Консультации педагога-психолога
Консультации и другие полезные матриалы для родителей и педагогов:
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста хорошо описаны здесь: http://szabotoi.ru/detskaya-psihologiya/psihologicheskie-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
успешная адаптация к условиям детского сада | 44.6 КБ |
развитие пространственных представлений | 20.99 КБ |
развитие зрительной памяти через ассоциации | 615.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и ндивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша:: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.
Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:
· Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
· Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
· Наличие интереса к предметном миру;
· Частота и длительность острых вирусных заболеваний.
Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.
При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.
Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:
- развитие предметной деятельности;
- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.
В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.
Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка - любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.
Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.
И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.
Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?
Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:
1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.
Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей,а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.
Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.
Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.
Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:
3. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.
Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.
И если рассматривать период адаптации, то взаимодействие детского сада и семьи всегда сопряжено с подъемом интереса к детскому саду. Объясняется это изменением образовательных потребностей и запросов семей. Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов:
I этап. Открытие - адаптационный период.
Содержание взаимодействия
Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка
Ответственность сторон
Семья. Родители. Знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи - знакомства и принимают решение: согласиться или отказаться от поступившего приглашения.
Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности к детей детскому саду. (Приложение 1,2).
В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.
Детский сад. Педагоги. Информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи - знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности семейного воспитания детей. Организуют работу адаптационной группы, предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми (или подбирают другую модель адаптации, возможную для сложившихся в семье и детском саду условий).
Встречи воспитывающих взрослых за круглым столом лучше проводить 2 раза в неделю, в течение часа, на протяжении одного месяца. Хорошо, если встречи-знакомства предваряют поступление ребенка в детский сад и его адаптацию. Если это невозможно, то встречи-знакомства воспитывающих взрослых могут проходить параллельно адаптации ребенка.
II этап. Прояснение ожиданий.
Содержание взаимодействия
Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.
Ответственность сторон.
Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.
Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.
На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.
III этап. Согласование.
Содержание взаимодействия
Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Ответственность сторон.
Семья. Родители. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.
Детский сад. Педагоги. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.
Когда ответы даны всеми партнерами и записаны, можно приступить к построению текста «Соглашения о воспитании детей». Ни одна прекрасная мысль не должна остаться незаписанной! Ни одно имя ребенка и воспитывающих взрослых не должно быть забыто! Каждое имя воспитанников записывается так, как оно звучит в семье из уст родителей.
Встреча. Согласование позиций в воспитании ребенка (проводится спустя месяц, после полученного опыта совместного с ребенком посещения группы).
IV этап. Созидание образа События
Содержание взаимодействия
Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.
Ответственность сторон.
Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.
Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.
В качестве примера проектирования взаимодействия взрослых и детей можно рассмотреть календарный план, представленный в приложении 3.
План позволяет поставить конкретные задачи работы с детьми. Задачами взаимодействия взрослых и ребенка в период адаптации к детском саду являются:
1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, поддержание нормализации мышечного тонуса, улучшение настроения.
2. Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации.
3. Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Данный календарный план рекомендован только на адаптационный период. В нем описаны игры разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры проводятся с одним, с двумя детьми, с небольшой подгруппой детей в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, ниже можно добавить свои игры. Те игры, которые были проведены, отмечаются «галочкой». Картотеку можно дополнять.
В календарном плане предложена примерная программа прогулки. Она проводится с детьми от 1 года 6 мес. до 3 лет в солнечную и спокойную погоду.
В комментарии воспитатель отмечает активность детей в игровой деятельности в группе и на прогулке. Проводится небольшой анализ работы с детьми в течение дня.
План можно изменить, вписать свои игры, наблюдения в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей, от экологической обстановки, погодных условий и т. д.
Для более эффективного наблюдения за периодом протекания процесса адаптации малышей можно использовать специальный адаптационный лист, представленный в приложении 4.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше чем через2-3месяца.
С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.
Результаты работы в этом направлении позволяют говорить, что у ребёнка с легкой адаптацией быстро нормализуется сон, малыш с аппетитом ест, охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, настроение бодрое и спокойное. Умеет играть рядом с другими детьми.
Следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду возможна при соблюдении следующих условий:
- родители заранее готовят малыша к посещению детского сада;
- узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях;
- знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.
Можно рассматриватьдва основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).
Показателями успешной адаптации выступают: уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.
Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.
Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.
Список литературы:
1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15мая 2013г №26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая2013г., регистрационный №28564).
2. Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Изд.3-е.-Ростов на /Д: Феникс, 2008.- 186с.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста .- М., 1977
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.-236с
5. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.
6. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)
7. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.
8. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.
9. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-128с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
10. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.
12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов-Николаев ,2005-76с.
13. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе./Автореферат.- Ч.:2013.- 27с.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- 5-е изд., стериотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.
Электронные ресурсы:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам : портал (Электронный ресурс) УЧМАГ: https://uchitel-izd.adobeconnect.com,
2. портал дошкольных работников http: // www.planirovaniefqos.docx.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Приглашаем принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут педагогам детского сада лучше узнать особенности вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития и более успешной работы педагогов.
1. Ребенок
Ф. И. _______________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Домашний адрес, телефон _____________________________________________
2. Мать
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Год рождения ________________________________________________________
Образование _________________________________________________________
Место работы ________________________________________________________
3. Отец
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Год рождения ________________________________________________________
Образование _________________________________________________________
Место работы ________________________________________________________
4. Жилищные условия (подчеркнуть)
а) отдельная благоустроенная квартира
б) квартира с подселением
в) съемное жилье
г) частный дом
5. Экономическое положение семьи (подчеркнуть)
а) низкий материальный доход
б) средний материальный доход
в) высокий материальный доход
6. Состав семьи (кто проживает вместе с ребенком)
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Степень родства (брат, сестра, бабушка и т. д.) ____________________________
____________________________________________________________________
7. К кому из членов семьи ребенок больше привязан:_______________________
____________________________________________________________________
8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес: ____________________________________________________________________
9. Какие игрушки любит ребенок? Основные виды игр и занятий с ребенком дома: _______________________________________________________________
10. Как обычно зовут ребенка дома?_____________________________________
____________________________________________________________________
11. Какие навыки самообслуживания уже обретены ребенком: ______________
____________________________________________________________________
12. Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть):
· быстро
· медленно
· сам
· рядом сидит кто-то из взрослых
· иногда мочится во сне
· раздевается перед сном и одевается перед сном сам
· с помощью взрослых
13. Какой аппетит у Вашего малыша? (подчеркнуть):
· хороший
· ест все
· ест плохо и мало
· выбирает
14. Охотно ли вступает в контакты, общение (подчеркнуть):
· с детьми своего возраста
· с детьми старшего возраста
· с незнакомыми взрослыми
· с родными
15. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркнуть):
· спокойным
· мало эмоциональным
· очень эмоциональным
16. Что отличает Вашего ребенка от других? (его индивидуальные особенности) ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
17. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка? (подчеркнуть)
а) слушаете передачи по радио, телевидению
б) читаете педагогическую литературу
в) на основе рекомендаций педагогов
г) на основе опыта старшего поколения
д) другое (дописать) __________________________________________________
____________________________________________________________________
18. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными (подчеркнуть)
а) поощрение
б) наказание
в) требование
г) приучение
д) другое (дописать) __________________________________________________
____________________________________________________________________
19. Какие виды поощрения используете чаще (подчеркнуть)
а) словесная похвала
б) подарки
в) ласки
г) другое (дописать) ___________________________________________________
____________________________________________________________________
20. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (подчеркнуть)
а) физические наказания
б) словесная угроза
в) лишение развлечения
г) проявление Вами обиды
д) другое (дописать) __________________________________________________
____________________________________________________________________
21. Что вызывает осложнения в общении с детьми? Какие трудности испытываете? _______________________________________________________
