Речевое развитие
Дидактические игры/конспекты занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 13.69 КБ |
skazkoterapiya.docx | 18.93 КБ |
logopedicheskaya_polyanka_kachestvo_po_nizhe.pptx | 724.72 КБ |
poznavteln._rechevoe_razvitie_0.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки для дошкольников
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.
1. Обсуждение с детьми пословиц:
— О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»? ;
— В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»?
— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»?
— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»? ;
— От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечера, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и наберёшься», «Глаза страшатся, да руки делают»?
2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью». Например: дети могут предложить:
- Не бездельничай.
- Учи и учись сам.
- Не бездельничай с другими.
- Помогай своим друзьям.
- Учи младших по возрасту.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице
«Капля мала, а по капле море»
- маленькая капля;
- большое море;
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Сказкотерапия как средство развитие речи дошкольников
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д Радари
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки своим детям, не обсуждают их, не говорят о поступках героев, не рассматривают красоту природы одним словом - проблема дети испытывают нехватку в речевом развитии, большинство детей становятся замкнуты, и не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем, оптимистичнее будут его взгляды на жизнь
Столкнувшись с этой проблемой в своей работе, у меня, как у воспитателя, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих развитию речи дошкольников. Поиски меня привели к, слайд методу-сказкотерапии.
Новизна заключается в том, что сказка помогает ребёнку не только понять собственные чувства и переживания, но и уметь их выражать.
Этот метод раскрывает творческий потенциал дошкольника и помогает познать свой внутренний мир. «Сказкотерапия», обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Сказкотерапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми.
В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы
1. Игровые: игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.
2. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.
3. Наглядные: иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.
4. Практические: моделирование сказок.
В своей работе я придерживаюсь принципам:
• от простого к сложному;
• доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;
• доброжелательность, заинтересованность;
• системность игр и занятий;
• введение проблемных ситуаций;
• поощрение.
Метод «Сказкотерапии» включает основные этапы работы, в данном случае это:
1. Знакомство.
2. Ритуал вхождения в сказку.
3. Рассказывание сказки.
4. Обобщение приобретенного опыта.
5. Ритуал выхода из сказки.
6. Рефлексия.
Сказкотерапия –это метод воспитания и лечения сказками. С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка.
Сегодня мне хотелось бы вам показать элементы сказкотерпии,
которые я включаю в занятия по развитию речи на примере русской народной сказки «Колобок». Я выбрала е, т. к. эта сказка достаточно проста и всем известна.
Итак, мне нужно 6 участников -прошу выходите.
Сегодня я приглашаю вас в сказку? Посмотрите у меня есть волшебный клубок, и он укажет нам путь. Ну что пойдем? Слайд изображения леса с музыкой
(воспитатель берет клубок в руки и все вместе идут, проговаривая слова)
-Клубок катись по свету
Покажи нам сказку эту!
Расскажи про что она
Научи любить ее всегда.
Вот мы и попали в сказку (сказка «Колобок») Ребята, в какую сказку мы попали?
А сейчас мы с вами сделаем гимнастику с мячами и расскажем, как бабка испекла Колобка. Раздаются мячики участникам мастер класса.
Координация речи с движениями
Жили-были дед да баба на полянке у реки.
И. п- мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5- 6 раз)
И любили они очень на сметане колобки.
И. п- руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5
6 раз)
Хоть у бабки мало сил, бабка тесто замесила. (Мяч впереди, пружинка)
Раскатала колобка (Катать мяч между ладоней.)
Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.
Вот какой колобок у нас получился
(слайд колобка- он говорит)
Я, румяный, круглый колобок. Да вот беда я очень непослушный. Лежал я себе на окошечке лежал, да и решил пойти в лес погулять
Воспитатель. Хорошо колобок поступил?
не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых
Музыкальный проигрыш медленная музыка, изображение леса.
Дыхательная фонематическая гимнастика
А в лесочке ветерок травку качает
У-у-у (тихо)
Деревья раскачивает
У-у-у (громко)
Листочки шевелит
Ш-ш-ш (тихо)
Пчелки летают
Ж-ж-ж (громко) Садятся на стульчики
Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик
Воспитатель: ребята, расскажите какой у нас зайчик? учить подбирать самостоятельно, как можно больше прилагательных.
Дети: Маленький, серенький, шубка пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.
Увидел зайчик колобка и говорит.
Заяц:
«Колобок, колобок, я тебя съем»
Колобок «Не ешь меня, я с тобой поиграю»
Музыкальная Подвижная игра -
Зайка серенький сидит, (подвижных игр с речевым сопровождением способствует не только снятию напряжения, смене деятельности, активному отдыху, но и помогает развитию подражательности, ненавязчивому запоминанию текстов стихотворного сопровождения, развитию словарного запаса и связности речи, учит согласовывать слова с движением, подчинять свои действия сюжету игры)
(Участники, сидя на корточках, имитируют
движения)
И ушами шевелит,
Вот так, в
от так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
«Зайчику очень понравилось, как вы играли, и решил он отпустить Колобка.
