Мои публикации

Мусурчак Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Сборник научных статей (По материалам XI Международной научно-практической конференции «Современное образование: вызовы времени – новые решения» 6-8 апреля 2011 г.). – Калининград: Изд.-во БФУ им. И. Канта. – С. 46-48

О.А. Мусурчак

Возрождение идей полоролевого воспитания – традиции и инновации

…Абстрактного ребёнка нет. Есть

конкретная личность – мальчик или девочка.

                                                     Личность, которая «рождается на наших глазах».

И.С. Кон

     В обществе ещё с древних времён существовал интерес к проблеме пола, её изучали философы, историки и этнографы, физиологи и медики. Как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX в. Но если обратиться  к  русским традициям в воспитании мальчиков и девочек,  обнаруживается, что с самых малых лет родители в воспитании детей учитывали их гендерные особенности. Народные колыбельные песни, потешки, пестушки, игры  содержат обращение не просто к маленькому ребёнку, а всегда к мальчикам или девочкам, тем самым прогнозируя их будущее. Дифференциация труда в семье, труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом, способствовала простому и естественному формированию гендерной идентичности. Дореволюционная Россия также имела опыт гендерного воспитания, образования.

     Разработка Гендерной стратегии Российской Федерации (2003 г.) послужила увеличению количества гендерных исследований. Проведённый в этих рамках анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что, в большинстве случаев воспитание девочек и мальчиков в детском саду не отвечает  возросшим требованиям общества к человеку как представителю мужского или женского пола. Дошкольной педагогике в целом пока не удаётся преодолеть «бесполость» воспитания. Несмотря на то, что сенситивным для становления гендерной социализации является именно дошкольный возраст, она остаётся стихийным процессом.

     Под действием современного социокультурного информационного фона  изменяются психологические стереотипы мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации. В современном обществе наблюдается размывание границ между традиционными ролями мужчины и женщины. Это приводит к ориентации на мужскую модель поведения, как мальчиков, так и девочек. В дальнейшем это затрудняет формирование роли девочки как матери. Кроме того, существует конфликт между традиционными маскулинными моделями поведения и имеющей место феминизацией воспитания мальчиков, что осложняет их полоролевое развитие. На первый план, как у мужчин, так и у женщин выходит успешность в профессиональной деятельности. А желание иметь детей становится «не модным».

    Заинтересованность современного общества в том, чтобы люди овладевали социотипичными ролями, оставаясь при этом уникальными представителями своего пола, придаёт  проблеме полоролевой социализации  государственную значимость. Поэтому одной из задач Гендерной стратегии Российской Федерации была разработка и введение специализированных курсов и гендерных образовательных программ на всех уровнях общеобразовательной системы, начиная с дошкольного воспитания.

     Учёные установили, что особая роль в полоролевой социализации принадлежит игре. А основным видом игры детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В игре дети-дошкольники отражают социально одобряемые образцы маскулинного и фемининного поведения, получая при этом необходимое эмоциональное развитие.

     В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» (авторы: Министерство образования РФ и российские университеты) учтена гендерная специфика образования дошкольников. Это позволит обогатить модели поведения по отношению к сверстникам противоположного пола и расширить взаимодействие мальчиков и девочек.

В разделе программы «Возрастные особенности детей» отражены психофизиологические характеристики мальчиков и девочек дошкольного возраста. А раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» направлен на формирование у детей гендерной идентичности и овладении ими способов общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола (Н. Федина).

     Наш детский сад  работает по программе «Радуга» (под редакцией Т.Н. Дороновой), которая среди многочисленных воспитательно-образовательных задач видит и закладывание основы будущих социальных ролей, положительного отношения к ним, содействие половой идентификации. Прежде всего, это осуществляется через организацию предметно-развивающей среды. В уголке для мальчиков присутствуют предметы мужского мира (машинки, конструкторы и т.д.), различные атрибуты, что позволяет проигрывать им роли специфичные для пола (милиционер, строитель, космонавт). В микропространстве для девочек находятся атрибуты, побуждающие проигрывать сюжеты социально-бытовой тематики.

     Народные игры, пословицы, поговорки, фольклор с акцентом на гендер, также заняли своё определённое место в полоролевом воспитании дошкольников: «Спи, Ванюша, спи, родной..», «Чики-чики, чикалочки, едет Ваня на палочке…», «Маша в гости приглашала, Маша в гости зазывала…».

Используются познавательно-развивающие этические беседы: «Я сильный», «Я смелый», «Я заботливая», игровые диалоги: «Кто ты есть», проблемные ситуации: «Я и моя семья», различные виды игр – с/р «Семья», «Дочки-матери», «Театр», «Космонавты» и др., п/и «Курица и цыплята, д/и «Детёныши», «Кто, что носит», игры-этюды: «Машенька-хозяйка», «Мальчик Ваня», схемы - напоминалочки полоролевого поведения мальчиков и девочек.

     Полоролевое воспитание дошкольников невозможно без участия важнейшего социального института – семьи. Ещё В.А. Сухомлинский отмечал: «…Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». А поскольку формирование константной половой идентификации у ребёнка продолжается  в промежутке от 2 до 7 лет (Л. Колберг – когнитивная теория гендерной социализации), взаимодействие родителей и воспитателей по вопросам полоролевого воспитания должно быть постоянным. Это анкетирование, консультирование, «круглые столы» по темам гендерного воспитания. Например,  «Представления о женщинах и мужчинах в своей культуре»; «Индивидуальные и гендерные различия у детей раннего и дошкольного возраста». Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра,  было проведено анкетирование родителей на выявление их отношения к игре как методу полоролевого воспитания.

     Для того чтобы полоролевое воспитание не сводилось к психосексуальному, оно должно стать частью нравственного воспитания.

Рекомендуемая литература

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2009. – с. 21 – 48
  2. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – с. 86 – 94
  3. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – с. 15 – 53