Исследовательские работы по теме ВОВ

Глазкова Н.А. Косырева О.Н. Белецкая Н.П.

Цель: организация групповой проектной деятельности обучающихся, содержанием которой становятся традиции и история семьи, школы, города, края, страны..

Скачать:


Предварительный просмотр:

70 – летию Победы посвящается…

Министерство образования и науки Красноярского края

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

Исследовательская работа

История моей семьи в Великую Отечественную войну

Выполнила:

Алиевская  Яна Денисовна

ученица  7 класса «А»

Руководитель:

Косырева Ольга Николаевна,

учитель технологии

г. Ачинск 2016

Содержание

1.Введение…………………………………………………………… 3

2. Рассказ об отважной женщине, Алиевской Татьяне Михайловне, моей прабабушке…………………………………………………………………………..6

2. 1 Никто не забыт –ничто не забыто: тыл - фронту   ………………………..8

3.Заключение……………………………………………………………………....10
4.Список источников………………………………………………………………………….13

5.Приложение………………………………………………………………….....13

Введение

Давно отгремело эхо кровавой войны. Вглубь прошлого уходят события, которые потрясли мир, но никогда не иссякнут в памяти народа те четыре года, ставшие страшным испытанием для нашей страны.

Семьдесят  лет прошло с той поры, когда советские солдаты водрузили знамя Победы над поверженным рейхстагом. Труден и долог был путь до Берлина. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей не утихала огненная буря. Помнят участники Великой Отечественной, как держали в руках автоматы, как на их головы летели снаряды и бомбы, как форсировали реки, пробирались по бездорожью и болотам, дрались за каждый клочок родной земли, освобождая от захватчиков. Память об этих событиях не подвластна времени. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, во что бы то ни было избегать войн, хранить мир во всём мире!

На всех фронтах воевали сибиряки, среди них были и наши земляки. К величайшему сожалению, большей части защитников сегодня уже нет в живых. Осталась лишь малая часть ветеранов, которые сражались за свою Родину! 

Это и послужило выбору темы моей научно-исследовательской работы. Я родилась в счастливое, мирное время, но о войне я слышала много. Ведь эта беда не обошла стороной и моих родных. Великая Отечественная война, начавшаяся внезапно, двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, потрясла всех советских людей, которые мужественно встали на защиту своей Родины. Прошло почти семьдесят  лет со Дня Победы, однако отголоски войны слышны и ныне. До сих пор находят останки погибших солдат и орудия тех времен. Мы, юное поколение, должны помнить о том, какой ценой досталась Победа. Ведь благодаря нашим дедушкам, бабушкам мы живем сейчас счастливо, благодаря их мужеству, стойкости, любви к Родине, безграничному чувству долга на нашей земле царит мир.

Война! Какое страшное слово! Война - это смерть, боль, кровь, плач детей, страдания матерей, искалеченные судьбы…От этого слова веет ужасом! Но наш народ всегда был силён и бесстрашен, поэтому и победил. Далеко не все вернулись домой. Многим солдатам не суждено было вновь ступить на родную землю. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходила похоронка! Но даже в таких семьях надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Сколько их осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, а, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь, безрукими и безногими?!  Великая Отечественная война оставила свой след и в биографии моей семьи.

Ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».
Я хочу рассказать вам о самой лучшей, самой любимой, самой отважной женщине, Алиевской Татьяне Михайловне, моей прабабушке.

Актуальность работы:

 Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников.  Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.

Проблемный вопрос: есть ли сегодня заинтересованные  люди, которые помнят и чтят память о  наших предках, живших и воевавших во время ВОВ?  

Цель исследовательской работы:

На примере биографии моей прабабушки Т.М. Алиевской, испытавшей  на себе все тяготы войны, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского народа – защитника Отечества!

Задачи:

1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.

2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны

3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

4) Сохранить память о прабабушки Т.М. Алиевской, совершившей трудовой подвиг.

Объект исследования: биография моей прабабушки Т.М Алиевской, участницы тыла Великой Отечественной войны.

Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания моей прабабушки.

2. Рассказ об отважной женщине, Алиевской Татьяне Михайловне, моей прабабушке

Летом 1930 года в деревне Вершина Иланского района родилась девочка, которую назвали Татьяной. Этой девочкой была моя прабабушка Татьяна Михайловна Алиевская. Родилась она очень маленькой, но чистый деревенский воздух, молоко и натуральные продукты помогли ей окрепнуть. В их семье было пятеро детей, а Татьяна была старшей из сестер. В 1941 году началась война, и надо же было случиться, 22 июня в их семье родилась еще одна девочка, младшая сестра моей прабабушки.

