Конкурс "Педагог ДОУ 2018"
Музыка — это мир красок, чувств, эмоций, сказок, она помогает нам слышать волшебные звуки. Музыка дарит свет, учит любить, сопереживать, чувствовать, и благодаря этому создает гармоничную личность. А ребенок — это самый благодарный слушатель, и никто так, как он не «увидит» музыку, ведь детская фантазия не имеет границ. Главная задача музыкального воспитания детей — «влюбить» их в музыку. Ведь музыка удивительна и многофункциональна. Ее роль в развитии ребенка очень важна. В первую очередь, она формирует чувство ритма. Игра на музыкальном инструменте способствует развитию мелкой моторики, а занятия вокалом укрепляют бронхи и легкие. Благодаря звукам, ребенок получает начальные представления о добре и зле, знакомится с окружающим миром. Мы живем в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Я, как музыкальный руководитель, одной из своих задач считаю научить детей среди большого объема музыкального материала отличать высокохудожественную музыку от низкопробной. Одним из эффективных способов решения этой задачи стало сотрудничество с музыкальной школой. Мы устраиваем экскурсии с детьми в музыкальную школу, приглашаем ребят из школы искусств с выступлениями в наш сад. Наши воспитанники «живьем» слушают игру на флейте, кларнете, фортепиано, что вызывает у них огромное удовольствие и немалое удивление, а также интерес к музыкальным инструментам.
Буду рада если вам, уважаемые коллеги, пригодятся в работе мои авторские и найденые в интернете музыкальные игры.
Добрый мастер https://cloud.mail.ru/public/JYwS/1bmkE6cT3
Озорная полечкаhttps://cloud.mail.ru/public/Dn1G/XNUSG4HBA
Маленькой ёлочке https://cloud.mail.ru/public/F38n/Ek95DEq3o
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые игры для детей с ОНР | 1.44 МБ |
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии" | 1.1 МБ |
Стихи и рассказы о музыкальных инструментах | 227 КБ |
стихи о музыкальных инструментах | 74.66 КБ |
Картотека "Сказки - шумелки" | 2.9 МБ |
Песенки - малютки | 1.97 МБ |
Рабочая программа по кружковой деятельности | 223.5 КБ |
Загадки о музыкальных инструментах | 531.81 КБ |
Ноты детских песен | 339.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СТИХИ И РАССКАЗЫ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.
Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен — это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.
Вопросы и задания
• Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
• Что в природе напоминает вам звучание бубна?
• Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки — пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Вопросы и задания
• Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
• Дети делятся на группы. Каждая группа — ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
• Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой — музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.
Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан.
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.
Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.
Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.
Я, конечно, не орган.
Но зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!
Вопросы и задания
• Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
• Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
• Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина.
Колокольчик — музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.
Пусть он кроха и юнец.
Колокол — его отец —
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.
Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.
На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.
Вопросы и задания
• Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
• Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
• Почему для колоколов строят колокольни?
• Кто такой звонарь?
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.
Вопросы и задания
• Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
• Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
• Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.
ЧУДО-СВИСТУЛЬКА
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике.
— Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
Вопросы и задания
• Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
• Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
• Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?
Флейта — это звук волшебный,
Это голос сокровенный,
Это счастье и покой,
Это разговор с душой.
Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.
Флейта — сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
Вопросы и задания
• Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
• Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
• Придумайте сказку о том, как фея Флейтовой Музыки пригласила вас в свой сказочный музыкальный дворец.
• Придумайте сказку о том, как духовые инструменты выбрали флейту своей королевой. Нарисуйте королеву-флейту в музыкальной короне.
На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут,
Куда-то за собой влекут.
Подобны шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.
У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев.
Излечит боль любую в миг
Ее таинственный язык.
Вопросы и задания
• Предложите детям прослушать музыку арфы.
• Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?
• Придумайте сказку о том, как арфа превратилась в прекрасную царевну с таинственным певучим голосом.
Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.
Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.
И отступает суета,
И в сердце просится мечта.
И хочется весь мир любить
И за любовь благодарить.
Вопросы и задания
• Почему люди берут с собой в поход гитару?
• Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
• Вы когда-нибудь слушали гитару у костра? Расскажите, что вы чувствовали.
• Придумайте сказку о том, как гитара подружилась с голосом человека.
Фортепьяно — что такое?
Это таинство большое,
Разных клавиш разговор,
Черно-белый вечный спор.
В черных клавишах бемоли
И диезы звонко спорят.
В белых — чистые тона,
Ровная у них стена.
Нрав у белых — величавый,
Короли они праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.
Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые клавиши фортепьяно?
• Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
• Педагог нажимает разные клавиши и просит детей рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.
— Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
— Так и быть, — сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.
Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!
Вопросы и задания
• Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?
• Придумайте веселую историю о деревенском гармонисте.
Предварительный просмотр:
Стихи о музыкальных инструментах и о музыке.
Арфа.
У арфы струн ужасно много, капризна арфа – недотрога.
Чтобы мелодию сыграть, все струны надо перебрать.
Рояль.
Рояль много клавиш имеет и струн. У каждой струны – молоточек-игрун.
У клавиш два цвета – чёрный и белый. Пианист на рояле играет умело.
