Вс 11,Т11
Обществознание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задания по дисциплине «Обществознание»
ВС 11
выполнить: 18.11.21
отправлять на: grevcev@list.ru
Задания отправляем в день занятия по расписанию.
Посмотрите таблицу и выполните задания, после таблицы.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ | ||
механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. | ||
Цель |
| |
Элементы механизма СК |
| |
Виды социальных норм |
| |
Виды санкций | Формальные | Неформальные |
Негативные | ||
Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др. | Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др. | |
Позитивные | ||
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др. | Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др | |
Формы | внутренний | Внешний |
индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами | совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов | |
|
| |
Методы социального контроля | 1) Изоляция — установление непроходимых перегородок между девиантом (т. е. человеком, нарушающим социальные нормы) и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его. 2) Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм. 3) Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе. | |
Функции |
| |
Задание 1
Надежда отказалась помочь подруге в уходе за заболевшей матерью, сославшись на занятость учебой. При этом многие видели ее в эти дни в развлекательном клубе и на дискотеке. Друзья, обвинив Надежду в обмане и непорядочности, отказались от общения с ней. Какой социальный процесс отразился в этой ситуации? Укажите вид социальных норм, ставших его основой. Определите вид (тип) примененных социальных санкций.
Задание 2
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
Задание 3
Запишите в тетрадь термины и дайте им определения:
Санкции, внутренний социальный контроль, совесть, воля
Предварительный просмотр:
Задания
Обществознание
Группа Т 11
Выполнить: 19.10.21
Группа Вс 11
Выполнить: 20.10.21
Задания присылать на эл. почту: grevcev@list.ru
Тема 8. Общество и природа. Противоречивость воздействия
Задание! Заполнить таблицы № 1и № 2. Выполняем в тетради (на занятиях показываем выполненное задание) .
Таблица 1. Воздействие общества на природу в разные исторические эпохи
Первобытная | |
Античная | |
Средневековье Новое время | |
Новейшее время |
Таблица 2. Значение техногенных революций: аграрной, промышленной, информационной.
Аграрная революция | |
Промышленная революция | |
Информационная революция |
Литература
- Ковригин В.В. Обществознание: учебник / В.В. Ковригин. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Мушинский В.О. Обществознание: учебник / В.О. Мушинский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование).
Предварительный просмотр:
Задания
Обществознание
Группа Т11(задание 1-2)
Выполнить: 02.11.21
Группа Вс11(задание 2)
Выполнить: 03.11.21
Задания присылать на эл. почту: grevcev@list.ru
Задание 1
Тема. Социальные взаимодействия и общественные отношения
Задание: написать конспект по плану.
План
1. Социальные отношения и взаимодействия. Назовите причины, обусловливающие необходимость взаимодействия людей друг с другом (Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] - С. 72-81).
2. Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа (Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] - С. 119-122).
3. Социальная стратификация и социальная мобильность. Приведите примеры в современном российском обществе.
Литература
- Ковригин В.В. Обществознание: учебник / В.В. Ковригин. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Мушинский В.О. Обществознание: учебник / В.О. Мушинский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд – во: Юрайт, 2020. — 410 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466776/.
Задание 2
Задание: выполнить тест.
Тест
1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?
- создание славянской азбуки
- подсечно-огневое земледелие восточных славян
- сбор дани с подвластных племен
- написание свода законов «Русская правда»
2. Для традиционного общества характерно:
- длительное существование общины
- широкое участие народа в общественной жизни
- занятие основной массы населения в сфере услуг
- признание в качестве главной ценности права и свободы личности
3. Верны ли следующие суждения?
А) «Исторически общество первично, а государство вторично»
Б) «Государство порождает общество»
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими поколениями, называется:
- наукой 3) образованием
- искусством 4) творчеством
5. И человеку, и животному свойственна потребность в:
- самовыражении
- сохранении потомства
- общественном признании
- трудовой деятельности
6. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие
у человека:
- эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды
- ответственности за свои действия и их последствия
- обусловленности поведения генетическими особенностями
- инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
7. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:
- вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов
- давать отпор любым агрессивным выпадам против него
- приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной
- к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.
8. Для регулирования воды в реках бобры строят плотины. При этом
деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают:
- мотивы 3) навыки
- инстинкты 4) способности
9. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?
- экономической
- социальной
- политической
- духовно
10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
- формированием рыночной экономики
- ограничением социальной мобильности
- расширением возможностей массовой коммуникации
- организацией массового промышленного производства
11. Природа, в отличие от общества:
- испытывает влияние человеческой деятельности
- является средой обитания человека
- изменяется в направлении от низшего к высшему
- способна развиваться независимо от человека
12. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?
- обнаружение ранее неизвестной древней летописи
- дебаты кандидатов в президенты страны
- захоронение радиоактивных отходов
- реформа календаря
13. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А) Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности,
инициативы являются характерной чертой духовной жизни
традиционного общества.
