Советы педагога-психолога.

Новикова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

5 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ВСЕ ГРЫЗЕТ


1. ПРЕДЛАГАЯ ПРОДУКТЫ РАЗЛИЧНОЙ ТЕКСТУРЫ, ВЫ МОЖЕТЕ УМЕНЬШИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ЖЕВАНИИ.

Использование разнообразных текстур во время еды и перекусов вашего ребенка может значительно снизить потребность жевать непищевые продукты. Например, продукты с жевательной текстурой, такие как вяленое мясо говядины, сушеные ягоды, фруктовая кожа или рогалики, оказывают сильное давление и сопротивление челюсти. Хрустящие продукты, такие как орехи, крендели или морковь, тоже могут творить чудеса! 

2. ЖЕВАНИЕ - ЭТО СЕНСОРНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ.

Дети, которые все грызут, делают это, потому что им нужны оральные моторные сенсорные сигналы. Они жаждут глубокого давления на десны при жевании. Они в основном используют жевание как способ справиться и саморегулироваться. Это также может помочь им оставаться сосредоточенными!

3. ИМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА, ЧТОБЫ УСПОКОИТЬ ИХ ТЕЛО.

Глубокое давление, которое оказывает на десны жевание, также обеспечивает проприоцептивную способность, которая успокаивает детский организм и помогает им саморегулироваться. Предлагая более тяжелую работу (физическую нагрузку) дома или в группе, вы также можете сократить частоту жевания.

4. ПОТРЕБНОСТЬ ЖЕВАТЬ МОЖЕТ УКАЗЫВАТЬ НА УРОВЕНЬ СТРЕССА / БЕСПОКОЙСТВА ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Ребенок больше жует, когда он чем-то обеспокоен или когда ему нужна помощь, чтобы сосредоточиться на задаче. Для него увеличение жевания связано с его уровнем стресса и беспокойства, что на самом деле может иметь место у многих детей. Так что найдите время, чтобы копнуть глубже и выяснить, почему ваш ребенок может жевать, и посмотрите, сможете ли вы обнаружить какие-либо закономерности .

5. ИМ НУЖНА БЕЗОПАСНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ПЕРЕЖЕВЫВАНИЮ.

Наконец, и это, пожалуй, самое важное, этим детям нужны безопасные варианты, чтобы их пережевать. Я знаю, что поймал J, который жует много неожиданных предметов, таких как кубики LEGO или кусочки пазла. Он в основном пережевывает все, что окажется под рукой. По этой причине нам нравится оставлять жевательные конфеты доступными почти в каждой комнате нашего дома, а также на его пальто и свитерах.

Hexichew от ChewigemТумблер на жевательной молнии от Chewigem

СОВЕТОВ ДЕТЯМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЖЕВАТЬ - СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА

Размещено Деброй К. Ловски, MS, CCC-SLP, 11 апреля 2016 г.

Вы когда-нибудь хотели хрустящей еды? Или жевательную резинку? Вы когда-нибудь жевали колпачки от ручек, когда концентрировались, или кусали ногти, когда нервничали? У всех в той или иной степени есть оральные сенсорные привычки.

Однако для детей с сенсорными потребностями и / или аутизмом оральная сенсорная информация может играть особенно важную роль.  Жевание в течение дня (особенно в периоды стресса и / или беспокойства) может помочь им успокоиться, сосредоточиться и саморегулироваться.

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы безопасно удовлетворить эту потребность. Приведенные здесь рекомендации применимы для любого возраста. Некоторые дети вырастают из этого, у других в какой-то степени могут всегда быть оральные сенсорные потребности в зрелом возрасте.

1. НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ ИХ ОСТАНОВЛИВАТЬСЯ

Дело не в том, что они ХОТЯТ жевать. Дело в том, что у них есть оральная сенсорная ПОТРЕБНОСТЬ жевать. Сказать им прекратить жевать не поможет.

Представьте, что вы находитесь в стрессовой ситуации и, чтобы успокоиться, начинаете очень глубоко дышать. Затем кто-то подходит к вам и говорит, чтобы вы перестали глубоко дышать. Это было бы неуместно, правда? Почему бы тебе не попытаться успокоить себя? Точно так же жевание - это в значительной степени механизм преодоления трудностей - это повторяющееся движение, которое помогает организму и снимает стресс.