Рояль.
Посмотри-ка, у рояля крышка есть, и есть педали,
На спине крыло большое, словно парус над волною.
Много чёрных, белых клавиш – сразу их не сосчитаешь!
Скрипка.
У скрипки голос звонкий, четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет и звуки извлекает.
Струнно-щипковые инструменты.
Шесть или семь струн у гитары, у балалайки только три.
Щипково-струнными зовутся и та, и эта посмотри:
Чтобы струна вдруг зазвучала щипни её ты для начала
Фортепиано.
А по – другому рояль зовут странно, чудно, непонятно – фортепиано.
И пианино так называют. А «пиано» - «тихо», «тихонько».
Клавиш коснись рукою легонько. Слышишь, рояль начинает звучать?
И громко, и тихо он может играть
Бекар.
Вот бекар – знак непростой: музыкальный постовой.
За порядком наблюдает, эти знаки отменяет
Бемоль.
Что за знак написан тут? Для чего он, как зовут?
- Звать меня бемоль, друзья. Понижаю ноту я.
- А скажи, на сколько? - На полтона только.
Вальс.
Танцор партнёршу подхватил, и в вихре вальса закружил.
Чтоб вальс красиво станцевать давай под музыку считать.
Движенья лёгкие, смотри: шажок, другой! И раз, два, три!
Диез.
Ну, а это что за знак? Чем усердно занят так?
- Я диез, Бемоля брат. Сообщить вам очень рад
Про свою работу – повышаю ноту.
- А скажи, насколько? - На полтона только.
Динамические оттенки (Е. Королёва).
Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
-Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!» -
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время,
Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.
Мыши ТИХО вышли из норки,
ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,
А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся,
ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера ГРОМКО над ним потешались.
«Динамические оттенки» (Н. Кончаловская).
Две латинских буквы тут. Эти буквы знать дают:
ЭФ ( ) где громче, ПЭ (Р) где тише, композитор так и пишет.
Там, где стрелка вот такая, ты играешь, затихая.
Повернулась стрелка вдруг – надо здесь усилить звук.
Жига.
Танец «Яблочко» на судне русские матросы пляшут.
Ну, а Англии считают: «Нам милее жига наша».
«Звонкий день» (Б.Заходер).
Взял Топтыгин контрабас:
- Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Ни к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!
Тут и волк на поляне заиграл на баяне:
-Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!
Чудеса, чудеса! За роялем – Лиса,
Лиска-пианистка, рыжая солистка!
Старик Барсук продул мундштук:
До чего же у тромбона превосходный слух!
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук зайцы на лужайке.
Ёжик-дед и ёжик-внук взяли балалайки.
Подхватили белочки медные тарелочки:
-Дзинь- дзинь! – Трень-брень! Очень звонкий день!
Квартет.
Вот четыре музыканта замечательно играют.
Этот маленький оркестрик все квартетом называют.
Мажор и минор.
Жили – были два соседа: До-минор и До-мажор.
И всегда у них беседа превращалась в жуткий спор.
Говорит Минор Мажору с осужденьем и тоской:
«Разве можно без разбору веселиться день-деньской?
Мне совсем не до улыбки: нужно поиграть на скрипке,
Подмести в квартире пол, а потом накрыть на стол».
Возразил Мажор Минору: «Это всё не для меня.
У меня весёлый норов и другой порядок дня.
Для начала – погулять, пообедать и поспать.
А потом - опять игра не отпустит со двора».
Ты – прыгун», - пропел Минор.
«Ты – ворчун», - Сказал Мажор.
От рассвета до заката длится этот разговор.
Помогите им, ребята, разрешите этот спор.
Марш.
Вот отряд большой шагает разрешите этот спор.
По широкой мостовой, маршировке помогает
Барабанный чёткий бой ждёт их доблесть,
Ждёт их слава, и глядит на них страна
Левой…Правой… Левой…Правой… Раз, два! Раз, два!
Ноты.
ДО – Дом убирает и охраняет,
РЕ – на Речке весь день пропадает,
МИ – Миндаль в саду собирает,
ФА – Фасолью Фасад украшает,
СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,
ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,
СИ – Сидит целый день на диване,
ДО – в Домике весело нотам живётся –
Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.
Ноты.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка едет на такси.
Заплатила сто рублей и поехала в музей.
А весёлые котята к ней уселись позади
И проехали бесплатно. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нота «соль».
А теперь, дружок, изволь, познакомься с нотой «соль».
Точный адрес ноты той: «Нотный стан – этаж второй».
Опера.
Это что за представленье, людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!
Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют, в театре оперой зовут!
Полька.
А вот весёлый праздник полька! Здесь счёт другой. Раз, два и только.
Чтобы не кружилась голова, считаем мы: «Раз, два! Раз, два!»
Ритм (из «Нотной азбуки» Н.Кончаловской)
Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай, это очень, очень важно!
Всё вокруг для нас привычно, каждый звук для нас не нов.
Но послушай, как ритмично ходит маятник часов:
Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Вот суворовцы шагают по широкой мостовой,
Маршировке помогает барабанный чёткий бой.
