Модель взаимодействия узких специалистов ДОУ.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) учреждение должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными работниками, обслуживающим персоналом, административно-хозяйственными работниками.
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Основным, ведущим специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе для детей с ТНР является учитель-логопед. Основная функция логопеда - коррекция недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребенком и в процессе индивидуальных занятий.
Учитель-логопед работает с детьми ежедневно в утренний отрезок времени. Его занятия включаются в расписание непрерывной образовательной деятельности. Учитель-логопед реализует следующие направления:
Развитие понимания речи;
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
Развитие произносительной стороны речи;
Формирование звукопроизношения, обучение грамоте;
Формирование звукопроизношения.
Учитель-логопед также проводит индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия (с 2-3 детьми), решая задачи профилактики и коррекции нарушений речевого развития
Деятельность воспитателя группы для детей с ТНР направлена на создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ТНР, его оздоровление.
Задачи коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели реализуют в процессе режимных моментов, совместной с детьми деятельности и самостоятельной деятельности детей, проведении групповых и подгрупповых занятий, предусмотренных расписанием непрерывной образовательной деятельности. Воспитатель по согласованию со специалистом проводит индивидуальную работу с детьми во второй половине дня. В это время по заданию учителя-логопеда воспитатель планирует работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных способностей, предметно-практической и игровой деятельности, закрепляются речевые навыки. Работа организуется в форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.
Педагог-психолог осуществляет психопрофилактическую, диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу. Участвует в работе ПМПк, привлекается к анализу и обсуждению результатов обследования детей, наблюдению за их адаптацией и поведением. При поступлении детей с ТНР в группу педагог-психолог участвует в обследовании каждого ребенка, осуществляя скрининг-диагностику для выявления детей, нуждающихся в специальной психологической помощи. Психологическая диагностика направлена на выявление негативных личностных и поведенческих проявлений, на определение факторов, препятствующих развитию личности ребенка, выявление «зоны ближайшего развития», определение способности к ориентации в различных ситуациях жизненного и личностного самоопределения. Как правило, в специальной психологической помощи нуждаются дети, испытывающие трудности в период адаптации, с повышенным уровнем тревожности, с поведенческими нарушениями, у которых отклонения затрагивают преимущественно эмоционально-личностную сферу. Такие воспитанники включаются в малые группы для проведения психокоррекционных занятий. Перед психологом стоят задачи преодоления недостатков социально-коммуникативного развития, гармонизации внутреннего мира ребенка, оказания психологической помощи детям и их родителям.
Откликаясь на запросы педагогов и родителей, педагог-психолог проводит дополнительное обследование детей и разрабатывает соответствующие рекомендации, осуществляет консультирование родителей и педагогов. По их запросу проводится индивидуальная психопрофилактическая и коррекционная работа.
Важным направлением в деятельности педагога-психолога является консультирование и просвещение педагогов и родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей с ТНР, причин их образовательных трудностей, а также обучение родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, на вовлечение родителей в педагогический процесс.
На этапе подготовки к школе педагог-психолог определяет состояние параметров психологической готовности к школе, совместно с членами ПМПк, разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей относительно образовательного маршрута ребенка.
Особую роль в реализации коррекционно-педагогических задач принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю. Это связано с тем, что психомоторное развитие детей с ТНР имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, многие дети соматически ослаблены. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, координационных способностей, развитию правильного речевого дыхания, координации речи и движения. Инструктор по плаванию обучает детей расслаблению в воде.
Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики, силы и выразительности голоса, развитие слухового восприятия.
Тесное взаимодействие педагогического состава является важнейшим условием эффективности коррекционного образования.
Взаимодействие логопеда с воспитателем.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. После проведённого обследования речевого развития детей логопед совместно с воспитателем анализирует выявленные проблемы. В календарных планах воспитателей логопед указывает лексические темы на месяц. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
логопедические пятиминутки;
подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
индивидуальная работа.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им заниматься с двумя – тремя детьми по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывали наибольшие затруднения. Прежде всего, логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков.
Взаимодействие логопеда с педагогом – психологом.
Для предупреждения возникновения, или преодоления уже существующего речевого негативизма у дошкольников с ТНР очень важно обеспечить тесное взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога, работающих с данной категорией воспитанников. В начале учебного года проводится совместное обсуждение итогов обследования детей, составление планов взаимодействия по коррекции психо-речевого развития воспитанников, выделение детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях с психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы. В середине года проходит обсуждение промежуточных итогов коррекционно-образовательного воздействия, внесение корректив в планы взаимодействия. В конце учебного года подводятся итоги совместной работы.
Взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.
Логопед знакомит музыкального руководителя с типологическими особенностями детей дошкольного возраста с ТНР, предоставляет консультационный материал по темам: «Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в речевом развитии», «Роль музыкальных развлечений в активизации словарного запаса детей с тяжёлыми нарушениями речи», «Развитие фонематического слуха на музыкальном занятии», «Автоматизация поставленных звуков на музыкальном занятии» и т.п.
