Главные вкладки
Воспитательная работа
Воспитательная работа (план по ВР, приказы по экскурсиям, Разговоры о важном)
- Программа воспитания обучающихся «Воспитание творческой личности через совместную деятельности взрослых и детей» (1-4 класс)
- Программа работы с одаренными детьми «НАШИ НАДЕЖДЫ» (2021-2025 уч.гг.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа
воспитания обучающихся
1-4 классов
« Воспитание творческой личности через совместную деятельности взрослых и детей»
Составитель: Мамадова Н.В.
Классный руководитель
1-4 «Б»класса
г. Когалым
2021 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | « Воспитание творческой личности через совместную деятельности взрослых и детей». |
Назначение программы | Программа является организационной основой развития и воспитания классного коллектива |
Основание для разработки программы |
|
Разработал программу | Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №5» Мамадова Н.В. |
Цель программы | создание условий для самореализации творческой личности через совместную деятельности взрослых и детей. |
Основные задачи |
|
Принципы реализации программы |
|
Сроки реализации программы. | Сроки реализации программы: 2021 – 2025уч.гг. |
Контингент учащихся | Учащиеся 1 – 4 классов |
Перечень основных направлений программы | Программа воспитательной работы в начальной школе состоит из разделов:
|
Методы и формы работы с классным коллективом |
|
Этапы успешной реализации программы | I этап – этап проектирования (1 класс) II этап – этап становления системы (2класс) III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) |
Ожидаемые результаты | К концу 4 класса ученики видятся личностью: -духовной;
К концу 4 класса классный коллектив представляется как:
|
Контроль за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы с классным коллективом разработана на основе школьной «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям ФГОС.
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном процессе является одним из ключевых аспектов в современной системе образования, обусловленным многими факторами, среди которых можно выделить не только отсутствие у молодого поколения чётких положительных жизненных ориентиров, но и отсутствие целенаправленной деятельности общества по воспитанию в данном направлении. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране делают процесс воспитания еще более трудным.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, разработанная в МАОУСОШ № 8, направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Актуальность воспитательной программы классного коллектива.
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания. Результатами образования сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций. В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 7-10 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей. Для начальной школы проблема развития коммуникативных умений актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков является КТД (коллективная творческая деятельность) с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
В свою программу я постаралась включить следующие инновации:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- заинтересованность участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
- создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного саморазвития учащегося;
- создание условий для КТД (коллективной творческой деятельности), развитие творческих способностей учащихся;
- профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классном коллективе;
- обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
- развитие взаимоотношений с родителями учащихся, организация совместной деятельности в процессе воспитания.
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Принципы:
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи
Методы работы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативный;
- личностно-ориентированный;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный;
- метод критического мышления.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
- встречи с интересными людьми, клубы по интересам.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
- духовной;
- активной и инициативной;
- творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
- способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
- способной к саморазвитию, самовоспитанию.
- свободно владеющей всеми видами общения;
- коммуникативной.
К концу 4 класса классный коллектив представляется как:
- коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, взаимопонимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
- коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Нормативно-правовой и документальной основой школьной «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» являются:
1) Конституция РФ;
2)Конвенция о правах ребенка;
3) Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
5) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ И СРОКИ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
I этап – этап проектирования (1 класс) |
- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей; - изучение запросов родителей; - формирование единого воспитательного пространства; - определение перспектив жизнедеятельности класса; - закладывание основ проектной деятельности. |
II этап – этап становления системы (2класс) |
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества; - создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и учащиеся; - укрепление межличностных отношений; - развитие традиций класса на основе КТД; - отработка содержания деятельности и структуры системы. |
III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) |
- развитие самоуправления в классе; - интеграция учебной и внеучебной деятельности; - школьный коллектив переходит в новое качественное состояние (он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью); - возрастает роль самоуправления и саморегуляции. |
Программное содержание воспитательной работы
Основные направления воспитательной работы
Программа воспитательной работы в начальной школе состоит из разделов:
1.Обеспечение поддержки семейного воспитания
2. Гражданское воспитание
3. Патриотическое воспитание, формирование российской культурной идентичности
4. Приобщение детей к культурному наследию, духовно нравственное и художественно-эстетическое воспитание
5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
6. Экологическое воспитание
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Направление | Цели и задачи | Формы проведения |
Приобщение детей к культурному наследию, духовно нравственное и художественно-эстетическое воспитание | Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга. Воспитание нравственной культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость. |
|
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся. Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности. Развитие учебных интересов и умений учащихся. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом. Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал. Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
|
|
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | Сотрудничество с медицинским персоналом школы, учителем физкультуры, психологической службой с целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников. Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию. Воспитание сознательного отношения к регулярным занятиям спортом. Воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
|
|
Обеспечение поддержки семейного воспитания | Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка. Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. |
|
Экологическое воспитание | Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса ,школы. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному и полезному время провождению. Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей. Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению. Развитие интереса учащихся к проведению досуговых мероприятий в начальной школе. |
|
Планирование индивидуальной работы с учащимися.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние (администрация школы, педагоги, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, медики).
