Родителям
Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА МУДРЫМ РОДИТЕЛЯМ.
- Если ребенок живет в атмосфере любви
и признания, он учится находить любовь.
- Если к ребенку относятся враждебно,
он учится драться.
- Если ребенка высмеивают, он учится
быть застенчивым.
- Если ребенка стыдят, он учится чувствовать
себя виноватым.
- Если ребенок вынужден проявлять
терпимость, он учится терпению.
- Если ребенка поощряют, он учится
уверенности в себе.
- Если ребенка хвалят,
он учится благодарности.
- Если к ребенку относятся честно,
он учится справедливости.
- Если ребенок растет в безопасности,
он учится доверять.
- Если к ребенку относятся с
одобрением, он учится любить себя.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок | Надуть щёки |
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой | Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими |
В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями | Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы |
и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный | Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать |
ветер. Стены у дома были красивые. | Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки |
Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево… | Поочерёдно надувать щёки |
Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад, | Двигать челюстью вправо-влево |
дверь то закрывалась, то открывалась. | Открыть рот |
Даже труба на крыше закачалась, | Хоботок |
вдруг дом рухнул и рассыпался… | Худышка – втянуть щёки |
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась. | Нижними губами закусить верхнюю губу |
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит: | Верхними губами закусить нижнюю губу |
«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!» | Широко открыть рот |
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой. | Улыбка. |
1
Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке | Улыбка |
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы. | Часики – раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево |
Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки, | Двигать кончиком языка вверх-вниз |
поел вкусного варенья и побежал гулять | Варенье – передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба |
Перелез через забор, | Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны |
скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. | Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается |
Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать | Нос поморщить |
Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день. | Язык лопатой, подуть на кончик языка |
Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом. | Горка Забор |
Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку, | Произнести звук с-с-с |
умылся, почистил зубы, | Щётка – кончиком языка почистить нижние зубы |
задул на ночь свечу, | Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У |
и лёг спать. | Лопата – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении |
2
Жил-был Вини Пух. | Толстячок – надуть обе щёки |
Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко, | Кончик языка потянуть к носу |
на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца, | Двигать языком вверх-вниз |
на домик Пятачка, на домик Иа-Иа | Двигать языком вправо-влево |
«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей: | Улыбка |
покрасил потолки, | Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно). |
оконные рамы, | Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. |
взял острый гвоздик и | Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд |
прибил к стене свой портрет. | Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп |
Красивым и уютным стал его дом. | Улыбаться |
Испёк Вини печенье, | Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу |
пирожки, | Пирожок – широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок |
ватрушку, | Покусать язык |
намазал её сверху вареньем. | Вкусное варенье |
Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей. | Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу |
«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус. | Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа. |
3
4
Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла | Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. |
гулять. Шла-шла, на избушку набрела. | Толстячок |
Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит, | Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10. |
на нём чашки стоят. | Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу |
Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша | Лопатка |
блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями. | Пожевать края языка |
Вдруг открывается дверь, и входит медведь. | Открыть рот |
Маша испугалась и зажмурилась от страха. | Зажмуриться |
Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел | Нахмуриться |
на столе порядок, чашки стоят, | Чашечка |
блины в тарелке остывают с вареньем, | Вкусное варенье |
пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются. | Пирожки |
Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню. | Улыбка. Поцокать языком под верхней губой. |
5
Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. | Пожевать язык |
Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться. | Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. |
Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. | Язык перешагивает через зубы. Лопатка |
Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал Волк пронзительно. | Оскал Покусать верхние и нижние губы |
Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево – вкусно пахнет | Хоботок |
Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило. | Иголка к носу Оскал Прикусить язык |
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. | Лопата Часики |
6
Жили в лесу зверушки, каждый занимался своим делом. Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке. | Грибок |
А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. | Качели |
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, другой, третий – много гвоздей… | Иголочка |
Вхзяли доску широкую – широкую, без сучков и без задоринок, | Лопата |
затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу! | Молоток |
Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели. | Маляр |
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка. | Индюк |
- Что вы делаете? – спрашивает. - На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. | Улыбка |
