Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда
Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Годовой план 2019-2020 | 22.32 КБ |
Циклограмма деятельности | 34.5 КБ |
Положение о логопункте | 37.79 КБ |
Паспорт кабинета | 20.83 КБ |
Календарно-тематическое планирование для детей с ТНР | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ: | УТВЕРЖДАЮ: |
на Педагогическом совете | Заведующий МДОУ ИРМО |
протокол № 1 | «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» __________Л.Н.Громышева |
« 30 » августа 2019 года | « 30 » августа 2019 года |
Годовой план работы учителя-логопеда
МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»
на 2019-2020 учебный год
с. Хомутово, 2019г
Годовой план работы
Цель:
Профилактика и устранение нарушений речевого развития, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.
Задачи коррекционно-образовательной деятельности:
1. Своевременно выявить речевые нарушения у воспитанников;
2. Выполнять коррекцию нарушений речевого развития у воспитанников;
3. Создавать условия для коррекционно-развивающего обучения;
4. Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Дополнительно |
Сентябрь | Обследование речи детей всех возрастных групп, комплектование коррекционно-образовательных групп детей с речевыми нарушениями, заполнение речевых карт Логопедический мониторинг, отражение его результатов в речевых картах, корректировка и составление индивидуальных планов | «Осеннее кафе» (Особенности речевого развития дошкольников, развитие речи в условиях семьи) Форма: круглый стол, буклет Дополнительно: Анкетирование Выступление на общем родительском собрании (обсуждение плана работы, организации) | «Особенности речевого развития дошкольников» (по возрастам): Форма: письменная консультация «Звуковая культура речи: что это?» Форма: семинар Смотр речевых уголков в группах: анализ, рекомендации | Работа с неорганизованными детьми: анкетирование, ознакомительная встреча, обсуждение организационных моментов. Проектная деятельность
|
Октябрь | Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | «Семья и дети. Традиции семейного речевого воспитания» Форма: круглый стол, совместная деятельность с детьми | «Дети с ОВЗ: особенности работы» «Как смягчить тяжелую адаптацию ребенка к детскому саду» Форма: круглый стол | Работа с неорганизованными детьми: консультация на сайте «Речевое развитие в раннем возрасте» Проектная деятельность:
|
Ноябрь | Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | «Мелодии волшебных слов» (развитие выразительности речи) Форма: мастер-класс, буклет | «Просодическая сторона речи» Форма: семинар «Инновационные подходы к созданию РППС» Форма: тренинг | Работа с неорганизованными детьми: «Поиграем вместе с мамой!» Форма: Досуг Проектная деятельность: 1. «Скороговорка» 2. «Речь и движение» |
Декабрь | Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | «Зачем учить стихи?» Форма: мастер-класс, буклет Детско-родительский конкурс чтецов «Новогодние чтения» | «Словотворчество» Форма: круглый стол | Работа с неорганизованными детьми: «Новогодний хоровод» Форма: Музыкальное развлечение Проектная деятельность: 1. «Говоруша» 2. «Речь и движение» |
Январь | Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных групп Логопедический мониторинг, отражение его результатов в речевых картах, корректировка планов и индивидуальных маршрутов Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | «Сложные предлоги-сложные?» Форма: Письменная консультация, буклет с играми Детско-родительская викторина «Ох уж эти предлоги!» | 18.01.19 - «Использование предлогов в речи детей» Форма: мастер-класс | Работа с неорганизованными детьми: «Речь и движение» Форма: консультация на сайте Проектная деятельность: 1. Говоруша» 2. «Речь и движение» |
Февраль | Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | «Развитие связной речи» Форма: тренинг, буклет | «Как развивать связную речь?» Форма: семинар Школа молодых педагогов: «Составление профессионального портфолио» | Проектная деятельность: 1. Говоруша» 2. «Речь и движение» |
Март | Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | «Конкурс домашних сказок» Встреча с детским писателем | Открытый показ занятия по теме самообразования «Интегрированные занятия как средство формирования речевых умений и навыков у детей дошкольного возраста» | Смотр-конкурс речевых уголков в группах Работа с неорганизованными детьми: «Развитие мелкой моторики» Форма: мастер-класс Проектная деятельность: 1. «Говоруша» 2. «Речь и движение» |
Апрель | Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | Неделя открытых занятий для родителей ПРАЗДНИК РЕЧИ | «Речь и движение» Форма: тренинг | Проектная деятельность: 1. «Говоруша» 2. «Речь и движение» |
Май | Обследование речевого развития детей всехвозрастных групп (с 15.05) Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми | Анкетирование Выступление на итоговом родительском собрании | Анкетирование Подведение итогов | Стенд выпускников логопункта Проектная деятельность: 1. «Говоруша» 2. «Речь и движение» Сдача отчета |
В течение учебного года | ||||
Подготовка кабинета, оснащение дидактическими пособиями. | ||||
Оформление и пополнение «Уголков логопеда» в группах и «Советов логопеда» в холле, на сайте ДОУ | ||||
Посещение методических объединений учителей-логопедов Иркутского района | ||||
Комплектование подгрупп, составление расписания и планов занятий | ||||
Логопедический мониторинг, отражение его результатов в речевых картах, | ||||
Работа в «Школе заботливых родителей»: профилактика речевых нарушений, улучшение взаимопонимания с родителями и детьми, повышение компетентности родителей | ||||
Консультационная работа с родителями и педагогами по вопросу речевого развития детей | ||||
Проведение совместной деятельности с инструктором по физической культуре |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МДОУ ИРМО
«Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3______________ / Л.Н. Громышева
Циклограмма работы учителя-логопеда на 2019-2020 уч.г.
