Исследовательские работы по теме ВОВ

Глазкова Н.А. Косырева О.Н. Белецкая Н.П.

Цель: организация групповой проектной деятельности обучающихся, содержанием которой становятся традиции и история семьи, школы, города, края, страны..

Скачать:


Предварительный просмотр:

70 – летию Победы посвящается…

Министерство образования и науки Красноярского края

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

Исследовательская работа

История моей семьи в Великую Отечественную войну

Выполнила:

Алиевская  Яна Денисовна

ученица  7 класса «А»

Руководитель:

Косырева Ольга Николаевна,

учитель технологии

г. Ачинск 2016

Содержание

1.Введение…………………………………………………………… 3

2. Рассказ об отважной женщине, Алиевской Татьяне Михайловне, моей прабабушке…………………………………………………………………………..6

2. 1 Никто не забыт –ничто не забыто: тыл - фронту   ………………………..8

3.Заключение……………………………………………………………………....10
4.Список источников………………………………………………………………………….13

5.Приложение………………………………………………………………….....13

Введение

Давно отгремело эхо кровавой войны. Вглубь прошлого уходят события, которые потрясли мир, но никогда не иссякнут в памяти народа те четыре года, ставшие страшным испытанием для нашей страны.

Семьдесят  лет прошло с той поры, когда советские солдаты водрузили знамя Победы над поверженным рейхстагом. Труден и долог был путь до Берлина. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей не утихала огненная буря. Помнят участники Великой Отечественной, как держали в руках автоматы, как на их головы летели снаряды и бомбы, как форсировали реки, пробирались по бездорожью и болотам, дрались за каждый клочок родной земли, освобождая от захватчиков. Память об этих событиях не подвластна времени. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, во что бы то ни было избегать войн, хранить мир во всём мире!

На всех фронтах воевали сибиряки, среди них были и наши земляки. К величайшему сожалению, большей части защитников сегодня уже нет в живых. Осталась лишь малая часть ветеранов, которые сражались за свою Родину! 

Это и послужило выбору темы моей научно-исследовательской работы. Я родилась в счастливое, мирное время, но о войне я слышала много. Ведь эта беда не обошла стороной и моих родных. Великая Отечественная война, начавшаяся внезапно, двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, потрясла всех советских людей, которые мужественно встали на защиту своей Родины. Прошло почти семьдесят  лет со Дня Победы, однако отголоски войны слышны и ныне. До сих пор находят останки погибших солдат и орудия тех времен. Мы, юное поколение, должны помнить о том, какой ценой досталась Победа. Ведь благодаря нашим дедушкам, бабушкам мы живем сейчас счастливо, благодаря их мужеству, стойкости, любви к Родине, безграничному чувству долга на нашей земле царит мир.

Война! Какое страшное слово! Война - это смерть, боль, кровь, плач детей, страдания матерей, искалеченные судьбы…От этого слова веет ужасом! Но наш народ всегда был силён и бесстрашен, поэтому и победил. Далеко не все вернулись домой. Многим солдатам не суждено было вновь ступить на родную землю. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходила похоронка! Но даже в таких семьях надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Сколько их осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, а, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь, безрукими и безногими?!  Великая Отечественная война оставила свой след и в биографии моей семьи.

Ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».
Я хочу рассказать вам о самой лучшей, самой любимой, самой отважной женщине, Алиевской Татьяне Михайловне, моей прабабушке.

Актуальность работы:

 Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников.  Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.

Проблемный вопрос: есть ли сегодня заинтересованные  люди, которые помнят и чтят память о  наших предках, живших и воевавших во время ВОВ?  

Цель исследовательской работы:

На примере биографии моей прабабушки Т.М. Алиевской, испытавшей  на себе все тяготы войны, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского народа – защитника Отечества!

Задачи:

1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.

2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны

3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

4) Сохранить память о прабабушки Т.М. Алиевской, совершившей трудовой подвиг.

Объект исследования: биография моей прабабушки Т.М Алиевской, участницы тыла Великой Отечественной войны.

Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания моей прабабушки.

2. Рассказ об отважной женщине, Алиевской Татьяне Михайловне, моей прабабушке

Летом 1930 года в деревне Вершина Иланского района родилась девочка, которую назвали Татьяной. Этой девочкой была моя прабабушка Татьяна Михайловна Алиевская. Родилась она очень маленькой, но чистый деревенский воздух, молоко и натуральные продукты помогли ей окрепнуть. В их семье было пятеро детей, а Татьяна была старшей из сестер. В 1941 году началась война, и надо же было случиться, 22 июня в их семье родилась еще одна девочка, младшая сестра моей прабабушки.

На фронт ушел отец и старший брат.  Татьяне Михайловне было всего лишь одиннадцать лет, когда ее мама, Надежда Ивановна Глушкова,  работала  дояркой на ферме. Уходила на работу она  очень рано. И все домашние дела  и дети оставались на  маленькой девочке. Она топила печку, пекла хлеб, кормила всех. Зимой они ездили в лес за дровами, а сено вывозили из леса на корове. Зимы были холодные и длинные. Женщины собирались  в доме, они пряли, вязали, вышивали. Девочки сидели рядом, учились мастерству. И все пели  песни, как бы трудно и голодно не было. Пели и по дороге домой с поля, и песня придавала им силы.  Может быть, с этих пор зародилась любовь к песне у моей прабабушки.

 Татьяна Михайловна рассказывала, что как то она вместе с подругой решила убежать на фронт.  Собрались, и никому ничего не говоря, пошли пешком до станции, до которой было девяносто километров.  И было им тогда всего тринадцать лет. Дома хватились девочек и поехали искать. Председатель колхоза на лошади догнал их на полпути. Когда узнал, что дети пошли на фронт, серьезно им сказал, что они нужны здесь, в деревне.  Работайте хорошо - это будет лучшая помощь фронту.

 А работы было много. Прабабушка рассказывала, как весной пахали они огороды. Женщины впрягались по девять человек в плуг и тянули его по полю. Сажали картошку, пололи, заготавливали сено. А на ногах не было никакой обуви, поэтому они были исколоты травой  в кровь. Все тяготы военного времени легли на детские плечи.

Наконец,  пришла победа, и вернулись родные с войны.  Тяжелораненым привезли старшего брата моей прабабушки    Ивана Глушкова, он был летчиком - его сбил немецкий самолет. Больным вернулся  из плена отец, он провел три года в плену у фашистов, освободили его уже наши войска  в 1943 г. Слава  Богу, они остались живы. Семья снова была вместе.