Музыкальные занятия оказывают неоценимую услугу развитию фонематического восприятия. Особенно важно учитывать два первых этапа развития. Для обучения детей узнаванию и различению неречевых звуков у музыкального руководителя имеется богатейший материал: фортепиано, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи. На первых этапах детям предлагаются для различения 2 – 3 инструмента, сильно отличающихся друг от друга по звучанию: игры типа «Барабан или губная гармошка?», «Бубен или ложки?» - педагог прячется с инструментами за ширмой, а дети отгадывают по звучанию. После того, как дети научатся уверенно различать звучание 2 – 3 инструментов, их количество увеличивается до 5, а в играх «Угадай, что звучало?» инструменты предлагаются всё более похожие по звучанию (флейта, дудочка, губная гармошка). Для различения звуков по высоте отлично подходят разные октавы фортепиано и игры типа: «Угадай, кто пришёл?», когда шаги медведя звучат на низких нотах, а зайчика – на высоких; «Два колокольчика» - один с высоким звучанием, другой с низким. Количество колокольчиков может увеличиваться. Также можно различать и темп музыки, например, предложив ребёнку узнать, идёт ли дедушка (медленная мелодия), мама (более быстрый темп) или бежит дочка (очень быстро). Хороши для развития фонематического восприятия и игры на определение направления звука, например, «У кого колокольчик?», «Где стучали?». А прослушивание музыкальных сказок, классических произведений учит детей вслушиваться в звуки, различать и запоминать их.
В течение учебного года логопед информирует музыкального руководителя о звуках, произношение которых сохранно или сформировано у всех детей группы. Опираясь на предоставленные данные, музыкальный руководитель подбирает соответствующий материал для распевок, со своей стороны способствуя автоматизации правильного произношения поставленных звуков.
Планируются и проводятся совместные театрализованные игры и развлечения, направленные на коррекцию нарушений речевого развития детей, работу над мелодико-интонационной окраской речи, развитие музыкального и фонематического слуха.
Взаимодействие логопеда с инструктором по физической культуре.
Одной из форм двигательной деятельности являются произвольные движения, формирование которых происходит у человека под влиянием речи. С развитием высшей нервной деятельности ребёнка произвольная двигательная деятельность в целом приобретает всё большее значение в его поведении.
Проблема взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребёнка, взаимовлияния двигательной и речевой функций имеет непосредственное отношение к пониманию целей и методов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в речевой деятельности. Между двигательным компонентом речевой функции и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. У детей с ТНР отмечена несформированность всех компонентов моторики, несовершенство организации движений на различных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта. Двигательная сфера старших дошкольников с ТНР отстаёт от возрастной нормы. В недостаточности развития грубой, артикуляционной моторики, тонких движений кистей и пальцев рук при ТНР прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Специфичность моторного развития детей с ТНР требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений. Стратегия коррекционного воздействия определяется спецификой выявленных особенностей произвольной двигательной деятельности детей с ТНР.
Для решения обозначенных проблем используются следующие формы взаимодействия учителя – логопеда с инструктором по физической культуре:
ознакомление инструктора по физической культуре с индивидуальными и общими типологическими особенностями детей с ТНР,
составление планов индивидуальной работы на год с возможностью последующей корректировки,
консультирование инструктора по физической культуре учителем – логопедом с целью обоснованного подбора подвижных игр, способствующих развитию всех компонентов речи, особенно автоматизации поставленных звуков,
совместное проведение развлекательно-познавательных мероприятий с активным вовлечением родителей в процесс коррекционно-развивающего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда для музыкальных работников по работе с детьми логопедических групп
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности. Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ.
Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической групп.
Коррекционная работа в логопедических группах. Она подразделяется на два направления.
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах
Рассмотрим каждое из направлений:
1. Логоритмические занятия.
Логоритмические занятия проводятся проводятся -один раз в неделю.
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.
Структура логоритмических занятий:
- Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
- Танец или хоровод.
- Четверостишье, сопровождаемое движениями.
- Песня.
- Артикуляционная гимнастика.
- Мимические упражнения, психогимнастика.
- Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.
- Пальчиковые игры.
- Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Релаксация.
Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Элементы, имеющие оздоровительную направленность
Работа в тесной связи с учителем – логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал, что выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.
2. Музыкальные занятия
У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
– Дети не поют, а говорят
– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
– Плохо запоминают тексты песен, их названия
– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания
– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
– Затрудняются в передаче ритмического рисунка
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.
Пение.
Цель: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие вокально– хоровых навыков..
При проведении занятий с детьми логоритмических групп согласовывать свою работу с учителем – логопедом.
Вокальные установки.