Ждёт их доблесть, ждёт их слава и глядит на них Москва,
Левой…Правой…Левой…Правой…Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!
Регистр (Н.Кончаловская).
У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас.
Скрипичный ключ.
Нотный стан тут на замке. Ключ – у ноты «соль» в руке.
От замков ключи различны, у неё же - «Ключ скрипичный».
Это ключ - совсем особый – открывает нотный стан,
Приглашает всех садиться аккуратно по местам.
Скрипичный ключ.
Ключ скрипичный самый главный называется ключ «соль».
Открывает нотный стан он, нотной азбуки – король.
Скрипичный ключ.
Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,
И на каждой линии написаны значки.
А в начале строчки – знак необычный.
В музыке все знают – это ключ скрипичный.
Командир скрипичный ключ всеми управляет,
Потому и ноты ключ этот уважают.
Скрипичный ключ.
Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»
И бегут к нему все ноты и встают подряд.
Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно
Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.
Трио.
Если музыканты сели и втроём играть взялись,
А потом им все кричали: «Замечательно!» и «Бис!»,
То такое исполненье, когда трое выступают,
Музыканты во всем мире, словом трио называют.
Шумовые звуки (Е. Королёва).
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые. Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки.
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
На линеечках живут,
Звонким голосом поют.
Как на лесенке сидят,
Имена свои твердят.
НОТЫ СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА
НОТЫ СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА II ОКТАВЫ
НОТЫ БАСОВОГО КЛЮЧА
Стихи про музыкальные инструменты
Барабаню в барабан, | Со скрипкой инструменты схожи, |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Абакана «Детский сад «Добрыня»
|
КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор :Радецкая Ирина Сергеевна,
музыкальный руководитель
Абакан 2017
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………..3
2. ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ………………………………...6
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ………………………………...7
4. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ………….…...7
5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………...8
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19
«Музыка поможет им «научиться яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящим человеком»
Д.Б. Кабалевский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы. В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Актуальность. Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Практическая значимость. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.
Цель программы: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать её естественной и потому необходимой в жизни ребёнка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.
Задачи программы:
- Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
- Формировать музыкальные способности:
- чувство ритма,
- звуковысотный и
- тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
- Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.
- Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
- Формировать целеустремлённость, дисциплинированность.
Для успешного решения перечисленных задач необходимо наличие многих факторов:
- квалифицированная подготовка музыкального руководителя (знать методические приемы в работе с детьми по обучению их игре на детских музыкальных инструментах);
- умение музыкального руководителя правильно и эффективно организовать занятие;
- правильный выбор инструментов, содержание их в рабочем состоянии.
Количество инструментов, необходимое для занятий, зависит от их наличия и поставленных задач. Следует заранее позаботиться о всём необходимом оборудовании для организации занятий с детьми (подставках для инструментов, удобных стульях для исполнителей, исправных палочках для ударных инструментов, удлинителях и соединительных шнурах для электромузыкальных инструментов).
При обучении игре на ксилофоне, металлофоне и колокольчике (хроматическом и диатоническом) постановка рук одинакова. Поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующий росту ребёнка. Кисти рук с молоточком, как и сам инструмент, должны находиться немного ниже уровня пояса исполнителя. При более низкой постановке ребенок наклоняется к инструменту и горбит спину, при высокой - поднятые руки будут напрягаться и быстро уставать. Ручка молоточков кладется на среднюю фалангу указательного пальца и придерживается большим пальцем. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажат в руке, звук получается глухой, невыразительный.
Влияет на качество звука и место удара, поэтому играть следует по центру пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть свободны. Необходимо следить, чтобы ребёнок не производил удар всей рукой от плеча. При правильной постановке рук и свободном без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать.
Добиться ровного, одинакового удара обеими руками поможет следующее упражнение. Поставив правый молоточек на пластинку «соль», а левый – на «до», играть не спеша, чередуя правую и левую руки.
Затем по тем же пластинкам нужно играть одновременно обеими руками, сохраняя нужный темп. Оба эти приема надо отрабатывать в медленном темпе, а затем постепенно ускорять его.
Эффектно звучит глиссандо, при котором молоточек скользящим движением проводится по ряду пластинок.
Для осознания соотношений длительностей звуков применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть - , восьмые - , половинка - , целая - ). Для того, чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе с подтекстовкой длительностей или используя мультимедийное оборудование.
ТА ТА ТИ – ТИ ТА
При разучивании мелодии на инструментах с определенной высотой звучания целесообразно дать детям элементарные знания по музыкальной грамоте: названия нот и их расположение на нотоносце и на инструментах. Прежде чем разучить мелодию на инструменте, необходимо, чтобы ребёнок ее запомнил, имел представление о ее движении (вверх, вниз, на одном звуке, скачки на разные интервалы), самостоятельно пропел, воспроизвёл ритмический рисунок, показал движение мелодии рукой. Для лучшего запоминания желательно использовать наглядные пособия (фланелеграф, нотный стан, мультимедийное оборудование).
В работе с оркестром (ансамблем) используются готовые инструментовки, опубликованные в детских сборниках. Исходя из характера музыки, можно самим определить состав оркестра, выбрать группы солирующих инструментов, уточнить, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмическое сопровождение).