Б) В постиндустриальном обществе коллективистские ценности
преобладают над ценностями свободы личности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
14. Как деятельность человека, так и деятельность животного характеризуется:
- выдвижением целей
- осознанным выбором средств
3) удовлетворением потребностей
4) механизмами самоконтроля
15. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек остается частью природного мира.
Б) Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
16. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
- экономической
- социальной
- политической
- духовной
17. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как
- часть материального мира
- социальную среду обитания человека
- целостную систему
- совокупность общностей
18. Верны ли суждения? Свобода человека
А) является синонимом вседозволенности.
Б) проявляется как осознанный выбор между добром и злом.
- верно только А 3) верны оба суждения
- верно только Б 4) оба суждения неверны
19. С социальной сущностью человека связана потребность в
- трудовой деятельности
- нормальном теплообмене
- продолжении рода
- сне и отдыхе
20. Человеку как культурно-историческому существу свойственно (а):
- наличие головного мозга
- овладение социальными нормами
- определенная продолжительность жизни
- генетическая предрасположенность к некоторым болезням
В помощь студенту!
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам.
На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.
Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.
Виды социальных связей
– Социальные контакты – простые, элементарные связи между отдельными индивидами.
– Социальные действия – действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель.
– Социальные взаимодействия – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.
– Социальные отношения – отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.
Немецкий социолог, философ, историк М. Вебер предложил следующую классификацию социальных действий.
Типы социального действия
– Целерациональное – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
– Ценностно-рациональное – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т. д.), принятые индивидом.
– Традиционное – действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.
– Аффективное – действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.
Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и тесная координация действий партнеров.
Условия возникновения социального взаимодействия: наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга; наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия .
• По видам:
– физическое ;
– вербальное (словесное);
– жестовое .
• По сферам:
– экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели);
– профессиональное (индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора и т. д.);
– семейно-родственное (люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек и т. д.);
– демографическое (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
– религиозное (подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих);
– территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами).
Принято различать две основные формы социального взаимодействия – сотрудничество и соперничество.
Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.
Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.
В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:
– субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;
– объекты – то, по поводу чего возникают отношения;
– потребности – отношения между субъектами и объектами;
– интересы – отношения субъект-субъект;
– ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
Современные модели социальной стратификации.
Среди современных теорий стратификации, которые признаются западной социологией, по мнению профессора С. С. Фролова, выделяется модель У. Уотсона.
Он выделяет следующие классы:
1) высший - высший класс ( представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства);
2) низший - высший класс (банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря личным качествам);
3) высший - средний класс (преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, крупные юристы, врачи, выдающиеся спортсмены, научная элита);
4) низший - средний класс (наемные работники-инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие). В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен; со "средним классом" связывается социальная и политическая стабильность в обществе.
5) высший - низший класс ( в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе). Этот класс на протяжении всего времени своего существования борется за улучшение условий жизни; 6) низший - низший класс ( нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения).
Под классом в широком значении понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Второе значение преобладает в зарубежной социологии, а теперь - и в отечественной. В современном обществе выделяют не два противоположных класса, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Несмотря на то, что собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. На смену индивидуальному и семейному капитализму в XX веке пришел коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. Хотя собственностью владеют огромное число владельцев, ключевые решения могут принимать только те, у кого находится контрольный пакет акций. Часто это высшие менеджеры - президенты и директора компаний, председатели советов правления.
Социальная мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Виды социальной мобильности
Вертикальная | Горизонтальная |
Движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. | Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). |
Индивидуальная | Групповая |
Перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других. | Перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). |
Межпоколенная | Внутрипоколенная |
Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). | Изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям). |
Выделяют также такие виды социальной мобильности как:
Организованная: Перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством:
- с согласия самих людей;
- без их согласия.
Структурная: Вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
Каналы социальной мобильности
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности (социальными лифтами):
1) социальный статус семьи;
2) физические и умственные способности;
3) получение образования;
4) военная служба;
5) вступление в брак;
6) смена места жительства;
7) гражданская война;
8) иностранная интервенция;
9) военный переворот.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью (от лат. marginalis — находящийся на краю), под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределённое состояние социального субъекта.
Маргиналы — индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.
Классификация маргиналов
- Этномаргиналы — возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.
- Социомаргиналы — возникают в процессе незаконченного социального перемещения.
- Религиозные маргиналы — возникают вне традиционных конфессий.
- Экономические маргиналы — возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.
- Политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.
- Биомаргиналы — люди, чьё здоровье перестаёт быть предметом заботы со стороны государства.
Социальная мобильность — показатель степени открытости общества
Тип общества | Проявление социальной мобильности |
Открытое общество | Высоко ценится достигаемый статус, относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую. |
Закрытое общество | Предпочтение отводится предписанному статусу, затруднён переход из одной социальной группы в другую. |