В 1946 году Татьяну Михайловну наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». Это было для нее неожиданностью. Она хорошо работала, была исполнительной и ответственной, но о награде не мечтала. Тогда  весь народ  старался что- то сделать для фронта, но награды достались лучшим, хотя, по мнению Татьяны, получить в подарок калоши было для них приятнее.

После войны она продолжала работать в деревне. В 1952 году переехала жить в Ачинск. Работала  поваром в детском доме,  работала на фабрике меховых изделий, в ателье. Много грамот и наград получила Татьяна Михайловна.  Даже отправили ее в Москву, наградив  наградой  «Мастер золотые руки». Но самая большая награда, по ее словам, это дети и внуки, которых она безумно любит.  А поднимала она своих детей на ноги одна. Ее муж,  Алиевский Николай умер, когда дети были еще маленькие. Дочь Людмила заболела страшной болезнью-полиомиелитом. Долгие годы борьбы с болезнью, поездки по врачам, одна за другой операции. Но она все это стойко перенесла и работала, не покладая рук, и ухаживала за детьми.  Сейчас Людмила работает в библиотеке, написала много книг. Есть у нее еще сын Анатолий. Но и здесь судьба   послала испытание. Рано умерла у него жена и осталось  двое маленьких детей. И Татьяна помогла им, как смогла. Младший внук окончил кадетское училище, а внучка сельхозтехникум.

За плечами Татьяны Михайловны осталась трудная и долгая жизнь. Трудовой стаж – 44 года. И хотя у нее нет образования,  как сказал о своей маме В. Шукшин,  она понимает больше министра. Так я могу сказать о своей прабабушке.  Она   очень жизнелюбивая. Любит принимать гостей и вкусно готовить, стряпает отличные пироги. Делится, чем может, с детьми из многодетной семьи, которые живут рядом. Очень справедливая, не любит жадных, тех, кто праздно живет, не работая. И по-прежнему любит петь.   Пела в вокальной группе «Малиновый звон», считая, что с песней легче жить. Сейчас она живет обычной жизнью. Но и в свои 84 она ещё бегает, а осенью мы с ней в вдвоём копали картошку. Во многом она помогает и родным, и друзьям. Я горжусь своей прабабушкой.

2. 1 Никто не забыт – ничто не забыто: тыл - фронту   

Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. Сейчас осталось в Ачинске 154 ветерана и инвалида ВОВ. Треть из них вместе с родственниками, почти сто человек одиноко-проживающие, но имеющие родственников, пятеро живут совсем одиноко и в настоящее время находятся под постоянной опекой Управления социальной защиты населения Ачинска.     

Во время сбора ветеранов у Татьяны Михайловны, труженики тыла рассказывали о нелёгком труде в годы войны: «Грянула война. Сразу все изменилось. Посуровели лица у всех, меньше стало улыбок, больше слез. Ушли на войну отцы, братья, мужья. Их места заменили женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд, Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.

В войну и послевоенные годы был страшный голод, ели крапиву, лебеду, из соболька пекли лепешки. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку. Летом ловили сусликов. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, новую партию тракторов и автомашин, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было легче не намного чем на войне, а может и трудней».

Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.          

Поклонимся великим тем годам,

    Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

 Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

Так пела моя прабабушка Татьяна Михайловна о  защитниках нашей великой страны.

Заключение

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его мужеством, его кровью завоёвывалась победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

«Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт.

Русские солдаты говорили:

« А почестей мы не просили, не ждали наград за дела,

Нам общая слава России великой наградой была ».

Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».

Я очень горжусь подвигами, силой и мужеством моих дорогих людей - своими дедушками и бабушками! Годы войны не прошли даром, оставив тяжёлые следы на их здоровье. Мы все помним и очень любим их. И будем помнить всегда. Светлая им память! Каждый год, девятого мая, мы ездим в город на торжественный парад и возлагаем цветы у Вечного огня, мысленно говоря: «Спасибо всем Вам, кто подарил нам мир. Вечная Вам память»!

Набатом звучат слова Роберта Рождественского, обращённые ко всему человечеству: «Люди!!!

Пока сердца стучаться,-

Помните!!!

Какой ценой

Завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!!!»

Не должны уйти из памяти человеческой страницы истории, которая написана слезами и кровью миллионов людей, сражавшихся против захватчиков. И для всех, принявших нечеловеческие муки, убитых и замученных, брошенных в оврагах и болотах, и для тех, у кого в доме до сих пор хранится пожелтевшая бумажка «пропал без вести», известный русский полководец, Александр Суворов сказал: «Война не может считаться законченной, пока не похоронен ее последний солдат». Значит, война все еще длится.

Я рада, что в нашей стране этот праздник Победы считают священным, что не забывают, какое неимоверное терпение, трудолюбие, силу духа и упорство проявили наши дедушки и бабушки, чтобы отстоять честь и свободу Родины. Такое нельзя забывать!

В каждой семье нашей страны остались горькие воспоминания о Великой Отечественной войне. В моей семье свято чтят память павших. Я бесконечно благодарна моим родным и всем тем, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу. Если бы они тогда не смогли выстоять, то, возможно, нас бы сейчас не было на свете... Мы бы не видели цветов, не вдыхали бы свежий воздух, не жмурились от яркого солнышка, не любовались красотой природы…

Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я ?… вытерпеть все то, что вытерпели они?                                          И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни.

Низкий Вам поклон, дорогие Ветераны! Вечная память сложившим голову!  Мы всегда будем помнить, тех, кто пал в этом бою, защищая свое и наше право на жизнь!

Выводы:

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая Победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты нашей  работы:

изучили  литературу, архивные документы,  встречались с Ветеранами войны и труда;

материалы исследовательского проекта будут оформлены в сборник и переданы в библиотеку музея Ачинска им. Д.С. Каргаполова.            Практическое значение работы:

На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне.  В ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория Ветеранов, как «дети войны». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в  военные годы мы почти ничего не знаем. Но в ходе работы над исследованием на примере моей прабабушки мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.    Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы  считаем, что данную работу можно использовать на уроках Мужества, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.