Соотношение количества инструментов определяется по яркости тембров. Тихих мелодичных инструментов должно быть больше, чем звонких и ударных.
При распределении партий в оркестре необходимо учитывать интересы и способности детей. Более сложные партии мелодических инструментов поручить тем, кто достаточно легко подбирает мелодии по слуху. Исполнение ритмического рисунка мелодии, метрической пульсации доверять детям, имеющим хорошее чувство ритма.
Игре в оркестре (ансамбле) предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем. Необходимо привлекать детей самостоятельно высказываться о музыке, отмечая ее выразительную и изобразительную стороны, предложить с учетом характера, настроения музыки самим подобрать соответствующие инструменты.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз.
В работе со всем оркестром необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода, занятия вести тактично и доброжелательно, стараясь заинтересовать каждого ребёнка самим процессом игры на детских музыкальных инструментах.
Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать различные виды детского творчества: пение, танец, игра. Оркестр своим многотембровым звучанием украсит любой номер на празднике.
Синтез различных видов музыкально-исполнительской деятельности детей – музицирование в оркестре, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры – способствует их наиболее быстрому и разностороннему музыкальному развитию.
Основные критерии при выборе инструментов для детского оркестра:
- простота при музицировании,
- чистый строй,
- достаточно громкий звук.
В данной программе, кроме ударных инструментов, может использоваться комплект инструментов Карла Орфа
- ксилофон-альт,
- ксилофон-сопрано,
- металлофон,
- колокольчик-альт,
- колокольчик-сопрано.
Программа включает подразделы:
- Знакомство с инструментами и оркестрами.
- Элементарная музыкальная грамота.
- Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Игра в оркестре (ансамбле).
- Творческие задания.
Организация и проведение занятий
Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах «Мы - музыканты» предназначена для детей 5 – 7 лет. Срок реализации 2 года.
Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой 10 – 12 детей в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 30 минут.
ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Старшая группа (5 – 6 лет)
- Играть знакомые песни, попевки, индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп.
- Своевременно вступать и заканчивать игру.
- Развивать творчество.
- Побуждать к активным самостоятельным действиям.
- Знакомить с оркестровым звучанием.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
- Уметь самостоятельно организовывать небольшой оркестр (ансамбль).
- Играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию.
- Играть с динамическими оттенками.
- Знакомить с оркестровым звучанием.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
- Различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду.
- Воспроизводить ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста.
- Элементарно музицировать.
- Узнавать оркестровое исполнение.
- Правильно извлекать звук.
- Играть с динамическими оттенками.
- Своевременно вступать и заканчивать игру.
- Играть по одному и в ансамбле
- Уметь самостоятельно организовать небольшой оркестр (Ансамбль).
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г. — 215 с.
Фольклор – музыка - театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Под редакцией С.И. Мерзляковой.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Период | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
1 раздел. Знакомство с инструментами и оркестрами | ||
Сентябрь – октябрь | Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами К.Орфа: колокольчик-сопрано, колокольчик-альт, металлофон, ксилофон-сопрано, ксилофон-альт. | Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на CD диск |
Ноябрь – декабрь | Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник) | П. Чайковский, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» |
Январь – февраль | Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.) | С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» |
Март – апрель | Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домбра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др. Познакомить с оркестром русских народных инструментов. | Русские народные мелодии: «Пастушок играет на рожке», «Пойду ль, выйду ль я», «Полянка» и др. |
II раздел. Элементарная музыкальная грамота | ||
Сентябрь – октябрь | Познакомить с понятиями:
| |
Ноябрь – декабрь | Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4; пауза четвертная; гамма; тоника. Познакомить с записью ритмов
| |
Январь – февраль | Закреплять пройденные понятия. Познакомить с размером ¾, объяснить пульсацию и выделение сильной доли в размере ¾. Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор», «затакт». Познакомить с записью ритмов в размере ¾: Та, та, та Ти-ти, та, та Та, пауза, та Объяснить, что такое вступление, заключение. | |
Март – апрель | Закреплять пройденный материал. Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4. Познакомить с записью ритмов в размере 4/4. Объяснить понятия «октава», «целая нота». | |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
III раздел. Подготовительные упражнения | ||
Сентябрь – октябрь | Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта. Работать над ритмами: та, та, ти-ти, та. На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. | Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского, Н. Метлова, Польки П.Чайковского, М.Глинки, А.Спадавеккиа, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «В садике» С.Майкапара |
