методика произношения
Предварительный просмотр:
Произносительная сторона речи
Одним из разделов общей культуры речи является звуковая культура речи,
или её произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры
речи – это интонация(ритмико-мелодическая сторона) и система фонем(звуки
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые
фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между
частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или
повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В
письме интонация выражается посредством знаков препинания.
Интонация включает такие элементы как: мелодика, ритм, темп, тембр речи,
логическое ударение. Мелодика речи(тон) – повышение и понижение голоса
для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи –
равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по
длительности и силе голоса. Темп – скорость произнесения речи. Он может
быть ускоренным и замедленным в зависимости от содержания и
эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи
снижается её отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет
свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания,
а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы
– остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы,
связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка
распределить ревой выдох в соответствии с длинной высказывания. Тембр –
эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные
чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти,
радости. Тембр речи, её эмоциональная окрашенность достигаются путем
изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе путем
усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо
развивать речевой слух( такие его компоненты, как восприятие
соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный
слух – восприятие движений тона голоса), основные качества голоса( силу и
высоту), речевое дыхание( длительность и интенсивность).
Система фонем
В любом языке существует определенное количество звуков, которые
создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он
приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от
другого(ком, том, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой.
Все звуки речи различаются на основе артикуляторных( разница в
образовании) и акустических(разница в звучании) признаков.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных
частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела
речевого аппарата: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, трахея,