Методическая разработка
"Формирование читательского интереса дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkaword_2.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Формирование читательского интереса у дошкольников»
–
Ребёнок книгу открывает
И в мир прекрасный попадает,
Здесь волшебство и чудеса
И знаний каждая строка полна.
От книги к книге он идёт,
Героев жизнью вновь живёт,
И учится любить, творить
И дружбу настоящую ценить.
А если рядышком семья
И с книгою дружна она,
Прекрасный путь ребёнка ждёт
И путь тот, к знаниям ведёт.
Формирование читательского интереса у дошкольников - один из важных направлений в работе педагога дошкольного учреждения. В сложившихся современных условиях книги почти лишились прежнего значения. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. И как результат, дети переутомляются, становятся нервными, порой даже агрессивными и неуправляемыми. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, ребёнок не совершенствует свой интеллект, память, речь, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Чтение развивает душу ребёнка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение позволяет достаточно точно сформировать, в соответствии с требованиями государственных стандартов, качества социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особенно велико значение книги в дошкольные годы, ведь книга, прочитанная в этот период, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь.
Работая в разновозрастной группе, я обратила внимание, что у многих моих воспитанников отсутствует интерес к восприятию детской художественной литературы. Как педагог я понимала, что без чтения книг в педагогическом процессе обойтись никак нельзя. На основании этой проблемы предложила родителям воспитанников ответить на ряд вопросов из анкеты «Книга в нашей семье» prilozhenie_1_word_2.docx .
Результаты анкетирования показали что родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Чтение в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, игрой на компьютере, прослушиванием аудио записей. Лишь некоторые родители читают своим детям от случая к случаю, но мало кто из взрослых беседует о прочитанном. Так же было выявлено, что при выборе художественной литературы многие родители не учитывают возрастные особенности своих детей, читают книги, которые подходят для детей более старшего дошкольного возраста.
Я попыталась ответить на вопросы: Как привлечь родителей к семейному чтению? Как привить детям любовь к книге? Какие формы работы для этого наиболее эффективны?
Свою работу я начала с изучения особенностей восприятия детьми литературных произведений, которыми отличаются дети того или иного возраста prilozhenie_2_word_2.docx и составления плана работы по приобщению детей к книгам.
Мои воспитанники ещё не умеют читать, поэтому чтение книг для них полностью определяется родителями, начиная с выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой, поэтому в первую очередь я стала тесно сотрудничать с родителями. На первом родительском собрании на тему «Книга начинается с детства» обсудила с родителями возникшую проблему и познакомила со списком литературы для чтения дошкольникам, предложенным примерной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. prilozhenie_3_word_2. . Подготовила для них памятку «Зачем читать детям книги?».
Постоянно обновляю информацию в уголке для родителей: выставляю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Провожу консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня»; родительские собрания «Как научить ребенка любить книгу», «Волшебный мир книги».
Постаралась обратить внимание родителей на то, что мы читаем в группе. Для этого расположила книжный уголок таким образом, что родители, приходя за ребёнком, могли ознакомиться с предложенными книгами.
Наш уголок состоит из нескольких полок, каждая из которых имеет свое название и предназначение.
«Полочка умных книг"
Содержит книги, энциклопедии, которые помогают детям познать окружающий мир.
"Мы сейчас читаем"
На этой полке размещены книги, рекомендуемые примерной основной образовательной программой, с которыми ребята знакомятся в данный момент.
"По тематике недели "
Книги, иллюстрации, отражающие тематику недели.
"Учимся говорить правильно"
Здесь можно найти схемы для составления рассказов и заучивания стихотворений, артикуляционную гимнастику в картинках, модели для рассказывания сказок, чистоговорки, потешки.
Стараясь побудить родителей читать детям предложенные книги, а также обсуждать прочитанное, я стала выставлять на стенд для родителей символ: «?» знак вопроса - есть проблема, просим помочь. Детям задавала вопрос по произведению и предлагала спросить ответ у родителей.
Знакомя детей с новым произведением, выставленным в книжном уголке, я всегда рассказываю, кто его написал, показываю портрет автора. Так возникла идея создать альбом, в котором будут не только портреты детских писателей и поэтов, но и некоторые их произведения. prilozhenie_4_word_2.docx.
Постепенно родителей заинтересовал книжный уголок, и они стали главными помощниками в его оформлении: часто приносят нужные по тематике недели книги и иллюстрации, помогают в организации тематических выставок, посвященных творчеству писателей: «С. Михалков», «К.Чуковский», «И. Токмакова», «А.Барто» и т.д.
Большой интерес у детей и родителей вызвало предложение создать свою книжку. В процессе создания книг дети не только вспоминали любимые произведения, но и знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Желая посмотреть на творчество других семей, родители предложили организовать выставку «Книжки – малышки своими руками». prilozhenie_5_word
Однажды читая детям книгу, я обратила их внимание на то, что книга порвана и ей нужна помощь, так возникла наша «Книжкина больница». Ребята не только «лечат» книжки, но и закрепляют правила обращения с книгой.
Для плодотворной работы по формированию читательского интереса одного чтения и выставок недостаточно. Поэтому в группе часто проводим литературные праздники, викторины, театрализованные представления, так как всё что необычно, красочно и интересно, детям запоминается надолго. Дети с удовольствием отгадывают загадки, отвечают на вопросы викторин по произведениям, пробуют себя в роли актёров. Родители помогают в организации таких мероприятий, подготовке костюмов, иногда выступают в роли актёров. Для театрализованной деятельности совместно с родителями мы сшили перчаточные и пальчиковые куклы, изготовили пальчиковый и настольный театр prilozhenie_6_word.