День недели | Время | Формы работы | Организационно-методическая деятельность | Количество часов | |
Подгрупповая | Индивидуальная (мобильные микрогруппы) | ||||
понедельник | 9:00-13:00 | 9:00-9:25 9:30-10:00 10:05-10:30 10:35-11:00 11:05-11:30 | 11:30-12:40 | 12:40-13:00- работа с документами | 4 |
вторник | 9:00-13:00 | 9:00-12:40 | 12:40-13:00-работа с документами | 4 | |
среда | 14:00-18:00 | 15:30-17:00 | 14:00-15:30-работа с документами 17:00-18:00 – «Час консультаций» | 4 | |
четверг | 9:00-13:00 | 9:00-9:25 9:30-10:00 10:05-10:30 10:35-11:00 11:05-11:30 | 11:35-12:30 | 12:30-13:00- работа с документами | 4 |
пятница | 9:00- 13:00 | 9:00-9:25 9:30-10:00 10:05-10:25 10:30-10:50 | 10:50-12:40 | 12:40-13:00- работа с документами | 4 |
Всего: | 20 |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад
общеразвивающего вида №3»
Протокол №_______
от_____.__________.201__г.
Положение о логопедическом пункте
с. Хомутово, 2019г
Положение о логопедическом пункте
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение о логопедическом пункте МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10.
1.2. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» (далее – Учреждении), основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.3. Логопедический пункт открывается руководителем Учреждения при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально- технических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими речевыми нарушениями, в возрасте 3 – 7 лет на одну ставку).
1.5. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или руководителя Учреждения.
2. Основные задачи логопедического пункта
2.1. Основными задачами логопедического пункта являются:
- Осуществление диагностики речевого развития детей 3-7 лет;
- Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
- Взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее - ПМПК);
- Организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
3. Организация деятельности логопедического пункта в Учреждении
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа обучающихся 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих Учреждение.
3.2. Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется в порядке живой очереди согласно журналу регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи , преимущество при зачислении отдается детям 5-7 лет.
3.2.1. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводится учителем-логопедом Учреждения ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, результаты обследования фиксируются в журнале логопедического обследования.
3.2.2. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, разрабатывается учителем-логопедом, согласуется старшим воспитателем, утверждается руководителем Учреждения.
Зачисление на логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей). Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления на логопедический пункт, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде.
3.2.3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта и индивидуальный план коррекционной работы.
3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонетические, фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с неосложненной формой общего недоразвития речи (далее - ОНР) IV уровня речевого развития (далее - ур.р.р.), (по Р.Е. Левиной).
3.3.1. Общее количество детей зачисленных на логопункт не должно превышать 20 человек, одновременно логопедическую помощь получают 12-15 детей.
3.3.2. Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключения: ОНР (I, II ур.р.р.); ОНР (III ур.р.р.); ОНР (III ур.р.р.), дизартрия; ОНР (III ур.р.р.), ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия.
3.3.3. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа от прохождения ПМПК необходимо получить с родителей (законных представителей) письменный отказ.
3.3.4. В случае если ПМПК рекомендует специализированное учреждение, но родители (законные представители) отказываются от перевода в специализированное учреждение, то необходимо взять с родителей (законных представителей) письменный отказ.
3.3.5. В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другим и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть зачислены на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования, но в таком случае количество зачисленных на логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагноза. На каждого ребенка с ОВЗ ПМПк составляет адаптированную образовательную программу.
3.4. Выпуск детей из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.
3.5. Прием новых детей на логопедический пункт производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
3.6. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей.
3.6.1. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, согласно циклограмме, утвержденной руководителем Учреждения.
3.6.2. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1 2660-10. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.
3.6.3. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе Учреждения.
3.6.4. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.
3.7. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель Учреждения.
3.8. Распределение рабочего времени учителя-логопеда составляется следующим образом: 85% - работа с детьми, 15% - организационная и методическая работа.
4. Руководство работой логопедического пункта
4.1. Непосредственный контроль над работой логопедического пункта осуществляет руководитель Учреждения.
4.2. Руководитель Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы.
4.2.1. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или дефектологическим образованием с квалификацией учитель-логопед, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
4.2.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.
5. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса
5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель, администрация Учреждения.
5.2. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.
5.3. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.
5.4. Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
5.4.1. Подготавливает список детей, зачисленных на логопедический пункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.3.3.1. настоящего Положения.
5.4.2. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте.
5.4.3. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи.
5.4.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
5.4.5. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
5.4.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений обучающихся, зачисленных на логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
5.4.7. Взаимодействует с педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями):
- Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
- Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих Учреждение в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
5.4.8. Осуществляет связь со специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
5.4.9. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей, зачисленных на Логопедический пункт.
5.4.10. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.
5.4.11. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопедического пункта руководителю Учреждения до 30 мая по форме.
5.4.12. Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов Иркутского района.
5.4.13. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
5.5. Воспитатель создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы.
5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми, зачисленными на логопедический пункт.
5.5.2. Наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи.
5.5.4. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, зачисленных на логопедический пункт.
5.5.5. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
5.5.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы детей, зачисленных на логопедический пункт.
5.5.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) детей, зачисленных на логопедический пункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
5.6. Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы.
5.6.1. Подбирает педагогов для коррекционной работы.
5.6.2. Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно рекомендуемому списку.