Ноябрь – декабрь | Выделять сильную долю на слух в игре на детских музыкальных инструментах. Работать над ритмическими эталонами: Та, та Ти-ти, та Та-а Та, пауза Пауза, та Знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4. Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта. Играть простейшие партитуры в размере 2/4: Та, та, Та, та Ти-ти, та Ти-ти, та Играть гаммы вверх и вниз. Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле. | «Звенящий треугольник» Р.Рустамова, «Немецкая песенка» П.Чайковского, «Игра со звоночками» Ю.Рожавской, «Этюд с музыкальными инструментами» Ф. Госсека; «Полька» М.Глинки, «Аннушка», чеш.нар.мелодия «Лесенка» Е.Тиличеевой «Андрей-воробей», рус.нар.песня; «Небо синее» Е.Тиличеевой |
Январь – февраль | Учить детей определять на слух размеры 2/4 и ¾. В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом. Работать над ритмическими эталонами в размере ¾ Та, та, та Та, ти-ти, та Пауза, та, та Та, та, пауза Выделять сильную долю. Играть и петь гаммы До мажор. Тактировать и дирижировать на ¾. Играть попевки индивидуально и в ансамбле. Уметь читать партитуры в размере ¾. Та, та, та Та, та, та Та, та, пауза Та, та, пауза | Вальсы П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э.Грига; «экосез» Л. Бетховена; «Менуэт» И Баха; Латвийская народная полька «Скок,скок, поскок», рус.нар.песня, «Василёк», рус.нар.песня, «Игра с погремушками» С. Майкапара, «Сорока-сорока», рус.нар.попевка |
Март – апрель | Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю Определять на слух размеры 2/4, 3/4, 4/4 Выделять сильную долю Уметь читать партитуры в размере 4/4: Та, та, та, та Та, та, та, та Та, ти-ти, та, та Та, ти-ти, та, та Познакомить с игрой «Ритмическое эхо» Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков Работать над ритмическими эталонами 4/4 Та, та, та, та Та, ти-ти, та, та Та, пауза, та, пауза | «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского, «Киска» М.Дюбуа, «Натали и Дед Мороз» М. Дюбуа, «Танец дикарей» Е. Накада, «Тамбурин» Ж.Рамо Ре, до, ре, до – капли капают в ведро До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми. «Этюд» А. Рожицки |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле) | ||
Сентябрь – октябрь | Учить детей: – играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре); – играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение; – индивидуально разучивать партии. | «Полька», М. Глинки; «Петушок», рус.нар.песня «Вот какие чудеса», А.Филиппенко |
Ноябрь – декабрь | Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий теми, динамику и настроение музыкального произведения. Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. | Аудиозапись любой русской народной мелодии», «Вот какие чудеса» А. Филиппенко, «Часики» М. Вольфензона |
Январь – февраль | Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки. Играть гаммы в различных ритмических вариантах. Разучивать партии индивидуально и небольшими группами. Играть небольшими группами инструментов. Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамку, одновременно начинать и заканчивать исполнение. | Русские народные песни: «Василек», «На зеленом лугу», «Зайчик»; «Часики» М. Вольфензона; «Вальс петушков» И. Стрибогга |
Март – апрель | Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов. Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания. | «Старинная французская песенка» П. Чайковского. |
Май | Повторение и закрепление пройденного Подготовка и проведение концерта. | |
V раздел. Творческие задания | ||
Сентябрь – октябрь | Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов. Звукоподражать голосам животных и птиц. Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов Уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок. | |
Ноябрь – декабрь | Уметь подыграть музыканту. Импровизировать «Дождик». Импровизация сказки «Теремок» Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст. | |
Январь – февраль | Импровизации на ударных (ритмических) инструментах. Играть в оркестре. Проговаривать различные тексты в определенном размере. Играть с дирижером. | |
Март – апрель | Импровизации на «мелодических» ударных инструментах. Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами. Подыграть музыканту. Импровизация «Гроза». Отзовись, кого зовут. Сочинить сопровождение. | |
Май | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Подготовительная к школе группа
Период | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
I раздел. Знакомство с инструментами и оркестрами | ||
Сентябрь – октябрь | Повторение материала, пройденного в старшей группе. | |
Ноябрь – декабрь | Познакомить с духовыми инструментами: деревянные – флейта, гобой, кларнет, саксофон; медные – французский рожок, труба, тромбон, туба. Познакомить с духовым оркестром. | Дм. И Дан. Покрасс. «Марш Буденного», «Военные сигналы»; А.Вивальди «Концерт для флейты с оркестромс оль минор» (отрывок) |
Январь – февраль | Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов. Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами: «Фаэми», «Малыш», электрогитара | Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. |
Март – апрель | Познакомить с инструментами различных стран мира. | Исполняются любые записи детских песен народов мира |
Май | Повторение и закрепление пройденного. Проведение досуга. КВН | |
II раздел. Элементарная музыкальная грамота | ||
Сентябрь – октябрь | Повторение материала, пройденного в старшей группе | |
Ноябрь – декабрь | Уточнить понятия: «гамма», «тоника», «октава», «пауза». Гамма До мажор. Познакомить с пунктирным ритмом: четверть с точкой – восьмая – та да ти Учить схематично записывать ритмы в размере 2/4, используя для выкладывания на фланелеграфе длинные и короткме полоски Ти-ти , пауза. Пауза, ти-ти. Та-а. Триоли: ти-ти-ти | |
