литературное чтение
Предварительный просмотр:
Викторина « В гостях у сказок».
Провела воспитатель ГПД 1 классов
Пашкова О.А.
1 класс.
Цели:
- обобщить знания детей по русским народным сказкам;
Задачи:
- приобщить детей к народному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности к
русским народным сказкам
-развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.
Оформление, оборудование:
- на доске детские иллюстрации к русским народным сказкам и её герои,
- компьютер,
- мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска,
- карточки к заданию, ручки и листочки для конкурсов.
Ход занятия.
Учитель:
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок !
Ну –ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок ?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке.
Все ли правильно сидят ?
Все внимательно глядят ?
Все готовы слушать ?
Каждый день – всегда , везде,
На уроках и в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Дорогие ребята! Нас в гости пригласили сказки. Ведь нет ничего лучше на свете, чем прочитать интересную сказку или послушать, как задушевно рассказывают её мама или бабушка. Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, приходить на помощь в трудную минуту, дорожить дружбой, они помогают верить в то, что добро всегда побеждает зло.
И сегодня мы узнаем лучших знатоков. Пусть в викторине победят самые большие любители сказок и самые внимательные их читатели!
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши русские народные сказки.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по сказкам.
В путешествие по сказочной стране отправятся 2 команды. Но мы, к сожалению, не знаем, как они называются. Ваша задача собрать разрезанную картинку, отгадать название сказки. Составив картинку, вы узнаете, чье имя носит ваша команда.
(Дети под музыку собирают пазл и называют сказочного героя).
В каждой игре есть правила, которые игроки и их болельщики должны выполнять.
Во время игры должна быть тишина, чтобы дать команде правильно ответить.
Если дисциплина нарушается, то у команды изымаются жетоны.
Все ваши ответы будет оцениваться (жетоны)
Капитаны команд получат конверт для жетонов.
– Итак, начнем!
Конкурс 1. "Ушки на макушке”
(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
ФИЗМИНУТКА .
Давайте отдохнём и проведём игру “По-порядку становись!”
Учитель: Вы все знаете сказку “Репка” и “Колобок”. Герои этих сказок забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место.
(Командам раздаются медали с изображением героев сказок)
“Репка”
“Колобок”
репка
колобок
дедка
бабка
бабка
дед
внучка
заяц
Жучка
лиса
кошка
волк
мышка
медведь
(Дети надевают медали. По команде учителя под музыку выстраиваются в ряд в последовательности появления героев в сказке.
Выигрывает команда, быстрее и правильнее построившаяся.)
Конкурс 2.
Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа.
РОЗА РОЙ ЯЙЦО (Заяц)
ПИВО ЛИРА ПАРИК (Волк)
Конкурс 3. “Отгадай сказочного героя”
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Дюймовочка)
2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос.
(Золотой ключик. Буратино.)
3. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился он от всех,
Кроме “рыжей”, вот так смех!
(Колобок.)
4 .Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка).
6. Шапочку надела
И шагает смело
Песенку поёт,
К бабушке идёт.
(Красная Шапочка)
5. Когда случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же,
Кто я такая, кто мне подскажет?
(Золушка.)
- Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка).
8. Мальчик – луковка такой
Добрый, шустрый, озорной.
Всем готов прийти на помощь.
Справится с любой бедой.
(Чипполино)
9. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя).
10. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби…
(волк из сказки “Лисичка-сестричка
и серый волк”).
11.Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной.
Он сам того, не ведая,
Несет ее домой.
(Маша и медведь.)
12. Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок-золотой гребешок.)
Конкурс 4. «Кому и из какой сказки принадлежит предмет» (презентация)
Физминутка.(презентация)
Конкурс 5. « Забывалка»
- Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)
- Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)
- Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)
- А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)
Конкурс 6. Конкурс капитанов
(На листочке написаны вопросы. По очереди капитаны дают ответ.)
1. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
2.. Кто превратился в козленка, испив воду из лужицы? (Иванушка)
3. Куда спрятался козленочек от волка в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печку)
4. Как звали девочку, которая случайно попала в избушку к трем медведям? (Машенька)
Конкурс 7. «Сказочные задачи»
- А сейчас вам предстоит решить задачи, да задачи не простые, а сказочные. Ну – ка, кто самый смекалистый?
Задача № 1.
В первый раз лисе удалось унести петушка от дома на расстояние 4 км, а во второй на 3 км дальше. На какое расстояние лиса унесла петушка во второй раз?
Задача № 2.
В сказочном "теремке" жило 4 зверей, а насекомых 2. На сколько больше зверей жило в теремке, чем насекомых?
Задача № 3.