Список источников

1.Материалы домашних архивов (документы, награды)

2.Воспоминания прабабушки Т.М. Алиевской

4.Записи устных свидетельств

5.Интернет-ресурсы:

www/http://zapad24.ru

http://www.istorya.ru

Приложения

1.Презентация, включающая в себя фотографии, документы, награды



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Лист самооценки исследователя

№ п/п

Вопросы для самооценки

Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования

+

2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме

+

3

Вы использовали первоисточники в исследовании

+

4

Вы получили навыки работы с источниками информации

+

5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем

+

6

Ваша работа имела практическое значение

+

7

Вы получили удовлетворение от её выполнения

+

8

Вы закончили свое исследование

+



Предварительный просмотр:

70 – летию Победы посвящается…

Министерство образования и науки Красноярского края

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

Исследовательская работа

Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны

Поторочина Ульяна Владимировна

ученица  7 класса «В»

Руководитель: Косырева Ольга Николаевна,

учитель технологии

г. Ачинск 2016 г.

Содержание

  Введение…………………………………………………………………………3

             Глава I.  Сибиряки – герои Великой Отечественной войны……………..5

 Глава II. Герои войны ……………….…………………………………………6

  1. Богатков Борис Андреевич ………………………………………………..6
  2.  Крестин Михаил Васильевич……………………………………………..7

 Заключение………………………………………………………………………8

 Литература……………………………………………………………………....9

            Приложение 1……………………………………………………………………10

            Приложение 2……………………………………………………………………17

            Приложение 3……………………………………………………………………19

Введение

         Научная работа «Писатели Красноярского края в годы Великой Отечественной войны»  направлена на  формирование  у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому  родного города, активной  жизненной и гражданской позиции. Работа направлена на изучение роли писателей  и поэтов Красноярского края в годы Великой Отечественной войны. В ходе работы    учащиеся  знакомятся с историей Красноярского края,  учатся работать с историческими источниками и  анализировать их

Актуальность  работы

      Актуальность  заключается в том, что мы очень мало знаем о своей Малой Родине, а в частности о героях, которые встали на защиту нашей  Родины. В рамках  празднования 70- летия  Великой Победы, будет актуально еще раз вспомнить и рассказать сверстникам о Героях Красноярского края, об их подвигах, их вкладе в литературу и историю Красноярского края.

Цель: познакомить с историей Великой Отечественной войны через изучение биографий героев – Красноярского края  и их произведения

Исходя  из цели, были определены следующие  задачи:

Изучить и собрать материалы о героях Красноярского края и их подвигах.

Изучить произведения писателей и поэтов земляков-сибиряков

Объект и предмет исследования.

Объектом научной работы являются мужество и героизм, проявленные советскими воинами в годы Великой Отечественной войны.  

Предметом работы являются  рукописные, печатные, энциклопедические и публицистические материалы о судьбах исторических личностях, упоминаемые в истории Красноярского края.

     Средства, используемые в работе учащимися, это беседа, консультация с работниками музея им. Д.С. Каргополова, с руководителем проекта, также экскурсии, проводимые на уроках истории.

Методы: анализ, классификация

     Начать исследование мы решили с посещения школьной библиотеки, посетили Городскую центральную библиотеку им. А.С. Пушкина, где стали изучать «Летопись града Ачинска», пользовались электронным ресурсом.

 Далее мы направились в Ачинский городской Краеведческий музей имени Д.С. Каргополова, где работали с сотрудниками музея. Мы изучили материалы о героях Красноярского края, письма друзей, автобиографии писателей Красноярского края: Богаткова Бориса Андреевича, Крестина Михаила Васильевича.

ГЛАВА I. Сибиряки – герои Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа.

22 июня... Когда увидишь листок календаря с этим числом, то невольно вспоминаются уже далекие 1941-1945 гг., быть может, самые трагические, но и самые героические годы не только в Красноярской и Советской, но и в многовековой истории нашего Отечества. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, победа над страшным врагом - все это было в 1941-1945 гг.

Война нанесла невосполнимый урон  и Ачинским землям. На фронт уходило из города и района 23,5 тысяч человек, осталось на полях сражений – 11,2 тысячи. В память о них стоит обелиск "Скорбящая мать", автором которого является Ачинский художник В.А. Дубинский.

И писатели - фронтовики внесли свой вклад в историю своей Родины. Мы рассмотрим некоторые биографии писателей и поэтов Красноярского края.

ГЛАВА II.  Герои войны

  1. Биографические сведения

Мы изучили архивные материалы о каждом из героев  и  узнали, что:

Борис Андреевич Богатков (1922-1943)

Поэт - фронтовик, родился в Ачинске. Начал печатать стихи  в местной  газете «Ленинский  путь»  в  1939  году. После окончания школы учился в Московском автодорожном техникуме, участвовал в строительстве метрополитена. В 1941 году добровольно ушел на фронт. После тяжелой контузии жил в Новосибирске, сотрудничал в окружной армейской газете «Красноармейская правда». Его призывы и плакаты появлялись в «Окнах ТАСС». В 1943 году снова ушел на фронт в составе 22-ой Сибирской добровольческой дивизии.  Автор «Песни Сибирской добровольческой дивизии», «У эшелона» и других стихов. Погиб при штурме    Гнездиловских    высот    в    Спасе   -   Деменском    районе Смоленской  области.  

Награжден  орденом  Отечественной   войны  I степени (посмертно). Стихи и письма поэта вышли посмертно в сборнике «Единственная книга», «Молодая гвардия», «Имена на поверке», «Пороховая память». (Приложение1)

2)  Крестин Михаил Васильевич - поэт-сказочник

(1909-1946)

Родился в 1909 году в деревне Мариновка Ачинского уезда, учился в сельской школе, летом батрачил. Затем семья переехала в город Ачинск.

Рано начал писать сказки и стихи. Был членом литературного объединения города Ачинска, а затем города Красноярска.

Участник Великой Отечественной войны в звании капитана был награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией 1941—1945 годов».

С войны вернулся инвалидом II группы. Умер от ран 24.08.1946 года в городе Ачинске, был похоронен на местном кладбище.