На фронт ушел отец и старший брат.  Татьяне Михайловне было всего лишь одиннадцать лет, когда ее мама, Надежда Ивановна Глушкова,  работала  дояркой на ферме. Уходила на работу она  очень рано. И все домашние дела  и дети оставались на  маленькой девочке. Она топила печку, пекла хлеб, кормила всех. Зимой они ездили в лес за дровами, а сено вывозили из леса на корове. Зимы были холодные и длинные. Женщины собирались  в доме, они пряли, вязали, вышивали. Девочки сидели рядом, учились мастерству. И все пели  песни, как бы трудно и голодно не было. Пели и по дороге домой с поля, и песня придавала им силы.  Может быть, с этих пор зародилась любовь к песне у моей прабабушки.

 Татьяна Михайловна рассказывала, что как то она вместе с подругой решила убежать на фронт.  Собрались, и никому ничего не говоря, пошли пешком до станции, до которой было девяносто километров.  И было им тогда всего тринадцать лет. Дома хватились девочек и поехали искать. Председатель колхоза на лошади догнал их на полпути. Когда узнал, что дети пошли на фронт, серьезно им сказал, что они нужны здесь, в деревне.  Работайте хорошо - это будет лучшая помощь фронту.

 А работы было много. Прабабушка рассказывала, как весной пахали они огороды. Женщины впрягались по девять человек в плуг и тянули его по полю. Сажали картошку, пололи, заготавливали сено. А на ногах не было никакой обуви, поэтому они были исколоты травой  в кровь. Все тяготы военного времени легли на детские плечи.

Наконец,  пришла победа, и вернулись родные с войны.  Тяжелораненым привезли старшего брата моей прабабушки    Ивана Глушкова, он был летчиком - его сбил немецкий самолет. Больным вернулся  из плена отец, он провел три года в плену у фашистов, освободили его уже наши войска  в 1943 г. Слава  Богу, они остались живы. Семья снова была вместе.

В 1946 году Татьяну Михайловну наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». Это было для нее неожиданностью. Она хорошо работала, была исполнительной и ответственной, но о награде не мечтала. Тогда  весь народ  старался что- то сделать для фронта, но награды достались лучшим, хотя, по мнению Татьяны, получить в подарок калоши было для них приятнее.

После войны она продолжала работать в деревне. В 1952 году переехала жить в Ачинск. Работала  поваром в детском доме,  работала на фабрике меховых изделий, в ателье. Много грамот и наград получила Татьяна Михайловна.  Даже отправили ее в Москву, наградив  наградой  «Мастер золотые руки». Но самая большая награда, по ее словам, это дети и внуки, которых она безумно любит.  А поднимала она своих детей на ноги одна. Ее муж,  Алиевский Николай умер, когда дети были еще маленькие. Дочь Людмила заболела страшной болезнью-полиомиелитом. Долгие годы борьбы с болезнью, поездки по врачам, одна за другой операции. Но она все это стойко перенесла и работала, не покладая рук, и ухаживала за детьми.  Сейчас Людмила работает в библиотеке, написала много книг. Есть у нее еще сын Анатолий. Но и здесь судьба   послала испытание. Рано умерла у него жена и осталось  двое маленьких детей. И Татьяна помогла им, как смогла. Младший внук окончил кадетское училище, а внучка сельхозтехникум.

За плечами Татьяны Михайловны осталась трудная и долгая жизнь. Трудовой стаж – 44 года. И хотя у нее нет образования,  как сказал о своей маме В. Шукшин,  она понимает больше министра. Так я могу сказать о своей прабабушке.  Она   очень жизнелюбивая. Любит принимать гостей и вкусно готовить, стряпает отличные пироги. Делится, чем может, с детьми из многодетной семьи, которые живут рядом. Очень справедливая, не любит жадных, тех, кто праздно живет, не работая. И по-прежнему любит петь.   Пела в вокальной группе «Малиновый звон», считая, что с песней легче жить. Сейчас она живет обычной жизнью. Но и в свои 84 она ещё бегает, а осенью мы с ней в вдвоём копали картошку. Во многом она помогает и родным, и друзьям. Я горжусь своей прабабушкой.

