Инновационная деятельность на базе КФУ

Сафина Зумфира Закиряновна

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особенность  разработки состоит в том, что она рассчитана на категорию детей  с легкой степенью умственной отсталости, адаптирована для занятий во внеурочное время  в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность данной разработки  состоит в  воспитании гражданского самосознания, которое неразрывно связано с систематической и целенаправленной деятельностью по формированию у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью  патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.  Одним из направлений воспитания воспитанников школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья – это основы гражданского и патриотического воспитания. В подростковом возрасте происходит профессиональное и нравственное самоопределение, «открытие своего внутреннего мира», устремленность в будущее, формирование мировоззрения. Гражданское самосознание, являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, представляет собой осознание личностью себя как гражданина, своих прав и обязанностей, сознательное включение личности в социально-значимую деятельность на основе представлений и самооценок, видения перспектив развития общества.

Цель разработки: создать условия для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина своей страны. Воспитать у подрастающего поколения правовую культуру, любовь и уважение к своему Отечеству.

 Задачи:

- Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность, формирование гражданской позицию, системы ценностей и установок поведения подростка.

-Развивать навыки поведения в различных ситуациях, умения необходимые  в будущей самостоятельной жизни, в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, творческое мышление. Совершенствовать коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря.

-Воспитывать уважение к закону, праву,  правам других людей и ответственности перед обществом, гражданское самоопределение и самосознание, верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству, к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

      Содержание занятий подобраны таким образом, которые позволяют ориентировать воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также способствуют формированию толерантной личности. Разработка  составлена в соответствии с психологическими и физическими особенностями учащихся.

Особое внимание  уделяется методам и  современным средствам воспитания. Формы занятий:  беседы, сюжетно-ролевые игры, диспуты, дискуссии, решение ситуативных и проблемных заданий.  Использование информационных технологий, мультимедиа, интернет, документальные и художественно-исторические фильмы, разнообразные встречи  с ветеранами ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников, а также родителей учащихся. Каждый из методов и средств, призван решить основную задачу разработки – целенаправленно воздействовать на сознание детей, а через него на стабилизацию их поведения и социализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательский час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

 « МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ»

 

 

Цель проведения:

*профилактика правонарушений несовершеннолетних;

*пропаганда правовых знаний;

*совершенствование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

* закрепление у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

* воспитание умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

                                                      Ход воспитательского часа. 

1.Воспитател1: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. (Слайд 1).Тема нашего воспитательского  часа «Мы в ответе за свои поступки».

(слайд 2).Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: 

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, что такое закон и правонарушение?

(Слайд 3)ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

(Слайд 4).ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

(Слайд 5) 2.Соц.педагог:

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют)

плохо учатся, а потом бросают школу;

курят и выпивают;

грубят и сверстникам и взрослым;

унижают маленьких и слабых;

лгут даже без причины;

стараются выяснить отношения только с помощью силы;

играют в карты;

разрисовывают стены;

портят школьное имущество и многое другое.

(Слайд 6) Воспитатель:

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

Почему такое происходит? Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. В  преступлениях, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). 

(Слайд 7). Просмотр видеофильма.

(Слайд 8).Воспитатель:

Сегодня на нашем воспитательском часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Одна из задач предупредить вас об опасностях в игре с законом.

3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (Убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

(Слайд 9)Стихи детей.

1 ученик.

Держите мальчишку, держите!

Кричал очень продавец

А женщина слева ругалась

Зачем вы схватили ребенка?

Мальчишка стоял и глядел исподлобья.

Сейчас бы немножко покушать

За вид свой ему неудобно.

Ну, что же тут делать, скажите?

Родители пьют беспробудно.

Глаза его просят: «Простите!»

Я - не пропащий, не трудный!»

2 ученик.

На помощь пришла начальник

Инспекции несовершеннолетних

Она лучше всех знает,

Как помочь малолетним.

Ведь под его руководством

Работают столько инспекторов.

И каждый из них сто раз

Профессионально проверенный

Сколько таких мальчишек,

И сколько разных девчонок

Могли бы с дороги сбиться

Если б не их помощь.

Спасти детей, уберечь их,

И объяснить родителям,

Что самое главное в жизни

Быть близким своим детям.

Предупредить преступность,

 И устранить безнадзорность

Два самых важных дела,

И есть - работа отдела.

Слово предоставляется инспектору ПДН старшему лейтенанту Усмановой Тансылу Ахатовне.

(Слайд 10).Инспектор ПДН Усманова Т.А.:

Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений.

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

1) «Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду,и оскорбили. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение. 

Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, обращаются к статье и делают вывод.