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла | Лошадка |
на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы, зверюшки! Хорошие качели построили! | Качели Улыбка |
7
Жил-был Котёнок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки. | Киска – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. |
Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки … И пошёл искать друга. | Варенье Щётка – широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. |
Шёл-шёл, шёл-шёл по тропинке и по травке, по кочкам и по | Часики |
лужам, видит, грибок растёт. | Грибок |
- Грибок, будь моим другом!- попросил котёнок. - Не могу, я бегать не умею, - грустно ответил грибок. | Сорви грибок |
Побрёл котёнок дальше. Видит, Лошадка скачет. | Лошадка – цоканье языком |
- Тпру-тпру!!! Остановись, Лошадка! – громко закричал Котёнок и робко спросил: «Будь моим другом!». Но Лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше. | Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык губами не зажимался. Лошадка |
Идёт Котёнок дальше, увидел сердитого индюка, который ругал своего индюшонка, испугался и убежал. | Индюк – производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. |
Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», - подумал Котёнок и пошёл дальше. | Дятел – произнести звук д-д-д |
Идёт по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет | Часики |
- О чём ты плачешь? Давай дружить! – предложил Котёнок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котёнком, весело виляя хвостиком. | Звукоподражание |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Составил: педагог-психолог МАДОУ д/с 124 О.А. Мусурчак У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ваш ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда незначительное действие или ситуация вызывает у ребенка слишком бурные, неадекватные реакции. Это говорит о том, что малыш еще не владеет эмоциями, не умеет адекватно выражать свою радость или гнев, недоумение или испуг, счастье или обиду. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребенок не кричал и не плакал, необходимо его научить показывать свои эмоции е помощью мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, а так же снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка. 1.«Бабушка приехала» Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето. Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз! Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты. 2.«Игрушка-сюрприз» Наверное, многие из вас видели игрушки-сюрпризы, которые сейчас очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун; берешь в руки мороженое (ну совсем как настоящее!), а откусить не получается; распечатываешь пакет с орешками, а из него вылетает серпантин. Попробуйте вместе с ребенком изобразить лицо человека, впервые увидевшего такую игрушку. Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх. 3. «Облака» Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое — на дракона с огромным хвостом, а третье — на большой красивый цветок. Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову. Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх. 4. «Любопытный». Автор Чистякова М. И. По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился возле прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой стороны, вытягивая шею и заглядывая в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки возле сумки, слега потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные теннисные ракетки. Мальчик разочаровано махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому. | муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций» Калининград 5. «Сосредоточенность». Автор Чистякова М. И. Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена. 6. «Битва». Автор Чистякова М. И. Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе. Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «нападают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом. Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови приподняты, на лице улыбка. 7. «Усталость» Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал. Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена. 8.«Соленый чай». Автор Чистякова М. Колина бабушка потеряла очки и потому не заметила, что в сахарницу вместо сахара насыпала соль. Коля захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, «не гладя», положил в него две ложки сахару, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения: голова наклонена назад, глаза сощурены, брови нахмурены, нос сморщен, верхняя губа подтягивается к носу. 9. «Чего я боюсь?» Предложите ребенку, предварительно дав листы бумаги и цветные карандаши (или краски), нарисовать свой страх, то, что ребенок боится больше всего. Перед рисованием можно провести с ним беседу о страхах, какие они бывают, и попросить их рассказать о своих страхах, предварительно рассказав о своем, например: «Я тоже в детстве очень боялась...» После того как он нарисуют свои страхи, обратите внимание на цветовые решения рисунков. Можно также обсудить с детьми, что они изобразили. После беседы с каждым из ребят, предложите ребенку порвать свой рисунок со словами: «Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!» и выбросить в мусорную корзину свои рисунки. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Памятку подготовила педагог-психолог
МАДОУ д/с № 124 Мусурчак О.А.
Калининград
2015
Основные бытовые навыки ребёнка
В 1 год 6 месяцев:
- держит в кулачке ложку,
- ест (частично) жидкую и полужидкую
пищу, - пьёт из чашки (почти не проливая);
- отрицательно относится к нарушению
опрятности; - сообщает о физиологических
потребностях;
• спокойно относится к умыванию.
В 1 год 9 месяцев:
- самостоятельно ест любую пищу (в том
числе и с хлебом) из своей тарелки; - самостоятельно снимает (стягивает)
шапку и обувь, - частично одевается (натягивает шапку,
надевает туфли); - обращает внимание на грязное лицо и
руки; - контролирует физиологические
потребности; - проявляет стремление к
самостоятельным действиям; - знает места хранения одежды, игрушек
и других вещей.
В 2 года ребёнок:
- ест аккуратно, не облизываясь;
- при умывании трёт ладони и части лица,
вытирается при помощи взрослого; - самостоятельно одевается (натягивает носки,
шапку, обувь при незначительной помощи взрослого),
частично раздевается; - знает места хранения одежды, обуви, игрушек
и посуды; - пользуется носовым платком (при
напоминании); - контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев: - одевается и раздевается с незначительной
помощью взрослого; - расстёгивает и застёгивает одну - две пуговицы.
