автоматизация-заключительный этап

Неверова Ирина Викторовна

обучение рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_v_samostoyatelnoy_rechi.odt26 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука в самостоятельной речи

Пересказ текста

Следующий вид работы — пересказ коротких сказок и рассказов. Пересказ способствует развитию связного и грамматически правильного высказывания, формирует выразительность речи.

Текст рассказа или сказки должен быть насыщен автоматизируемым звуком, коротким, интересным, занимательным и доступным по содержанию.

Структура занятия

Оргмомент может содержать релаксационные упражнения, связанные с одержанием текста, или пластический этюд. Дети могут изобразить героев рассказа или сказки.

Развитие мелкой моторики (проводится по усмотрению логопеда)

Мимические упражнения можно сочетать с работой над интонационной выразительностью речи и включать их в пластический этюд.

Артикуляционная гимнастика

Данный вид работы включается при необходимости продолжения коррекционной работы над звуками, которые еще не произносятся ребенком. Например, пересказ как метод используется для автоматизации звука [с] в связной речи, в то время как звук [р] еще не поставлен. Значит, даются такие артикуляционные упражнения, которые направлены на постановку звука [р].

Работа над интонационной выразительностью речи может быть построена на содержании рассказа или сказки. Повторение отдельных предложений с разной интонацией, произнесение фраз от лица героев сказки или рассказа будут способствовать развитию интонационной выразительности речи.

Пересказ коротких сказок или рассказов

В работе над пересказом следует соблюдать ряд правил. Сначала необходимо подготовить ребенка к восприятию идеи произведения. Это можно сделать, используя картинку или привлекая личный опыт ребенка. Затем рассказ или сказка прочитывается без предупреждения о последующем пересказе, что обеспечит художественное восприятие произведения ребенком. Перед повторным чтением дается установка на запоминание и последующий пересказ. После повторного чтения задаются вопросы по содержанию текста, привлекается внимание ребенка к словам, которые он должен произнести правильно, произнесение этих слов. Далее предлагается, используя прямую речь персонажа, выбрать для нее подходящую интонацию. Если в занятии участвуют несколько детей, можно инсценировать рассказ или сказку, прочитать текст по ролям.

На первых занятиях осуществляется совместный пересказ педагога и ребенка, затем — отраженный пересказ, при котором ребенку подсказываются отдельные слова или фразы.

Пластические этюды по содержанию сказки или рассказа

После пересказа можно предложить детям изобразить героев рассказа или сказки, показать их мимикой, движениями и действиями.

Развитие фонематического восприятия

Выбор из текста и называние слов с заданным звуком. Звукослоговой анализ и синтез отдельных слов.

Чтение слов или предложений

Обучение рассказыванию. Развитие воображения

Автоматизация звуков в самостоятельной речи сочетается с работой по обучению детей диалогической и монологической речи. Занятия по обучению рассказыванию направлены на развитие творческих способностей и воображения дошкольников.

Задания на развитие артикуляционной и тонкой моторики пальцев рук, дыхательные и голосовые упражнения даются на этих занятиях лишь в отдельных случаях, тогда, когда есть необходимость. Больше времени следует уделять лексико-грамматическим заданиям, связанным с темой занятия. Кроме того, следует включать упражнения на развитие фонематического восприятия, так как формирование навыка языкового анализа и синтеза требует длительной и кропотливой работы. В качестве упражнений могут использоваться выбор и называние слов из текста с заданным звуком, Звукослоговой анализ и синтез отдельных слов, их буквенное обозначение, написание или выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

Наиболее доступным видом развития связного высказывания для детей является диалог.

Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении. Диалоги могут быть как между живыми, так и неживыми объектами, например: разговор Синицы и Ласточки, Зайца и Белки, двух Снеговиков, Снеговика и девочки, Березы и Солнышка. Используется прием одушевления предметов: разговор Стола со Стулом, Ложки с Сахарницей, Ножа с Картошкой и др.

Сначала педагог выступает в роли ведущего. Задавая вопросы, он сам дает образец ответа, постепенно вовлекая ребенка в активное общение со взрослым, а затем и со сверстниками.

Например, разговор Сосулек может быть таким:

Посмотри, подруга, опять дети под крышей стоят. Давай предупредим их, чтобы были осторожны.

Дети, не стойте и не ходите под крышей. Мы можем нечаянно свалиться и упасть вам на голову. Видите, солнышко пригрело, и мы начали таять.

Разговор Ласточки и Воробья.

Ласточка, ты куда собралась?

Разве ты не знаешь, на юг улетаю. А ты, Воробей, почему не улетаешь?

А зачем? Холода я не боюсь, пища у меня тоже есть. Семена растений не всегда снежок засыпает. Дети крошек насыплют, значит, от голода я не погибну. А ты, Ласточка, почему улетаешь?

Мне здесь нечем питаться. Все насекомые уже спрятались, я погибну от голода.

Разговор Дивана с детьми.

Опять дети прыгают на мне! Сколько раз я их просил: не надо этого делать.

Почему нам нельзя попрыгать по дивану?

Вы же можете сломать меня, испачкать обивку. Я стану разбитым и некрасивым.

В логопедической практике используются следующие виды связной речи:

рассказ-описание предмета;

загадки-описания предметов;

сравнительный рассказ-характеристика;

рассказ по серии картинок;

рассказ по сюжетной картинке;

рассказ из личного опыта;

сочинение сказок и рассказов.

Рассказ-описание способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения.

Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать, выделять в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: Что ты знаешь о предмете? Что предмет расскажет о себе? — направлены как на общую характеристику предмета, так и на установление взаимодействий этого предмета с окружающей средой.

Один из видов монологической речи — составление загадок — описаний предметов. Он требует от детей самостоятельного отбора языковых средств. Образец загадок-описаний дает педагог, используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой, Угадай мое название.

В сравнительном рассказе-характеристике описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы сопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т. д. После выделения различий определяются общие признаки.

Рассказ по серии картинок развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.

Работа над серией последовательных картинок включает приемы:

определение последовательности событий;

ответы на вопросы по каждой картинке;

образец рассказа или сказки, данный педагогом;

рассказы детей (с опорой на картинки);

рассказ без зрительного подкрепления;

инсценировка сюжета;

пантомима (обыгрывание действий персонажей без слов).

Рассказ по сюжетной картинке. Приемы работы при обучении рассказыванию по сюжетной картинке:

образец рассказа по картинке или отдельной ее части;

наводящие вопросы;

составление плана рассказа:

прием совместных действий (скажем вместе);

привлечение жизненных ситуаций, связанных с изображенными событиями.

Рассказ из личного опыта содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребенком. Примерные темы: «Как ты провел выходной день?», «Как ваша семья провела отпуск?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме»? и др.

Сочинение сказки или рассказа:

1) по опорным словам (Составь рассказ (сказку). Используй слова ...);

2) рассказ (сказка) на тему по заданному плану;

3) рассказ (сказка) на заданную тему.

4) рассказ-инсценировка.

Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.

Требования к занятиям, направленным на развитие связной речи:

1. Соблюдать принцип единого содержания. Все фонетические, лексические и грамматические упражнения необходимо связывать одной темой.

2. Рассказывание предваряют лексико-грамматические упражнения.

3. Конец занятия должен быть эмоциональным. Это может быть эмоционально прочитанное стихотворение, связанное с темой рассказа, пластический этюд или сыгранная сценка.