«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

3.«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается: 

  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

 «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается: 

  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы».

4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).

1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка

О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много.  Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.

Воспитатель и соц.педагог.

5.Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций

А теперь давайте пригласим наших литературных героев. Все они нарушали определенные законы, и попали за это в полицию. Но сами они этого не понимают, считая, что в их поступках, поведении ничего страшного нет. А вы как думаете, ребята?

  1. (Слайд 12).Красная Шапочка – после 9 ч вечера понесла бабушке горячие пирожки.
  2. (Слайд 13).Баба-Яга – спешила в своей ступе (без прав) к Кощею Бессмертному, еду ему везла. Пролетела на красный свет, не повиновалась ДПС.
  3. (Слайд14).Серый Волк - шел из гостей после 22 ч, пил пиво, курил.
  4. (Слайд 15).Домовенок Кузя – залез в чужой домик, взял (украл) чужой веник, нечаянно разбил стекло.
  5. (Слайд 16).Лиса Алиса и Кот Базилио – темной ночью встретили Буратино, который конечно нарушал закон (какой), преследовали его, забрали чужое имущество. Обокрали его, носили оружие.        

(Обсуждение поступков сказочных героев).

  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • Умей сказать правду – она спасет тебя и твоих друзей от лжи.
  • Береги честь смолоду.
  • Хочешь быть благородным – не проходи мимо зла.

Рефлексия.

(Слайд 17). Соц.педагог:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может

давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Воспитатель:

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Ребята, нам очень хочется верить, что после нашего воспитательского часа, вы будите совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.



Предварительный просмотр:

Мы все равны перед законом

Цели и задачи:

* на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка

*систематизировать знания учащихся в области правовых  знаний

*ознакомить с видами ответственности за нарушение законов

* формировать коммуникативную компетентность и культуру участия в беседе.

* воспитывать чувство  гражданственности и патриотизма.

Формы и методы воспитательского часа: беседа, обобщение, рефлексия.

.

Оборудование: иллюстрации на доске, мультимедийная  презентация

 

Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.

И.С.Тургенев

Ход воспитательского часа.

1. Приветствие.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Начинаем воспитательский  час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности,  попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность. Тема нашего занятия: «Мы все равны перед законом».

        Каждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение. Происходит это потому, что в обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам – социальным нормам. Они предписывают нам, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

        Социальные нормы – предписания, требования, пожелания соответствующего поведения в обществе.

        Человеку исполнилось 14 лет. 14 лет – это как бы преддверие самостоятельности. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им  вручают паспорта.

        Но, к сожалению, чрезмерные амбиции подростка, отсутствие самоконтроля могут привести к печальным последствиям, часто подросток в этот момент выбирает не правильный путь жизни, где нарушают закон, социальные нормы.

Вопрос детям:  приведите примеры, когда взрослые и дети нарушают социальные нормы

        Что такое закон?

Закон – это нормативно-правовой документ, принятый в особом порядке в обществе и государстве и регулирующий правила поведения людей. Законить в знач. установить;  приводить к исполнению закона, увещевать, журить, учить добру. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и , к сожалению, в битвах и войнах.

Послушайте легенду:

Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять — оскорбляй. Можно все.

  В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.

 Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Нетрудно догадаться, что тут началось.

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.   

В государстве установился порядок и  все жители стали счастливы и довольны.

Вопрос детям:

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.

 Жители стали жить по законам.

Обсуждение предложенной мысли

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок.   В конце концов, людям удалось, решить Главные вопросы и на  свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если в точности соблюдать все, что в ней написано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

В каждом возрасте вы выполняете совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству.

Права и обязанности определяются Конституцией РФ.

Конституция – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. В конституции закрепляются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство  всех граждан; описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.),  статус различных властей, правила взаимоотношений парламента, президента, правительства и суда.

Конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина  данной страны.

Правовой статус человека составляет совокупность прав и обязанностей.

Разминка. Разгадать анаграммы:

Н О К С Т ИУИ Ц ТЯ, Г О У С А Р Д Т С О В,

И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.

Можно ли вас назвать гражданами России?

Гражданин – это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные  обязанности в обществе.

Стихотворение Р. Сефа «Кто по улице идет?»

Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!

 

Вопрос детям:- Кто такой гражданин? Что значит быть гражданином России сегодня?

Во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

Во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным.

Каждый из вас является гражданином страны или может им стать в соответствии с установленными правилами.

Вопрос детям: Ребята как вы думаете, вы являетесь  гражданами  России? Почему вы так считаете?

Вы родились на территории этого государства, и ваши родители тоже являются гражданами страны.