При обучении пению следят за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти– шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (Так у них лучше работает диафрагма)
Голову держат прямо, без напряжения.
Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежании крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.
Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
Звукообразование.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). На музыкальных занятиях используются упражнения из “Артикуляционной гимнастики” Т. Буденой и разнообразные распевки.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.
Проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято.
1.”Улыбка”.
Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.
2.”Заборчик”.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы.
3. “Трубочка”.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
4. “Заборчик– трубочка”.
5. “Бублик”. “Рупор”.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6. “Хоботок”.
Вытягивание сомкнутых губ вперед.
7. “Кролик”.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
8. “Птенчики”.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
9. “Лопаточка”.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
10. “Чашечка”.
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка
подняты, но не касаются зубов.
11. “Иголочка”. “Стрелочка”. “Жало”.
Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
12. “Горка”. “Киска сердится”.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
13. “Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к небу.
14. “Часики”. “Маятник”.
Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.
15. “Змейка”.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
16. “Качели”.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
17. “Футбол”.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
18. “Почистить зубы”.
Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
19. “Лошадка”.
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
20. “Гармошка”.
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
21. “Маляр”.
Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
22. “Вкусное варенье”.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.
23. “Оближем губки”.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
24. “Наказать непослушный язычок”.
Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.
Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.
Дикция.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Используются песенки– попевки О. Боромыковой.
Работа в этом разделе делится на 4 этапа.
Дыхание.
На музыкальных занятиях я использую те же дыхательные игры– упражнения, что и на логоритмике. А также дыхание укрепляется в процессе пения. Я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения я выбираю на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам.
Стойкое, слитное пение у детей логопедических групп достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:
– игровые ситуации;
– музыкально – дидактические игры;
– проблемные задания;
– связь песен с другими видами музыкальной деятельности;
– пробуждение к слуховому вниманию дирижированием;
– на одном занятии использование песен разного характера;
– поощрение детей.
Слушание музыки.
Цель: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.
Наряду с разнообразными методами и приемами для детей логопедических групп используют следующие приемы:
1. Использование | 2. Знакомство | 3. Знакомство |
Рассмотрим каждый из приемов:
1. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми.
Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им захочется выразить свои эмоции в действии. Наступает момент инсценирования музыкального произведения.
В своей работе используют материал из сборников “Коррекция речи и движения” О. Боромыковой и “Первая встреча с музыкой” А.Артоболевской.
Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, опираюстся на программу О. Радыновой “Музыкальные шедевры”. Используют на музыкальных занятиях музыкально– дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания.
Музыкально-ритмические движения.
1. Упражнения.
Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей. Подразделение упражнений на разные виды носит довольно условный характер, так как одно и тоже упражнение способствует решению не одной, а сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной.
Используя то или иное упражнение, не стоит подчас добиваться очень четкого его выполнения. Иногда это сопровождается муштрой или требует большого количества времени. Я даю несколько упражнений с одним и тем же заданием, чтобы сработал закон далектики: переход количества в качество. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движении он приобретает.
2. Танцы.
Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.
Использую на музыкальных занятиях программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”. Это музыкально– ритмические композиции, танцы. Большинство из них исполняется под знакомые детям песни, что позволяет детям подпевать и танцевать. Таким образом, они помогают совершенствованию координации речи и движения. А также развивают музыкальность, двигательные навыки и умения, умения ориентироваться в пространстве, творческие способности, нравственно– коммуникативные качества, тренируют психические процессы. Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.
Использую на музыкальных занятиях коммуникативные игры и танцы, танцы в кругу. Более подробно о них будет сказано немного позже.
Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.
Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.
3. Игры.
Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Особое внимание я уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой, игры со словом Л. Генераловой, пальчиковые игры со словами Л. Гусевой.
Игра на детских музыкальных инструментах.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.
Для тех, кого заинтересовала коррекционно– развивающая работа с детьми логопедических групп хочется дать несколько рекомендаций.
- Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды.
- С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем.
- Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.
Разработанное планирование, занятия, собранный музыкально– дидактический материал, я думаю, будет интересен и для тех, кто работает по темам “Развитие творческих способностей детей”, “Развитие эмоционального мира детей.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.
Схема 1
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
Предварительный просмотр:
Организация совместной работы
педагога-психолога и учителя-логопеда.
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя – логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях,когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
• несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
• нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
• речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Развитие звуковой стороны речи.
• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
• Формирование связной речи.
• Формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
• Развитие и коррекция высших психических функций.
. Активизация познавательной деятельности.
. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
. Развитие памяти, внимания, мышления.
. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
. Активизация отработанной лексики.
Считаем, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.
На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ППк.
Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ППк с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.
После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.
Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.
Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.
Можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
– коррекционно - развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи,позволяет решать ряд задач:
- Обеспечение целостности, единства коррекционно - развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;
- Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
- Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;
- Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно - развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Логопед и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи, а коррекция высших психических функций этому способствует. Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.