Мы слышали, как некоторые люди говорят: «Позволить ребенку грызть - плохое воспитание - просто скажите детям, чтобы они перестали». Это неправда и не решит проблему. Возможно, это могло быть поведенческим. Однако, по моему опыту, регулярное пережевывание непищевых продуктов обычно основано на органолептических ощущениях. Их тела говорят им, что им нужна проприоцептивная информация, и они внимательно слушают и следуют их примеру.

Не волнуйтесь, вы можете попробовать уменьшить жевательную способность, о чем мы расскажем ниже. Но вы не должны заставлять их останавливаться, особенно не помогая им сначала найти другие механизмы выживания и терапевтические вмешательства. И им, возможно, всегда нужно в некоторой степени жевать, и это нормально. Работайте с этим, а не против него.

2. ДАЙТЕ ИМ БЕЗОПАСНЫЙ ВЫХОД

Дети часто тянутся к ближайшему предмету, который можно жевать, например к ногтям, костяшкам пальцев, воротникам рубашки, рукавам, карандашам, пульту дистанционного управления и т. д., это также может быть очень опасно. Некоторые дети будут жевать костяшки пальцев до костей, грызть ногти, жевать что-то с вредными химическими веществами и т. д. Итак, обо всем по порядку, дайте им безопасную альтернативу вместо того, чтобы жевать.10 советов детям, которым нужно жевать10 советов детям, которым необходимо жевать - сенсорная диета для полости рта

Grabber и Y-Chew были специально созданы для этой цели , и до сих пор некоторые из наших самых популярных инструментов жевания. Мы также делаем несколько вариантов « жевательных украшений » для более незаметного жевания на ходу. Все они выглядят как обычные украшения, но с классным секретом: их можно жевать. Чтобы узнать больше о каждом дизайне, щелкните изображения ниже.

Существует более  35 различных вариантов жевания , но все вышеперечисленные, в особенности,  имеют длинное удлинение, которое может достигать задних коренных зубов - это то место, где жевание обычно требуется больше всего (и где оно обеспечивает наиболее проприоцептивный вклад в челюсть). . Некоторым детям не нравится носить что-то на шее, и в этом случае  хорошо подойдут жевательные топперы для карандашей (последний ряд изображений выше) и / или  браслеты (ниже).

Каждый раз, когда ребенок пытается жевать что-то неуместное, напоминайте ему вместо этого жевать инструмент для жевания. Будьте последовательны и терпеливы, так как может потребоваться время, чтобы избавиться от привычки. Для достижения наилучших результатов прилагайте усилия в команде и привлекайте к перенаправлению всех - учителей, родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, нянек и т. Д., По крайней мере, до тех пор, пока эта привычка не «приживется». 10 советов детям, которым нужно жевать

Как и большинство других вещей, оральные сенсорные потребности могут сильно различаться. У некоторых детей очень слабая потребность жевать, у других очень сильная потребность жевать, и есть все, что между ними. Некоторым нравится жевать очень мягкие и жевательные вещи, у других более тяжелые оральные сенсорные потребности и им нужно что-то более жесткое. 

Тем не менее, часто жевательный инструмент - лишь одна из частей головоломки - могут потребоваться и другие сенсорные / успокаивающие стратегии (например, приведенные ниже). Это особенно верно, когда речь идет об агрессивном, разрушительном жевании и / или когда потребность жевать непреодолимая сила препятствует другим аспектам их жизни.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Лучшее, что вы можете сделать, - это выяснить, ПОЧЕМУ они жуют. Оттуда вы сможете помочь решить основную проблему. 

Изучите, когда и как они жуют. Ведите дневник, чтобы увидеть, проясняются ли какие-либо закономерности или триггеры (возможно, они больше всего жуют, когда им скучно, устали, расстроены, разочарованы и т. Д.).

Если, например, стресс является основным фактором, постарайтесь максимально ограничить стрессовые ситуации. Когда стрессовые ситуации неизбежны, попробуйте предложить им способы лучше справиться с ними.

Имейте в виду, что даже если стресс / тревога не является основной причиной, обычно дети будут больше жевать во время стрессовых ситуаций или в ответ на них. Кроме того, то, что вы считаете стрессовым, может отличаться от того, что вызывает у них стресс. Люди с сенсорными потребностями могут по-разному воспринимать мир. Например, шум, который вы можете даже не заметить, для человека со слуховой чувствительностью может звучать как гвоздь на классной доске.