Январь – февраль | Познакомить с нотным станом и расположением на нем нот. Учить схематично записывать ритмы в размере ¾ Комбинация ритмов: (триоль) Ти-ти-ти, та; Ти-ти, ти-ти-ти (триоль) | |
Март – апрель | Познакомить с ритмами: Ти, та, ти-ти та-да (четверть с точкой) Продолжать знакомить с нотным станом и расположением на нем нот. Учить схематично записывать ритмы в размере 4/4 | |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
III раздел. Подготовительные упражнения | ||
Сентябрь – октябрь | Повторение материала, пройденного в старшей группе. | |
Ноябрь – декабрь | Петь и играть гамму До мажор в различных ритмических эталонах. Играть простейшие партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4. Определять на слух все пройденные размеры, тактировать и дирижировать. Работать над ритмическими эталонами: Четверть с точкой – восьмая; Восьмая с точкой – шестнадцатая; Триоль – четверть. Играть прием «глиссанде» | «Турецкое рондо» В. Моцарта, «Итальянская полька» П. Чайковского «Вальс» П. Чайковского, «Росинки» С. Майкапара, «Санта-Лючия», итал.нар.песня |
Январь – февраль | Играть на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки на различные интервалы. Играть трезвучие. Играть партитуры Та, ти-ти-ти (триоль), та Та, та, та Игра «Ритмическое эхо» Проигрывать ритмы потешек и стишков | «Мелодия» В. Моцарта, «Анна-полька» И. Штрауса, «Маленькая сказка» С. Майкапара, «Неаполитанская песенка» П. Чайковского |
Март – апрель | Играть партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4 Работать над ритмическими эталонами: Ти, та, ти. Ти, та-да Ти-ти-ти (триоль) та, та. Игра «Ритмическое эхо» Играть партитуры: Ти, та, ти, та, та Ти, та, ти, та, та Та, та, та, та Та, та, та, та Проигрывать ритмы потешек и стишков. | «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского, «Киска» М.Дюбуа, «Натали и Дед Мороз» М. Дюбуа, «Танец дикарей» Е. Накада, «Тамбурин» Ж.Рамо Ре, до, ре, до – капли капают в ведро До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми. «Этюд» А. Рожицки |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле) | ||
Сентябрь – октябрь | Повторение материала, пройденного в старшей группе. | |
Ноябрь – декабрь | Играть простейшие партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4 индивидуально, небольшими группами и в ансамбле (оркестре). Играть в оркестре простые песенки и потешки, соблюдая общий темп, динамику и настроение. Индивидуально разучивать партии. | «Микки Маус» М. Шмитца, «Мороженое» Э. Градески, «Пестрый колпачок» Г. Струве |
Январь – февраль | В шумовом оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение. Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. | Этюд» А. Дворжака, «Солнечная капель» С. Соснина |
Март – апрель | Индивидуально разучивать партии. Играть небольшими группами инструментов, всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно вступать и заканчивать исполнение. Исполнять гаммы в различных ритмических вариантах. | «Шарманка» Д. Шостаковича, «Немецкая песенка» П. Чайковского, «Пойте, мамы, вместе с нами» С. Соснина |
Май | Повторение и закрепление пройденного. Исполнительская работа над партитурами в составе оркестра. Подготовка и проведение концерта. | |
V раздел. Творческие задания | ||
Сентябрь – октябрь | Сочинить мелодию на заданный текст. Отгадать музыкальный инструмент и повторить ритмический рисунок. Подыграй музыканту. Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритм слов, имен, фраз, стихов. Конструктивные импровизации на ударных (ритмических) инструментах. | |
Ноябрь – декабрь | Придумать песенку на 2-3 звуках. Играть в оркестре. Проговаривать текст в определенном ритме. Мелодизация стихов на интонацию терции. К знакомым песням подобрать музыкальный аккомпанемент. Уметь дать образные импровизации «Весной в лесу». | |
Январь – февраль | Конструктивные импровизации на мелодических ударных инструментах. Образные импровизации на тему «После дождя». Сочинить песенку на заданный текст. Сочинить аккомпанемент. Звукоподражание шуму ветра, шелесту листьев, шуму дождя. Играть в оркестре. Проговаривать различные тексты в определенном размере. Играть с дирижером. | |
Март – апрель | Идти, как звучит музыка (марш, полька, крадучись, мягкий шаг и т.д.). Образные импровизации на тему «Гроза». Отзовись, кого зовут. Отгадать инструмент. Импровизация «Мы едем, едем, едем…». Сочинить сопровождение к небольшому музыкальному фрагменту (мелодии). Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами. Подыграть музыканту. Импровизация «Гроза». Отзовись, кого зовут. Сочинить сопровождение. | |
Май | Закрепление и повторение пройденного материала. |
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы
для детей старшего дошкольного возраста. М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Дейнс Эмма Первая энциклопедия музыки. Перевод на русский язык. М.:
Издательство «Махаон», 1999.
- Жилин В.А. Речевые упражнения. Авторское пособие, 1999.
- Зимина А.Н. Народные игры с пением. М.: 2000.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое
пособие. М.: «ТЦ Сфера», 2000.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах из опыта работы. М.: Просвещение. 1990.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, темп, движение. СПб.,1997.
- Лункявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения
дошкольников (4-7лет) к игре на детских музыкальных инструментах. М.: 1983.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Перунова Н. Н., Музыкальная азбука для дошкольников. Л.: «Советский композитор», 1990.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Гном и Д», 2000.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды:
В 2 т.- М.: 1985. Т.-1.