Внешние (родители, библиотека, музеи, дом творчества, кружки и секции).
Ожидаемые результаты
- Развитие органов классного ученического самоуправления.
- Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
- Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
- Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
- Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
- Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
- Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов:
- Диагностикаличностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет (Методика Рене Жиля).
- Групповое изучение самооценки младшего школьника.
- Мониторинг выявления одарённых учащихся (с признаками одарённости).
- Методика изучения удовлетворенности родителей работой учителя– классного руководителя (воспитателя).
- Оценка уровня комфортности учащихся.
- Оценка удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
- Методика Ю.В.Васильева «Определение уровня воспитанности учащихся».
- Методика изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М. И. Рожковым)
- « Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
- «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
- «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
- Анкета «Сплочённость класса».
- Анкета «Мой класс».
Сроки реализации программы.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
I этап (1 класс)
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
II этап (2класс)
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
IIIэтап (3класс)
- проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
IVэтап (4класс)
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Содержание программы
1 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Приобщение детей к культурному наследию, духовно нравственное и художественно-эстетическое воспитание | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «Достопримечательности нашего города», «Символика родного края», «Ветеран живет рядом», «Птицам нужна помощь», «Картинная галерея» | Изготовление поздравительных открыток, фотовыставка, беседа, изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку» |
Экологическое воспитание | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «В мире загадок» Проекты:«Ах, какая осень!» «Веснянка!» | Игра-викторина |
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Азбука здоровья», «Как правильно организовать свой день, чтобы быть опрятным», «Зимние забавы», однодневный поход | Конкурс рисунков, беседы о режиме дня, спортивные праздники |
Патриотическое воспитание, формирование российской культурной идентичности | формировать нравственную культуру семьи, направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Семейные традиции», «Как трудится моя семья», «История моего дома» | беседы, создание альбомов, выставка рисунков |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | «День матери», Конкурсная программа ко дню защитников отечества, «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», Праздник букваря | праздник, концерт, инсценирование |
2 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Приобщение детей к культурному наследию, духовно нравственное и художественно-эстетическое воспитание | создавать условия для творческой самореализации обучающихся, приобщать к традициям школьного коллектива | «Ярмарка чудес», «Тропинка школьная моя», «Помоги другу» | Творческий конкурс, создание классного журнала, акция |
Экологическое воспитание | знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям | «Герои города в названиях улиц», «Символика России», «Подарок ветерану» Проекты:«Осенний марафон» «В гостях у времён года» | Обзорная экскурсия, поисковая работа, беседы. НПК |
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | «Полезные привычки», «Осенний кросс», «Веселые старты», «Береги здоровье смолоду» | Викторина, соревнование в параллели классов, спортивный праздник, конкурс плакатов |
Патриотическое воспитание, формирование российской культурной идентичности | воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям | «Фотографии моей семьи», «Моя семья, как она образовалась» | Беседы, конкурсы, родительские собрания, |
Досуг | создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | «Кто что любит и умеет делать», «А, ну-ка, мальчики», «Мисс- Дюймовочка» | Конкурс-викторина, игра- соревнование на открытом воздухе, конкурсная программа |
3 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Приобщение детей к культурному наследию, духовно нравственное и художественно-эстетическое воспитание | формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности. | «Прекрасное в моей жизни», «Правила хорошего тона», «Учимся правильно жить и дружить, «Имею право. Мои права», «С чего начинается Родина» | Конкурс стихов, коллаж, дискуссия, игры, акция. |
Экологическое воспитание | приобщать детей к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании. | «Что? Где? Когда?», «Человек свободного общества», «Турнир умников» | Турниры, игры, диспуты, НПК |
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | Формировать способности управлять своим здоровьем | Чрезвычайные ситуации- что это?» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам», «Мои спортивные успехи и достижения» | Театрализация, беседы, круглый стол |