Проконсультируйтесь со специалистами, чтобы выявить или исключить какие-либо медицинские причины. Детский педиатр и стоматолог - это обычно два простых места, с которых можно начать. Вы также можете проконсультироваться с диетологом, логопедом, эрготерапевтом, поведенческим психологом и / или учителями и т. д.

4. СЛЕДУЙТЕ СЕНСОРНОЙ ДИЕТЕ.

Когда потребность жевать связана с сенсорными ощущениями, консультация эрготерапевта (ОТ) настолько важна, что о ней следует упомянуть еще раз. Помимо прочего, OT обычно составляет так называемую «сенсорную диету», чтобы помочь регулировать сенсорную систему ребенка. Эта программа может включать в себя некоторые советы из этого поста и / или другие стратегии по мере необходимости. Цель сенсорной диеты - убедиться, что ребенок получает нужное количество проприоцептивных веществ в течение дня. Наряду со многими другими преимуществами это может помочь уменьшить потребность жевать.10 советов детям, которым нужно жевать

5. СДЕЛАЙТЕ МАССАЖ

Иногда массаж десен помогает уменьшить потребность в жевании за счет другого способа перорального приема пищи. Это очень простое, но зачастую очень эффективное занятие, которым можно заниматься где угодно. 

Вы можете глубоко воздействовать на щеки / челюсть извне, чтобы посмотреть, помогает ли это. Если ребенок не позволяет массировать десны во рту, попробуйте сначала начать со щек по линии десен.

6. ДОБАВЛЯЙТЕ В ДИЕТУ ПРОДУКТЫ С БОЛЕЕ ТВЕРДЫЕ.

Попробуйте добавлять в рацион ребенка более твердые продукты (морковь, крекеры, яблоки и т. Д.) Во время еды и перекусов. Так же, как и массаж десен, это может помочь улучшить работу челюсти. Жевательная пища тоже может помочь, поскольку она обеспечивает большее сопротивление и заставляет челюсть действительно работать. Иногда также могут помочь острая пища и / или продукты с сильным насыщенным вкусом. Как всегда, помните о любых аллергиях, моторике ротовой полости ребенка и / или любых других пищевых ограничениях.

7. ВКЛЮЧАЙТЕ ДРУГИЕ УСТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕЖИМ

Используйте изогнутые изгибающиеся соломинки, чтобы было труднее сосать. Питье загустевших жидкостей через соломинку (например, яблочного пюре, молочных коктейлей, йогурта и т. Д.) Также может увеличить сопротивление и усложнить работу рта.10 советов детям, которым нужно жевать

Попросите их откусить свой жевательный инструмент и подержать несколько секунд. И / или осторожно потяните за жевательный инструмент, удерживая его между зубами.

Эти действия не только загружают рот, но и обеспечивают обратную связь оральных органов чувств.

8. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВИБРАЦИЮ.

Попробуйте использовать вибрирующую зубную щетку для другого вида сенсорной информации. Большинство детей, которым необходимо жевать, являются искателями сенсорных ощущений, поэтому им, вероятно, понравятся усиленные ощущения. Вы также можете попробовать использовать Z-Vibe или Z-Grabber (вибрирующие моторные инструменты для полости рта) в течение дня - постукивайте, поглаживайте и слегка надавливайте на все области рта, включая губы, десны, язык и щеки. Некоторые дети, которым необходимо жевать , плохо воспринимают ротовую полость , и в этом случае эта вибрация может помочь «разбудить» рот с новым, повышенным уровнем сенсорной стимуляции. 

.

9. ЗАНЯТЬСЯ ТЯЖЕЛЫМИ РАБОТАМИ

Часто, когда есть сенсорные потребности во рту, есть сенсорные потребности и вне рта. Когда вы удовлетворяете эти потребности за пределами рта (когда организм получает нужное количество проприоцептивной информации), потребность жевать часто уменьшается. «Тяжелая работа» может показаться пугающей, но по большей части речь идет только о том, чтобы стать активным с помощью резистивных действий, которые толкают или тянут тело - например, плавание, подвешивание на обезьянах и т. Д.

10. ЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ОДИН

Недавно я разговаривал с кем-то, чей сын страдает расстройством сенсорной обработки (SPD). Хотя сейчас он взрослый, и его сенсорные потребности в основном уменьшились, среди прочего, когда он был моложе, у него была сильная потребность жевать, иногда пережевывая несколько рубашек в день. Его родители понятия не имели, что происходит и как помочь своему сыну.