6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедического пункта
6.1. Для логопедического пункта в Учреждении выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиН.
6.2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.
6.3. Логопедический пункт финансируется Учреждением, на базе которого он создан.
7. Документация логопункта
7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в логопункт.
7.2. Годовой план работы учителя-логопеда.
7.3. Расписание индивидуальных занятий, с воспитанниками, зачисленными в логопункт.
7.4. Рабочая программа для детей с легкими речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР)
7.5. Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
7.6. Индивидуальный план работы на каждого ребенка, посещающего логопункт
7.7. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в логопункт.
7.8. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в логопункт.
7.9. Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп.
7.10. Выписка из протокола заседания ПМПк по вводу и выводу детей из логопедического пункта.
7.11. Журнал движения воспитанников, зачисленных в логопункт.
7.12. Журнал посещаемости
7.13. Отчет о результативности коррекционной работы.
7.14. Циклограмма рабочего времени
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МДОУ ИРМО
«Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3______________ / Л.Н. Громышева
Паспорт кабинета учителя-логопеда МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»
с. Хомутово, 2019г
Паспорт кабинета учителя-логопеда МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»
Задача - обеспечение специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Функции кабинета:
- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений
- Проведения обследования детей
- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий
- Оказание консультативной помощи педагогам и родителям
Оснащение кабинета:
- Шкаф для пособий – 2 шт
- Детские столы – 2 шт
- Детские стулья – 4 шт
- Стол для логопеда – 2 шт
- Стул для логопеда – 1 шт
- Зеркала для индивидуальной работы – 5 шт
- Магнитная доска – 1 шт
- Лампа дневного освещения над зеркалом – 1 шт
- Чистое полотенце – 2 шт
- Коробки и папки для хранения пособий
- Настенное зеркало (90см – 60см) – 1шт
- Шкаф для пособий (большой) – 1 шт
- Шкаф для пособий (малый) – 1 шт
- Набор логопедических зондов (постановочных) – 1 шт
- Настенные часы – 1 шт
- Стенд информационный – 2 шт
Оснащение зоны для индивидуальной работы с детьми
- Пособия для индивидуальной работы
- Текстовый и игровой материал для работы над звукопроизношением
- Текстовый и игровой материал для развития фонематического восприятия
- Материал для обследования речи
- Материал для работы над речевым дыханием
- Сенсорный материал
- Игровой материал для развития познавательных процессов
Специальная литература:
Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 70 книг, 35 рабочих тетрадей под авторством Е.В. Колесниковой, Е.М. Косиновой, Н.М. Мироновой, Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, Л.А. Комаровой, Н.С. Руслановой.
Особенно важной для работы является следующая литература:
- Стребелева Е.А. Прихолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста – М., 2014
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы –М., 2014
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - С-П., 2015
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. 2017
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». – Изд.3-е доп. и перераб .Е.В. Колесникова.- М.: Издательство «Ювента», 2015
- Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. – М., 2015
- Дидактические и демонстрационные материалы (грамматические сказки, материал для работы над лексикой и звуковой культурой речи и т.п.) под авторством О.Г. Гомзяк, Л.А. Комаровой, Н.Э. Теремковой, Е.А. Азовой, Е.Е. Коноваленко и др.
Документация:
1. Журнал обратившихся за логопедической помощью
2. Журнал посещаемости занятий
3. Журнал учета движения детей принятых на логопедические занятия
4. Журнал обследования детей (с 3 до 7 лет)
5. Речевая карта на каждого ребенка принятого на логопедические занятия
6. Индивидуальные планы коррекционной работы
7. Годовой план
8. Еженедельный работы
9. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий
10. Тетрадь взаимодействия логопеда с родителями
11. Тетрадь взаимодействия с педагогами (рекомендации к занятиям)
12. План мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений
13. Протоколы заседаний ПМПк по приему и выпуску детей
14. Паспорт кабинета
15. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей
16. График работы учителя-логопеда
17. Расписание занятий
18. Статистический отчет о проведенной работе
19. Диагностический отчет учителя-логопеда за учебный год
Примечание: документация хранится в течение 2 лет.
Список литературы
- Клиника интеллектуальных нарушений, методические рекомендации. 2011г.
- «Симптоматика психических расстройств». Методические рекомендации – 2011г.
- «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с речевыми нарушениями. Серебренникова С.Ю. ИГУ 2009г.
- Критерии нормального развития и признаки отклонений в развитии ребенка от рождения до 7 лет. ИГУ 2011
- Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
- Тетрадь тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков(С) (З) (С,) (З,) Н.В. Нищева
- Тетрадь тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков (Л) (Л,) дифференциации сонорных звуков и звука (J) Н.В. Нищева
- Домашняя тетрадь для закрепления проиношения звука Л у детей 5-7 лет. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
- Дидактическое пособие. Цепочки слов на сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Е.Н. Юрьева
- Вводные звуки в речь картотека задание для автоматизации звуков (Л), (ЛЬ) Т.С. Перегудова, Г.А. Османова 2008г.
- Рабочая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 года. Русланова Н.С.
- Скороговорки для детей и взрослых
- Изучаем пространство с нейропсихологом А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова 2015.
- Дидактический материал для развития лексико–грамматических категорий у детей 5-7 лет 2011 (посуда) Русланова Н.С.
- Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий у детей 5-7 лет 2011 (животные) Русланова Н.С.
- Я учусь пересказывать часть 1 Н.Э. Теремкова 2015
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста 2007
- Н.В. Нищева « Играйка» восемь игр развития речи дошкольников
- Действия часть 1. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет.