В 3 года: - одевается с незначительной помощью
взрослого, а раздевается самостоятельно; - складывает свою одежду перед сном;
- застёгивает несколько пуговиц, завязывает
(связывает) шнурки; ,, - знает назначение многих предметов и их
местонахождение; - выполняет поручения из двух-трёх действий
(отнеси, поставь, принеси); - умеет мыть руки с мылом, умываться,
вытираться полотенцем; - замечает беспорядок в своей одежде,
пользуется носовым платком; - регулирует свои физиологические потребности;
- вытирает обувь при входе в квартиру;
- аккуратно ест, правильно держит ложку,
пользуется салфеткой; - не выходит из-за стола до конца еды и не
мешает за столом другим; - говорит слова благодарности, здоровается,
прощается.
Причины нарушения адаптации к ДОУ:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума: мама – ребёнок или ограничен рамками семьи: отец, мать, бабушка, дедушка.
Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребёнок познает окружающее, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнаёт себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.
Общение ребёнка связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребёнка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Научить ребёнка вступать в общение с
взрослыми и детьми — важная задача при
подготовке его к поступлению в детское
учреждение.
Навыки и умения необходимые ребёнку для успешной адаптации.
Особое значение в период привыкания ребёнка к условиям общественного воспитания имеют факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье.
Очень трудно даётся детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно
привыкают к условиям общественного
дошкольного воспитания, успешно развиваются
умственно и нравственно, растут крепкими, и
здоровыми.
Помните!!! Детей учит то, что их окружает:
- Если ребёнка часто критикуют - он учится
осуждать. - Если ребёнку часто демонстрируют
враждебность - он учится драться. - Если ребёнка часто высмеивают - он учится
быть робким. - Если ребёнка часто позорят - он учится
чувствовать себя виноватым.
- Если к ребёнку часто бывают
снисходительны - он учится быть терпеливым. - Если ребёнка часто подбадривают - он
учится уверенности в себе.
<♦ Если ребёнка часто хвалят - он учится
оценивать.
<♦ Если с ребёнком обычно честны - он учится
справедливости.
- Если ребёнок живёт с чувством
безопасности - он учится верить. - Если ребёнка часто одобряют - он учится к
себе хорошо относиться. - Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и
чувствует себя нужным - он учится находить в этом
мире любовь
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Введение правил. Если вы хотите, чтобы ваши дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, попытайтесь вводить в повседневную жизнь ребёнка не очень сложные правила. Это поможет ребёнку лучше ориентироваться в ситуациях, придаст ему уверенность, избавит вас от чтения нотаций. Но для того, чтобы эти правила оказались более эффективными, вам следует учитывать некоторые условия.
| Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124 Памятка для родителей, или как общаться с детьми раннего возраста Подготовил: педагог-психолог МАДОУ д/с № 124 Мусурчак О.А. Калининград, 2015 |
Уважаемые родители! Общаясь со своим ребёнком, старайтесь:
|
|
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЯ ВОПРИЯТИЯ СКАЗКИ
РЕБЁНКОМ-ДОШКОЛЬНИКОМ
Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребёнка с важнейшей областью духовной культуры народа – с литературным творчеством и наряду с игрой выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
В сказке, правда в своеобразной форме, отражается действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы.
В сказке, в особенности в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные обстоятельства. Животные и даже неодушевлённые предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, реальные свойства.
Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребёнка на определённой ступени развития и лишь в результате воспитания. Малыши, не обладая, соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает уверенно судить о достоинствах сказки исходя из правдоподобности изображённых в ней событий. Старшие дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевёртыши». Смеясь над ними, ребёнок обнаруживает и углубляет своё правильное понимание окружающей действительности. Таким образом, восприятие сказки способствует познание ребёнком объективной действительности.
Слушание сказки наряду с творческими играми выполняет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности – умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Чёткая фабула, драматизированное изображение событий в сказке способствует тому, чтобы ребёнок вошёл в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения. Ребёнок пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремиться к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно. Дошкольник занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их.
На протяжении дошкольного возраста ребёнок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображённых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, требующих для того, чтобы оценить события, умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.
Знакомство с лучшими образцами народного и классического искусства для детей, с художественной литературой приводит ребёнка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает ему принять высокие , общественные мотивы героев художественного произведения.
Для дошкольника наряду с практическим контактом с действительностью становится возможной и внутренняя теоретическая» деятельность. Здесь создаются как бы переходные формы от реального фактического действования с предметом к размышлению о нём. Когда ребёнок начинает овладевать этой новой формой деятельности перед его познанием открываются новые возможности.
Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному произведению. Некоторые положения, которые не доходят до ребёнка, будучи преподнесены в сухой, рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественную форму.
Правильный подбор сказки в соответствии с возрастом ребёнка, художественной ценностью произведения и его идейным содержанием, мастерство рассказывания сказки и, наконец, организация последующей деятельности ребёнка – беседа по поводу прослушивания, пересказ, изображение в рисунке, - всё это помогает ребёнку правильно осознать прослушанное и глубже пережить содержание художественного произведения.
Предварительный просмотр:
Упражнение 4. На столе лежат 10—15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой). Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола. Упражнение 6. Один конец ручки дети зажимают средним и указательным пальцами правой руки, при этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, дети вкладывают ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т. д. Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Представив, что у них в ладошках мячик, дети делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны. Во время занятий письмом у ребенка может появиться писчий спазм. Это проявляется в том, что пальчики немеют, начинают побаливать, подрагивать, вначале чуть-чуть, едва заметно. Если вовремя не обратить на это внимание и не принять необходимые меры, дрожь в пальцах может стать постоянной или резкая боль сведет пальцы, как только он возьмет ручку или карандаш. Для предупреждения и снятия писчего спазма можно использовать упражнение «Не дрожать!» Выполнять его следует внимательно, при этом следить за дыханием.
Рис. 2 Ребенок садится, поджав под себя ноги, делает вдох через нос и складывает ладони на уровне глаз (1). Затем, вдыхая через рот, чуть смещает правую ладонь вниз (2). Одновременно сгибает пальцы левой руки, охватывая ими кончики правой руки (3). Делая вдох через нос, разгибает пальцы левой руки, одновременно смещая чуть вверх правую ладонь, сгибает пальцы, охватывая ими кончики пальцев левой руки (4). Упражнение следует повторить 10—15 раз. Калининград, 2016 | МАДОУ д/с № 124 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ! Наибольшую проблему при обучении первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Основными причинами являются две:
Тест 1. Для проведения теста необходимы листок бумаги и карандаш (или ручка). Посадите ребенка за стол, положите перед ним листок бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обведите кисти рук ребёнка карандашом. Потом попросите снова положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. Задание: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребёнок правильно понял задание, начинайте. В случайном порядке указывайте ребёнку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот...» Начинать нужно с правой руки. Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5—1—2—4—3 (1 — большой палец, 5 — мизинец).
Правая рука Левая рука Рис. 1 Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и снова на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды. При выполнении «нужного» движения указанного пальца могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребенок старается поднимать только один палец. |
Наличие лишних движений отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу). Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом.
Что можно сказать о ребёнке по результатам этого теста? Если количество синкинезий (лишних движений) больше на левой руке, чем на правой, это значит, что для правой руки дифференциация двигательной системы развита лучше. При письме правая рука будет ведущей. Общее количество синкинезий на обеих руках равно 7. Много это или мало? Все зависит от возраста ребенка: для семилетнего ребёнка это много, а для шестилетнего — мало. Возрастные нормативы по этой методике таковы:
Тест 2. Ребёнку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3—3,5 см. Если кисть развита слабо, ребёнок склонен ее фиксировать на плоскости, поэтому не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов. Тест 3. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный — необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным. Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
|
В работе с ребёнком очень важно использовать подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их: а) штриховать только в заданном направлении; б) не выходить за контуры фигуры; в) соблюдать параллельность линий. Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребёнка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен — этого делать не стоит. Можно учить ребёнка писать основные элементы прописных букв: прямую наклонную короткую линию, прямую наклонную длинную линию, наклонные линии с закруглениями внизу, вверху, вверху и внизу, длинной наклонной с петлей, полуовал и овал. Всё это является важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе. УПРАЖНЕНИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем — на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке. Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца. Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124
Консультация для родителей
«Мотивационная готовность ребёнка к школе»
г. Калининград
Главное условие – необходимое ребёнку, который идёт в школу, - положительная мотивация к учению, он должен хотеть учиться. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка.
В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребёнка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Родители должны помочь становлению у ребёнка внутренней позиции школьника и формированию позитивного образа школы.
Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как они стали учениками. И формируем это отношение мы – взрослые. Помочь ребёнку хотеть учиться – задача взрослых, требующая немалого душевного участия и труда.
Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат и сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага.
Печально, если дети не хотят идти в школу «потому что …там трудно, …боюсь, что у меня не все будет получаться, …мне будут ставить двойки, …дома ругать будут». Это уже результат ошибочных воспитательных воздействий. И учителю, и родителю в учебном году придется тратить много сил, чтобы исправить положение.