Это было более 25 лет назад, без Интернета, и тогда, когда СПЛ было гораздо реже (или, по крайней мере, люди - даже врачи - не знали об этом так много). Однако даже сегодня мы все еще слышим, как родители говорят: «Я понятия не имел, что другие семьи тоже переживают это! Приятно знать, что мы не единственные».

С этой же целью, пожалуйста, помогите нам распространить информацию, поделившись этим сообщением, особенно со всеми, кто может найти его полезным.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                        Что такое СДВГ?


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки. Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
                                             

                                            Что такое дефицит внимания?


К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость…

                                              Что такое гиперактивность?


Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьируется и она наиболее типична для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

                                                Что такое импульсивность?


Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; ввыкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).


                                                         Три  типа СДВГ:

  1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
  3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

                                           

                                        Когда обращаться к специалистам?


Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

                                          Диагностические критерии СДВГ

(1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: 


НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением заданий, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения. 
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.


(2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места во время занятий (уроков) или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет. 

Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома). 

Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении. 

* * *

Вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть проблема? Остерегайтесь поспешных выводов!
Обсудите ваши сомнения с педагогами. Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и отклонения.
Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу или неврологу.
Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту.

                                                 

                        Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?


Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно, у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.

                                                     Как определяется СДВГ?


Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.

                                     Ребёнку поставили диагноз СДВГ. Что дальше?


СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

  1. Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
  4. Установить контакт с педагогами.
  5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений.

                                                       

                                          Рекомендации родителям


В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
  • Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
  • Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
  • Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
  • Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
  • Работайте в постоянном контакте с педагогом.
  • Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
  • Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.

Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.



Предварительный просмотр:

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций по работе с детьми, с расстройствами аутистического спектра

На приеме у психолога

 

Аутизм - «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Основные признаки РДА:

1. Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.

2. Трудности формирования целенаправленного поведения аутичных детей. Аутичный ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей со взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений со взрослым, а оставаться эхом случайных впечатлений, подобное поведение называется «полевым».

В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, отсутствие реакции на окружающее. При этом может быть сверхизбирательность контакта: общение только с одним человеком, даже полная зависимость от него – так называемая «симбиотическая связь» (о ней уже говорилось ранее). Контакт с внешним миром, в этом случае, осуществляется только через этого человека (чаще мать), ребенок находится в постоянном страхе его потери. Такая реакция – это своеобразное приспособление аутичного ребенка. Наблюдается тенденция к сохранению постоянства, стереотипов в контактах с людьми и окружающим – это в конечном счете тоже приспособление ребенка к своим трудностям. Для компенсации сенсорного голода, регуляции внутреннего психического тонуса ребенок обращается к аутостимуляции. Эмоционально – волевая сфера характеризуется неустойчивостью, преобладанием негативных эмоций и наличием страхов. Аутические страхи выражаются общей тревожностью, пугливостью или направлены на определенные предметы и людей. Особую проблему для аутичного ребенка представляет освоение навыков самообслуживания и бытового поведения. Трудности обучения навыкам социально-бытового поведения связаны в большей степени с нарушениями коммуникации и произвольного сосредоточения, а также страхами аутичных детей. Аутичные дети реагируют на сильные звуки, яркий свет, неприятные запахи намного сильнее, чем обычные дети. У данной категории детей бывают проблемы с моторикой, они плохо ориентируются в пространстве. Дети с аутизмом не смотрят в глаза собеседнику, не понимают невербальную часть общения (интонацию, жесты, выражение лица, положение тела). Они не понимают юмор, не видят скрытый подтекст, не различают эмоции другого человека. У этих детей необычная логика, они связывают своими ассоциациями разные понятия, им трудно понять причинно-следственную связь. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развитие мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими. В связи с нарушениями социального поведения бывает крайне трудно организовать ситуацию обучения. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого или делая все наоборот.

Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:

  1.  Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
  2.  Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
  3.  Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
  4.  Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
  5.  Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
  6.  Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
  7.  Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
  8.  Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
  9.  Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

13. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

- разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;

  1.  Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
  2.  У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

  1.  Психологическая совместимость учителя и ученика;
  2.  Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
  3.  Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
  4.  Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
  5.  Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
  6.  Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
  7.  Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".