгивали обязательно на мягкую подстилку.
Съезжание с наклонной поверхности — прекрасное упражнение на смелость и равновесие. Следите за безопасностью ребенка при завершении спуска! Позаботьтесь о том, чтобы ребенок твердо запомнил: сложные упражнения он может выполнять только в присутствии кого-то из родителей, но ни в коем случае не один. Это следует внушить ребенку, и при необходимости даже пригрозить, что, если он не послушается, вы никогда не будете выполнять с ним подобные упражнения.
Очень полезны упражнения с разнообразными предметами, которые всегда найдутся дома для занятий с ребенком. Это могут быть различные игрушки, а также бумажные шары, кружки из прутиков, кегли, картонные диски, бумажные ленты, бельевая веревка, короткая скакалка, мячи разной величины и т. п. Упражнения с этими предметами способствуют развитию у ребенка умения выполнять практические действия и тем самым развивают у него ловкость, сноровку, учат терпению и сосредоточенности (например, метание бумажных шаров в корзину, переноска игрушек в определенное место) . Упражнения с предметами развивают мелкие мышцы рук и таким образом подготавливают ребенка к более сложным действиям (рисованию, письму, шитью), содействуют решению задач трудового воспитания.
Выбор средств для укрепления здоровья и физического развития малыша зависит от времени года. Например, летом — водные процедуры и подвижные игры; зимой — катание на санках, скольжение по ледяной дорожке. Ребенок с большим интересом играет на улице, если у него есть конкретная программа действий. В связи с этим разрешайте ему взять с собой игрушки, например ведерко, мяч, коляску, санки, чтобы, увлеченно играя, он как можно дольше побыл на свежем воздухе. Для развития двигательных навыков у ребенка пребывание в парке или на спортивной площадке более целесообразно, чем долгие прогулки по городу. Длительная ходьба (однообразное движение) утомляет ребенка, а свободное движение в игре идет ему на пользу. Для этого родителям следует так планировать свободное время, чтобы поочередно гулять с ребенком.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Давайте поиграем на прогулке с ребенком в подвижные игры»
для детей раннего возраста
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.
Подвижные игры для малышей носят тематический характер. Вначале подвижные игры очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними.
Правильно ходить ребенок быстрее научится по черте, проведенной на земле, по лавочке или невысокой ограде; играют в зверушек, идущих друг за другом; в солдат, марширующих в колонне; в детей, переходящих мостик над водой; в поезд, идущий по рельсам, и т. п. Когда будет освоена ходьба по прямой, можно добавить ходьбу зигзагом между препятствиями (кубиками).
Быстро бегать следует учить также постепенно. Сначала предложите ребенку бегать на коротких отрезках (например, в парке от лавочки к лавочке, от дерева к дереву). Позднее ребенок сам будет свободно бегать, а вы следите, чтобы он не бегал слишком долго без перерыва; после кратковременного отдыха ребенок быстро восстанавливает силы и может продолжить бег. Учите его бегать между расставленными предметами, обегать мебель, людей, игрушки.
Подвижная игра "Тучи и ветер" Ребенок изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела большие и маленькие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небу ветер.
Подвижная игра "Автомобиль" Ребенок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолета), выполняя руками соответствующие движения.
Подвижная игра "Дождик" Убегайте вместе с ребенком, чтобы как можно скорее спрятаться дома «под крышу».
Подвижная игра "Лужи" Нарисуйте на земле различные черточки и кружки. Затем возьмите ребенка за руку и в беге перепрыгивайте с ним через нарисованные препятствия. Цель — научить ребенка не останавливаться перед чертой, не прерывать бег.
Подвижная игра "Воробьи" Ребенок прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, держите ребенка только за одну руку и прыгайте вместе с ним.
Лазанье следует активно использовать в своих занятиях и подвижных играх, так как оно благотворно воздействует на подвижность позвоночника, укрепляет мышцы рук, ног и туловища, стимулирует деятельность внутренних органов. Дети любят лазать, особенно вверх, поскольку именно таким путем они удовлетворяют свою потребность в движении. Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок вместо ползания на коленках, которое чрезмерно отягощает чувствительные коленные суставы, быстрее начал ползать на четвереньках, опираясь на кисти и ступни.
Подвижная игра "Кошечка крадется" Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к земле (кошечка пьет). Упражнение выполняется только на гигиенической подстилке.
Дорожка препятствий. Как уже говорилось, дома легко можно оборудовать дорожку препятствий — из нескольких положенных на пол стульев, стола, гладильной доски и бельевой веревки (ее следует закрепить низко над полом). Ребенок под руководством взрослого преодолевает разнообразные препятствия, поочередно подлезая под них, перешагивая и взбираясь на них, и соскакивает на ковер (соскок допустим только с высоты на уровне пояса ребенка). На открытом воздухе оборудуйте дорожку препятствий при помощи веревочки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т. д. Преодоление дорожки повторяйте с ребенком не менее 4 раз; на некоторых участках позволяйте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно помогайте ему и страхуйте его, чтобы исключить возможность какой-либо травмы. Игра развивает в ребенке самостоятельность.