____________________________________________________________________
22. Имеются ли разногласия с другими членами семьи в вопросах воспитания? В чем они выражаются? _______________________________________________
____________________________________________________________________
23. Как проводите досуг в семье? _______________________________________
____________________________________________________________________
24. Проблемы семейной педагогики, к которым Вы испытываете наибольший интерес: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
25. Какие формы сотрудничества с педагогами и психологом для Вас наиболее привлекательны:
возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности
обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях
участие в совместных с детьми досугах
участие в практикуме или тренинге, обогащающем Ваши воспитательные умения и др. (при желании дополните) _________________________________
___________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
Ф. И. ребенка __________________________________________________________________
Возраст на момент поступления ребенка в ДОУ ___________________________________________________
№ | Параметры | Дополнительный вопрос к матери | Оценка | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Поведение | 1.1. Настроение: бодрое, уравновешенное; раздражительное, неустойчивое; подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка? |
3 2 1 |
1.2. Сон. Засыпание. Длительность: быстрое до 10 минут; медленное | Как засыпает ребенок? |
3 2 | ||
Характер сна: спокойный; неспокойный |
|
3 1 | ||
1) использую дополнительные воздействия; 2) без дополнительных воздействий | Что делаете, чтобы ребенок заснул? | 1 3 | ||
1) длительность сна соответствует возрасту; 2) длительность сна не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 1 |
Приложение 3
План работы в период адаптации в 1 младшей группе.
СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» | ||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||
Игры (совместная | Прогулка | Комментарии со взрослым |
1. «Зайка хочет с тобой познакомиться». 2. «Зайка, зайка, попляши, 3. «На мяч» (дети подходят 4. Игра с пальчиками «Где же, где же наши ручки?». 5. «Посмотри, как летит воздушный шарик». 6. «Качели» – покачать встревоженного малыша на качелях. 7. Музыкальная игра «Колыбельная зайчонка». 8. Игры с образными мягкими игрушками (свободная деятельность детей) | 1. Знакомство 2. Игры в песочнице «Насыпь песок в ведерки». 3. Подвижная 4. Игра с ручками «Ладушки- ладушки». 5. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками) |
|
Приложение 4
Адаптационный лист
Детский сад № ___________Откуда поступил ____________________________________
Дата поступления _____________________
Ф. И. ребенка _________________________Дата рождения __________________
Возраст к моменту поступления в ДОУ _____________
Группа здоровья _________________
Возрастные данные: рост ___________ , вес ____________ (на момент поступления в ДОУ)
Заболевания (до поступления в ДОУ): ______________________________________________
Число, месяц. Поведенческие реакции (П) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Аппетит ребенка | 4 – очень хороший аппетит, съедает всё с удовольствием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 – аппетит выборочный, но насыщенный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 – ест долго, неохотно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 – отказывается от еды, капризничает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сон ребенка | 4 – сон спокойный, глубокий, засыпает быстро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 – засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 – засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 – отсутствие сна, плач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Эмоциональное состояние | 4 – весел, жизнерадостен, подвижен, активен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 – улыбается, настроение хорошее, спокоен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 – иногда задумчив, замкнут |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 – хныканье, плач «за компанию» |
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Как развивать пространственные представления?
Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения.
Формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий его успехов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
При изучении математики пространственные представления нужны для:
- понимания отношений сравнения
- правильного написания цифр
- понимания условий задачи и т.п.
Для полноценного овладения чтением и письмом пространственное представление необходимо для:
-правильного восприятия графически-пространственного образа буквы
-правильного воспроизведения последовательности написания букв
-восприятия и понимания текста
Для овладения речевыми навыками пространственное представление необходимо для:
- ориентации и анализа получаемой информации
- грамотного построения речевого высказывания
- соблюдения звуко-слоговой структуры слова
- формирования связной речи
У детей с неполной сформированностью пространственных представлений обычно наблюдается беспорядок в тетрадках, аграмматичность речевого высказывания, трудности связной речи и нарушения слоговой структуры слова.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой является схема тела.
Освоение пространственных характеристик среды начинает осуществляться на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в жизненном пространстве. На следующем этапе ребенок учится ориентироваться и в схематичном пространстве, пространстве листа. Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазиространстве, которая понимается как некая упорядоченность в системе знаков и символов. Например, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» - «хозяин собаки» и т.д.).