2. 1 Никто не забыт – ничто не забыто: тыл - фронту   

Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. Сейчас осталось в Ачинске 154 ветерана и инвалида ВОВ. Треть из них вместе с родственниками, почти сто человек одиноко-проживающие, но имеющие родственников, пятеро живут совсем одиноко и в настоящее время находятся под постоянной опекой Управления социальной защиты населения Ачинска.     

Во время сбора ветеранов у Татьяны Михайловны, труженики тыла рассказывали о нелёгком труде в годы войны: «Грянула война. Сразу все изменилось. Посуровели лица у всех, меньше стало улыбок, больше слез. Ушли на войну отцы, братья, мужья. Их места заменили женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд, Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.

В войну и послевоенные годы был страшный голод, ели крапиву, лебеду, из соболька пекли лепешки. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку. Летом ловили сусликов. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, новую партию тракторов и автомашин, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было легче не намного чем на войне, а может и трудней».

Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.          

Поклонимся великим тем годам,

    Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

 Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

Так пела моя прабабушка Татьяна Михайловна о  защитниках нашей великой страны.

Заключение

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его мужеством, его кровью завоёвывалась победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

«Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт.

Русские солдаты говорили:

« А почестей мы не просили, не ждали наград за дела,

Нам общая слава России великой наградой была ».

Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».

Я очень горжусь подвигами, силой и мужеством моих дорогих людей - своими дедушками и бабушками! Годы войны не прошли даром, оставив тяжёлые следы на их здоровье. Мы все помним и очень любим их. И будем помнить всегда. Светлая им память! Каждый год, девятого мая, мы ездим в город на торжественный парад и возлагаем цветы у Вечного огня, мысленно говоря: «Спасибо всем Вам, кто подарил нам мир. Вечная Вам память»!

Набатом звучат слова Роберта Рождественского, обращённые ко всему человечеству: «Люди!!!

Пока сердца стучаться,-

Помните!!!

Какой ценой

Завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!!!»

Не должны уйти из памяти человеческой страницы истории, которая написана слезами и кровью миллионов людей, сражавшихся против захватчиков. И для всех, принявших нечеловеческие муки, убитых и замученных, брошенных в оврагах и болотах, и для тех, у кого в доме до сих пор хранится пожелтевшая бумажка «пропал без вести», известный русский полководец, Александр Суворов сказал: «Война не может считаться законченной, пока не похоронен ее последний солдат». Значит, война все еще длится.

Я рада, что в нашей стране этот праздник Победы считают священным, что не забывают, какое неимоверное терпение, трудолюбие, силу духа и упорство проявили наши дедушки и бабушки, чтобы отстоять честь и свободу Родины. Такое нельзя забывать!

В каждой семье нашей страны остались горькие воспоминания о Великой Отечественной войне. В моей семье свято чтят память павших. Я бесконечно благодарна моим родным и всем тем, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу. Если бы они тогда не смогли выстоять, то, возможно, нас бы сейчас не было на свете... Мы бы не видели цветов, не вдыхали бы свежий воздух, не жмурились от яркого солнышка, не любовались красотой природы…

Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я ?… вытерпеть все то, что вытерпели они?                                          И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни.

Низкий Вам поклон, дорогие Ветераны! Вечная память сложившим голову!  Мы всегда будем помнить, тех, кто пал в этом бою, защищая свое и наше право на жизнь!

Выводы:

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая Победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты нашей  работы:

изучили  литературу, архивные документы,  встречались с Ветеранами войны и труда;

материалы исследовательского проекта будут оформлены в сборник и переданы в библиотеку музея Ачинска им. Д.С. Каргаполова.            Практическое значение работы:

На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне.  В ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория Ветеранов, как «дети войны». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в  военные годы мы почти ничего не знаем. Но в ходе работы над исследованием на примере моей прабабушки мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.    Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы  считаем, что данную работу можно использовать на уроках Мужества, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.

Список источников

1.Материалы домашних архивов (документы, награды)

2.Воспоминания прабабушки Т.М. Алиевской

4.Записи устных свидетельств

5.Интернет-ресурсы:

www/http://zapad24.ru

http://www.istorya.ru

Приложения

1.Презентация, включающая в себя фотографии, документы, награды



Предварительный просмотр:

70 – летию Победы посвящается…

Министерство образования и науки Красноярского края

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

                             Номинация «Родословие»

Исследовательская работа

                            «Спасибо деду за победу!!»