Часто школьные учителя и психологи обеспокоены трудностями адаптации ребёнка к школе. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах, к которым приводят на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Вот небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика: «Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. К пятеркам сын уже не рвался, но было это нерадостно для него. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя… заговори с ним о школе – тускнеет…»
Довольно часто взрослые произносят фразы, не задумываясь, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания могут стимулировать такие стереотипы воспитания?:
«Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!», «В школе за тебя возьмутся!», «Ты сейчас не справляешься с заданием, а в школе тебе еще трудней будет!», « Ну что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница научит тебя сидеть смирно!», «Ты, наверное, будешь двоечником!..», «Как ты пойдешь в школу, ты же ничего не знаешь?» (В результате такого запугивания школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя, вроде бы из самых благих побуждений, родители заранее готовят детей к неудачам. У ребенка появляется чувство тревоги, страх перед школой, неверие в свои силы, утрата желания идти в школу).
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!,,,» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе).
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
«Ты обещаешь мне не драться в школе, не бегать, не шуметь, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
«Попробуй мне только ещё сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, комплекс неполноценности и др.).
Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов: «В школе все легко и просто!», «В школе лучше, чем в детском саду!», «В школе весело и интересно!», «Учительница будет ставить тебе пятерки!» Такой настрой ребёнка может быстро омрачиться при встрече с первой же трудностью. Из-за незначительных негативных переживаний ребёнок может разочароваться и потерять интерес к учебе.
Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребёнка учёба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут небезоблачными. И тогда ребёнок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.
Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учёба – это большой серьёзный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы». Ребёнок должен знать, что в школе ему придется трудиться, что не все у него будет сразу отлично получаться. Но у него все получится, если он будет стараться, внимательно слушать учителя, выполнять все задания. И если будет трудно, вы ему обязательно поможете.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе. Мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.
Ребёнок должен чувствовать, что дома его понимают, верят в его силы.
Советы родителям по формированию положительной мотивации к школьному обучению:
- вызывать интерес к новым знаниям: посещать музеи, рассматривать иллюстрированные энциклопедии, обращаться к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы и т.д.;
- читать рассказы и стихи школьной тематики;
- организовать книжный уголок для ребёнка;
- смотреть и обсуждать фильмы, телепередачи, вызывающие эмоционально позитивное отношение к школе;
- рассматривать картинки, отражающие школьную жизнь, и беседовать по ним;
- знакомить детей с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги проигрывать совместно с детьми сюжеты различного содержания, моделирующие школьную жизнь;
- подружиться с детьми, которые успешно учатся в первом классе; вести познавательные разговоры на школьную тематику;
- рассказывать о своих любимых учителях;
- показывать фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами;
- организовывать семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей;
- развивать у ребёнка уверенность в себе.
Успехов Вам на пути формирования положительной мотивации ребёнка к обучению в школе!!!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124
Консультация для родителей
«Ребёнок идёт в школу»
г. Калининград
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребёнок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой забывают простые истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Несколько полезных советов:
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка успешно освоила учебную программу дошкольного образования, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова- надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Сказка про то, как Мурзик пошёл в детский сад
(М. Панфилова, М. Савченко)
Жил-был котёнок, и звали его Мурзик. Он был маленький, пушистенький, рыжего цвета, с розовеньким носиком и голубыми глазками. Мурзик был добрый, ласковый и слушался маму-кошку. Однажды мама сказала Мурзику:
- Мурзик, ты уже совсем большой и скоро пойдёшь в детский сад. Там будет много других деток, разных игр и игрушек.
- Зачем? — спрашивает Мурзик. — Что я там буду делать? Я никого там не знаю. Мне будет страшно! Я хочу быть с тобой!
- Чтобы перестать бояться, давай вместе сходим в детский садик, познакомимся с воспитателем, посмотрим группу и детскую площадку, — отвечает мама.
И вот мама с Мазиком пошли в детский сад. Мурзик осматривал всё вокруг: здесь было так много нового и непонятного! Он держал маму за лапку и не отходил от неё ни на шаг. Когда мама с Мурзиком поднялись в группу, их гам встретила воспитательница-зайчиха. Она улыбнулась и пригласила Мурзика и маму посмотреть группу. В группе Мурзик увидел много разных игрушек. Одни были маленькими, другие большими... Красными, жёлтыми, зелёными, разноцветными... Их было так много, что Мурзик даже не мог понять, какая из игрушек ему больше нравится. - Чьи это игрушки и кто в них играет? — спросил Мурзик у мамы.
- Это игрушки детского сада, и играют с ними все, кто сюда приходит, — ответила мама.
- И мне можно? — удивился Мурзик.
- Конечно, — улыбнулась мама.