Патриотическое воспитание, формирование российской культурной идентичности | Совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно- воспитательному процессу. | «О поощрениях и наказаниях в семье», «Сильному роду нет переводу», «Загляните в семейный альбом» | Беседы, индивидуальные и тематические консультации, дни творчества, помощь в организации и проведении внеклассных дел. |
Досуг | формировать желание проявлять творческую инициативу | «Сотвори солнце в себе», «Рыцарский турнир», «Сотвори солнце в себе», операция «Новый год» | Акция добра, праздник, представление, изготовление игрушек, украшение комнат и класса. |
4 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Приобщение детей к культурному наследию, духовно нравственное и художественно-эстетическое воспитание | формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны | «Законы нашей жизни», «Гармония в природе», заочное путешествие «Чем богат наш край», «Школьный двор-лучший двор», «О бескорыстии и дружбе» | Обыгрывание ситуаций, беседы, трудовые десанты и акции, игры-путешествия, поисковая работа, конкурсы плакатов. |
Экологическое воспитание | создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | «Турнир знатоков», игра «Самый умный», конкурс «Всезнайка», КВН | Турнир, конкурсы, игры, КВН, НПК |
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | формировать умение анализировать и нести ответственность за свое здоровье | «Как помочь сохранить себе здоровье», «Умеем ли мы правильно питаться», «Лыжный кросс», «О простуде и гриппе» | Устный журнал, беседы, кросс, игра-путешествие. |
Патриотическое воспитание, формирование российской культурной идентичности | вовлекать родителей в учебно- воспитательный процесс | «Психическое и физическое развитие детей», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», « Режим дня» «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка», «Всей семьей на старт» | Беседы, тестирование, семейная спартакиада, индивидуальные и тематические консультации, тренинги |
Досуг | учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности. | «Осенняя катавасия», «Как стать звездой», «Защитники Отечества», «Как трудно быть мамой», «Что должен знать пешеход» | КВН, конкурсная программа, встречи с интересными люд ьми |
Планирование работы с родителями.
Основные направления | Формы работы с семьёй |
Психолого - педагогическое просвещение родителей |
|
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
|
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом |
|
Состав и функции творческих групп родителей учащихся класса
Творческие группы | Функции творческих групп |
Культурно-массовая
|
|
Учебно-воспитательная
|
|
Организационная |
|
Тематика родительских собраний 1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Первый раз – в первый класс»
3. Разное
|
3. Выборы родительского комитета |
торжественное собрание
|
«Трудности адаптации первоклассников к школе» 1. Ознакомление родителей с психологическими особенностями адаптации детей к школе 2. Организационные вопросы | 1. Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 кл. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов |
информационно-аналитическая беседа
|
«Родителям о внимании и внимательности»
|
2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников. |
творческая лаборатория родителей |
«Самооценка младшего школьника»
|
2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей
|
информационно-аналитическая беседа
|
2 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы - второклассники»
3. Разное
|
|
торжественное собрание
|
«Как научить ребенка стать самостоятельным»
|
|
информационно-аналитическая беседа
|
«Мама – главное слово в каждой семье»
| 1. Поднять авторитет матери, семьи в глазах детей 2.Личным примером показать детям, насколько велика и многогранна роль матери в семье
|
Классный праздник
|
«Родителям о внимании и внимательности»
|
|
творческая лаборатория родителей
|
3 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы - третьеклассники»
|
|
торжественное собрание
|
«Организационное» 1. Ознакомление родителей с учредительными документами и локальными актами школы 2. Утверждение состава родительского комитета | 1. Вместе с родителями разобраться в причинах плохой успеваемости некоторых детей класса 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов |
информационно-аналитическая беседа |
«Дом моей мечты»
|
|
круглый стол |
«Праздники и будни нашей жизни»
|
|
Родительско-ученический капустник
|
4 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы – четвероклассники»
|
|
семейный праздник
|
«Особенности организации учебного труда в 4 классе» 1. Ознакомление родителей с требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы 2. Организационные вопросы | 1. Познакомить родителей с учебными задачами на новый учебный год. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 кл. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов |
информационно-аналитическая беседа
|
«Наши трудные дети»
|
2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми. |
круглый стол |
«Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»
|
2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.