Примеры упражнений и игр на пространственное представление:
1. Этап. Освоение пространства своего тела
- Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в ту или другую сторону, вниз- приседание.
- Ходьба и прыжки: с поворотом в обе стороны; прыжки через предмет, лежащий на полу;
- Выполнение упражнений перед зеркалом, используя какой-нибудь предмет: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «под подбородком», «выше-ниже», «спереди-сзади» и т.п.
2. Этап. Освоение внешнего пространства
- «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, что там растет, кто живет в пустыне. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возиожность пролезть сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула.
«Змея» - перемещения по полу без помощи рук, изображая змею.
«Скорпион» - переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках.
«Суслики» - перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места
- «Движения в средней зоне» Сюжетный контекст «Царство животных»
«Лягушка» - прыжки на месте и в пространстве
«Заяц» - прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения
«Медведь» - медленные, тяжелые, сильные движения
- «Движения в верхней зоне» Сюжетный контекст «Царство птиц».
«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Лебедь» - плавные, грациозные движения, текучесть пластики.
В конце каждой игры необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя.
3 этап. Пространственные схемы.
- Двигательный диктант (по шагам), например, один шаг вперед, два шага направо и т.п.
- «Поставь фигуру в угол» Например, нарисуй цветочек в правом нижнем углу и т.д.
- Нарисовать план комнаты
- «Пиратская карта сокровищ» - ориентируемся по схематичному плану комнаты.
- Конструирование, копирование.
4 этап Логико-грамматические речевые конструкции.
- Понимание предлогов
- «Положи игрушку» (на, под, за и тд.)
- «Нарисуй предлог»
- «Теремок» : ребенок расставляет жильцов теремка по этажам, потом сам дает задание остальным и контролирует.
- «Закончи предложение и ответь на вопросы»
- «Кто старше?»
- Сравни предметы и расскажи
- И т.п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие зрительной памяти через ассоциации Зрительная память- способность человека и других животных воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях. У большинства людей зрительная память доминирует над всеми остальными, создаваемые образы и просто увиденное глубоко «врезается» в память, отпечатываясь как изображение на фотоплёнке.
Развитие зрительной памяти через ассоциации Развитая зрительная память-гарантия школьной успеваемости. При недостаточной сформированности она вызывает определенные трудности в школьном обучении: недостаточность общего объема памяти трудности формирования зрительного образа объекта (буква, цифра и т.п.) ошибки в пространствненном расположении элементов знаков (букв, цифр)
Развитие зрительной памяти через ассоциации Один из способов запомнить факт – ассоциировать его с каким-либо другим фактом. "Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с тем, что там уже было... Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи, будет обладать лучшей памятью". Ассоциативная связь должна быть : интересной, яркой, детализированной, затрагивать различные органы чувств. Ассоциативные связи между объектами строятся на основе: Смежности (стол-стул), сходства (земля-шар), контраста (добро-зло), обобщения (помидор-овощ), дополнения ( колеса-машина ) и др.
Развитие зрительной памяти через ассоциации Примеры заданий: Демонстрационная наглядная таблица (тематическая и нетематическая) с нахождением связи между предметами через ассоциации Мнемотаблицы Развитие синестезии, т.е. связывание визуальных элементов с теми или иными звуками, запахами, тактильными ощущениями. Заставляйте мозг создавать сложные ассоциации, которые помогут ему отыскивать в памяти нужную вам информацию. «Игра в спички» и т.п . Двигательные упражнения ( прошагивание траектории, например, буквы) Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое
Демонстрационные таблицы Создаем зрительные ассоциации, образы для запоминания фигур Создаем комплексный художественный ассоциативный образ для запоминания
Запоминание через зрительную ассоциацию Мемотаблица
Синестезия (смешение чувств). Пример. Буква А : предварительно даем образ буквы На что она похожа? Какого она цвета? Какого вкуса? Какой имеет запах ? Тактильное ощущение
Благодарю за внимание)