Еще на фронте Крестин М.В. пишет такие стихи, как «Почтальон», «Первое мая», «Победа», «Пожар», басню «Полкан», «Октябрь», «Новогоднее», песни «Почему ты смотришь..», «Как то встретишь», памфлет «Заступился», «Возвращение на Родину», «Посмертное не оконченное сочинение». Из прозаических произведений им написаны «Дневники 1937 и 45-46гг.», «Два молодых охотников», «Сущая правда», «Сердца любви и ненависти», «О молодильных яствах» и много других произведений.(Приложение 2, 3)

Заключение

           В данной  работе были проанализированы биографии писателей времен отечественной  войны. Посещая музей,  исследуя различную литературу, перед нами предстает целостная картина событий  в истории города. В процессе  работы мы  поняли,  какое значение имели подвиги наших земляков. Действительно, биографиями таких героев, как  Боготкова,Б.А,. Крестина М.В. и других писателей Красноярского края, не искажаются, не преувеличиваются исторические вехи, а пишется история страны.

На основе этой работы и собранных данных о Героях  мы подготовили сборник биографических материалов, подготовили брошюру произведений писателей Красноярского края, которую в дальнейшем можно будет использовать на уроках «Краеведения» при изучении тем: «Знаменитые земляки – Ачинцы. Герои Великой Отечественной войны», «Малая Родина», также на уроках литературы при изучении писателейВОВ.

 Это позволит учащимся больше узнать о своей Малой Родине. А учителя, воспитатели, родители смогут использовать в целях воспитания Патриотизма и привития детям любви к своей Малой Родине.

Литература

  1. Геннадий Лопаткин. Летопись града Ачинска. Красноярское региональное политическое движение «Свет».  
  2. "Золотые звезды северян", Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1971 г., с. 139-143.
  3.  Краткая справка из двухтомного издания "Герои Советского Союза" (М., Воениздат, 1987 г., т.2, стр. 35).
  4. Использование архивного материала из Ачинского краеведческого музея им. Д.С. Каргаполова
  5. Использование электронного ресурса:

http://www.warheroes.ru/

http://rudocs.exdat.com/

http://www.adm-achinsk.ru/

Приложение 1

Богатков Борис Андреевич (1922 – 1943)

Борис Богатков родился 3 октября 1922 года в селе Балахта, близ Ачинска Красноярского края. Отец, Андрей Михайлович, был партийным работником и часто уезжал в командировки. Мать, Мария Евгеньевна, была преподавателем математики. Борис был единственным и любимым сыном в семье Богатковых. Мальчик рос ласковым, подвижным и любознательным. Родители в любую свободную минуту были с сыном вместе, рассказывали сказки, читали стихи. Борис рано научился читать, а поэтому его первыми друзьями были книги. Андрей Михайлович приучал сына к труду, любви к людям. Мария Евгеньевна тяжело заболела и в 1931 из больницы написала записку сыну: "Милый мой мальчик, золотой мой Бориска, мы уже никогда не увидимся, прощай воробышек мой. Я хочу, чтобы ты не плакал, никогда в жизни. Будь хорошим комсомольцем, мой Боря. Будь хорошим человеком, родной мой соколик".

Трудное детство выпало Борису. После смерти матери на воспитание взяла его к себе Татьяна Евгеньевна Зыкова, тоже учительница. Борис приехал в Новосибирск и поселился вместе с тетей Танечкой, как он её звал, и её семьёй, по ул. Октябрьской 3 (первый этаж). Борис был средним учеником, но больше всего любил историю и литературу, особенно поэзию. Любимым поэтом был Маяковский. Вначале Борис даже подражал Маяковскому и писать стихи начал с 10 лет. Писал их всегда и везде - на клочках бумаги, блокнотах, в тетрадях по арифметике. Его стихи помещались в стенных газетах, печатались в "Пионерской правде". В 1933 году он встал под Красное знамя, пионерское. Борис стал пионером.

Борис Богатков принимал активное участие в жизни школы. Будучи общительным и жизнерадостным, он всегда находился среди своих друзей-сверстников. Но иногда он склонял свою русую голову и его ясные голубые глаза становились грустными. В такие минуты Борис уединялся.

Татьяна Евгеньевна любила Бориса как своего родного сына, заботилась о нём, просиживала бессонные ночи около постели, когда поднималась температура и Борис отдавал должное этой простой и скромной женщине лаской и вниманием. Но нет-нет да и загрустит от того, что не было мамы, которая так нужна особенно в детские годы.

Шли годы. Борис рос, мужал, набирался сил. Будучи подростком он много времени уделял спорту - любил футбол, плавание, лыжи, легкую атлетику. Он был выше среднего роста, легкоатлетического сложения. В эти годы Борис отличается от многих своих друзей твердостью характера, большой силой воли, смелостью. Никогда не был безразличен к тому, что происходит в жизни, любое важное событие в нашей стране и за рубежом волновало его. Мог часами спорить о литературе, поэзии, науке, о месте человека в обществе и на всё у него был установившийся взгляд и убеждение. Уже в возрасте 15-17 лет был внимателен к людям и мог остановить любого хулигана, оскорбляющего прохожих, или разбушевавшегося «балбеса». Борису до всего было дело. Это был удивительный человек.

Борис очень любил своего отца. Они тянулись друг к другу, а поэтому он иногда уезжал из Новосибирска к отцу в Ачинск, Омск. Он учился в автодорожном техникуме, а потом и в вечерней средней школе. Постоянным его спутником была поэзия. Днем Борис учился или работал, а по вечерам занимался в кружках молодых поэтов и писателей. И вот 1940 год, последний предвоенный год. Борис стремиться сделать как можно больше, его пылкий ум и мечущаяся натура мечтает о больших делах. В то время при "Комсомольской правде" был создан совет поэзии, руководимый Антокольским, туда и пришел Борис, совмещая одновременно учёбу в литературном институте (вечернее отделение), 18-летний юноша с голубыми застенчивыми глазами спускается в штрек и вместе с такими же парнями строит Московское метро.

Борис Богатков был настоящим комсомольцем, настоящим человеком.

Грохот пушек 22 июня 1941 года возвестил миру о начале Великой Отечественной войны. Борис Богатков, придя в военкомат, попросился в летное училище. Он мечтал о небе, но не о полёте в мирном небе, а о жесткой борьбе с фашистами, чтобы сегодня ярко сияло солнце.

Но Борис был зачислен курсантом авиационных техников. Об этом он вспоминал:

Небо, небо! Не познав полёта,
Не парив в высокой синеве,
Я сильней бывалого пилота
Мучаюсь, тоскую по тебе!
Значит буду на аэродроме,
Буду не на фронте, а в тылу?