Документом, подтверждающим, что данный человек является гражданином страны, стал с 30-х гг. XX в. паспорт.

Итак, если человек является гражданином России, он имеет права и обязанности.

[ФИЛЬМ]

Право – система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках (законах, указах, постановлениях), установлены государством, охраняется им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

 Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.

  1. Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди должны  относиться друг другу по братски.
  2. Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
  3. Никто не должен подвергаться  жестокому и бесчеловечному обращению.
  4. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
  5. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.
  6. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый имеет право на жилище.
  7. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  8. Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  9. Каждый человек имеет право на труд.
  10. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.
  11. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
  12. Обязанности.

  1.  Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  2. - Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. - Трудоспособные дети, достигшие 18 лет,  должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  4. - Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь  
  5.   памятники истории и культуры.
  6. - Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к  природным   богатствам.
  7. - Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

Все мы имеем не только права, но и обязанности. К примеру, ребенок обязан получить основное общее образование. Обязанности школьников закрепляются в уставе.

Ты несовершеннолетний, но как любой гражданин имеешь правовой статус, который определяется правами, обязанностями и ответственностью за свои поступки перед государством и обществом.

                 Школа – это учебное учреждение, где ты не только получаешь знания, но и приобретаешь опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо ты знаешь свои права и обязанности, настолько успешным станут твои школьные годы и в последующем весь твой жизненный опыт. Если ты будешь добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать твои права.

                 Конституция  Российской  Федерации  гарантирует  каждому  гражданину  доступные и бесплатные дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образования.

                 Вы должны знать, что каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

 Устав - установленный государством или общественной организацией свод правил, регулирующих деятельность каких-нибудь организаций 

                  Еще раз напоминаю, что защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях.

  • Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы.
  • Вовремя приходить на занятия.
  • Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.
  • Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.
  • Бережно относиться к школьному имуществу и т. д.

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Вопрос детям:- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Вопрос детям:- А какие обязанности существуют у учеников?

Вопрос детям:- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

 В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом

·     Уважать права, честь и достоинство всех участников;

·      Прилежно учиться;

·      Иметь аккуратный вид;

·      Соблюдать правила техники безопасности;

·      Беречь школьное здание, оборудование;

·      Придерживаться общепринятых правил поведения;

·     Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

Релаксация (физминутка)

Миром должна править, конечно, доброта. Но, к сожалению, нас не всегда окружают только добрые люди. Поэтому человечество создает определенные законы, чтобы защитить граждан от злых или равнодушных людей. Есть такая народная мудрость: « Все беды происходят с молчаливого согласия  равнодушных».

                                           Человек стремится поскорей

                                 С души привычки сбросить власть

                                 Стать справедливей и мудрей

                                 И, наконец, понять

                                 Каким же в этой жизни быть

                                 Чтоб званье человека заслужить?

                                  На добрые дела не следует скупиться

                                  Чтоб в мире стало меньше зла

                                  И с радостью любой мог подружиться

                                  Желай ты каждому добра.

                                 

                                 Я доброту считаю

                                  Всех благ земных дороже

                                  Ведь без нее я знаю

                                  Никто прожить не может

                                   Она как солнце освещает

                                   Путь человека непростой

                                   И в миг суровый помогает

                                    Не отступить перед бедой

                                    Как дерево, лишенное корней

                                    Без доброты погибнет человек

                                    Таятся силы жизни в ней

                                    А без неё остановился б жизни бег

 

                                    Пусть миром правит доброта

                                    Жестокость же исчезнет,  словно сон

                                    А рядом с ней живет пусть красота

                                    Как самый главный человеческий закон

Каждый человек должен ценить свою и чужую жизнь, понимая, что она дается лишь раз и не следует делать в отношения и другого то, что ты не хотел бы,  что бы делали в отношении тебя.

Юридические правила современной России устанавливают уголовную ответственность за убийства, неоказание помощи больному. Юридическая ответственность – это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права.

Главная цель – изменить человека, заставит никогда не нарушать закон, искупить свою вину, предупредить опасность.

Рассмотри основные виды юридической ответственности.

Вид ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

1. Материальная

За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

2. Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение

3. Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

4. Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

5. Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества

А теперь давайте пригласим наших литературных героев. Все они нарушали определенные законы, и попали за это в полицию. Но сами они этого не понимают, считая, что в их поступках, поведении ничего страшного нет. А вы как думаете, ребята?

