Инновационная деятельность на базе КФУ
На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с легкой степенью умственной отсталости, адаптирована для занятий во внеурочное время в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность данной разработки состоит в воспитании гражданского самосознания, которое неразрывно связано с систематической и целенаправленной деятельностью по формированию у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. Одним из направлений воспитания воспитанников школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья – это основы гражданского и патриотического воспитания. В подростковом возрасте происходит профессиональное и нравственное самоопределение, «открытие своего внутреннего мира», устремленность в будущее, формирование мировоззрения. Гражданское самосознание, являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, представляет собой осознание личностью себя как гражданина, своих прав и обязанностей, сознательное включение личности в социально-значимую деятельность на основе представлений и самооценок, видения перспектив развития общества.
Цель разработки: создать условия для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина своей страны. Воспитать у подрастающего поколения правовую культуру, любовь и уважение к своему Отечеству.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность, формирование гражданской позицию, системы ценностей и установок поведения подростка.
-Развивать навыки поведения в различных ситуациях, умения необходимые в будущей самостоятельной жизни, в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, творческое мышление. Совершенствовать коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря.
-Воспитывать уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом, гражданское самоопределение и самосознание, верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству, к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Содержание занятий подобраны таким образом, которые позволяют ориентировать воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также способствуют формированию толерантной личности. Разработка составлена в соответствии с психологическими и физическими особенностями учащихся.
Особое внимание уделяется методам и современным средствам воспитания. Формы занятий: беседы, сюжетно-ролевые игры, диспуты, дискуссии, решение ситуативных и проблемных заданий. Использование информационных технологий, мультимедиа, интернет, документальные и художественно-исторические фильмы, разнообразные встречи с ветеранами ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников, а также родителей учащихся. Каждый из методов и средств, призван решить основную задачу разработки – целенаправленно воздействовать на сознание детей, а через него на стабилизацию их поведения и социализацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательский час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
Цель проведения:
*профилактика правонарушений несовершеннолетних;
*пропаганда правовых знаний;
*совершенствование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
* закрепление у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
* воспитание умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Ход воспитательского часа.
1.Воспитател1: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. (Слайд 1).Тема нашего воспитательского часа «Мы в ответе за свои поступки».
(слайд 2).Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого:
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, что такое закон и правонарушение?
(Слайд 3)ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
(Слайд 4).ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
(Слайд 5) 2.Соц.педагог:
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют)
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят и сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество и многое другое.
(Слайд 6) Воспитатель:
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит? Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. В преступлениях, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
(Слайд 7). Просмотр видеофильма.
(Слайд 8).Воспитатель:
Сегодня на нашем воспитательском часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (Убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
(Слайд 9)Стихи детей.
1 ученик.
Держите мальчишку, держите!
Кричал очень продавец
А женщина слева ругалась
Зачем вы схватили ребенка?
Мальчишка стоял и глядел исподлобья.
Сейчас бы немножко покушать
За вид свой ему неудобно.
Ну, что же тут делать, скажите?
Родители пьют беспробудно.
Глаза его просят: «Простите!»
Я - не пропащий, не трудный!»
2 ученик.
На помощь пришла начальник
Инспекции несовершеннолетних
Она лучше всех знает,
Как помочь малолетним.
Ведь под его руководством
Работают столько инспекторов.
И каждый из них сто раз
Профессионально проверенный
Сколько таких мальчишек,
И сколько разных девчонок
Могли бы с дороги сбиться
Если б не их помощь.
Спасти детей, уберечь их,
И объяснить родителям,
Что самое главное в жизни
Быть близким своим детям.
Предупредить преступность,
И устранить безнадзорность
Два самых важных дела,
И есть - работа отдела.
Слово предоставляется инспектору ПДН старшему лейтенанту Усмановой Тансылу Ахатовне.
(Слайд 10).Инспектор ПДН Усманова Т.А.:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений.
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
1) «Хулиганство
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду,и оскорбили. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.
Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, обращаются к статье и делают вывод.
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
3.«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
- штрафом,
- обязательными работами,
- исправительными работами».
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
- ограничением свободы;
- арестом;
- лишением свободы».
4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
Воспитатель и соц.педагог.
5.Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций
А теперь давайте пригласим наших литературных героев. Все они нарушали определенные законы, и попали за это в полицию. Но сами они этого не понимают, считая, что в их поступках, поведении ничего страшного нет. А вы как думаете, ребята?
- (Слайд 12).Красная Шапочка – после 9 ч вечера понесла бабушке горячие пирожки.
- (Слайд 13).Баба-Яга – спешила в своей ступе (без прав) к Кощею Бессмертному, еду ему везла. Пролетела на красный свет, не повиновалась ДПС.