- Мурзик, иди играть! — позвала тётя воспитательница.
Мурзик решил посмотреть все игрушки и поиграть с ними. Когда он подошёл поближе, то увидел игрушечный стол, на котором стояли маленькие блюдечки с кружками, лежали ложки и вилки. За столами сидели куклы. В другом углу группы Мурзик увидел голубой диванчик в виде кораблика, а за ним огромную полку с машинками и железную дорогу с паровозиком. Мурзик стал играть с машинками и железной дорогой.
- Мурзик, — позвала его мама, — я пойду в магазин за молоком, а потом приду за тобой, а ты пока поиграй!
- Хорошо, мамочка, — не отрываясь от игры, ответил Мурзик.
- А ещё у нас можно играть на детской площадке, — сказала зайчиха-воспитательница и пригласила Мурзика на прогулку.
Там Мурзик увидел песочницу, разноцветные качели, горки, паровозы. Ему очень захотелось везде полазать и покачаться. Зайчиха помогла Мурзику кататься с горки и на качелях, научила его делать куличики из песка. Когда пришла мама, Мурзик рассказал ей о том, как играл. Ему очень понравился этот день в детском саду. И когда они с мамой уходили, Мурзик весело бежал рядом и думал о том, в какие игрушки он поиграет в детском саду завтра.
Как медвежонок Топа пошёл в лесной детский сад
(С. Кирсанова)
Маленького медвежонка Топу мама-медведица Тина разбудила РАНО. Они вместе побежали к реке, умылись прохладной водой, позавтракали свежими ягодами...
Мама Тина немного ВОЛНОВАЛАСЬ... Топа понял, что сегодня случится что-то необычное. «Топа, — голос мамы Тины немного дрогнул, — ты уже подрос и должен пойти в лесной детский сад. Все зверята ходят в такой детский сад. Там добрые воспитатели Лисички будут учить вас правилам поведения и разным другим правилам, которые необходимы воспитанным зверятам».
Топа тоже заволновался: «Мама, а я долго буду ходить в этот лесодетосад?» «До школы», — коротко ответила мама. Топа не знал даже, что такое ЛЕСОДЕТОСАД, а тем более не знал, что такое ШКОЛА. Но на всякий случай тяжело вздохнул и хотел пососать лапку (он так делал не только когда был голодный, но и когда ВОЛНОВАЛСЯ), но не стал еще больше расстраивать маму.
В лесном детском саду было много разных зверят: ЗАЙЧАТ, БЕЛЬЧАТ, ЕЖАТ, ВОЛЧАТ и, конечно, МЕДВЕЖАТ. А еще в лесодетосаду было много-много разных игрушек, качелей, каруселей... Медвежонок Топа сразу заметил красивую малышку медведицу с огромным КРАСНЫМ бантом на шее и с СИНИМ ведёрком в лапке... «Как же мне с ней познакомиться?» — подумал Топа.
Медвежонок СТЕСНЯЛСЯ подойти и спросить у девочки-медведицы, как её зовут. Топа сел в песочницу и стал молча смотреть на малышку. Вдруг бойкий ВОЛЧОНОК подбежал к девочке-медведице и стал дёргать за большой красный бант, а потом выхватил синее ведёрко и побежал к каруселям... Девочка-медведица горько заплакала и стала утирать слёзы концами развязанного бантика...
«УР-УР-УР», — прорычал медвежонок Топа (так он делал только тогда, когда СЕРДИЛСЯ). Несмотря на свои косолапые лапки, Топa быстро догнал обидчика-волчонка и сердито прорычал: «УР-УР-УР», а потом шлепнул волчонка лапкой. А лапка у Топы была хоть и небольшая, но МЕДВЕЖЬЯ, тяжёлая... Волчонок выронил синее ведёрко и пустился УТЁК... Топа поднял синее ведёрко, прихватил чей-то совочек (всё равно без дела валялся) и поковылял к девочке-медведице с красным бантом. Та уже не плакала, а с любопытством наблюдала за Топой своими черными глазка. «На!» — Топа подал ей синее ведёрко и совочек. «Спасибо! — малышка радостно улыбалась. — Меня зовут Нюша. А тебя как зовут?» — «А меня Топa». — «Ты такой сильный, Топа! А ты меня всегда-всегда будешь теперь защищать?» — спросила Нюша. «Всегда-всегда. СИЛЬНЫЕ всегда ДОБРЫЕ. И защищают маленьких и слабых». Вечером мама Тина спросила сына Топу: «Сильно ты грустил без меня?» «Нет, мама, я был очень занят. Я был СИЛЬНЫМ и ДОБРЫМ». Мама ласково гладила Топу по круглой головке.