Выполнила: Зубова София Павловна, 

ученица 7 «Б» класса

Руководитель: Косырева Ольга Николаевна

г. Ачинск,

2016год

Содержание

  Введение………………………………………………………3

 Основная часть………………………………………………...4

 Заключение ……………………………………………………5

Введение

В мае 2015 года исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне. Мне 12 лет, я знаю о войне из фильмов, книг, уроков истории, редких встреч с участниками войны. Читая о войне, я часто встречала фразу «Война пришла в каждую семью…». Значит и в нашей семье были родственники в чью жизнь ворвалась война! С таким вопросом я обратилась к маме. Так началась моя исследовательская работа «Спасибо деду за Победу!»

Актуальность

  Великая Отечественная война закончилась 70 лет назад, мы современные дети, не слышали рева самолетов и свиста пуль, взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. В нашей школе началась работа по созданию книги Памяти об участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны

 В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!

Гипотеза: несмотря на то, что прошло 70 лет с окончания ВОВ, можно найти сведения о родственниках, переживших эти тяжёлые годы.

Цель исследовательской работы: найти материал о моих дедушках, участниках ВОВ.

Задачи:

  • узнать у родственников о биографии моих дедушек;
  • обобщить полученные материалы;
  • сделать запрос в архив

Методы исследования: запрос, поиск, анализ.

Основная часть

Из рассказов мамы, я знала, что два моих деда, Зубов Фёдор Андреевич и Никулин Максим Павлович, были участниками Великой Отечественной Войны. К сожалению, часто жизнь разбрасывает родных людей по разным городам, теряются связи. Вот так получилось и в нашей семье, рядом с нами нет родных старшего поколения.

 Поэтому, чтобы узнать о своих дедушках, нам пришлось восстанавливать утерянные родственные связи. Мы нашли адрес сестры Никулина Максима Павловича Марии Павловны и написали. Из её письма и воспоминаний мамы я узнала, что дедушка родился в 1919 году и был призван на фронт со станции Зеледеево. Первое время от него приходили письма, к сожалению, они не сохранились, но их содержание пересказывалось и осталось в памяти близких. Я думаю, дедушка был разведчиком, потому что он ходил за линию фронта и добывал сведения для наших командиров. Одну историю, написанную в письме, родные хорошо запомнили.

Дедушка с отрядом пошли в тыл немцев за «языком», так называли пленного, который обладал ценными сведениями. Когда отряд выполнил задание и возвращался обратно, их путь проходил через железнодорожные пути. На станции был состав с боеприпасами и русскими военнопленными. Вступив в неравный бой, нашим разведчикам удалось освободить пленных и подорвать состав.  Я думаю, что только очень храбрые люди способны на такой подвиг, именно таким был и мой дедушка Никулин Максим Павлович.

К большому сожалению он пропал безвести зимой 1941года.

Зубов Фёдор Андреевич, мой второй дедушка, был командиром танка. Он геройски сражался с немецко-фашистскими захватчиками. Его экипаж совершал ночные вылазки во вражеский тыл, они заставали противника врасплох. Во время военных действий дедушке с его товарищами приходилось биться за большие города, маленькие деревни и даже небольшие высотки. Так захватив, одну из таких высот и укрепившись на ней, отважный экипаж удерживал её в течение нескольких дней.  Фёдор Андреевич пропал без вести.

Заключение

Я считаю, что первые шаги по поиску информации о моих дедушках сделаны. Руководитель моего исследования, Косырева Ольга Николаевна, посоветовала нам обратиться в Ачинский архив. Мы с мамой сделали запрос, ответ еще не пришёл, но я уверена, что они помогут нашей семье больше узнать о наших дедушках Никулине Максиме Павловиче и Зубове Фёдоре Андреевиче!

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог-

Кто считал, кто считал!

Сообщается в сводках Информбюро

Лишь про то, сколько враг потерял!

В. Высоцкий



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Лист самооценки исследователя

№ п/п

Вопросы для самооценки

Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования

+

2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме

+

3

Вы использовали первоисточники в исследовании

+

4

Вы получили навыки работы с источниками информации

+

5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем

+

6

Ваша работа имела практическое значение

+

7

Вы получили удовлетворение от её выполнения

+

8

Вы закончили свое исследование

+



Предварительный просмотр:

70 – летию Победы посвящается…

Министерство образования и науки Красноярского края

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

Номинация «Летопись родного края»

Исследовательская работа

«Это нашей истории строки!»