  1. Красная Шапочка – после 9 ч вечера понесла бабушке горячие пирожки.
  2. Баба-Яга – спешила в своей ступе (без прав) к Кощею Бессмертному, еду ему везла. Пролетела на красный свет, не повиновалась ДПС.
  3. Серый Волк - шел из гостей после 22 ч, пил пиво, курил.
  4. Домовенок Кузя – залез в чужой домик, взял (украл) чужой веник, нечаянно разбил стекло.
  5. Лиса Алиса и Кот Базилио – темной ночью встретили Буратино, который конечно нарушал закон (какой), преследовали его, забрали чужое имущество. Обокрали его, носили оружие.        

(Обсуждение поступков сказочных героев).

  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • Умей сказать правду – она спасет тебя и твоих друзей от лжи.
  • Береги честь смолоду.
  • Хочешь быть благородным – не проходи мимо зла.

Вопрос детям: Что значит быть достойным гражданином своей Родины?

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие

Таким законом наши предки жили

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как ни болотист, как ни каменист он

Не потянись за черноземом чистым

Что до тебя другие обрели

Лелей лоскут отеческой земли.

 Итог занятия.  

Мы сегодня с вами вспомнили, что такое закон, что значит быть гражданином России, Конституцию, устав школы права и обязанности и об ответственности.   В заключении, подводя итоги нашего воспитательского часа, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали: банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, автомехаником, строителем самое  главное  быть достойным гражданином своей Отчизны.   Наше государство провозглашает всех людей равными  перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.     Помните всегда о правилах, по которым мы живем.

Каждый человек – творец своей судьбы, и выбирая преступный образ  жизни, он обедняет себя духовно, наносит вред окружающим людям и вынужден жить в условиях постоянного страха и ненависти. На проявление его силы всегда есть  другая сила, а в мире криминала действуют жесткие правила. Живя в обществе, уважая правила совместной жизни и не нарушая закон, люди испокон веков добивались успеха. «Закон суров, но это закон»- говорили римляне, соблюдая его установки.

Уважая  чужие права, человек не встанет на путь преступления.

 

 



Предварительный просмотр:

Вахта памяти.

Этот неизвестный герой.

Эпиграф «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН»

Цель: Пробуждать интерес учащихся к истории своей страны, памятным датам.

Задачи:

Обучающие:

-Ознакомить  с исторической датой;

- способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

Развивающие:

-формировать активную гражданскую позицию;

-развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речь, коммуникативные навыки;

-закрепить умение работать с информацией;

Воспитывающие:

-воспитывать  любовь к Родине, бережное  отношение  к её прошлому и настоящему, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению, осознание величия подвига Советского солдата в Великой Отечественной Войне.                

 Форма организации - вахта памяти (с предварительной подготовкой).

Оборудование:  ПК, телевизор, презентация, выставка художественной литературы и книг памяти, стенгазета,  музыкальное сопровождение, газета «Дружба».

        Ход мероприятия.        

I.Организационный момент.

 Добрый день, дорогие ребята.

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какое время года на дворе?

Сколько месяцев у зимы?

Декабрь, какой по счету месяц зимы?

Какие  зимние знаменательные даты вы знаете?

В какой стране мы с вами живем?

Назовите столицу нашей страны?

Кто является президентом нашей страны?

II. Основная часть.

  1. Актуализация знаний и представлений.

Звучит песня в исполнении С. Головкина «Я не видел войны» с демонстрацией слайдов об участниках ВОВ.

-Ребята, вы только что просмотрели видеоролик.

-Что вы увидели в кадрах видеоролика?

-Почему война  1941-1945 гг., называется Великой Отечественной?

- Знаете ли вы имена героев Великой Отечественной войны?

(дети перечисляют имена своих родных)

-Как вы думаете: все ли имена погибших за свободу Родины, нам известны?

Исходя из сказанного, о чем мы будем говорить сегодня?

Сколько их, неизвестных героев, погибших в атаках на безымянных высотах или до последнего патрона, сражавшихся в безвестных окопах? Нам известно самое главное: ценой своей жизни эти солдаты спасали Родину, защищали мир на земле. Символ всех безымянных героев - памятник Неизвестному солдату.

Он той Войны остался болью -
Незримой, как бы неуместной, 
став для неё на ранах солью, 
вошедший в память - 
Неизвестным.

3 декабря в России новой памятной даты - Дня Неизвестного солдата.

-Как вы думаете, кто такой неизвестный солдат?

2.Сообщение темы. 

Сегодня мы проводим  вахту памяти, посвящённую  Дню памяти Неизвестного солдата-героя. 

Как вы думаете, что означает  вахта памяти?

«Вахта памяти» — всероссийская акция, цель которой — почтить память погибших воинов, которые защищали своё Отечество.

3.Информационный блок.

