1 критерий. Представление собственного инновационного педагогического опыта
В данном материале содержится план по теме самообразования педагога, краткая аннотация и достижения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя на тему:
«Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» 2023 – 2024 (учебный год).
Актуальность выбранной темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Цель. Создать условия для обеспечения всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи.
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).
-способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-способствовать приобщению детей к словесному искусству;
-формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;
- формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
Планируемые результаты :
Дети - интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;
учат воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминают небольшие интересные тексты.
Взрослые - регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
План
работы над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
2 этап. Аналитический (изучение)
3 этап. Организационный (обобщение)
1. Теоретическая часть:
- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы. В течение года.
Октябрь
2. Практическая часть:
- Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.
- Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)
- Выступление на педагогическом совете
- Участие в работе творческих групп
В течении года, ноябрь-апрель.
4 этап. Завершающий (внедрение)
Оформление опыта работы:
Систематизация теоретической части
Систематизация практической материала
Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
в течении года, февраль – май.
5.этап. Презентация (распространение)
- Выступление на педагогическом совете: Май
- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи
- Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
- Участие в дистанционных педагогических конкурсах
План работы на год
Изучение методической литературы: Сентябрь – май
1. | Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. |
2. | Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. |
3. | Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. |
4. | Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. |
5. | Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. |
6. | Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. |
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Месяц | Тема |
Сентябрь-май | Фольклор народов мира. Песенки. «Ой, зачем ты, жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой. Чтение воспитателем по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Ежедневный вечер чтения. |
Ноябрь | Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» , «Жихарка», В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»; Выставка рисунков по сказкам |
Январь | Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); |
Март | Для заучивания наизусть Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Выставка рисунков по сказкам |
Апрель | Для заучивания С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; Игры-драматизации по мотивам любимых сказок. Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». |
Май | X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской; С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской; Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой. Выставка рисунков по сказкам. |
Работа с родителями.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» Информация в уголке для родителей. |
Октябрь | Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривание книг. Фотовыставка «Наши юные таланты» |
Январь | Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». |
Апрель | Консультация « Учите ребенка красиво говорить» Информация в уголке для родителей |
План работы с педагогами ДОУ
Сентябрь | Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». Выступление на педагогическом совете. |
Февраль | Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». Оформление работы. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете. Выставка рисунков. Работа с родителями. |
Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.
Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.