методика произношения

Неверова Ирина Викторовна

произношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storona.odt23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи является звуковая культура речи,

или её произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры

речи – это интонация(ритмико-мелодическая сторона) и система фонем(звуки

Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые

фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между

частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или

повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В

письме интонация выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает такие элементы как: мелодика, ритм, темп, тембр речи,

логическое ударение. Мелодика речи(тон) – повышение и понижение голоса

для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи –

равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по

длительности и силе голоса. Темп – скорость произнесения речи. Он может

быть ускоренным и замедленным в зависимости от содержания и

эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи

снижается её отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет

свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания,

а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы

остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы,

связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка

распределить ревой выдох в соответствии с длинной высказывания. Тембр –

эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные

чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти,

радости. Тембр речи, её эмоциональная окрашенность достигаются путем

изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе путем

усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо

развивать речевой слух( такие его компоненты, как восприятие

соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный

слух – восприятие движений тона голоса), основные качества голоса( силу и

высоту), речевое дыхание( длительность и интенсивность).

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые

создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он

приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от

другого(ком, том, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой.

Все звуки речи различаются на основе артикуляторных( разница в

образовании) и акустических(разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных

частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела

речевого аппарата: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, трахея,