3 декабря - День памяти всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. С 2014 года в России отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.  Президент нашей страны,  Владимир Владимирович Путин, подписал закон об установлении «Законом увековечивается память, воинская доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным».

4.Страницы истории. Давайте заглянем в историю нашей страны.

Дата для праздника – 3 декабря – была выбрана в связи с тем, что в этот день прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля в Александровском саду. День Неизвестного солдата – это не только день памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, но и дата, которая объединит всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. Это дань благодарности всем, кто погиб на фронтах, память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, и на чьи могилы не могут прийти их родственники и потомки. Но все они – герои своей страны – живы в памяти людской, поэтому важно бережно хранить и передавать от поколения к поколению эту память.

Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» стали символом этого памятного дня.

Нет, ничто не забыто, 
Нет, никто не забыт,
Даже тот,
Кто в безвестной могиле лежит,- эти строки принадлежат Юлии Друниной, поэтессе-фронтовичке.

Безвестные захоронения. Братские могилы. Сюда чаще всего приходили и приходят с цветами те, кто так и не дождался с войны близкого человека. Но есть солдаты, у которых нет даже могил. Они остались на войне, на поле боя, где пошли в последнюю атаку. По предложению Поискового движения страны впервые в 2014 году в нашей стране стал отмечаться День памяти Неизвестного солдата.

5. Страницы Памяти

В декабрьские дни 1966 г., в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой, в Александровском саду у стен Кремля был торжественно погребен прах Неизвестного солдата, доставленный с 41 км Ленинградского шоссе, где в 1941 г. шли особенно ожесточенные бои за столицу. А 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». На могиле был зажжен Вечный огонь славы. На гранитной плите надгробия начертано: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от него на стене из малинового кварцита – надпись: «Павшим за Родину. 1941-1945».

Справа на невысоком гранитном постаменте вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки, под которыми в урнах хранится земля городов-героев: Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости, Тулы и Смоленска. На каждом блоке написано название города и выгравировано чеканное изображение медали «Золотая Звезда». На надгробной плите могилы-памятника помещена бронзовая композиция: на боевом знамени лежат солдатская каска и лавровая ветвь. С 12 декабря 1997 года у Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата стоит постоянный пост почетного караула из состава Президентского полка. В дни праздников к «Могиле Неизвестного солдата» возлагают венки. Ее также посещают прибывающие в Москву многочисленные делегации, главы иностранных государств и правительств.

Таня     Не дымятся дали,

              Пыль черна от слез.

Ни одной медали

Дед мой не принес.

Только в этом самом

Нет его вины,        

Потому что сам он

Не пришел с войны.

Воспитатель: Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений.

Минута молчания.

Воспитатель:  Памятники безымянным солдатам - это традиция эпохи мировых войн. Первый памятник неизвестному солдату появился в 1920 г. во Франции. В Париже, возле Триумфальной арки, со всеми воинскими почестями были захоронены останки одного из французских пехотинцев, оставшихся лежать на полях  Первой мировой войны. Там же, у памятника, был впервые зажжен Вечный огонь. Потом такие могилы появились в Великобритании и в США. Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое, настоящее и будущее. Мы не можем не помнить о сотнях людей, которые в трудные для Родины дни проявили лучшие человеческие качества: чувство долга, честь, достоинство, справедливость, патриотизм, готовность к самопожертвованию.

-Назовите город, в котором мы с вами живем?

-У нас в городе есть памятник неизвестному герою? Где он находиться? Опишите.

Дима Н .

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.        

Регина Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Дима Т. Давным – давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Физминутка.

Нам еще немного,

Но все мы молодцы.

И мы шагаем в ногу,

как в армии бойцы.

Левой, левой, раз, два, три.

Левой, левой раз, два, стали.

Воспитатель: Тише! Слышите?

Старая женщина в платке остановилась у могилы, она плачет.

 - Ты здесь лежишь… А я осталась… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал.

 Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся  на плечи платком.

 Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

 Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

 Марат С.Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко –

Земной поклон за ваших сыновей.

Дима Н.Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнем.

Вам, матери героев всей России,

Любовь свою и нежность отдаем!

Наследники великой этой славы,

Ее мы чтим и бережно храним.

Дима Ю.Героями гордились мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Считайте нас своими сыновьями!

Считайте нас своими дочерьми!

Детей своих вы в битве потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Выходят воин и мальчик.

ВОИН. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

МАЛЬЧИК. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали ее? Забывали вот этот самый запах войны?

ВОИН. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война – это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим!

Война – это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.

 III. Заключение.

 Сегодня мы  говорим о солдатах – о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. И посвящаем именно им нашу вахту памяти.