- Действия часть 2. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет.
- Предлоги В, НА, ПОД, К, ОТ. Развивающие игры-лото для детей 5-8 лет.
- Предлоги С, ИЗ, У, ЗА, НАД, Развивающая игра-лото для детей 5-8 лет.
- Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы прилагательные.
- Я.В. Игнатьева Учимся говорить правильно 2011г. Формиование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
- Н.В. Нищева Занимаемся вместе подготовительная к школе логопедическая группа 2016.
- Русланова 2011г. Рабочая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 года часть 1.
- Н.С. Русланова 2011. Рабочая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста (3-4г) часть 2.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко логопедическая раскраска для закрепления произношения свистящих звуков.
- Н.В. Нищева Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков (Ш), (Ж) и дифференциации звуков (С)-(Ш)-(З)-(Ж). 2016г.
- Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
- Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
- Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
- Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
- Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
- Коррекция произношения звуков Г, Гь, К, Кь, Х, Хь. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
- Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Л.А. Комарова
- Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Л.А. Комарова
- «Звуковая дорожка». Дидактическая игра для автоматизации шипящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. О.Е. Громова
- «Развитие речи у детей 2-4 лет». В.В. Гербова
- «Развитие связной речи. Опорные картинки для пересказа текстов». Г.Е.Сычева
- «Слова-действия. От предложения к рассказу», Т.Р. Насонова, О.В. Бурлакина
- «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Мир растений. Мир животных. Мир человека». Н.Е. Арбекова
- «Обучающие карточки. Времена года, природные явления, время суток»
- «Я и моя семья». Т.А. Куликова, 2012
- Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов. Комплексная программа «Детский сад 2100»
- Демонстрационный материал по лексическим темам
- Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. Е.В. Колесникова «Звуки и буквы»
Предварительный просмотр:
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Слова и словообразование | Грамматический строй | Связная речь | Фонетико-фонематическая сторона речи | Развитие правильного речевого выдоха, речедвигательной координации | Просодическая сторона речи | Развитие психических функций |
Комплексно-тематическое планирование для детей с ОНР (III ур.р.р.) 5-6 лет
Сентябрь | 1,2 | Обследование | |||||||
4 | Детский сад | Предметный словарь: группа, спальная комната, туалет, раздевалка, площадка, воспитатель, друзья, игрушки. Глагольный словарь: спать, играть, есть, пить, бегать, умываться, дружить, разговаривать. Словарь признаков: любимый, теплый, светлый, добрый, веселый, нужный. Словарь наречий: интересно, много, весело, дружно Антонимы: большой-маленький, добрый-злой, тихий-громкий, светлый-темный, Словообразование : От сущ. (группа-групповой), приставочных глаголов (пришел, ушел…), уменьшит-ласкат. | Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку. Сформировать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями моя, мое. | Пересказ рассказа «В раздевалке» (по демонстрируемым действиям) Дидактическое упр. «Рассказываем поочередно» | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развитие дыхания по схеме: Вдох носом, выдох ртом Вдох ртом, выдох носом Вдох ртом, выдох ртом Вдох носом, выдох ртом с произношение гласных А, О, У, И. Упражнения для снятия напряжения в шейно-воротниковой зоне «Вверх-вниз» Речь с движением «Домик» | Развитие восприятия ритмических структур: детям предлагается прослушать серии ударов, а затем подсчитать и охарактеризовать их. Развитие восприятия темпа речи («Мелит мельница зерно»). Выполнение упражнений на восприятие интонации «Восклицательный знак» |
| |
1 | Осень. Признаки осени | Предметный словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, туман, дождь, ягоды, грибы, мешок, корзина, ведро, зонт, плащ, сапоги, портфель, школа. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, дуть, мерзнуть, зябнуть. убирать, Словарь признаков: красный, бордовый, осенний, холодный, дождливый, пасмурный, золотой. Словарь наречий: холодно, ветрено, дождливо, ярко, хмуро, солнечно. Антонимы: холодный-теплый, рано-поздно, солнечно-пасмурно. Словообразование: От наречий (пасмурно-…), от словосочетаний (день с солнцем-солнечный..), от сущ Подбор родственных слов (гриб, ягода, лист, лес), Многозначность (ножка, лист, шляпка) | Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку.
