Инновационная деятельность на базе КФУ
На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особенность разработки состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с легкой степенью умственной отсталости, адаптирована для занятий во внеурочное время в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность данной разработки состоит в воспитании гражданского самосознания, которое неразрывно связано с систематической и целенаправленной деятельностью по формированию у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. Одним из направлений воспитания воспитанников школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья – это основы гражданского и патриотического воспитания. В подростковом возрасте происходит профессиональное и нравственное самоопределение, «открытие своего внутреннего мира», устремленность в будущее, формирование мировоззрения. Гражданское самосознание, являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, представляет собой осознание личностью себя как гражданина, своих прав и обязанностей, сознательное включение личности в социально-значимую деятельность на основе представлений и самооценок, видения перспектив развития общества.
Цель разработки: создать условия для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина своей страны. Воспитать у подрастающего поколения правовую культуру, любовь и уважение к своему Отечеству.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность, формирование гражданской позицию, системы ценностей и установок поведения подростка.
-Развивать навыки поведения в различных ситуациях, умения необходимые в будущей самостоятельной жизни, в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, творческое мышление. Совершенствовать коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря.
-Воспитывать уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом, гражданское самоопределение и самосознание, верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству, к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Содержание занятий подобраны таким образом, которые позволяют ориентировать воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также способствуют формированию толерантной личности. Разработка составлена в соответствии с психологическими и физическими особенностями учащихся.
Особое внимание уделяется методам и современным средствам воспитания. Формы занятий: беседы, сюжетно-ролевые игры, диспуты, дискуссии, решение ситуативных и проблемных заданий. Использование информационных технологий, мультимедиа, интернет, документальные и художественно-исторические фильмы, разнообразные встречи с ветеранами ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников, а также родителей учащихся. Каждый из методов и средств, призван решить основную задачу разработки – целенаправленно воздействовать на сознание детей, а через него на стабилизацию их поведения и социализацию.