4. Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сан Пин про РППС Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 " Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" Дата подписания: 15.05.2013 Дата публикации: 19.07.2013 00:00 Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций 6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов . 6.7 . Для детей 1,5-3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок .
6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования: - столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места; - для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места. Столы устанавливают следующим образом: - четырехместные столы - не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей; - двухместные столы - не более чем в 3 ряда; - расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м; - расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно быть 1 м; - расстояние от первых столов до настенной доски должно быть 2,5-3 м, при этом угол рассматривания должен составлять не менее 45 град. 6.10 . В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.12 . Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста . 6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения. Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см. Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.
6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы. Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6 м. 6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. 6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.
6.22. Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредные для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. 6.24. В туалетных помещениях устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметно-пространственная среда – это естественная, комфортабельная обстановка рационально-организованного в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. 2
Нормотивно-правовая база ДОО Конституция РФ Закон об образовании РФ Конвенция о правах ребенка ФГОС ДО СанПиН по дошкольному Должностная инструкция воспитателя ДОО 3
Требования к развивающей предметно –пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых Возможность двигательной активности детей Возможность для уединения 4
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно насыщенной Трансформируемой Полифункциональной Вариативной Доступной Безопасной 5
- непосредственное эмоциональное общение с взрослым; -манипулирование с предметами; -познавательно-исследовательские действия; -восприятие музыки, детских песен и стихов; -двигательная активность и тактильно-двигательные игры; Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: Младенческий возраст 6
Ранний возраст - предметная деятельность и игры с составными и динамически ми игрушками; -экспериментирование с материалами и веществами; -общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; -самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями; -восприятие смысла музыки, сказок, стихов; -рассматривание картинок; -двигательная активность 7
Дошкольный возраст -игровая; -коммуникативная; -познавательно-исследовательская; -восприятие художественной литературы и фольклора; -самообслуживание и элементарный бытовой труд; -конструирование из разного материала; -изобразительная (рисование, лепка, аппликация); -музыкальная; -двигательная 8
Характеристики развивающей предметно-пространственной среды Насыщенность среды должна соответствовать: • возрастным возможностям детей; • содержанию Программы Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами . Насыщенность среды обеспечивает: ü игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; üдвигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; üэмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; üвозможность самовыражения детей Трансформируемость пространства Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д .; Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов , пригодных для использования в разных видах детской активности. 9
Характеристика РППС Вариативность наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования Безопасность Соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования 10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное развитие Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, математическоеское развитие «Логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, мозаика крупная и мелкая, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, геометрические головоломки на фланелеграффе «Танграм», игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», лото, домино.
Творческая мастерская Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата - для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, предметы народных промыслов (городецкая роспись, дымковская игрушка, игрушки из соломы), цветные мелки для рисования на асфальте, периодически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки )
Игровая Атрибуты для сюжетно -ролевых игр: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для сюжетно -ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Шофер — пассажиры». «Гараж»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек.
Физкультурный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс
Театрализованная легальность,литература Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации, элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), фонотека с аудио записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания (по рекомендации музыкального руководителя); полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются.
Уголок природы Животные - аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город и др.), инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото.
Уголок эксперементирования Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой песком — вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, лопатки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды
Конструирование Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек, пластины из толстого картона, тонкой фанеры, различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей, конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, напольные мягкие модули для строительства, игрушки для обыгрывания построек (машинки, животные, куклы, пупсы и т.д.)