- Тютюнникова Т.Э. Звуковые музыкальные пособия. Звуки окружающего мира или из чего родилась музыка. (Приложение к книге и методическому пособию «Музыка. 6-7 лет», «Издательство АСТ», 1997), М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 1997.
- Хитц Клара. В стране музыкальных инструментов. М.: «Адонис», 1995.
Предварительный просмотр:
Загадки
о музыкальных
инструментах
АРФА
Звенят серебряные струны
Как будто струйки водяные,
И на волнах качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую −
Все струны нам изображают.
Все звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется…
БАРАБАН
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
П.Синявский
Когда играю я на нем,
Когда я репетирую –
С испугом думает весь дом,
Что крышу ремонтирую.
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан!
Он ритмичен, он отличен –
Наш веселый ….
Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине пусто.
КАСТАНЬЕТЫ
Взбодрят, удивят и тебя, и меня,
Испанскому танцу добавят огня!
Но где они? Ты догадаешься скоро,
Хоть их не видать на ладонях танцора!
ГИТАРА
П.Синявский
Она у папы шестиструнная,
Ее настройка – дело трудное.
И, чтобы папу не расстраивать,
Ее нам лучше не настраивать. (гитара)
По полю дорога,
На дороге тревога,
По дороге дыра,
В дыре игла.
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют, и на нее глядят.
Чтоб она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
ДУДОЧКА
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
Н.Пикулева
Уходил пастушок –
Клал в заплечный мешок
Хлеба краюшку
Да сердца подружку.
А это музыка нежная,
Добрая, сердечная.
Прислушайся на минуточку,
Узнаешь ты…
Вы все на ней играете
Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.
Да-да-да-да-да-да-да.
Вот так поет она всегда.
Ни палочка, ни трубочка
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Ду-ду-ду, да-да-да −
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это?..
Приложил к губам я трубку −
Полилась по лесу трель.
Инструмент мой очень хрупкий.
Называется…
Не возьмешь − она молчит,
Дуешь – сразу зазвучит.
Рано-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
Услыхали свиристели,
На зеленый луг присели.
Засвистели свиристели:
«Поиграй нам на…»
Что же это?..
ЛОЖКИ
Деревянная подружка, без нее мы как без рук
На досуге − веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Пришли на праздник постучать немножко.
Деревянные…
Деревянные, резные,
Расписные, озорные.
А в руках как застучат −
Всех порадуют ребят.
БАЛАЛАЙКА
Деревянный инструмент
Зазвучит в один момент,
Струнам звонко подпевай-ка,
Заиграла ...
П.Синявский
Заиграли три струны
На четыре стороны.
И в оркестре хороша,
Зазвучит – поет душа!
Просит: «Ну-ка, поиграй-ка»
Озорная…
В лесу-то теп, теп,
Дома-то ляп, ляп,
На колени возьмешь −
Заплачет.
Струны звонко поют
Нас с тобою в пляс зовут.
Это наш знакомый зайка,
Он играет на …
Треугольной формы корпус,
3 струны и звонкий голос.
Ну, попробуй отгадай-ка!
Это наша…
Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная…
В лесу выросла,
Из лесу вынесли.
На руках плачет,
А на полу скачут.
Треугольная доска,
А на ней – три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий.
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень.
Ну-ка, кто я? Угадай-ка!
Ну, конечно…
В лесу вырос,
На стене вывис
На руках плачет,
Кто слушает – скачет.
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка! Это наша…
Развеселая певунья − просто так устроена
Из дощечек скроена.
Три струны, да три угла
Вот и все дела.
БУБЕН
Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают –
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит.
Сейчас послушайте, ребята,
Задорный звук молодцеватый.
Не всяк на месте устоит,
Когда он весело гремит.
Этот звук мы не забудем.
Так звенит лишь только…
Я играю от души,
Ритм очень труден.
Что звучит? Скорей скажи!
Непоседа…
Может загреметь будто гром.
Может зазвенеть ручейком.
Любят дети с ним играть,
Любят дети с ним плясать.
Есть у нас веселый друг,
Очень любит громкий стук.
Тут ответ совсем не труден -
Знают все, что это…
Не барабан, не колокольчик,
А гремит и звенит.
АККОРДЕОН
Справа – клавиши блестят,
Слева – кнопочки стоят.
И меха посередине –
Он у нас в почетном чине.
А звучит так громко он!
Что это?,.
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану–
Всем знаком… (аккордеон)
ГАРМОНЬ (БАЯН)
Ну-ка, кнопки нажимай
И тихонько подпевай.
Растяни меха немножко
И сыграй нам на…
П. Синявский
По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул ее меха –
Стал похож на жениха. .
Она вздохнет и развернется,
И по деревне вдоль пройдется,
И соберется в круг народ,
Что хочешь, спляшет и споет! .
В старину была любима
И народом русским чтима
И сейчас еще старушки
Под нее поют частушки.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет – только тронь…
Как зовут ее?..
И играет, и смеется,
И грустит немножко.