Согласование прилагательных с сущ. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование имен существительных в именительном падеже ед.ч. во мн.ч. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с исп. магнитной доски | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. Знакомство с понятием «Звук речи». Звук А | Развитие длительного плавного выдоха (упр. «Осенние листочки»). Пальчиковая гимнастика «Станем мы деревьями» Упражнение на координацию «Мы у нашего крыльца» Подвижная игра «Дубок» | После прослушивания серии ударов- их воспроизвести. Упр. «Дождик» Интонационная выразительность: «Вопросительный знак» |
| |
2 | Сбор урожая | Предметный словарь: овощи, фрукты, капуста, горох, чеснок, посадка, грядка, рассада, борщ, щи, салат, качан, стручок; фрукты, абрикос, слива, хурма, киви, кисть, лоза, дерево, куст, сок, компот, желе, сухофркуты. Глагольный словарь: расти, созревать, варить, спеть, резать, собирать, чистить, солить, квасить, тушить Словарь признаков: овощной, полезный, свежий, крупный, гладкий, шершавый, кислый, зрелый Словарь наречий: мелко, крупно, рано, поздно, полезно, вредно | Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку. Образование множественного числа сущ. Согласование числит., местоимений, наречий с сущ. Знакомство с предлогами «с», «со», «из» | Пересказ описательного рассказа об овощах и фруктах с опорой на схему Рассказ на тему: «Путь картошки» | Закрепление понятий «слово», «звук речи»; Выделение заданного гласного в звуковом потоке Выделение и определение первого гласного звука в словах Звук У | Дыхательное упр. «Чисти лук и плачем», «Вкусная груша» Пальчиковая гимнастика «У нашего у Гришеньки» Упр. на координацию «Мы в землю семя посадили» Подвижная игра «Мимо сада» | Формирование темповой организации высказывания: Упр. «Дятел» Интонационная выразительность: «Точка» |
|
октябрь | 3 | Одежда и головные уборы | Предметный: Одежда, жилет, сарафан, фартук, носки, берет, косынка, карман, манжет, поля, рукав, подол, завязки, швея, закройщик, портной, ножницы, нитки, катушка, иголка Глагольный: шить, чинить, одевать, застегивать, стирать, мерить, пороть, кроить Словарь признаков: зимняя, летняя, демисезонная, нарядная, спортивная, женская, детская Наречия: удобно, тепло, холодно, нарядно Антонимы: шить-распарывать, надеть-снимать, чистый-грязный | Составляем простые предложения Знакомимся с многозначными глаголами Употребляем глаголы во множественном числе | Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему Рассказы на тему: - для чего нужна одежда - путь рубашки | Звуки А-У. Закрепление понятия «гласные звуки». Анализ и синтез звукосочетаний АУ, УА. Опрееделение наличия или отсутствия заданного звука в словах, подбор слов с заданным звуком | Дыхательное упр. «Швейная машинка», «Молния» Пальчиковая гимнастика «Обновки» Речедвигательная: «Есть в шкафу у куклы Кати» Подвижная игра «Иголка и нитки» | Проговаривание фразы в предполагаемом темпе с учетом лексического значения «Вопросительное предложение» |
|
октябрь | 4 | Обувь | Предметный: обувь, сапоги, сандали, тапки, кеды, ботинки, каблук, подошва, застежка, молния, голенище, носок, пятка, резина, войлок, кожа мех, сапожник, фабрика Глагольный: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, ухаживать, мыть Словарь признаков: Обувная, сапожная, осенняя, змняя, спортивная, домашняя, праздничная Наречия: удобно, чисто, аккуратно Антонимы: взрослые-детские, снимать-обувать, сломать-отремонтировать Словообразование: прилагат. от сущ., суф., | Составляем простые предложения Знакомимся с многозначными глаголами Употребляем глаголы во множественном числе Преобразуем глаголы повелительного наклонения 2-го лица ед.ч. в глаголы изъявительного накл. 3-го лица ед. и мн. Числа настоящего времени | Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему Рассказы на тему: - для чего нужна одежда - путь рубашки | Звук И Анализ и синтез сочетаний АИ, ИА, УИ, ИУ | Дыхательное упр. Пальчиковая гимнастика с нетрадиц. материалами Речедвигательная: «Зайка» | Выбор темпа в зависимости от ситуации «Повелительное предложение» |
|
ноябрь | 1 | Игрушки | Предметный словарь: игрушки, пирамидка, матрешка, кубики, конструктор, машины, куклы . Глагольный словарь: прыгать, катать, вращать, одевать, убирать, складывать, строить Словарь признаков: игрушечный, любимый, железный, деревянный, круглый, мягкий Словарь наречий: интересно, много, тихо, шумно, весело, дружно Антонимы: большой-маленький, крупный-мелкий, яркий-блеклый, мягкий-жесткий Словообразование: От существительных (фабрика-фабричный), приставочных глаголов (уехал, приехал), уменьшит-ласкат. | Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку. Употребление существительных в винительном падеже (с нулевым окончанием) Приставочный способ словообразования глаголов (приставки на-, по-, вы-) | Составление рассказа «Как мы играли» (по демонстрируемым действиям) | Определение в словах последнего гласного звука. Звук О | Развитие длительного плавного выдоха (дыхат. тренажер) Дыхат. Упр. «Летят мячи», «Качаем куклу» Пальчиковая гимнастика «Игрушки», упр. На координацию «Скакалочка» | Выбор темпа в зависимости от ситуации «Восклицательное предложение» |
|
2 | Посуда | Предметный: посуда, кастрюля, миска, чашка, половник, ковш, сито, терка, металл, фарфор, хрусталь, чугун. Глагольный: варить, жарить, чистить, резать, накладывать Признаков: хрупкая, чистая, прочная, новая, фарфоровая Наречий: удобно, горячо, чисто, красиво Антонимы: острый-тупой, чистый-грязный, глубокая-мелкая, хрупкая-прочная Многозначность: носик, ручка, ковш | Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку. Употребление существительных в винительном падеже (с окончаниями –у, -а) Придумываем простые предложения с сущ. в винительном падеже | Составление сравнительно-описательных рассказов. Рассказы по темам: -Зачем нужна посуда -Накроем стол -Если бы я был чайником | Звуки А-О-У-И. Закрепление полученных навыков. Выделение гласных звуков в односложных словах | Дыхательное упр. «Чайник кипит» Пальчиковая гимнастика «Девочка Иринка порядок наводила» Речедвигательная: «Моем чашку, моем кружку» Подвижная игра «Кувшинчик» | Восприятие и определение силы и высоты голоса Игра «Далеко или близко» |
|
ноябрь | 3 | Продукты питания | Предметный: Продукты, молоко, сметана, яйцо…, мука, соль, сазар, зерно, продавец, повар Глагольный: варить, жарить, кипятить, лепить, месить, запекать Признаков: вкусный, острый, кислый, соленый, свежий, горячий… Антонимы: острый-пресный, свежий-черствый Подбор родственных слов Словообразование | Употребление существительных в дательном падеже Придумываем простые предложения с сущ. в дательном падеже | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин | Звук Ы. Выделение последнего ударного гласного в слове. Анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков. | Дыхательное упражнение «Жарим пирожки» «Варим суп» Пальчиковая гимнастика «Пироги пшеничные» Речедвигательная «Холодильник открываем» | Произнесение скороговорок в разном темпе |
|
ноябрь | 4 | Профессии людей | Предметный: профессия, занятие, дело, работа, деньги, работник, плотник, художник, учитель…..
