Главные вкладки
Родителям
Памятки, консультации и др. для родителей дощкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 616.64 КБ |
![]() | 13.29 КБ |
![]() | 14.46 КБ |
![]() | 225.03 КБ |
![]() | 13.71 КБ |
![]() | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
по приобщению дошкольников
к чтению
Задача взрослого – открыть ребёнку
то чудо, которое несёт в себе книга
1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему.
5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
11. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие
книжки.
12. Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать
книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.
Следуйте правилам:
1. Читайте вслух с ребенком не менее10-15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола
отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите
физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги иливыучить его наизусть.
7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
Как обращаться с книгой
- Книги надо брать чистыми руками.
- Книги нельзя рвать.
- Книги нельзя мять.
- Нельзя рисовать на книгах.
- Нельзя загибать углы.
- При чтении книги пользоваться закладкой.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
(Д. Дидро)
Зачем читать детям книги?
- Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
- Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Советы родителям
по привлечению детей к чтению
- Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
- Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен дляребёнка. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
- Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь
каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
- Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
- По - чаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые вы с ним читаете.
- Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
"Найди прищепку"
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
"Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
"Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
"Травушка-муравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
"Цветочки"
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое.
И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Семейное чтение»
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.
Совместное чтение – это общение. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения – вечер. Малыш, лежа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни.
Вы выбрали книгу, нашли время для чтения. Но как помочь ребенку понять смысл произведения, почувствовать красоту литературного языка, вызвать у него эмоциональное отношение к прочитанному? Вам помогут навыки выразительного чтения:
- произносите слова четко и внятно;
- регулируйте тон и темп речи (громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее);
- научитесь владеть интонацией (выделять голосом знаки препинания);
- соблюдайте паузы.
С детьми надо учить стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор.
Как правильно учить с детьми стихи? Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка.
Подвижным детям больше подойдут ритмичные и веселые стихи, а спокойным – размеренные, напевные. Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на слух. Предложите ребенку «включить в голове магнитофон», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Прочитайте зарифмованные строки, повторите их вместе с ребенком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом разучите каждый куплет, а потом прочитайте все стихотворение целиком.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОВМЕСТНОМУ ЧТЕНИЮ КНИГ С ДЕТЬМИ
Перед чтением книги:
1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.
2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?
3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в книге.
4. Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.
5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.
6. Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.
7. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.
Предварительный просмотр:
«Памятка для родителей "Дидактические игры дома"»
Найди листочек.
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.
Ход игры
Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
Отгадайте что в руке.
Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.
Материал: овощи и фрукты.
Ход игры
Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.
Деревья и их плоды.
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
Какого цветка не стало.
Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.
Ухаживать за цветами.
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).
Ход игры
На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.
Магазин цветов.
Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.
Материал: растения «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».
Кто в лесу живет.
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
Найти цветок.
Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.
Волшебный мешочек.
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка держать карандаш»
Письмо – важнейший навык человека, а от того, насколько правильно человек держит ручку, зависит и его почерк, и его осанка. Конечно, в школе все дети научатся держать в руке карандаш, но родителям стоит побеспокоиться об этом раньше.
Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» - смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок».
Научите ребенка правильно держать карандаш. Для начала поместите карандаш между указательным и большим пальцами. Положите его на средний палец ребенка так, чтобы карандаш находился на нем в равновесии, даже лишенный других опор. При этом он должен опираться на костяшку между верхней и средней фалангами пальца.
Опустите большой палец вашего ребенка сверху на карандаш. Создаваемое им давление фиксирует карандаш, не давая ему сдвигаться с места. После этого положите на карандаш его указательный пальчик – он должен расположиться между средним и большим пальцами. Указательный палец направляет карандаш, заставляет его двигаться в нужную сторону.
Попросите ребенка опустить кончик карандаша на бумагу и провести несколько прямых, волнистых и зигзагообразных линий. Если ощущается неудобство, нужно попробовать сдвинуть карандаш в руке, чтобы пишущий конец стал короче, и затем снова провести несколько линий.
Начните упражнение с большим карандашом или толстым мелом. Во-первых, ребенку его проще держать правильно, а во-вторых, вы лучше разглядите, как на карандаше расположены пальцы. Найдя правильное положение, пометьте его прямо на карандаше. Также в магазинах можно купить трехгранные карандаши, специально предназначенные для обучения малыша правильному захвату.
Сделайте так, чтобы ребенку было интересно учиться. Приготовьте ему для занятий интересную раскраску с любимыми героями или красочную тетрадь для занятий.
