начало работы- консультация для родителей
Предварительный просмотр:
Можно выделить
основные направления работы учителя-логопеда
в детском саду и задачи в каждом из них:
- в процессе диагностики -
своевременно выявлять речевую патологию и тенденцию к речевым нарушениям у
детей с раннего возраста;
- в процессе коррекции -
корригировать любые речевые нарушения у всех нуждающихся детей со старшего
дошкольного возраста;
- в процессе профилактики -
предупреждать речевые нарушения у детей с раннего возраста, учитывая
особенности и речевые проблемы в каждой
возрастной категории;
- nbsp; в процессе всей работы осуществлять тесное
сотрудничество со всеми
участниками образовательного процесса. Каждый специалист необходим
ребенку, ни один из них не может заменить другого, а поэтому
желаемого успеха можно достичь лишь в том случае, если все их усилия будут
объединены, т. е. если воздействие будет комплексным.
В начале учебного
года учитель–логопед обследует состояние речи детей старшего возраста, по
результатам которого, составляются списки детей,
нуждающихся в специализированной коррекционной логопедической помощи. Вопрос о
зачислении детей в логопункт выносится на заседание
психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ, по решению которого
формируется список воспитанников, подлежащих зачислению в логопункт. Список
утверждается руководителем детского сада.
Сколько детей
зачисляется на логопункт ДОУ?
Количество детей, одновременно
занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20-25 человек. Очередность для зачисления детей в
логопункт формируется с учетом возраста детей и степени тяжести речевых
нарушений.
Первоочередное право на зачисление в логопункт имеют воспитанники с нарушениями речи, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, а также дети групп общеразвивающей направленности,
достигшие шестилетнего возраста и
выпускаемые в следующем учебном году в
школу.
Зачисление проводится по
мере освобождения мест в течение всего учебного года. Так как логопедическая помощь требуется
большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с
каждым из воспитанников могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев), поэтому с логопункта в детском
саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления
речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой
ребёнок, стоящий на очереди.
В логопункт
зачисляются дети, имеющие следующие нарушения
в речевом развитии:
- фонематическое недоразвитие речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие
речи;
- общее недоразвитие речи III и IV уровней (при наличии свободных мест на
логопункте).
Не подлежат приему
в логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I – II уровней, заикание тяжелой
степени, дизартрия, алалия, задержкой психического развития), так как
коррекция этих нарушений требует
комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях
специализированной группы соответствующего профиля.
В случае невозможности
оказания коррекционной помощи по устранению дефектов речи ребенку из-за тяжести
физических и психических нарушений он может быть направлен с согласия родителей
(законных представителей) на психолого-медико-педагогическую комиссию для
получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений
коррекционно-педагогической помощи. В случае отказа родителей (законных
представителей) ребенка от рекомендованной специалистами ПМПК дальнейшей
образовательной траектории, учитель-логопед не несет ответственности за полное
устранение речевого дефекта.
Основными формами
организации работы на логопункте являются индивидуальные занятия.
Работа учителя-логопеда
в детском саду направлена на исправление дефектов речи
детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед
проводит профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед
наблюдает за детьми в ходе игры, за их манерами, изучает поведение, проводит
индивидуальные беседы, после чего делает вывод о правильности развития речи.
Результативность коррекционной помощи в огромной
степени зависит от заинтересованности и участия родителей в исправлении речи ребенка. Не секрет, что многие
родители считают, подумаешь, ничего страшного, если ребенок не говорит один
звук правильно, выговорится. А если нет? Сейчас появилось много книжек хороших
и не очень. И мамы, прочитав их, считают, что работа логопеда
очень проста и они сами смогут поставить своему ребенку правильную речь. Нет, дорогие мамочки, это работа специалистов. В некоторых
случаях может понадобиться консультация невролога, отоларинголога или
стоматолога. Необходимо проверить,
нет ли отклонений в строении артикуляционного аппарата, не нарушены ли его
тонус и чувствительность, все ли в порядке с нервной системой. Ведь в
результате вашего вмешательства ребенка
придется переучивать и все исправлять. С такими детками учителю-логопеду
работать будет намного сложнее. Особенно, если мама захочет научить ребенка с
трех лет правильно «рычать» или «шипеть». И не надо требовать от малыша,
который ещё растет, которому не исполнилось порой и трех-четырех лет, чтобы он
правильно произносил все звуки! Все придет в свое время, просто необходимо
внимательно наблюдать за своим ребенком, общайтесь с ним и посещайте вовремя
специалистов.
Таким образом, логопункт
в детском саду – это крайне важная, открытая, подвижная система, в которой усилия
всех участников образовательного процесса направлены только на одно - помочь ребенку. В одиночку это сделать тяжело,
но вместе – реально! Не считайте речь пустяком. Роль речи в жизни человека
огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речь
— это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению
представлений об окружающем его мире.