Глагольный: учит, рисует, красит, готовит….. Признаков: работящий, деловой, умный, интересный, хороший, ленивый Словообразование Подбор родственных слов, слов-синонимов | Составляем простые предложения с сущ. в творительном падеже | Составление сравнительно-описательного рассказа | Звуки И-Ы Дифференциация. Закрепление полученных навыков | Дыхательные упр.: «Ткачиха», «Кузнец» Пальчиковая: «В переулке дом растет» Речедвигательная: «Мы-шоферы» | Произнесение скороговорок в разном темпе |
|
декабрь | 1 | Зима. Зимующие птицы | Предметный словарь: Зима, пурга, вьюга, мороз, сугроб, пороша, поземка, гололед, птицы, кормушка Глагольный словарь: Падать, ложиться, лепить, украшать, заметать, кружиться, голодать, жалеть Словарь признаков: Холодный, морозный, искристый, рыхлый, легкий, юркий, прыткий, сизый Словарь наречий: Морозно, зябко, красочно, празднично Антонимы: холодный-теплый, сытый-голодный Словообразование: от приставочных глаголов, сложных слов | Составляем простые предложения с сущ. в родительном падеже | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | Звук М Закрепление понятия «Согласный звук». Определение в словах первого и последнего согласного звука. Анализ и синтез слов ам, ум, мы, му | Дыхательное упр.: «Вьюга», «Снег скрипит» Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком» Речедвигательная: «Дятел», «Снегири» Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы» | Произнесение скороговорок в разном темпе |
|
декабрь | 2 | Домашние животные зимой | Предметный словарь: животные, корова, теленок, ….хлев, стайка, будка, хозяйка, свинарка, дояка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, морда Глагольный: мычать, блеять, лаять, скакать, хрюкать, заботиться, кормить, чистить, мыть, убирать Признаков: крупный, мелкий, умный, пушистый, добрый, верный Наречий: быстро, жалобно, тонко, полезно, вредно | Употребление существительных в предложном падеже с предлогом НА | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» | Звук Н Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком. Анализ и синтез слова ОН | Дыхательное упр «Кошка засыпает» «Пастушок играет» Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами» Речедвигательная : «Коровушка» | Произнесение скороговорок в разном темпе Игра «Высоко или близко» |
|
декабрь | 3 | Дикие животные зимой | Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица…,пасть, клыки, лапы, шерсть, морда, Глагольный: нападать, защищать, мерзнуть, греться, питаться, искать, рычать, грызть Признаков: мохнатый, злой, сильный, хищный, травоядный, свирепый, безобидный Наречий: быстро, сильно, хватко | Использование предлога У в значении «около, рядом» в простом предложении, с существительным | Составление пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» | Звук В Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком. Анализ и синтез слова ВЫ | Дыхательное упр.: «Волк» «Сердитый ежик» Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?» Речедвигательная: «Тень-тень-потетень» | Произнесение скороговорок в разном темпе Инсценировка «Три медведя» |
|
декабрь | 4 | Новый год | Предметный: игрушки, праздник, торжество, наряд, календарь, настроение, волшебство, чудо, Дед мороз, Снегурочка, снеговик Глагольный: танцевать, веселиться, праздновать, дарить, получать, выступать, петь, готовить, наряжать, украшать Признаков: нарядный, украшенный, праздничный, новогодний, торжественный, волшебный | Различие глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени Согласование глаголов прошедшего времении в мужском и женском роде и числе | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета | Звук Ф Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком | Дыхательное упр.: «Снежки» «Катание с горки» Пальчиковая: «Новогодние игрушки» Речедвигательная: «Ой! Мороз» | Произнесение скороговорок в разном темпе Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: АААА, ЗЗЗЗЗЗ |
|
январь | 2 | Зимние забавы | Предметный: горка, каток, крепость, увлечение, развлечение, лыжи, сноуборд Глагольный: кататься, ехать, сворачивать, разгоняться, останавливаться… Признаков: веселый, азарной, крепкий, скользкий, удобный…. | Учим различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам Какой? Какая? Какое?, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом (О.С. Гомзяк, зад.12) | Учим выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда слогов. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Знакомство со звуком и буквой Х. | Дыхательное упр. «Снежки», «Катание с горки» Упражнение на координацию: «Ой! Мороз!» | Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: УУУУ ДДД Скороговорки: Колотил Клин в один блин клин |
|