Как Оранжевый Слонёнок в детский сад ходил
(Ю. Рябко-Гузенко)
Жили-были два чудесных добрых Слона: один из них был Жёлтый, а другой Красный, они очень любили и трепетно относились друг другу. Благодаря нежным чувствам появился Оранжевый Слонёнок.
Он любил веселиться, смеяться, бегать и прыгать, а дома было ну уж очень мало места. Только разбежится, как Кресло ему дорогу преградит; только начнёт петь, Телевизор запоет ещё громче! Слонёнку стало грустно. Мама Слониха увидела и сказала ему:
— Есть такое волшебное место, называется Детский Сад! Там такие же
малыши, как ты, они целый день веселятся, играют и поют песенки, а вечером
идут домой. Хочешь, я тебя туда отведу?
Слоненок не знал, что сказать, ведь он там никого не знал!
- Там живут мои родные сестрички! — воскликнула Маленькая
Кроватка. — Они хорошие! Передай им, пожалуйста, привет! - И мои братики тоже, — засмеялся Горшочек. — Слонёнок, ты можешь
выбирать любой, я им скажу, что ты придёшь. Они будут очень рады!
- А ещё там живут мои друзья — игрушки, — поделилась Подушечка, —
но открою тебе один большой-пребольшой секрет! Игрушечки за день хотят
поиграть со всеми, поэтому нужно делиться и играть всем вместе. Так веселее,
и у тебя появятся друзья!
- А как я пойму, кто мой друг? — спросил Оранжевый Слонёнок у Мамы.
— Как только ты улыбнёшься, друг улыбнётся тебе в ответ!
Слонёнок обрадовался, и они с Мамой пошли в Детский Сад.
В Садике были песочница, качели, горка и много-много разных игрушек. Он познакомился с Воспитательницей и спросил у неё, можно ли Маме тоже ходить в Садик.
— Конечно! — улыбнулась Воспитательница, — ты думаешь, твоя Мама
никогда не ходила в Детский Сад?
Тогда Воспитательница открыла Волшебную Книгу и прочитала, что, когда Мама была маленькой, она ходила к ним, и показала её фотографию. Оказывается, все взрослые, когда были маленькими, ходили в Садик!
Воспитательница рассказала Маме, когда прийти за своим Оранжевым Слонёнком, и повела малыша в группу. Слонёнок видел, что Мама ещё стоит и, не уходит. Наверное, Маме очень хотелось играть, но она уже взрослая, и в Садик её больше не берут... Слонёнок помахал Маме ручкой, чтобы она не скучала, и пообещал вечером рассказать, как прошел день.
Предварительный просмотр:
Психологическое (речевое) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Психологическим насилием является:
- отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.
Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, последствия его могут быть катастрофическими. Душевные раны, нанесённые словом, порой не заживают годами. Пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь.
Признаки речевого и психического насилия над ребёнком:
- постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- агрессивность,
- склонность к уединению;
- неумение общаться;
- нервный тик, энурез;
- вредные привычки;
- задержка умственного развития, плохая успеваемость;
Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей
- различные соматические заболевания;
- проблемы с едой;
- излишняя уступчивость или осторожность;
- низкая самооценка.
Чаще всего педагоги взаимодействия, но на практике не всегда это применяют. Между «несимпатичной» эмоцией, готовой вас захлестнуть, и действием, на которое оно вас толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.
Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями
- Умение здраво мыслить во многом зависит от того как мы дышим. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и - затем медленный выдох. И так несколько раз.
- Медленно сосчитайте до 10 и одновременно проводите кончиком
языка по нёбу. Это щекотно, кроме того монотонные движения успокаивают.
- Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите 3 раза. Повращайте шеей. Расслабьтесь.
- Скажите чётко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребёнка).
МАДОУ д/с № 124
Г.Калининград
Памятка для педагогов и
родителей
Предварительный просмотр:
«ГОРЕ ОТ УМА»: последствия раннего обучения
Часто родители, преследуя свои цели и реализуя собственные мечты, стремятся как можно раньше (уже с трех лет!) начать обучать ребенка чтению, математике, английскому языку и другим "важным наукам". При этом мало кто из них задается вопросами: а нужно ли ребенку столь раннее приобщение к образованию, что оно даст? А главное — какие последствия несет?
К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, таким как ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение и т. п., относится и слишком раннее обучение. Чтобы разобраться, как оно влияет на дошкольника, обратимся к физиологии и нейропсихологии.
Биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. У каждого функционального звена, психической функции своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронию, фазовые динамические характеристики процессов формирования.