Лейсан.  Настанет год, и день, и час

Придет к нам новый юбилей…

А много ль будет среди нас

Прошедших ту войну людей?

Они уходят, как года,         

Спокойно и неотвратимо…

Маша. Но то, что сделано тогда,

Прочнее изваянья Рима!

И вечным будет их покой,

И память вечная народа,

Как вечно солнце над Землёй,

Как вечна матушка – природа!

Сколько горя, страданий принесла война на нашу  землю! Любовь к Родине, жгучая ненависть к ее поработителям, отвага наших солдат  звала их на смертный бой против врага. «Советский солдат, - писал  маршал, четырежды Герой Советского Союза Г.К.Жуков, - умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм».

1418 дней и ночей продолжалась Великая отечественная война. Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемые долгие 4 года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слёзы, то образовалось бы море скорби и потекли бы от него во все  уголки планеты реки Страдания. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысячи людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня.  Вот почему с глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошёл ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту,  сострадание и милосердие.

В нашей стране есть поисковые группы, которые ведут поиски мест захоронений, мест боевых действий времен войны. У нас в городе есть такие поисковики – это военно-патриотический клуб «Легенда», под руководством Владимира Малыгина. 

Кто может принять участие в поиске?

В поисковые отряды могут вступить все желающие. Специалисты не рекомендуют заниматься поисковыми работами неподготовленным людям в одиночку, так как существуют определенные риски, связанные в первую очередь, с возможность наткнуться на неразминированные со времен войны снаряды. Кроме того, зачастую поиски приходится вести в труднодоступных местах и тяжелых условиях, где одному человеку без помощи других людей и специальных технических средств попросту не справиться. На страницах районной газеты есть рубрики «Просим откликнуться»,где   поисковики  ищут родственников пропавших без вести на войне фронтовиков.

В нашем классе мы ведем летопись свою, свой бессмертный полк

(выступление Ягуфарова Алмаза о своем прадедушке).

Кирилл Простите нас за то, что не успели

О вас стихи и песни написать.

О том, как в лихолетье вы сумели

В смертельной круговерти устоять.

Диана. Вы – наша слава! Символ героизма!

Вы – наши деды, бабушки, отцы…

За подвиг ваш, мы кланяемся низко,

И чтить всегда, и помнить будут люди

Воспитатель: Война…Одно слово вселяет неясный страх, пугает всех. Войну побаиваются даже самые храбрые, рвущиеся в бой. Она опустошает всё: города и сёла, все места, где живёт человек. Но самое страшное – она опустошает душу. Война – это стихийное бедствие, родившееся с появлением человека и живущее до сих пор, несмотря на все усилия, прилагаемые защитниками мира. О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные хлебные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнце. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат. Мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы  ценить мир. 

Песня о мире «Мир без войны».        

7.Итог. Наша вахта памяти подошла к концу.

  • О чем мы говорили сегодня с вами?
  • Что нового вы узнали для себя?
  • Как вы думаете, нужно ли нам продолжить вахту памяти?
  •  Для чего?

8. Рефлексия.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Мое настроение…

Воспитатель. Спасибо ребята вы меня сегодня очень порадовали своими ответами, активностью. Мне было приятно работать с вами.



Предварительный просмотр:

Вахта памяти.

Этот неизвестный герой.

Эпиграф «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН»

Цель: Пробуждать интерес учащихся к истории своей страны, памятным датам.

Задачи:

Обучающие:

-Ознакомить  с исторической датой;

- способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

Развивающие:

-формировать активную гражданскую позицию;

-развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речь, коммуникативные навыки;

-закрепить умение работать с информацией;

Воспитывающие:

-воспитывать  любовь к Родине, бережное  отношение  к её прошлому и настоящему, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению, осознание величия подвига Советского солдата в Великой Отечественной Войне.                

 Форма организации - вахта памяти (с предварительной подготовкой).

Оборудование:  ПК, телевизор, презентация, выставка художественной литературы и книг памяти, стенгазета,  музыкальное сопровождение, газета «Дружба».

        Ход мероприятия.        

I.Организационный момент.

 Добрый день, дорогие ребята.

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какое время года на дворе?

Сколько месяцев у зимы?

Декабрь, какой по счету месяц зимы?

Какие  зимние знаменательные даты вы знаете?

В какой стране мы с вами живем?

Назовите столицу нашей страны?

Кто является президентом нашей страны?

II. Основная часть.

  1. Актуализация знаний и представлений.

Звучит песня в исполнении С. Головкина «Я не видел войны» с демонстрацией слайдов об участниках ВОВ.