январь | 3 | Зимние виды спорта | Предметный: спорт, работа, тренировка, мышцы… Глагольный: бегают, соревнуются, побеждают… Признаки: целеустремленный, бесстрашный, спокойный, тренированный… | Учим различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам Какой? Какая? Какое?, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного | Составление описательных рассказов с использованием схемы | Знакомство со звуком и буквой С. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. | Дыхательное упр. «Снежки», «Снежная горка» Игра-пантомима: «Угадай-ка: спортсмены» | Скороговорка в разном темпе: Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: Грабь граблями гравий краб Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двцх-трех звуков: ау, ои, ауо, ауи, усо.. |
|
январь | 4 | Транспорт | Предметный: транспорт, автобус, троллейбус, гараж, депо, вагон, состав, шасси, пропеллер.. Глагольный: ехать, выгружать, плыть, причаливать, садиться… Признаков: воздушный, подземный, наземный, водный, пассажирский, грузовой, аварийный… | Образовываем относительные прилагательные со значением отнесенности к разным видам транспорта Подбор признаков к предмету | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок (О.С. Гомзяк, зад19) | Совершенствовать навук звукового анализа и синтеза. Звук и буква З. анализ прямых и обратных слогов. | Дыхательное упр. «Самолет», «Шины шуршат» Упр. «Трамвай!» (стр 49, А.А. Гуськова) | Произнесение скороговорки …Кукушка… Усиление и ослабление голоса: У- беззвучная артикуляция-ау, ауи… У-шепотом-ау, ауи У-тихо-… У-громко… |
|
январь | 4 | Правила дорожного движения | Предметный: шоссе, перекресток, правила, движение, инспектор, закон, внимание… Глагольный: остановиться, продолжить, соблюдать, тормозить… Признаков: внимательный, аккуратный, спокойный… | Образовываем относительные прилагательные со значением отнесенности к разным видам транспорта | Составляем рассказ-описание с использование опорных схем | Совершенствовать навык анализа и синтеза. Знакомство со звуком и буквой Ш. | Дых. Упр.: «Самолет», «Шины шуршат» Подвижная игра «Перекресток» (по ролям) | Усиление и ослабление голоса, играем со звуком А Произнесение скороговорки в разном темпе. «Шла Саша..» |
|
февраль | 1 | Профессии на транспорте | Предметный: профессия, водитель, машинист, пилот, капитан, парашютист Глагольный: летает, управляет, водит, испытывает… Признаков: смелый, точный, ответственный, хороший, опытный… | Учим различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам Какой? Какая? Какое?, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного Закрепить навык согласования прилагательных с сущ. в роде, числе | Составление рассказа-описания по сюжету | Знакомство со звуком и буквой Ж. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, коротких слов (шум, шаг, шут) | Упр. «Мы-шоферы…» Дыхат. Упр.: «Шины шуршат» (А.А. Гуськова) | Поем гласные: громко, тихо, шепотом, беззвучно. Отгадываем звук Произнесение скороговорки в разном темпе |
|
февраль | 2 | Инструменты | Предметный: инструменты, топор, метла, гвозди, гвоздодер, клещи, шпатель… Глагольный: выравнивать, красить, белить, приколачивать, ремонтировать, пилить, рубить… Признаков: острый, тупой, садовый, тяжелый, деревянный, нужный… | Подбор признаков к предмету. Закрепить навык согласования прилагательных с сущ. в роде, числе Предложно-падежное управление. | Описательные рассказы, сравнительно-описательные рассказы! | Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слогов и коротких слов. Знакомство со звуком и буквой Ч. |
| Проговаривание скороговорок в разном темпе (повтор предыдущих) Проговаривание фраз с выделением интонацией определенного слова Это Маша, Маша поет, На улице зима… |
|
февраль | 3 | Наша армия | Предметный: армия, Родина, страна, защита, безопасность, отвага… Глагольный: служить, быть верным, учиться, побеждать.. Признаков: отважный, смелый, преданный… | Использование предлога «На» Упражняемся в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (беги-бежит-бегу) | Составление пересказа фильма «Армия» с опорой на картинки | Совершенствование звукового анализа и синтеза. Анализ обратных и прямых слогов, простых слов. Знакомство со звуком и буквой Щ. | Дых. Упр. «Солдаты», «Пулемет», упр. «Аты-Баты…» (А.А. Гуськова, стр 42) | Задание прежнее |
|
февраль | 4 | Мир сказок и добра | Предметный: сказка, волшебство, чудеса, добро, зло, злодей, герой… Глагольный: путешествовать, побеждать, колдовать, изображать… Признаков: добрый, сказочный, злой, волшебный, чудесный… | Использование предлога «На» Упражняемся в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (беги-бежит-бегу) | Придумываем сказку…. | Совершенствование звукового анализа и синтеза. Повтор! | Дых. Упр: «Добрая фея» Подвижная игра : «Угадай-ка: сказочные герои» | Задание прежнее Скороговорка! |
|
март | 1 | Приметы весны. Мамин праздник | Предметный: весна, природа, праздник, красота, очарование, пробуждение.. Глагольный: праздновать, поздравлять, отмечать, дарить, любить, рисовать… Признаков: ранняя, солнечная, пасмурная, переменчивая, весенняя, мокрая… | Использование предлога «Под» Упражняемся в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи-лежит-лежу) | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку | Повтор ранее пройденного материала (по ситуации) | Дых. Упр.: «Ручеек журчит», «Сосульки звенят» Упр. : «Солнышко» (А.А. Гуськова) | Проговариваем с интонацией: Какая она красивая! Это же мама! Доброе утро! Скороговорка |