Выполнила: Адыякова Мария Александровна, 

ученица 11 «А» класса                 

Руководитель: Косырева Ольга Николаевна

г. Ачинск 2016 год

Содержание

            Введение…………………………………………………………..3
Актуальность……………………………. ………………………. 4

           Основная часть…………………………………………………… 5

           Заключение………………………………………………………...8
 Источники …………………………………………………………9

            Приложение………………………………………………………  10

Введение

70 лет прошло со дня Великой Победы. Четыре долгих года шла война, она отозвалась глубокой болью в сердце народа, отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.

   Победа была одержана не только благодаря таланту военачальников, но и храбрости и стойкости простых солдат на передовой, самоотверженному труду всех от мала до велика в тылу. История страны складывается из истории городов, сёл, деревень, из истории каждой семьи. Уходят поколения, но семейные альбомы, документы хранят и рассказывают о людях, событиях далёких лет.  В преддверии семидесятилетия ВОВ особенно ценными являются документы, относящиеся к тому времени.


Актуальность

Так уж сложилось в жизни, что у меня нет родных и близких –я воспитываюсь в детском доме. Приближается знаменательная дата 70 лет Победы в Великой отечественной войне. В нашей школе началась работа по созданию Книги Памяти и многие ребята рассказывают о своих родных, участниках войны, тружениках тыла. Честно говоря, я им завидую, мне тоже захотелось рассказать о людях, чьи судьбы затронула война. Я обратилась к классному руководителю Косыревой Ольге Николаевне, и она предложила материалы из её семейного архива.

Гипотеза: архивные документы участников ВОВ и тружеников тыла, нужны не только их родственникам, эти материалы помогают формировать представления о тех событиях у современного поколения.

Цель: изучение материалов семейного архива.

Задачи:

  • изучить родословную
  • изучить архивные документы
  • обработать информацию

                      Объект: участники ВОВ и труженики тыла.

                      Предмет: материалы семейного архива.

  Методы исследования: систематизация и обобщение рассказов о ветеране войны, тружениках тыла, изучение и анализ документов.

 


Основная часть

Я познакомилась с биографиями Щербининых Николая Прокопьевича и Валентины Ивановны   родителями Косыревой Ольги Николаевны и родственниками со стороны мужа: дедушкой Косыревыми Николаем Ивановичем, дядей Михаилом Николаевичем, родителями мужа Георгием Николаевичем и Галиной Васильевной. Представленные документы, фотографии, рассказы дают возможность систематизировать биографии членов семьи.

Косырев Николай Иванович (07.05.1902-06.10.1994) родился в д. Красивка, Моршанского уезда, Тамбовской губернии.

В годы Сталыпинской  Земельной реформы, в 1907, он с родителями переехал в, деревню Тропино, Коченёвского уезда, Новониколаевской губернии (Новосибирской области).

В 1931 году Николай Иванович переезжает жить в Бийск Алтайского края, где работает на кирпичном заводе каталем. Приложение 1.

 В 32-году он со своей семьёй переехал в Ачинск и поступил на работу   в НГЧ-3 плотником, а затем завхозом. Приложение 2,3.

С декабря 1941 по апрель 1942 года был призван в РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия) на военные сборы, а в апреле 1942 был направлен в действующую армию. Служил стрелком в боевом расчёте ПТР (противотанковое ружьё). Приложение 4.

Прошёл боевой путь от Смоленска до Берлина.  Воевал в войсковой части 191 с\п в составе 1 Белорусского фронта под командованием маршала Жукова. Не дойдя 60 км до Берлина был тяжело ранен, лечился в госпитале Махачкалы. Приложение 5. После лечения вернулся домой в июне 1946г инвалидом 2 группы, по этой причине не работал. Приложение 6,7.

 Награждён орденом Великой Отечественной Войны 1 степени, другие награды не сохранились. Приложение 8.

У Николая Ивановича было 5 детей, 9 внуков, 18 правнуков, 1праправнук. После войны он занимался личным подсобным хозяйством, пчеловодством, столярничал, плотничал. Не одно поколение внуков выросло в кроватках, сделанными его умелыми руками. С детства любил лошадей, в 1954 году безвозмездно сдал лошадь в фонд братской помощи Китаю. Несмотря на все тягости военных лет, Николай Иванович оставался отзывчивым, добрым человеком.