-Ребята, вы только что просмотрели видеоролик.

-Что вы увидели в кадрах видеоролика?

-Почему война  1941-1945 гг., называется Великой Отечественной?

- Знаете ли вы имена героев Великой Отечественной войны?

(дети перечисляют имена своих родных)

-Как вы думаете: все ли имена погибших за свободу Родины, нам известны?

Исходя из сказанного, о чем мы будем говорить сегодня?

Сколько их, неизвестных героев, погибших в атаках на безымянных высотах или до последнего патрона, сражавшихся в безвестных окопах? Нам известно самое главное: ценой своей жизни эти солдаты спасали Родину, защищали мир на земле. Символ всех безымянных героев - памятник Неизвестному солдату.

Он той Войны остался болью -
Незримой, как бы неуместной, 
став для неё на ранах солью, 
вошедший в память - 
Неизвестным.

3 декабря в России новой памятной даты - Дня Неизвестного солдата.

-Как вы думаете, кто такой неизвестный солдат?

2.Сообщение темы. 

Сегодня мы проводим  вахту памяти, посвящённую  Дню памяти Неизвестного солдата-героя. 

Как вы думаете, что означает  вахта памяти?

«Вахта памяти» — всероссийская акция, цель которой — почтить память погибших воинов, которые защищали своё Отечество.

3.Информационный блок.

3 декабря - День памяти всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. С 2014 года в России отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.  Президент нашей страны,  Владимир Владимирович Путин, подписал закон об установлении «Законом увековечивается память, воинская доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным».

4.Страницы истории. Давайте заглянем в историю нашей страны.

Дата для праздника – 3 декабря – была выбрана в связи с тем, что в этот день прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля в Александровском саду. День Неизвестного солдата – это не только день памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, но и дата, которая объединит всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. Это дань благодарности всем, кто погиб на фронтах, память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, и на чьи могилы не могут прийти их родственники и потомки. Но все они – герои своей страны – живы в памяти людской, поэтому важно бережно хранить и передавать от поколения к поколению эту память.

Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» стали символом этого памятного дня.

Нет, ничто не забыто, 
Нет, никто не забыт,
Даже тот,
Кто в безвестной могиле лежит,- эти строки принадлежат Юлии Друниной, поэтессе-фронтовичке.

Безвестные захоронения. Братские могилы. Сюда чаще всего приходили и приходят с цветами те, кто так и не дождался с войны близкого человека. Но есть солдаты, у которых нет даже могил. Они остались на войне, на поле боя, где пошли в последнюю атаку. По предложению Поискового движения страны впервые в 2014 году в нашей стране стал отмечаться День памяти Неизвестного солдата.

5. Страницы Памяти

В декабрьские дни 1966 г., в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой, в Александровском саду у стен Кремля был торжественно погребен прах Неизвестного солдата, доставленный с 41 км Ленинградского шоссе, где в 1941 г. шли особенно ожесточенные бои за столицу. А 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». На могиле был зажжен Вечный огонь славы. На гранитной плите надгробия начертано: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от него на стене из малинового кварцита – надпись: «Павшим за Родину. 1941-1945».

Справа на невысоком гранитном постаменте вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки, под которыми в урнах хранится земля городов-героев: Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости, Тулы и Смоленска. На каждом блоке написано название города и выгравировано чеканное изображение медали «Золотая Звезда». На надгробной плите могилы-памятника помещена бронзовая композиция: на боевом знамени лежат солдатская каска и лавровая ветвь. С 12 декабря 1997 года у Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата стоит постоянный пост почетного караула из состава Президентского полка. В дни праздников к «Могиле Неизвестного солдата» возлагают венки. Ее также посещают прибывающие в Москву многочисленные делегации, главы иностранных государств и правительств.

Таня     Не дымятся дали,

              Пыль черна от слез.

Ни одной медали

Дед мой не принес.

Только в этом самом

Нет его вины,        

Потому что сам он

Не пришел с войны.

Воспитатель: Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений.

Минута молчания.

Воспитатель:  Памятники безымянным солдатам - это традиция эпохи мировых войн. Первый памятник неизвестному солдату появился в 1920 г. во Франции. В Париже, возле Триумфальной арки, со всеми воинскими почестями были захоронены останки одного из французских пехотинцев, оставшихся лежать на полях  Первой мировой войны. Там же, у памятника, был впервые зажжен Вечный огонь. Потом такие могилы появились в Великобритании и в США. Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое, настоящее и будущее. Мы не можем не помнить о сотнях людей, которые в трудные для Родины дни проявили лучшие человеческие качества: чувство долга, честь, достоинство, справедливость, патриотизм, готовность к самопожертвованию.