Катится колобок, катится, а навстречу ему волк идет.»
Расскажите какой он
Дети: злой, страшный, серый, ушки короткие, хвостик длинный, зубки острые.
«Увидел волк колобка и говорит.»
Волк:
«Колобок, колобок, я тебя съем»
Колобок: Не ешь меня, мы с тобой поиграем (пальчиковая игра)
Волк серый-зубастый (сгибают и разгибают кулачки)
По полю рыщет («ходят» по столу)
Добычу себе ищет.
Как найдет (сжать кулачки)
Волчатам унесет
Волку очень понравилась игра, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.
Катится, катится, а на встречу ему медведь (Слайд медведя)
Расскажите какой медведь
Дети: большой, косолапый, ушки у меня короткие, хвостик короткий.
«Увидел медведь колобка и говорит.»
Медведь:
«Колобок, колобок, я тебя съем»
Колобок: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».
Я часто сочетаю речевую работу с рисованием не секрет, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А сколько радости испытывают дети, когда им предлагается нетрадиционное рисование пальчиками гуашью по бумаге.
(Участники рисуют пальчиками колобков)
«Медведю очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.
«Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет
«Увидела лиса колобка и говорит.»
Лиса
«Колобок, колобок, я тебя съем»
Колобок не ешь меня, мы тебя за это похвалим» При помощи этого игрового упражнения мы расширяем словарный запас наших воспитанников, учим их правильному согласованию слов в
словосочетаниях,
даем бесценную возможность участия в общей беседе,
воспитывая важные коммуникативные умения слушать и слышать
собеседника, не перебивать, контролировать динамику голоса и прочее.
Участникам предлагается похвалить
лису, ответив н вопрос
«какая она?»
(хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая)
«Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и
решила она не есть нашего колобка. Отпустила его. Обрадовался колобок покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии».
Вам понравилось наше путешествие, а теперь пора возвращаться
Вокруг себя обернись и дома очутись.
Большое спасибо за внимание и за участия!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : помочь детям в формировании грамматического строя речи
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
ЗАДАЧИ обогащение и расширение словарного запаса детей; -развитие грамматических категорий; -развитие связной речи; -развитие мелкой моторики рук; -развитие памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве; -развитие творческих способностей детей.
Знакомство с «Логопедической полянкой»
«Отгадай загадку» Ползёт ,гибкий и очень сильный. У этих жуков, красное п латье (удав ) в чёрный горох. На растениях они обитают. И вредных тлей уничтожают.
«Сравнение предметов» Сравнивание крокодила с божьей коровкой
Ожидаемые результаты: Развитие у детей навыков грамматически правильной связной речи до уровня, обеспечивающего успешную подготовку к обучению в школе. Развитие мелкой моторики рук, как предпосылка овладения навыками письма. Формирование активности, инициативы, творчества у детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… для того нам и дано детство, чтобы мы играли…» (В.В. Зеньковский)
Развитие познавательно-речевых способностей дошкольников – одна из главных задач дошкольного образования. Направления организации познавательно-речевого развития Речь педагога Формирование представлений об окружающем мире Развитие любознательности Сенсорное развитие ИГРА
Игра в познавательно-речевом развитии младших дошкольников Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает! Игры и игровые упражнения активизируют речь детей Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития
Расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов Способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь Знакомят с окружающим миром через образы, звуки Поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, обобщать
Познавательное содержание и умственные задачи Ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления Дети имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать игры на основе экспериментирования с предметом или материалом Способствуют развитию познавательной активности детей Развивают мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы .
Игры-экспериментирования Изучение свойств воды Опыт 1 «Разноцветная вода» Цели: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет; Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная; Воспитывать аккуратность при работе с водой
В прозрачном стаканчике с чистой водой «спрятали» игрушку, но она оказалась видна, т.к. вода – чистая и прозрачная. Для того, что игрушку было не видно, ребята предложили закрасить воду.
В подкрашенную красками воду дети снова опустили маленькие игрушки. На этот раз их удалось спрятать от « Почемучкина ».
Опыт «Разноцветная вода» По итогам проведенного опыта с водой были выявлены свойства воды: жидкая, прозрачная, бесцветная Опыт с подкрашиванием воды стал началом следующего эксперимента «Чудесные превращения капельки»
Опыт 2 «Чудесные превращения капельки» ПАР ЖИДКОСТЬ СНЕГ
Игры-драматизации Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей чтение сказки ; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов;
Драматизация сказки «Репка» Цели: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, способствовать воспитанию любви и животным Способствовать более глубокому пониманию смысла сказки; Активизировать речь детей
Драматизация сказки «Репка»
Познавательное речевое развитие в образовательной деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