Увидев, с каким интересом дети наблюдают за своими друзьями – актёрами, я обратилась к нашим социальным партнёрам - работникам дома культуры, с которыми мы тесно сотрудничаем, с просьбой показывать нам представления. Кукольные спектакли ДК («Репка», «Рукавичка», «Колобок» и др.) и театрализованные представления начальной школы «Курочка Ряба», «Репка на новый лад» и др. не оставляют равнодушными ни одного ребёнка prilozhenie_7_word .
Невозможно формировать читательский интерес у детей, не сотрудничая с библиотекой. Работники библиотеки разрабатывают и проводят разнообразные мероприятия с детьми наших дошкольных групп. Наиболее запомнившиеся детям: экскурсия в библиотеку, литературный праздник «Чуковский и его произведения», праздник «Поэзия доброты Агнии Барто». Проведение таких праздников натолкнуло на мысль провести в дошкольной группе встречу с писателем - земляком, для того чтобы дети вживую (а не на экране) увидели поэта. Татьяна Константиновна Круглова рассказала о себе, прочитала свои стихи, ответила на интересующие детей вопросы (как она начала писать стихи, в каком возрасте, какое стихотворение самое любимое и т д.). Дети поиграли с Татьяной Константиновной в «Рифму», пробовали сочинить сами стихи. Встреча прошла увлекательно и вызвала много радостных эмоций у детей prilozhenie_8_word_.
Когда мы совершали экскурсию в библиотеку, дети обратили внимание на иллюстрации книг и задали вопрос: «Кто нарисовал эти картинки?». Я рассказала детям, что есть такие художники, которые рисуют иллюстрации к произведениям. Сейчас читая книги, я знакомлю детей с творчеством художников – иллюстраторов. Рассматриваем иллюстрации, сравниваем рисунки разных художников к одному и тому же произведению. Предлагаю детям и самим побыть в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению, или нарисовать совместно с родителями. Из рисунков мы оформляем выставки, а затем альбом на тему: «По страницам любимых книг» prilozhenie_9_word_.
В работе по формированию читательского интереса у детей я также стараюсь найти интересные приёмы, позволяющие увлечь детей жизнью и творчеством различных авторов и их произведений. Одним из таких приёмов является «знакомство» дошкольников с писателями, например «знакомя» детей с Чуковским, я использовали рассказ о том, как он стал детским писателем и о том, как были написаны сказки «Крокодил» и «Мойдодыр».
Использую словесное рисование. Оно представляет собой устное изображение недостающего в произведении места, героя, деталей, способствует развитию воображения и творческого потенциала ребёнка. Например, при знакомстве детей со сказкой «Лиса и заяц», предложила описать интерьер лубяной избушки, так как в сказке описания её внутреннего убранства нет. Этот приём учит вслушиваться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представлением о том, что может быть.
Очень часто использую дидактические игры: лото «Писатели и книги», «Пазлы по сказкам», «Перепутанные книжки», «Угадай сказку», «Продолжи сказку» и т д.
Проделанная работа имеет положительные результаты: на занятиях дети и с интересом слушают литературные тексты, совместно рассматривают и обсуждают книги, спорят о прочитанном, стараются понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках. В свободное время чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев. У детей появилось желание самим узнать о том, что их волнует. Речь их заметно изменилась, стала более выразительной, законченной, обогатился словарный запас.
Ребята с удовольствием читают стихи на праздниках, проводимых в группе, принимают участие в конкурсах юных чтецов, читают стихи на концертах в ДК, посвященных 8 марта, Дню Победы. Такие выступления способствуют развитию интереса у детей к поэзии, воспитывают уверенность в себе. Родители активно помогают в поисках интересных стихов и с удовольствием разучивают их вместе с детьми.
Также дети пробуют сами сочинять сказки. Двое воспитанников из моей группы принимали участие во всероссийском конкурсе «Снежный ком». Условия конкурса: сочинить сказку с определёнными словами. Одна из работ была опубликована во всероссийском журнале «Солнечный зайчик» prilozhenie_10_word.
Повторное анкетирование родителей на тему «Книга в нашей семье» показало, что дома детям стали чаще читать, многие родители (86%) читают своим детям ежедневно. В роли инициаторов чтения очень часто выступают дети (71 %), также дети рассказывают родителям о произведениях, с которыми они познакомились в дошкольной группе (63%). Родители совместно с детьми стали посещать библиотеку (21%). Возродилось семейное чтение, что играет огромную роль в литературном образовании детей. А это прочный фундамент для будущего успешного обучения в школе.
Я очень надеюсь, что моя работа по формированию читательского интереса у детей оставит приятные впечатления и воспоминания в душе каждого ребенка и запомнится на всю жизнь!
Список использованных источников и литературы:
Источники
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / 2013 .
Литература
3. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина.
4. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева - М.
5. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя [Текст] - / Н. Барташева // Дошкольное воспитание.
6. Бубекина, Н.В. Все начинается с читателя, и все возвращается к нему [Текст] / Н.В. Бубекина // Школьная библиотека .
7. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В.В. Гербова .