-Назовите город, в котором мы с вами живем?

-У нас в городе есть памятник неизвестному герою? Где он находиться? Опишите.

Дима Н .

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.        

Регина Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Дима Т. Давным – давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Физминутка.

Нам еще немного,

Но все мы молодцы.

И мы шагаем в ногу,

как в армии бойцы.

Левой, левой, раз, два, три.

Левой, левой раз, два, стали.

Воспитатель: Тише! Слышите?

Старая женщина в платке остановилась у могилы, она плачет.

 - Ты здесь лежишь… А я осталась… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал.

 Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся  на плечи платком.

 Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

 Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

 Марат С.Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко –

Земной поклон за ваших сыновей.

Дима Н.Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнем.

Вам, матери героев всей России,

Любовь свою и нежность отдаем!

Наследники великой этой славы,

Ее мы чтим и бережно храним.

Дима Ю.Героями гордились мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Считайте нас своими сыновьями!

Считайте нас своими дочерьми!

Детей своих вы в битве потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Выходят воин и мальчик.

ВОИН. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

МАЛЬЧИК. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали ее? Забывали вот этот самый запах войны?

ВОИН. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война – это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим!

Война – это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.

 III. Заключение.

 Сегодня мы  говорим о солдатах – о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. И посвящаем именно им нашу вахту памяти.

Лейсан.  Настанет год, и день, и час

Придет к нам новый юбилей…

А много ль будет среди нас

Прошедших ту войну людей?

Они уходят, как года,         

Спокойно и неотвратимо…

Маша. Но то, что сделано тогда,

Прочнее изваянья Рима!

И вечным будет их покой,

И память вечная народа,

Как вечно солнце над Землёй,

Как вечна матушка – природа!

Сколько горя, страданий принесла война на нашу  землю! Любовь к Родине, жгучая ненависть к ее поработителям, отвага наших солдат  звала их на смертный бой против врага. «Советский солдат, - писал  маршал, четырежды Герой Советского Союза Г.К.Жуков, - умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм».

1418 дней и ночей продолжалась Великая отечественная война. Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемые долгие 4 года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слёзы, то образовалось бы море скорби и потекли бы от него во все  уголки планеты реки Страдания. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысячи людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня.  Вот почему с глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошёл ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту,  сострадание и милосердие.

В нашей стране есть поисковые группы, которые ведут поиски мест захоронений, мест боевых действий времен войны. У нас в городе есть такие поисковики – это военно-патриотический клуб «Легенда», под руководством Владимира Малыгина. 

Кто может принять участие в поиске?

В поисковые отряды могут вступить все желающие. Специалисты не рекомендуют заниматься поисковыми работами неподготовленным людям в одиночку, так как существуют определенные риски, связанные в первую очередь, с возможность наткнуться на неразминированные со времен войны снаряды. Кроме того, зачастую поиски приходится вести в труднодоступных местах и тяжелых условиях, где одному человеку без помощи других людей и специальных технических средств попросту не справиться. На страницах районной газеты есть рубрики «Просим откликнуться»,где   поисковики  ищут родственников пропавших без вести на войне фронтовиков.

В нашем классе мы ведем летопись свою, свой бессмертный полк

(выступление Ягуфарова Алмаза о своем прадедушке).

Кирилл Простите нас за то, что не успели

О вас стихи и песни написать.

О том, как в лихолетье вы сумели

В смертельной круговерти устоять.

Диана. Вы – наша слава! Символ героизма!

Вы – наши деды, бабушки, отцы…

За подвиг ваш, мы кланяемся низко,

И чтить всегда, и помнить будут люди

Воспитатель: Война…Одно слово вселяет неясный страх, пугает всех. Войну побаиваются даже самые храбрые, рвущиеся в бой. Она опустошает всё: города и сёла, все места, где живёт человек. Но самое страшное – она опустошает душу. Война – это стихийное бедствие, родившееся с появлением человека и живущее до сих пор, несмотря на все усилия, прилагаемые защитниками мира. О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные хлебные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнце. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат. Мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы  ценить мир. 

Песня о мире «Мир без войны».        

7.Итог. Наша вахта памяти подошла к концу.

  • О чем мы говорили сегодня с вами?
  • Что нового вы узнали для себя?
  • Как вы думаете, нужно ли нам продолжить вахту памяти?
  •  Для чего?

8. Рефлексия.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Мое настроение…

Воспитатель. Спасибо ребята вы меня сегодня очень порадовали своими ответами, активностью. Мне было приятно работать с вами.