Предварительный просмотр:
Консультация «Как научить ребенка не перебивать взрослых»
Практически каждый из родителей сталкивается с такой проблемой, когда ребенок все время перебивает взрослых во время их разговора.
Возможные причины:
- возрастные особенности (дети в 3-5 лет не могут ждать больше 5 минут) и этот этап проходят все дети;
- ребенку срочно нужно поделиться с Вами своими достижениями и открытиями (которые могут происходить постоянно);
-невоспитанность;
-ребенок просто капризничает;
-малышу не хватает Вашего внимания.
С таким поведением наверняка знакомы все родители: вы пытаетесь поговорить по телефону, а рядом раздается крик «Мама! Срочно! Скорее посмотри сюда!». Не так уж важно, зачем ребенок зовет вас, просто ему необходимо ваше внимание прямо сейчас. Если мама и папа пытаются поговорить, у детей сразу возникнет много важных поводов вмешаться в разговор, если у вас гости — он тоже будет рядом, если вы работаете и просите не отвлекать вас пять минут — он сразу же спросит «А пять минут уже прошло?» Хотя перебивание может быть совершенно нормальным поведением для маленьких детей, когда ребенку уже 4−5 лет — хочется научить его быть более терпеливым.
Почему дети перебивают взрослых? Чаще всего они это делают, чтобы поделиться информацией, которую они считают интересной или актуальной. А еще потому, что пока еще учатся регулировать свои порывы: когда у малыша возникает прекрасная мысль, которой он хочет поделиться, он не думает: «Может быть, стоит дождаться, пока мама закончит разговор», а сразу же это сделает, причем весьма эмоционально. Дошкольники уже менее импульсивны, но им очень хочется показать, что они тоже кое-что знают и могут участвовать в беседе, они хотят чувствовать свою принадлежность социуму, может быть, даже поспорить — ведь ребенок вполне может иметь другую точку зрения или интересную историю в запасе, но при этом он не думает, уместно ли сейчас высказать свое мнение.
Еще одна важная причина для перебивания взрослых — это то, что у некоторых детей нет навыков или определенного плана, чтобы дождаться, пока на него обратят внимание. Ребенок будет волноваться — а вдруг этого вообще не произойдет?
Чего делать нельзя:
- у ребенка все время в жизни что-то происходит интересное для них и возможного вашему крохе просто очень хочется с Вами поделиться этим, поэтому не раздражаемся и не ругаем его;
-не игнорируйте;
-не ругайте;
- никогда не перебивайте ребенка сами!
Пять способов, как научить ребенка не перебивать взрослого.
1. Объяснение.
Просто объясните ребенку почему нельзя перебивать людей во время разговора. НО, главное наедине! Возможно, разговаривать на эту тему придется не один раз. Объясняйте на простых примерах. Этот метод действенен для детей постарше.
Научите ребенка, что перебивать чужой разговор можно только в крайних случаях, действительно по важному делу. И лучше всего делать это с помощью фразы: «Извините, пожалуйста, можно спросить!»
2. Специальный сигнал.
Можно придумать специальный сигнал, с помощью которого Вы сможете понять, что сейчас ребенку необходимо Вам что-то сказать. Например, дотронуться до вашей руки, и вы дотроньтесь до его. И ребенок будет знать, что сейчас вы договорите свою мысль и выслушаете его.
Также можно использовать какой-либо сигнал, чтобы давать ребенку понять, что сейчас вы не можете отвлечься от разговора.
3. Тактильный контакт.
Только взрослые начинают разговаривать, некоторые дети начинают «теребить, тянуть» маму. Для таких детей подойдет невербальный контакт. Пока вы разговариваете, обнимите ребенка или погладьте его по спинке. Как правило, это помогает.
4. Игра инсценировка.
Лучше один раз показать, чем десять раз рассказать. Поиграйте в какую - нибудь сюжетную игру с ребенком (лучше, чтобы игроков было как минимум трое), в которой разыграйте ситуацию, где покажите, как правильно вести себя во время разговора других людей (например, игра в магазин или парикмахерскую).
5. Найдите для ребенка занятие.
Этот способ проблему, конечно, не решает, но, если у Вас должен состояться очень важный разговор, поможет. Просто объясните ребенку, что сейчас вы будете заняты и найдите интересное занятие для ребенка, которое на некоторое время займет его внимание (например, рисование или лепка, все зависит от интересов ребенка).
Предложите ребенку нарисовать или записать, то, что он хотел Вам сказать, чтобы не забыл.