Подвижная игра "Тоннель" Ребенок изображает поезд, который проезжает через тоннель, составленный из перевернутых стульев, натянутых веревок и т. п. Ребенок бежит и пролезает под препятствиями, не касаясь их.
Подвижная игра «Перекатывание мяча». Хорошим подготовительным упражнением для метания и ловли мяча является также перекатывание мяча друг другу. Взрослый и ребенок сидят на земле (ноги врозь, напротив друг друга) и перекатывают мяч друг другу. Позже можно перекатывать два мяча сразу (обращайте внимание на то, чтобы мячи не сталкивались друг с другом). Ребенок, выполняя так упражнение, учится сосредоточивать и развивает умение ловить катящий мяч и точно направлять его взрослому.
Упражнения с использованием различных предметов в специальной обстановке
Пребывание на свежем воздухе для ребенка младшего возраста является насущной потребностью. Поэтому следует найти такое занятие на улице, которое бы нравилось ему и способствовало всестороннему развитию. В современных квартирах возможности для игры у ребенка очень ограничены, поэтому родители должны по возможности чаще ходить с детьми в парки, на спортивные площадки, в купальни, в лес, стремясь к тому, чтобы ребенок ежедневно как можно дольше находился на свежем воздухе в любое время года. Со сменой времен года меняется и характер двигательной деятельности ребенка на открытом воздухе. Однако он должен иметь постоянную возможность во что-то играть, чего-то добиваться, чтобы пребывание на воздухе стимулировало дальнейшее двигательное развитие, способствовало укреплению здоровья.
Лестницу ребенок преодолевает сначала со страховкой, потом самостоятельно, придерживаясь за какую-либо опору или без нее, но всегда приставным шагом. Цель — научить ребенка ступать на каждую ступеньку другой ногой. Это упражнение на равновесие, на высокой лестнице — на смелость; кроме того, оно укрепляет мышцы живота.
Горки найти в городе сложно, поэтому вы отправляетесь на них с детьми, как правило, во время воскресных прогулок. На небольшой горке с пологим склоном побуждайте ребенка взбежать в гору и медленно сбежать вниз, прямо в ваши руки. Поскольку при сбегании со склона увеличивается скорость, учите ребенка намеренно тормозить бег, чтобы не упасть.
Зимой такой склон прекрасно подходит для тренировки съезжания на санках — сначала с родителями, позже (на безопасном склоне) самостоятельно. Ребенок учится на горке правильно направлять санки и преодолевать страх при быстром их движении.
Лавочки, бревна, доски можно использовать для ходьбы на наклонной плоскости, лазанья на четвереньках, влезания и слезания со страховкой.
Качели — прекрасное средство, помогающее ребенку преодолеть страх высоты. Позаботьтесь, однако, о безопасности: чтобы ребенок не упал, доска должна быть хорошо закреплена в середине, оба конца ее должны быть снабжены ручками.
Резинка, длинная веревка, тонкий канат — подходящие снаряды для подлезания, перешагивания, перепрыгивания как с места, так и с разбега. Следите за тем, чтобы дети спрыгивали обязательно на мягкую подстилку.
Съезжание с наклонной поверхности — прекрасное упражнение на смелость и равновесие. Следите за безопасностью ребенка при завершении спуска! Позаботьтесь о том, чтобы ребенок твердо запомнил: сложные упражнения он может выполнять только в присутствии кого-то из родителей, но ни в коем случае не один. Это следует внушить ребенку, и при необходимости даже пригрозить, что, если он не послушается, вы никогда не будете выполнять с ним подобные упражнения.
Очень полезны упражнения с разнообразными предметами, которые всегда найдутся дома для занятий с ребенком. Это могут быть различные игрушки, а также бумажные шары, кружки из прутиков, кегли, картонные диски, бумажные ленты, бельевая веревка, короткая скакалка, мячи разной величины и т. п. Упражнения с этими предметами способствуют развитию у ребенка умения выполнять практические действия и тем самым развивают у него ловкость, сноровку, учат терпению и сосредоточенности (например, метание бумажных шаров в корзину, переноска игрушек в определенное место) . Упражнения с предметами развивают мелкие мышцы рук и таким образом подготавливают ребенка к более сложным действиям (рисованию, письму, шитью), содействуют решению задач трудового воспитания.
Выбор средств для укрепления здоровья и физического развития малыша зависит от времени года. Например, летом — водные процедуры и подвижные игры; зимой — катание на санках, скольжение по ледяной дорожке. Ребенок с большим интересом играет на улице, если у него есть конкретная программа действий. В связи с этим разрешайте ему взять с собой игрушки, например ведерко, мяч, коляску, санки, чтобы, увлеченно играя, он как можно дольше побыл на свежем воздухе. Для развития двигательных навыков у ребенка пребывание в парке или на спортивной площадке более целесообразно, чем долгие прогулки по городу. Длительная ходьба (однообразное движение) утомляет ребенка, а свободное движение в игре идет ему на пользу. Для этого родителям следует так планировать свободное время, чтобы поочередно гулять с ребенком.