И Борис предпочитает добровольно уйти в пехоту, сразу на фронт. Но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом, и вот тяжелая контузия и госпиталь. Друг, вынесенный из огня, уже снова воевал, а Борису врачи говорят: "Вам грозит глухота, меньше волнуйтесь. Не будете беречься свалитесь в постель. От вас скрывать нечего. Вы человек мужественный".

В один из осенних дней 1942 года, когда деревья сбрасывали свой лиственный наряд, на тихих улицах Новосибирска появился белокурый парень в солдатских обмотках, опиравшийся на палку. Борис поселился в бревенчатом доме по ул. Ленская-85, где жила его тетя Танечка. Отсюда он выходил по утрам, бродил по городу, часами просиживал среди пылающих кленов в первомайском сквере и писал, писал в своей толстой тетради. Борис начинает работать и драться другим оружием. Его оружием стали перо и карандаш, а его поэтический дар звал наш народ к труду и борьбе. Ночи напролёт просиживал Борис в своей скромной комнатенке, выводя в тетради строчки новых стихов и злых частушек, клеймивших фашистское зверьё.

В “Окнах ТАСС”, в окружной газете “Красноярская звезда”, в сатирических передачах “Огонь по врагу” появились стихи и песни Бориса.

Шел 1942 год. В Новосибирске формировалась Сибирская добровольческая дивизия.

И вот однажды вечером с учений шли солдаты. Несли на плечах минометный стволы, противотанковые ружья, пулеметные станки. “Запевай” - приказал старшина, и запевалы голосами хриплыми от пыли и жажды, начали:

На родном зауральском заводе
Крепко сделан, фашистам на страх,
Он у каждого есть в нашем взводе,
Он в надежных гвардейских руках,
Мы прогоним врага до границы,
С боем вражий рубеж перейдем
До проклятой фашисткой столицы,
С автоматом сибирским пройдем!

Солдаты подхватили:

Метко бьет по створе грязной
Вороненый верный брат,
Беспощадный, безотказный,
Наш гвардейский автомат!

Они не знали, кто написал слова этой боевой походной песни о гвардейском автомате, не видели, что уже несколько вечеров подряд под высокими тополями стоит белокурый юноша в старой шинели и, слушая песню, кусает губы, чтобы не разрыдаться от счастья.

Богатков продолжает сражаться. Он прислал письмо “треугольник” своему другу Николаю Мейсаку, в котором писал: “Ты и представить себе не можешь, как я счастлив. На мне снова военная форма, я сержант Сибирской добровольческой дивизии. Скоро забегу расцеловать тебя и распрощаться”.

Татьяна Евгеньевна в эти дни получила открытку похожую на телеграмму: “Приезжайте попрощаться, еду воевать. Борис”. Плакала Татьяна Евгеньевна. “Ничего, тетя Танечка! - уговаривал Борис, - ну ничего не случиться. Я даже выздоровею на фронте. Ну, прощай, мамочка моя золотая, - прижал он ее к груди, - до свидания, до свидания!”.

Итак, опять фронт.

В августе 1943 года войска Западного фронта, в составе которого сражалась Сибирская добровольческая дивизия, громя фашистов, вышла на дальние подступы к старинному русскому городу Смоленску. На пути сибиряков встали сильно укрепленные противником Гнездиловские высоты, близ станции Павлино. “Грозные” - назвали их гвардейцы.

Гнездиловские высоты были важнейшей ключевой позицией: они прикрыли коммуникации фашистках армий.

Особенно сильно укрепил враг высоту, обозначенную на полевых картах отметкой 233,3. Разведчики доносили: немцы опоясали ее несколькими линиями траншей, противотанковыми рвами, километрами колючей проволоки и минными полями. Более двухсот огневых точек насчитывали разведчики, девяносто вагонов снарядов израсходовали на высоту артиллеристы. Гнездиловские высоты надо было брать. И командование приказало: "Высоту 233,3 штурмует Новосибирский полк".…Уже дважды бросался полк на штурм вражеских укреплений, но откатывался назад, залёг в высокой ржи. Дважды автоматчики гвардии сержанта Богаткова поднимались в атаку и, прижатые бешеным огнём, ложились на сухую дымящуюся землю. Богатков, разгорячённый боем, тяжело дыша смотрел на своих солдат. Уже второй раз отходит взвод. Сколько погибло ребят, а сколько ещё побьют, Проклятые!

Неужели вражеские пулемётчики сильнее его, Бориса Богаткова, сильнее его товарищей-сибиряков?

А что если… Если вот сейчас в этом адском грохоте запеть песню. Свою новую песню, которую он только что закончил. Запеть во весь голос, чтобы услышал полк?

Огромнейшим усилием воли он заставил себя оторваться от земли. “Стой, Борис! Куда?! – закричали солдаты. – Ложись!”Но он встал, оглянулся и, бросив потрясённому взводу короткое и властное “запевай” во весь рост двинулся вперёд, прямо на вражеские пулемёты.

Несколько мгновений изумлённые солдаты смотрели на своего командира. Высокий, сильный, с лицом, чёрным от пыли и дыма, он упрямо шёл вперёд, не падая, не оглядываясь, шёл и всё громче пел песню, которую написал сам и теперь, как знамя, понес впереди полка:

Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных
Новосибирской области родной.
Немало получили враги ударов грозных
От гвардии сибирской огневой!
Нас месть ведет в атаку и наш порыв неистов,
Мы все преграды превращаем в пыль,
Чем дальше мы на запад идем, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь!

В тот миг, когда пробиваясь сквозь шум боя загремела подхваченная сотнями голосов песня, немецкие пулемётчики прекратили огонь.Они с ужасом смотрели на людей, поднимающихся в разных концах поля с громкими яростным припевом:

Всё, гвардеец, в боях изведай:
Холод, голод, смертельный риск –
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск:

Немцы повели огонь ещё злее, ещё ожесточённее, но первые цепи сибиряков уже прошли вперёд. Люди падали, но песня неудержимо и грозно надвигалась на фашистские окопы и вот в какое-то мгновение перешла на русское “ура-а-а”!

Сибиряки ворвались в немецкие траншеи. Схватка была стремительной и острой. Борис бил врагов из автомата, колол своим трофейным кинжалом, но когда он преследуя немца, спрыгнул в окоп, другой фашист, раненый, не добитый, напрягая последние силы, дотянулся до автомата и… дал очередь в спину Бориса.