- (Слайд14).Серый Волк - шел из гостей после 22 ч, пил пиво, курил.
- (Слайд 15).Домовенок Кузя – залез в чужой домик, взял (украл) чужой веник, нечаянно разбил стекло.
- (Слайд 16).Лиса Алиса и Кот Базилио – темной ночью встретили Буратино, который конечно нарушал закон (какой), преследовали его, забрали чужое имущество. Обокрали его, носили оружие.
(Обсуждение поступков сказочных героев).
- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Умей сказать правду – она спасет тебя и твоих друзей от лжи.
- Береги честь смолоду.
- Хочешь быть благородным – не проходи мимо зла.
Рефлексия.
(Слайд 17). Соц.педагог:
Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может
давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Воспитатель:
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, нам очень хочется верить, что после нашего воспитательского часа, вы будите совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.
Предварительный просмотр:
Отчёт об инновационной деятельности за 2017 год
Воспитателя высшей квалификационной категории
Сафиной Зумфиры Закиряновны
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными образовательными возможностями», |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 423042 РТ г. Нурлат, Нурлатский район, Ул. Лобачевского д.20 89274090842 Адрес офиц.сайта: nsportal эл.почта: zulka10.70@mail.ru |
Тема инновационной разработки | Воспитание гражданского самосознания у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности. |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Сафина Зумфира Закиряновна |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Актуальность данной разработки состоит в воспитании гражданского самосознания, которое неразрывно связано с систематической и целенаправленной деятельностью по формированию у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Цель: создать условия для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина своей страны. Воспитать у подрастающего поколения правовую культуру, любовь и уважение к своему Отечеству. Задачи: - Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность, формирование гражданской позицию, системы ценностей и установок поведения подростка. -Развивать навыки поведения в различных ситуациях, умения необходимые в будущей самостоятельной жизни, в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, творческое мышление. ---Совершенствовать коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря. -Воспитывать уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом, гражданское самоопределение и самосознание, верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству, к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края. Были разработаны, опробованы и успешно используются: Авторская программа «Воспитание гражданского самосознания у детей с ограниченными возможностями здоровья «Я такой же, как все!» », в данное время ведётся работа по усовершенствованию авторской программы в соответствии с требованиями ФГОС. |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др. | Открытое занятие по теме « Правила безопасного поведения зимой» в рамках республиканского семинара по теме "Современные коррекционно-развивающие технологии обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ" программы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования детей в Приволжском межрегиональном центре повышении квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ для слушателей программы профессиональной переподготовки по направлению "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Почетная грамота министерства образования и науки Республики Татарстан за весомый вклад в обучение и воспитание детей с ОВЗ и многолетний добросовестный труд,2017г Благодарность министерства образования и науки Республики Татарстан за участие в республиканском конкурсе «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья» и достигнутые успехи в обучении детей с особыми образовательными потребностями,2017г. Сборник материалов V Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки». Публикация статьи, сертификат 2017г. II Межрегиональная научно-практическая конференция по теме «Инновации в образовании: опыт реализации ». Сборник материалов, публикация статьи, 2017г. Сертификаты вебинаров КФУ; образовательных сайтов Завуч.инфо; nsportal.ru, Методкопилка; nsportal;s-ba.Диплом Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда спасения» за вклад в подготовку проведения фестиваля. Магариф Всероссийский конкурс «Лучшее портфолио педагога», Диплом 1 степени,2017г. Сертификат участника международного дистанционного модульного социально-образовательного проекта «Социальное здоровье нации» ( модуль «Комплексная программа превенции детско-юношеской суицидальности» институт международных инновационных социально-образовательных проектов г.Москва,2017г. |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); -др. | Муниципальный уровень:
Республиканский уровень:
Всероссийский уровень:
|
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; „ - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы | Открытое внеурочное мероприятие «Правила поведения в общественных местах» с приглашением сотрудников правоохранительных органов,2017г. Организация встречи учащихся среднего звена с бывшим военнослужащим срочной службы Уламасовым Д.Г. на тему “Моя армия” ,2017г Выступление с докладом в круглом столе с родителями учащихся на тему”Дети дождя” в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма. Тематическое мероприятие «Я и железная дорога» совместно с сотрудниками РЖД, посвященное профилактическому месячнику «Безопасная осень» (профилактика правонарушений на железной дороге). Тематическое мероприятие « Проступок, правонарушение, преступление» с приглашением сотрудников ПДН МВД России по Нурлатскому району. Открытое занятие по теме « Правила безопасного поведения зимой» в рамках республиканского семинара для слушателей программы профессиональной переподготовки в Приволжском межрегиональном центре повышении квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ. |