|
март | 2 | Профессии людей (итог) | Предметный: дело, профессия, занятие, труд… Глагольный: делать, заниматься, трудиться, работать… Признаков: ответственный, внимательный, трудолюбивый, ленивый, работящий | Изменяем форму глаголов 3-го лица ед. ч. На форму 1-го лица ед.ч. (и мн.ч.): делает- делаю-делаешь-делаем. Использование предлога «В» | Составление рассказа-описания: «Кем я хочу быть» | Повтор (по ситуации) | Дых.упр. «Кузнец», «Ткачиха»… Упр. «Мы-шоферы».. (А.А. Гуськова) | Произносим стихи..: Скажи погромче слово «гром»- Грохочет слово, словно гром… |
|
март | 3 | Животные жарких стран | Предметный словарь: звери, леопард, бегемот, слон, лев, обезьяна, верблюд, зебра.. Глагольный словарь: нападают, охотятся, защищать, искать, грызть, забираться, ночевать… Признаки: полосатый, клыкастый, гривастый, сильный, мощный, пятнистый… Наречия: быстро, сильно.. Словообразование: Прилагательных от сущ.: лев-львиный, сущ. от сущ.: лев-львица и т.д. Подбор родственных слов (пустыня, песок, дерево) | Изменяем форму глаголов 3-го лица ед. ч. на форму 1-го лица ед.ч. (и мн.ч.): бежит-бегу-бежишь-бежим, ходит-хожу.. Использование предлога «В» | Составление рассказа-описания о животном | Звук и буква Л. Совершенствование звукового анализа и синтеза. | Дых.упр «Разговор обезьян» «Рычание тигра и тигренка» Подвижная игра : «Водопой!» (А.А. Гуськова) | «Инсценировка» - Саша, убери игрушки -Молчание -Саша! -Да иду, иду! -Ты как разговариваешь?» |
|
март | 3 | Комнатные растения | Предметный:забота цветок, горшок, уход, полив, подкормка, лейка… Глагольный: ухаживать, подкармливать, пересаживать, поливать, заботиться… Признаков: красивый, большой, раскидистый, цветущий... | Изменяем форму глаголов 3-го лица ед. ч. На форму 1-го лица ед.ч. (и мн.ч.): ухаживает-ухаживаю-ухаживаешь-ухаживаем… Использование предлога «В», «НА», в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных | Составление рассказа «Цветок на окне» (дети фотогр свой домашний цветок) | Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, слогов и слов, состоящих из трех-четырех звуков. Звук и буква Й | Дых. Упр.: «Колокольчик» Подвижная игра «Садовник» (А.А. Гуськова) | «Определи тон голоса»: Мы завтра идем в поход Завтра обещают дождь |
|
март | 4 | Весенние работы на селе | Предметный: труд, работы, подготовка, урожай, пахота, трактор, уборка… Глагольный: молотить, собирать, подготавливать, пахать.. Признаков: предусмотрительный, трудолюбивый, работящий, сельский | Использование предлога «ИЗ» Подбор признаков к предмету, узнавание предмета по признаку. Предложно-падежное управление Повтор материала с включение предлога «В». | Составление рассказа «Откуда хлеб пришел» (О.С. Гомзяк, зад.26) | Звук и буква Р. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. | Дых. Упр. «Тесто» Упр. «Молотьба» Подвижная игра «Пирожок» (А.А. Гуськова) | Произнеси слово «ДА» пятью разными способами: -восторженно -нежно -категорически -задумчиво - с сожалением |
|
апрель | 1 | Морские обитатели | Предметный: рыба, акула, кит, дельфин, осьминог, медуза, омуль, крючок, сеть, нерпа, сельдь… Глагольный: плыть, попадать, жалить, защищаться, обманывать… Признаков: умный, хитрый, незаметный, морской, речной, вытянутый, огромный, зубастый, опасный… | Использование предлога «ИЗ», «ПОД», в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных | Составление рассказа-описания «Рыбалка» по серии сюжетных картин | Звук и буква Е, Е. Совершенствование звукового анализа и синтеза. | Дых.упр. «Нагоним волны» «Чайки ловят рыбу» Подвижная игра «Два ерша» (А.А. Гуськова) | Задание то же: «Открой дверь» |
|
апрель | 2 | Космос | Предметный: космос, вселенная, планета, метеорит, невесомость, костюм, корабль… Глагольный: лететь, парить, двигаться… Признаков: неизвестный, неземной, невесомый, длительный… | Закрепление употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных посредством приставок (влетел-залетел-вылетел…) Учить узнавать количество слов в предложении Знакомство с антонимами. | Составление рассказа-описания «Моя планета» по собственному рисунку Учим составлять предложение из 5-7 слов | Знакомство со звуком и буквой Ю. совершенствование звукового анализа и синтеза. | Дых. Упр. « Холодный космос» Подвижная игра «Космонавт в полете» | Задание то же: Проворонила ворона вороненка. |
|
апрель | 3 | Насекомые | Предметный: насекомое, жук, пчела, оса, таракан… Глагольный: летать, порхать, ползать, жалить, впиваться… Признаков: жужжащий, мелкий, крупный, крылатый, рогатый… | Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-) Употребление антонимов в самостоятельной речи | Придумываем сравнительный анализ и составляем рассказ-сравнение. | Знакомство со звуком и буквой Я. Совершенствование звукового анализа и синтеза. | Дыхательное упр.: «Пчелы жужжат», «Комар звенит» Подвижная игра «Пчелки и ласточки» | Задание то же: На дворе трава, на траве дрова. |
|
апрель | 4 | Праздник правильной речи |
|