Гнездиловские высоты были взяты. А после боя, собрались на опушке рощи усталые бойцы. И подходя к развесистой березе, низко склоняли головы. В тени ветвей на окровавленной шинели, неподвижно лежал их любимый друг и командир, юноша с чистой душой и ласковыми глазами.

Так, прожив на свете чуть более двадцати весен, погиб сибирский поэт, воин-комсомолец Борис Андреевич Богатков.

Михаил Васильевич Крестин –поэт-сказочник

Приходят в краеведческий музей посетители, смотрят экспозицию. Но все чаще и дольше задерживается их взгляд у темы «Ачинцы в тылу и на фронте». На фотографии молодого задумчивого человека в форме капитана с наградами. Под фотографией надпись: поэт-сказочник, за мужество и отвагу в боях награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени и  медалью «За боевые  заслуги».

М.В. Крестин родился в 1909 году в деревне Мариновка Назаровского района. Четыре года учился  в сельской школе. Зиму учился, а лето батрачил, после школы тоже батрачил и пас скот. С 1927 года со всей семьей переехали в г. Ачинск. В Ачинске Михаил работал год разнорабочим, четыре года работал на распиловке леса пильщиком. Затем армия. В 1932 году М.В. Крестин был принят в кандидаты  ВКП (б), 20 августа  1932 года в ячейку ВКП(б). В РКК А Михаил Васильевич был активным военкором, редактором взводной Илычевки. Именно тогда приходит увлечение поэзией, сказками, анекдотами. Михаил Васильевич сотрудничает с местной газетой «Ленинский путь», публикует в газете сказки, стихи. Он работает над сказками «Клад», «О молодильных средствах», «Доброе слово», «Ангел».

Началась война. В 1941 году М.В. Крестин был призван Ачинским райвоенкоматом  в ряды действующей армии.   В боях за Советскую Родину капитан  М. В. Крестин 17 декабря 1944 года был тяжело ранен осколком мины в левое бедро. Потянулись длинные  дни. Операция. Вторая операция. В госпитале Михаил  завел дневник. Этот дневник сохранился, правда, он сильно изменился от времени. 9мая 1945 года оставил следующую запись.  Сегодня исключительно радостный день для народов всего Советского Союза. День всенародного торжества, праздник победы над фашисткой Германией. В 2ч. 20 минут ночи кто- то из ребят вбежал в палату и включил репродуктор. Радио заговорило. Кто-то из ребят заругался. Но когда услышали слова диктора, читающего акт о безоговорочной капитуляции надГермании, тогда все притихли, внимательно слушая, не пропуская ни одного слова. Кто-то из больных закричал ура. По коридору забегали няни, сестры, больные, вышел аккордеонист  с аккордеоном, и открыли танцы в коридоре. Танцевали до 3х ч. ночи. В госпитале Михаил Васильевич много пишет. 21 мая 1945 года он пишет стихотворение «Победа»

« Дела... теперь минувших дней

Судьбы коварной и жестокой,

В сердце родины моей.

Вонзились скважины глубокой.

Нам не забыть тех дней судьбы,

Дней рабства, каторги, насилий,

Сверхчеловеческих усилий»

В госпитале Крестин пишет стихи про лучших сестер нашей планеты под заголовком «Берите с них пример». Стихотворение начинается так:

Кто  нас больше любит

Раненых – больных,

Как своих родных?

Мы сейчас покажем

Четырех сестриц,

Имена расскажем,

Этих мастериц.

В госпитале М.В. Крестин выпускает газету, в которой пишет свои сатирические стихотворения. Здесь же он пишет сказку- быль «Сердце любви и ненависти», «сказку про бога и попа и про Ивана Простака», стихотворение «Приключение с инвалидом», «Замечание Деда Мороза», «Н.А. Волковой», «Пожар» и другие.

 Вмарте 1946 года М.В. Крестин вернулся из госпиталя.

« Звенящим зеленым разливом

Струится июль по полям,

 Вагоны бегут торопливо

Навстречу цветным тополям.

В открытые окна вагона

Медовая хлещет струя,

Не слышно большого стола,

Я ехал в родные края.

Я ехал туда, где родился,

Другим с сибирячкой одной,

С суровой природой родился

В сибирской колхоз мне родной»

Писал  Крестин в одном из своих  замечательных стихотворений, которое нельзя читать без слез «Возвращение на родину»

С войны Крестин  М. В. пришел инвалидом II группы. Он умер 24 августа 1946 года от ран. Был похоронен в г. Ачинске.

Приложение 3

Михаил Васильевич был по характеру  человеком доброй души, веселым, жизнерадостным, любил играть на гармони, любил петь. Любимой певицей была Лидия Русланова. «Жигули»- его любимая песня и может быть, поэтому своих дочур Риту  и Люду он ласково называл «Жигулятыми»

В Ачинске у Михаила Васильевича остались две дочурки.

9 сентября 1942 года он пишет в письме:

  «Здравствуй дочка, Рита!

 С приветом папа. Я получил от тебя  письмо. Я сильно по тебе соскучился, Дочка, как перебьем всех фрицев, так я приеду. Тогда опять будем петь и танцевать и в кино вместе ходить будем. Дочка, живите дружно с Людочкой и слушайтесь  маму и тетю Аню. Рита, передай привет бабе Дуне, скажи, что папа побьет всех фрицев и придет домой, тогда вместе пойдем в гости к бабе Дуне. Пиши, дочка, письма чаще, я сильно по вас скучаю, каждый день смотрю на Ваши карточки. До свидания, дочка. Целую тебя крепко.

Твой папа.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Лист самооценки исследователя

№ п/п

Вопросы для самооценки

Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования

+

2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме

+

3

Вы использовали первоисточники в исследовании

+

4

Вы получили навыки работы с источниками информации

+

5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем

+

6

Ваша работа имела практическое значение

+

7

Вы получили удовлетворение от её выполнения

+

8

Вы закончили свое исследование

+



Предварительный просмотр:

5 002

6 001сво5 001 

2 001

1 002

4 001

4 002

1 003



Предварительный просмотр:

70 – летию Победы посвящается…

Министерство образования и науки Красноярского края

Муниципальный этап краевого конкурса

исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

Исследовательская работа

Творчество и жизнь В.П. Астафьева в  годы Великой Отечественной войны

Шарпакова Лидия Владимировна

ученица  7 класса «В»

Руководитель: Косырева Ольга Николаевна

учитель технологии

г. Ачинск 2016 г.