Старший сын Николая Ивановича Михаил (04.10.1926 – 12.08.1997)  был призван в 1943 году, воевал водителем танка в составе знаменитой Кантемировской дивизии. После войны служил 5 лет в армии. В 1950 вернулся в Ачинск, закончив курсы бухгалтеров, работал бухгалтером и главным бухгалтером в строительных организациях Ачинска.

Средний сын Георгий, (16.04.1928 – 18.08.2009), в годы войны работал сапожником, в обувной мастерской на рынке Ачинска (в настоящее время район трамвайного кольца).

В 1947 году был призван в армию, отслужив 5 лет, вернулся в Ачинск, окончил курсы помощников машиниста, а затем машинистов тепловоза. До выхода на пенсию работал машинистом тепловоза. Приложение 5.

Жена Георгия Николаевича Галина Васильевна (09.07.1931-20.07.2005) работала во время войны на уборке хлеба, помощником повара в бригаде трактористов в деревне Бараит Новоселовского района Красноярского края. В 1951 году приехала в Ачинск, работала в ПЧ, затем окончила курсы продавцов и продолжала работать продавцом и заведующей отделом в продовольственном магазине. Приложение 10.

 Щербинин Николай Прокопьевич (19.12.1918- 06.09.1999) родился в селе Абакумовка Красноярского края. Приложение 11. После окончания 7 классов поступил учиться ФЗО (Фабрично-заводское обучение), а затем Дортехшколу. В 1939 году получил свидетельство на право управления паровозом. Приложение 12.

Во время войны Николай Прокопьевич водил эшелоны с солдатами, военной техникой, углём, лесом и другими грузами.

После войны, окончив Иланское техническое училище, работал машинистом электровоза. Приложение 13.

В 1966 году был переведён на работу в Ачинское отделение Восточно-Сибирской железной дороги, на должность старшего локомотивного диспетчера.

Общий трудовой стаж составил 63 года, Николай Прокопьевич был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Приложение 14.

Его супруга Щербинина Валентина Ивановна (14.10. 1924 – 24.06.2004)   родилась в д.Степаново Красноярского края. В годы войны работала в колхозе, как все женщины и дети садила хлеб, косила сено, убирала урожай, на подводах возила продукты в город.

После войны работала в столовой, закончила свой трудовой путь Валентина Ивановна медрегистратором, ветеран Красноярского края. Приложение 15.

 Немало тягот выпало на долю этих простых людей, но даже выйдя на пенсию они продолжали трудиться, заниматься любимым делом – садоводством, пчеловодством.

Оставались весёлыми, жизнерадостными людьми, любили песни, шутки, помогали детям, внукам.  


Заключение

У меня не было возможности общаться с дедушками и бабушками, но узнав об участниках ВОВ из документов и рассказов, у меня сложилось мнение, что жизнь каждого человека неразрывно связана с историей страны.

Пришло понимание того, каких трудностей и лишений им пришлось пережить. Испытав на себе все тяготы военных лет, они сохранили человеческое достоинство, искренние чувства, отношения. Каждый человек делал всё что мог и даже больше для скорейшей победы.

 Изучая материалы, я поняла, как дорога память о них их близким, родным. Прикасаясь к потёртым временем документам, фотографиям, наградам, слушая взволнованные рассказы, незнакомые люди стали ближе, роднее. Приложение 16.

Изучая документы, я узнала:

Каталь -рабочий, занимающийся подвозкой грузов на тачке;

 Новониколаевская губерния- Новосибирская область с 1925 года;

 РККА - Рабоче-крестьянская Красная Армия;

            ПТР - противотанковое ружьё;

 ФЗО -Фабрично-заводское обучение;

 Дортехшкола- дорожно-техническая школа;

                     Кантемировская дивизия - (4-я гвардейская танковая дивизия) —    

         соединение танковых войск сухопутных войск Вооружённых сил СССР,

         а затем и вооружённых сил России.

 Считаю, что моя гипотеза, о том, что архивные документы участников ВОВ и тружеников тыла, нужны не только их родственникам подтвердилась. Эти материалы помогают формировать представления о тех событиях у современного поколения.

 

Источники:



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Лист самооценки исследователя

№ п/п

Вопросы для самооценки

Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования

+

2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме

+

3

Вы использовали первоисточники в исследовании

+

4

Вы получили навыки работы с источниками информации

+

5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем

+

6

Ваша работа имела практическое значение

+

7

Вы получили удовлетворение от её выполнения

+

8

Вы закончили свое исследование

+