Ниф-Ниф строил дом из соломы 2 дня, Нуф-Нуф – домик из веток 3 дня. А Наф-Наф строил свой дом из камня столько, сколько Ниф-Ниф и Нуф-Нуф вместе. Сколько дней строил домик Наф-Наф?
Конкурс 8. "Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
"Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
" Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
"Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
"Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
"Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
"Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
"Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
" Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Учитель: Молодцы! Идём дальше. И на нашем пути Игровая станция.
Я вам буду читать отрывок из сказки. Некоторые слова в ней заменены. Заметив ошибку, вы должны хлопнуть в ладоши и исправить меня.
Жила-была на свете девочка. Звали ее Зеленая Шапочка. Позвала как-то девочку тетушка и поет ей : -Дочка моя, Синяя Кепочка! Пойди сегодня к дедушке, отнеси ему футбольный мяч и кеды.
- Хорошо, - сказала Желтая Шапочка, взяла плюшки и пошла…
Подведение итогов.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием справились. Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но, вы теперь сами сможете продолжить его, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книгу сказок, и в путь!
А теперь давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
Песня « От улыбки»
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Ну а прежде ясно всем
Подведём итог игре.
Объявляются результаты конкурса. Награждение.
Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. А из этого следует, что каждый из нас стал сегодня ещё добрее и грамотнее.
Викторина
«В гостях у сказок».
Провела воспитатель ГПД 1 классов
Пашкова О.А.
Предварительный просмотр:
Клубный час в группе продленного дня на тему: "Путешествие в страну сказок"
Занятие проводится в ГПД для 1 классов.
Цель: Развить читательский интерес, расширить знания о богатстве устного народного творчества воспитывать нетерпимость к человеческим порокам — жадности, лжи, лени и т.д.
Оборудование: фильмоскоп или видеомагнитофон; д/ф или видеозапись. “Золушка, Мороз Иванович”; аудио запись с песнями сказочных героев, сказками, сборники сказок, картинки и иллюстрации к сказкам.
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Ребята, чтобы отправиться в “страну сказок” мы сначала должны узнать, а что же такое сказка. (Спросить у детей, а потом дать определение.)
Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Сказки бывают разного вида:
- Сказки о животных. Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты, как человека, так и животных.
- Бытовые сказки. Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников. Все события происходят в рамках обычных человеческих отношений с необыкновенными происшествиями.
- Волшебные сказки. Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.
III. Ход занятия
- Каких видов бывают сказки?
- Бытовые, волшебные, о животных.
- Что вы узнали о героях этих видов сказок? (Ответ детей).
- Молодцы! А теперь мы с вами отправимся в “Страну сказок”. (Плакат-ворота с надписью “Страна сказок”).
Берем волшебную палочку и произносим волшебные слова: “Чики-брики, карамба-барам”.
Ворота открываются.
У. Вы, ребята, смелые?
Д. Да!
У. Вы, ребята, умелые?
Д. Да!
У. Находчивые?
Д. Да!
У. Сказки любите?
Д. Да!
У. А вы их знаете?
Д. Да!
У. Какие сказки вы читали?
Д. Называют сказки.
Итак, мы смогли заглянуть только в замочную скважину волшебных ворот, а что бы сказочные ворота открылись, нужно узнать, в чем дело. (Учитель подходит к воротам и слушает.)
Открывается, сказки просят, чтобы мы их узнали:
1. А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
2. А ты, Петя — простота,
Схлопотал немножко
Не послушался кота.
Выглянул в окошко. (Петушок, золотой гребешок).
3. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
4. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
5. Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят).
6. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки.
Из какой ушел я сказки? (Колобок).
Страна сказок — самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как не здесь, можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого волка, или еще случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги?!
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между добром и злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем-Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-Ягой.
Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, обман?
Ни то, ни другое, ни третье...
Им помогает одерживать победу человечность и доброта, мудрость, смекалка, трудолюбие.
Чтобы в этом убедиться, мы побываем в гостях у сказки интересной и глубоко поучительной. Итак, ворота “Страны сказок” распахнулись. Мы в гостях у сказки “Золушка”. (Просмотр д/ф или видеозапись.) Какие качества вы увидели в этой сказке?
Загадки о сказочных героях:
У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный
Но любил папаша сына
Шалунишку (Буратино)
Он дружок зверям и детям
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного
Потому, что он не птица
Не тигренок, не лисица
Не котенок, ни щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Это милая мордашка
Что зовется (Чебурашка)
Всех на свете исцелит,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый доктор (Айболит)
Появилась девочка в чаше цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто, читая такую книжку, знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
IV. Поиграем — отгадаем
- Отгадай голос.
- Отрывки из сказок (чтение) или аудиозапись.
- Конкурс рисунков.
- Отгадывание предметов из сказок.
А сейчас мы с вами покидаем “Страну сказок ”, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.