Оглавление 

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Биография В.П. Астафьева…………………………..5

Глава II. Военная проза В. П. Астафьева…………………………9

 Заключение…………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………13

Введение

Тема войны не потеряла своей актуальности в наши дни. Ещё живы воспоминания о ней. Война – это страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов. В связи с этим тема Великой Отечественной войны не уходит с годами из русской литературы.

Тема войны в русской литературе – это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Особенное развитие эта тема получила в период «оттепели» - конец 1950-х – начало 1960-х гг. Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы.

         Война - это самое ужасное, что только может случиться с человеком, она уничтожает, разрушает... Она особенно бесчеловечна, если начинают враждовать братья с братьями, семьи, друзья. Люди бьются за свои идеи, защищают интересы, убивая друг друга. В этой войне каждый считает, что он прав и тот, кто мысли по-другому в секунду становится врагом. Человек в подобных обстоятельствах и пылинка, и персона. Литература отображала все происходящие события, внедрялась как можно глубже в происходящее, чтобы показать души и переживания тех людей, их жизнь. Человек, это то, что нельзя предсказать в революции, изменение состояния его души, его мысли нельзя спланировать и управлять ими, в отличие от революции - бедствия которое несет изменения в жизнь любого, эта непредсказуемость и притягивает к себе писателя. Ситуация сложная, и видят ее творческие люди по-разному. Не малое количество авторов обращалось к теме «человека в огне гражданской войны»,  где показывали и мышление и действия толпы и отдельной личности в частности. Описывались уже устоявшиеся личности, но более интересным было образование их новых принципов и мышления.

Мы в своем исследовании решили рассмотреть творческий путь нашего земляка В.П. Астафьева.

Цель работы: исследовать творчество и биографию В.П. Астафьева.

Гипотеза: Война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием.

Задачи:

 1. Анализ творческого и жизненного пути писателя

2. Выявить, какой вклад внес В.П. Астафьев  в Великую Отечественную войну

Предмет исследования: биография В.П. Астафьева

Объект исследования: произведения В.П. Астафьева о Великой Отечественной войне

Методы: анализ, классификация

Глава I. Биография В.П. Астафьева

 

В. П. Астафьев родился в Сибири в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. 7 лет было ему, когда погибла его мать (утонула в Енисее). И началось его беспросветное сиротство. Не переступив ещё порога школы - в довоенные годы начинали учиться с 8 лет - Виктор сразу вступил во взрослую жизнь. Заботиться о себе ему пришлось самостоятельно.

Прибился к беспризорникам. Жил, где попало, временами, случалось и подворовывал, чтобы не умереть с голоду. Большинство его друзей тех лет покатились по наклонной, а Виктор удержался. Спасла судьба будущего писателя, забросила его в детский дом, где были, к счастью, добрые воспитатели и хорошие учителя. Они то и заметили литературный дар мальчика. Случилось так, что его сочинение на свободную тему было признано лучшим. Называлось оно «Жив». Вот, что было для мальчика главным - выжить, пережить военное голодное и холодное лихолетье. Да и у взрослых была одна и та же забота. Не до искусства было тогда людям. Хотя дарование Вити Астафьева и заметили, но за бытовыми проблемами забыли. С ним нужно было заниматься, учить, совершенствовать его литературный дар. Тогда ему надо было ещё и работать, чтобы заработать на кусок хлеба, чтобы  выжить.

Не успел Виктор окончить школу, как началась Великая Отечественная война. В 1942 году он попадает на фронт. Редкий, счастливый ему выпал жребий: век войну на передовой - шофёр, связист, разведчик - и выжил. Два раза был ранен, но всё же выжил.

В 1942 годы Виктор Астафьев окончил железнодорожную школу ФЗО №1 на станции Енисей и недолго проработал по распределению на пригородной станции Базаиха составителем поездов.

Отсюда добровольно ушел в армию, угодил сперва в 21-й стрелковой полк, располагавшийся под Бердском, а затем в 22-й автополк, что стоял в военном городке Новосибирска.

Весной 1943 года вместе со всем полком был отправлен на фронт и угодил в гаубичную 92-ю бригаду, переброшенную с Дальнего Востока, в которой и воевал до сентября 1944 года, выбыв из нее по тяжелому ранению. Виктор воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах.

Более в строй не годился и начал мыкаться по нестроевым частям, которые то не подходили Астафьеву, то он им. Так продолжалось, пока не угодил в военно-почтовую часть, располагавшуюся неподалеку от станции Жмеринка, в местечке Станиславчик. Здесь Виктор Петрович повстречал военнослужащую Марию Семенову Корякину, сразу же после демобилизации женился на ней и поехал на ее родину, в город Чусовой Пермской (в ту пору Молотовской) области. В этом городе они прожили 18 лет.

Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

«Когда-то я подхватил и энтузиазмом повторял слова Константина Симонова: « Всю правду о войне знает только народ». Увы, теперь я знаю, что всю правду о войне знает только Бог. Народ наш в большинстве своем не знал ее и, возможно, знать не хочет – слишком страшна она и отвратительна, слишком для усталых русских людей… правда эта неподъемна». В.Астафьев.

 После войны писатель вернулся на родину в Красноярский край. А там ни кола, ни двора, ни родных, ни близких - жизнь надо было начинать сначала. Начал он её заново, один на пустом месте. Нужно было искать работу - любую, лишь бы взяли и платили деньги, чтобы в первую очередь выжить.

В разных местах пришлось работать Астафьеву - и разнорабочим был, и литейщиком, и сторожем. Именно на сторожевом посту он почувствовал внутреннее  желание написать рассказ о пережитом. Писал с той поры, где придется, на чём придётся. Сначала для себя писал, никому не показывал, стеснялся - засмеют. Но всё-таки в 1951 году отнёс в редакцию рассказ «Гражданский человек». Его сразу же напечатали и, к его удивлению, пригласили в редакцию штатным литературным работником.