Гетерохрония (от гетеро греч. chronos — время) — изменение в процессе эволюции темпов эмбриогенеза (начального периода развития организма, протекающего в зародышевых оболочках) различных органов.
Смысл гетерохронного созревания мозга заключается в том, что корковым, подкорковым и стволовым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функции ребенка. Созревание центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и реализуемой после рождения.
Формирование психики непосредственно связано с темпами роста и созревания головного мозга. Это процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням на разных возрастных этапах. Развитие идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый и существует в нем, создавая его базис. Парная работа мозга в онтогенезе формируется поэтапно.
Этап 1. От внутриутробного периода до 2–3 лет. В это время закладывается базис — первый функциональный блок мозга, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования.
Этап 2. От 3 до 7–8 лет. Указанный период характеризуется активизацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На данном отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируются преобладающая функция полушарий по речи, сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха, функциональной активности. Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.
Этап 3. От 7 до 12–15 лет. В таком возрасте происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются транскаллозальные связи, когнитивный стиль личности и обучения, закрепляется приоритет лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели и контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий функциональный блок организует активную, сознательную психическую деятельность.
Срок перехода от одного этапа к другому строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, прежде чем чего-либо требовать от ребенка. Если предлагаемая задача входит в противоречие с актуальным состоянием мозга ребенка, происходит энергетическое обкрадывание.
Согласно многочисленным исследованиям российского нейропсихолога А.В. Семенович, энергетический потенциал мозга в каждый момент времени ограничен. Если энергия тратится на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то ее дефицит возникает в том направлении, на котором в этот период она была актуальна. Соответственно, когда внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг делает это за счет каких-то других структур психики.
Возраст от 2 до 3 лет — это период активного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Когда взрослые перегружают познавательные процессы ребенка преждевременным обучением письму, чтению и счету, происходит изъятие энергии, в частности, у эмоций, чувственного развития. В связи с этим эмоциональная сфера ребенка остается недоразвитой.
Реакция на раннее обучение может оказаться отсроченной и в дальнейшем проявиться в различных эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических проявлениях, логоневрозе (заикании), дизартрии (нарушении речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на одни отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает другие образования, которые уже завершили развитие, утратив пластичность и ресурсы для восстановления. В этом случае ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует отсутствие элементарных навыков (не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и др.), зачитывая «до дыр» энциклопедию, остается беспомощным в быту.
Ребенок, по словам советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна, развивается, воспитываясь и обучаясь, а не одновременно развивается, воспитывается и обучается, т. е. воспитание и обучение включаются в процесс его развития, а не надстраиваются над ним.
В заключение в качестве иллюстрации вышесказанного приведем пример возможных последствий раннего обучения.
На консультацию пришла мама ученика второго класса. Ее волновали поведение и низкая успеваемость сына. Мальчик не может установить нормальный контакт с одноклассниками, часто по своей инициативе вступает в конфликты.
Из беседы с мамой было установлено, что ребенок с четырех лет посещал центр, где активно изучал английский язык. Родители хотели с раннего детства обучать его серьезным наукам, поскольку видели, что у него есть «потенциал». К концу дошкольного возраста мальчик стал часто болеть и все реже посещал детский сад, находясь на домашнем лечении по месяцу и более. С началом обучения в школе у него возникли новые проблемы. Интерес к занятиям у ребенка нестабильный. На уроках он отвлекается, игнорирует замечания учителя, может нарисовать что-нибудь в рабочей тетради. Мальчик часто болеет, в первом классе пропустил по болезни целую четверть. Во втором классе имеет по английскому языку неудовлетворительные оценки, по остальным предметам — «хорошо» и «удовлетворительно», иногда встречается «неудовлетворительно».
В ходе беседы с учеником установлено, что он легко вступает в контакт, но не соблюдает субординацию, стремится перебить, представить собственную историю, переключиться на свою тему. Эмоциональный фон устойчивый, мимика живая, выразительная, речь правильная, словарный запас активный, соответствует возрасту, кругозор широкий. Ребенок самостоятельно выполняет такие операции, как классификация, сравнение, обобщение, исключение, аргументирует свой выбор, устанавливает причинно-следственные связи. В то же время налицо истощаемость внимания: выполняя задание, ребенок быстро теряет интерес к нему и начинает заниматься посторонними делами.
Из этого примера видно, что последствия раннего изъятия психической энергии отчетливо проявились с поступлением ребенка в школу. Сами того не подозревая, родители в период младшего дошкольного возраста сына запустили механизм, который вызвал нарушения в его развитии. В дальнейшем таким детям и их родителям рекомендуется консультация нейропсихолога, а также семейное консультирование.