Что же это, отгадайте,
Развеселая…
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
Только кнопочки затронешь,
Нежно разведешь меха, −
Сразу в музыке «утонешь»,
Унесет тебя река.
Та река – из нот чудесных,
Ей всегда и всюду тесно,
Льется речка и журчит.
Что за инструмент звучит?
У него рубашка в складку,
Любит танцевать вприсядку.
Он пляшет, и поет,
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
Ее песня льется и над скукою смеется.
Так задорна, голосиста, и поет чудесно, чисто.
Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.
Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…
Тянется, а не резина, с клапанами, а не машина.
Песни поет, а не радио.
Ты звонка и весела,
Коль растягиваешь меха.
То толстеет, то худеет.
На весь дом голосит.
Ящик на коленях пляшет-
То поет, то горько плачет.
МЕТАЛЛОФОН
Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон.
Что звучит? (металлофон)
Вот пластинки из металла
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много
Убегает вдаль дорога.
Слышите чудесный звон?
Что звучит ? (Металлофон)
СКРИПКА
Заиграл смычок по струнам
Песенка звенит над лугом.
Заплясали муравьи,
Солнышко и липка,
Разбудила луг, леса
Озорная...
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет ...
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мелодия издалека
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Поет так нежно…
В симфоническом оркестре
Ее голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаем мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
Инструмент волшебный…
Из дерева вырублена,
А в руках плачет.
Поле косое, пенье чистое,
На каждом пню соловьи поют.
В лесу вырезана,
Гладко выписана,
Поет, заливается,
Как называется?
П.Синявский
Смычок на ней пиликает,
Как воробей чирикает.
ПОГРЕМУШКА
В них играют от души
Все грудные малыши.
Эти звонкие игрушки
Называют…
Очень весело звенит,
Танцевать нам всем велит.
Разноцветная игрушка,
А зовется…
ТРЕУГОЛЬНИК
Что такое треугольник?
Это знает каждый школьник!
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
В самый сказочный момент
Вступит это инструмент.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижера.
ТРУБА
Ее голос басовит,
Всех она перекричит.
Бу-бу-бу, ба-ба-ба,
Заиграла вдруг…
Звучит сигнал, на бой зовет!
Вставай, солдат, она поет!
Нас в поход зовет она,
Очень звонкая…
П.Синявский
Блестящая и медная
Так здорово дудит –
Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит.
РОЯЛЬ
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Угадать его несложно:
Это старый наш...
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Стоит корова,
Орать здорова,
Как по зубам дашь,
Вою не оберешься.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?
ПИАНИНО
Тронешь пальцем – звук родится
И звенит, как будто птица.
Есть педали: от одной
Звук становится глухой,
От другой звучит он длинно.
Что же это?
П.Синявский
Оно большое, как комод,
Под крышкой музыка живет.
А маленькие дамы
На нем играют гаммы.
ФОРТЕПИАНО
Форте – громко, пиано – тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну конечно…
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его...
ОРГАН
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин?
ОРКЕСТР
В.Столярова
Расселись музыканты по местам,
Нстроили гобои, скрипки, флейты,
Вот вышел дирижер – и замер зал.
Сиди тихонечко, шалить не смей ты!
Сейчас волшебной музыки потоки
Умчат нас далеко от этих мест.
Ты молодец, что на концерт пришел сегодня
Послушать симфонический …. (оркестр)
Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки.
Если все их сразу взять,
Дружно вместе заиграть…
Буду я тут дирижером,
Кто же вы?
Ответьте хором… (оркестр)
Э.Ш.Большакова
Инструменты в руки взяли,
Дружно громко заиграли,
Нам играть не надоест,
Что создали мы? ... (Оркестр)
Он оркестром управляет,
Радость людям доставляет.
Только палочкой взмахнет-
Музыка звучать начнет.
Оно не врач и не шофер.
Кто же это? ... (Дирижер)
П.Синявский
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент! (дирижер)
Три оркестра
Сплошные огорчения, страданья и мученья,
Ведь очень много разных оркестров есть прекрасных −
Народный! Эстрадный! Симфонический!
Один оркестр хороший, второй ничуть не хуже,
Хорош и третий тоже, и всем я очень нужен −
Народному, эстрадному, симфоническому!
И в том, и в этом, и в этом, во всех хочу играть,
И медлю я с ответом, − как трудно выбирать!
Народный? Эстрадный? Симфонический?
Эстрадный оркестр
От оркестра эстрадного настроенье мажорное,
И такое нарядное, и такое задорное!
Эту музыку легкую, эту музыку ладную,
Эту музыку ловкую называют эстрадною.
Эта музыка стелется, как по снегу метелица,
Эта музыка кружится, как комарик над лужицей.
До чего же в оркестрах я хочу выступать!
Пожелал мне маэстро поскорей подрастать.
Народный оркестр
Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую – я со всеми затанцую!
Если песню грустную – грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет – прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет, - с нами делает, что хочет.
Симфонический оркестр
Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются. И тогда
Услышим, как шумят леса и как журчит вода,
И как дрова трещат в огне, и как пурга ярится.
И как мечтает о весне продрогшая синица.