 Так началась его творческая биография. И уже через два года вышла его первая книга рассказов «До будущей весны». Книгу заметили, и свежий голос молодого сибиряка услышали в Москве. Окончив высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, Виктор Астафьев стал профессиональным литератором. Но его известность и слава росли с каждой новой книгой: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба». За повести «Перевал», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» Виктору Астафьеву присвоили звание лауреата Государственной премии РСФСР им. Горького в 1975 году. В 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. С 1978 по 1982 год   В. П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1989 году за свои писательские заслуги Виктор Астафьев был

удостоен звания Героя Социалистического Труда. Уже после развала СССР он создает один из самых известных своих военных романов – «Прокляты и убиты», который выходит в 2-х частях: «Черная яма» (1990-1992) и «Плацдарм» (1992-1994). В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю присуждается премия «Триумф», в следующем году за свой роман «Прокляты и убиты» он был удостоен Государственной премии Российской Федерации. В 1997-1998 году в Красноярске вышло полное собрание сочинений писателя, которое состояло из 15 томов и содержало в себе подробные комментарии автора. 

Скончался писатель в 2001 году практически весь этот год, проведя

в Красноярских больницах. Сказался его возраст и ранения, полученные им на войне. Лучшее, что может оставить после себя писатель – это свои произведения, в этом плане нам всем с вами повезло с полным собранием сочинений Астафьева из 15 томов. Книги Виктора Астафьева за их реалистичное изображение военного быта и живой литературный язык были и остаются популярными в нашей стране, а также за рубежом. В связи с этим они были переведены на многие языки мира и выходили миллионными тиражами.

Глава II.  Военная проза В. П. Астафьева

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей. Книги Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» - это первое крупное произведение Астафьева о войне, оно относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне.  

     14 лет писатель работал над повестью, сделал пять её редакций. Это говорит о требовательном отношении писателя, оно связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны. Героями книги являются   простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, способностью сохранить в тяжелейших условиях  свою доброту, духовное богатство  и сделали возможной  и явной нашу победу в этой страшной войне.     

Известно высказывание Виктора Астафьева о 12-томной «Истории Второй мировой войны», по поводу которой он сказал: «Мы такой войны не знали». В 1992 году Астафьев опубликовал роман «Прокляты и убиты».  В романе «Прокляты и убиты» Виктор Петрович Астафьев передает войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами, и боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а в «ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». 

Роман высоко оценен не только литературной критикой, но и отмечен правительственными наградами. С этим романом автор стал финалистом российской Букеровской премии в 1993 году, лауреатом премии «Триумф» в 1994 году, а в 1995 году лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы. О романе написано много статей, не все его принимали. Не принимал писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев, не согласен с ним был писатель-фронтовик Георгий Бакланов. А его друг – писатель-фронтовик Евгений Иванович Носов, прошедший фронтовыми дорогами от Курска до Польши, такого понимания войны и такого изображения принять также не мог: «И это развело их в разные стороны в конце их жизни» (1).  Писатель вводит в роман свои философские и исторические рассуждения, дополняет роман своими комментариями, содержащими личные воспоминания, письма читателей, подтверждающих правоту Астафьева в художественном освещении войны. Он создает в романе свою героику войны, освещая её с точки зрения солдата, вскрывая фальшь и ложь советской официальной системы.

В 1998 году Астафьев написал повесть «Веселый солдат», которая была отмечена литературной премией имени Аполлона Григорьева в 1999 году.
«Веселый солдат» - возможно, последняя великая книга о Великой войне, написанная очевидцем и участником. Только пятьдесят лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, В. Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказала о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле.

И повесть эту Виктор Петрович не сочинил, а вспомнил. Астафьев

порою писал в день по пятьдесят страниц и более, как бы освобождался от тяжкого сердечного гнета, от бремени, годами переплавлял словесный хаос, просеивал от шелухи через частые решета.

Повесть начинается и заканчивается словами: «Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок третьего года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне…». Все военные произведения Виктора Астафьева – это размышления о том, как может (смог) выжить отдельный человек на войне.  И очень трагический рассказ “Пролетный гусь” - о судьбе демобилизованного с фронта солдата и медсестры, которые поженившись, поселяются на квартире в первом попавшем городке – Чуфырине, где у них рождается очень слабенький ребенок. Умирает ребенок, муж и жена кончают самоубийством от безысходности жизни. Рассказ “Пионер – всем пример” повествует о жизни фронтовика, лагерника, писателя Антона Дроздова, жизни катастрофичной, с потерями близких и возмездием. К сожалению, это были последние произведения писателя.

Виктор Петрович Астафьев – писатель, занимающий одно из ведущих мест в развитии русской литературы второй половины XX века, признанный мастер русской прозы, ее классик.

Заключение

       Великая Отечественная война поглотила 26 миллионов человеческих жизней, разрушила пол-России, заставила народ  ценою титанических усилий восстанавливать хозяйство. В войне погибло целое поколение рождения 1924-1926 годов. Из четырёх человек этого поколения в живых остался один. Но самое страшное то, что война делает человека другим. Писатель в своих произведениях утверждает мысль: Если пуля и не убьёт человека в бою, война отнимет у него все силы, порой исчерпав их все до конца, не оставив ничего для жизни. Писатель показывает, что война калечит человека физически, нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой, опустошает, «истрачивает» человека. И всё-таки лучшие герои В. Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и её ценностей.

Так и сам писатель до конца своей жизни являлся спасателем ценностей человека.

Тема войны очень важна. Астафьев преподносит нам ее в своем видении, рассказывает нам свою правду. Так он говорил: «Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей... К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно другой войне... Полуправда нас измучила...»

Нельзя не согласиться с его словами о том, что память о пережитом не умирает, а напротив, растет внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки».

Список использованной литературы

  1. Евсеенко Иван. Время воспоминаний // Роман-газета, 2005, №1

2.Макаров А.Н. Во глубине России. - М., 1979. 

3.Эльяшевич А. Огненные дали // Звезда. - 1980. - №7. 

  1. Яновский Н.Н. Виктор Астафьев. - М., 1982. 
  2. Интернет ресурсы:

http://www.astafiev.ru

http://biography.5litra.ru

http://www.velib.com

http://ru.wikipedia.org

        

        



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Лист самооценки исследователя

№ п/п

Вопросы для самооценки

Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования

+

2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме

+

3

Вы использовали первоисточники в исследовании

+

4

Вы получили навыки работы с источниками информации

+

5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем

+

6

Ваша работа имела практическое значение

+

7

Вы получили удовлетворение от её выполнения

+

8

Вы закончили свое исследование

+