|
занятие в школе интеллектуаль-ного развития ребенка
|
«Как научить ребенка жить в мире людей» 1. Критерии культуры личности 2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей |
|
дискуссионный клуб
|
«О поощрениях и наказаниях в семье»
|
|
круглый стол обмен мнениями |
«Прощай, начальная школа!» Выпускной вечер | Организовать семейный праздник, посвященный окончанию начальной школы. | семейный праздник
|
Тематика классных часов
1 КЛАСС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 КЛАСС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 КЛАСС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Традиционные мероприятия:
- День Знаний;
- Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир»;
- Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам;
- «Здравствуй, золотая осень»;
- Тематические недели начальной школы.
- День именинника;
- День матери;
- Мастерская Деда Мороза;
- Изготовление кормушек для птиц;
- Конкурс новогодних газет; к 23 февраля, к 8 марта;
- Участие в предметных олимпиадах;
- Концерты: ко Дню учителя, ко Дню защитника Отечества, к 8 марта и т.д.
- День здоровья;
- Лесная лыжня;
- А, ну-ка, мальчики;
- А, ну-ка, девочки;
- Весенний субботник;
- Конкурс рисунков на противопожарную тематику;
Отчётный концерт по итогам учебного год
Характеристика 1 «Б» класса
В 1 «Б» классе обучается 26 учащихся, из них – 14 мальчиков и 12 девочек. До поступления в 1 класс 23 ребенка посещали дошкольные учреждения. Перед поступлением в школу дети прошли медицинское обследование.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Александрова Екатерина, Козлова Кристина, Дягилева Екатерина, Иванов Матвей, Сорокин Игнат, Архипова Ксения.
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Асанов Валерий, Богданов Сергей, Кузьмин Михаил, Лысенко Максим, Караев Камиль. В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя. К таким учащимся относятся: Дубовая Диана, Воробьёва Екатерина.
Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно – Мазелов Сергей, Яковлев Даниил, Лебедев Иван.
При проведении тестирования выявлено, что в основном дети готовы к обучению в школе. В классе дети с высоким и средним уровнем развития, но при этом совершенно не развиты внимание, речь, память. Дети умеют внимательно слушать и выполнять задания учителя. Редко отвлекаются, переспрашивают, стараются слушают друг друга. Умеют вести себя в общественных местах.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Социальный паспорт 1 «Б»класса
Количество учащихся в классе -26 человек , из них мальчиков -14 девочек – 12
Дети из многодетных семей. Количество детей 3 , количество семей 3 .
Дети из малообеспеченных семей. Количество детей 2, количество семей 2.
Дети из неполных семей.
Количество учащихся, получающих бесплатное горячее питание 2 человека, получившие льготное питание (50 %)
Из них:
а) из многодетных семей -3 чел
б) из малообеспеченных семей – 2 чел;
Количество родителей 26.
Из них:
а) работающих - 18 чел;
б) неработающих – 8 чел;
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
- Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
- БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас сик, 2005.
- Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
- Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006. - Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка рус ских жестов. - М.: Вена, 2001.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
- Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
- 11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
- Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
- Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
- Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
- День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
- Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
- Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
- Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.
- Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
- Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
- Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
- Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
- Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
- Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – город-герой. - М., 1977.
- Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
- Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
- Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
- Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.
- Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.
- Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. - М., 1991.
- Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
- Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
- Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.
- Честное слово (сборник). - Калининград, 1976.
- Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.
- Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1
Использованная литература для педагога
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. - Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006. - Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 200
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
«НАШИ НАДЕЖДЫ»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Сроки реализации программы: 4 года
Составитель: Мамадова Н.В., учитель начальных классов
Когалым
2021
Пояснительная записка
Модернизация российской системы образования, введения новых образовательных стандартов и научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе. В результате многолетней педагогической работы в школе, сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Наши надежды».
Сроки реализации: 2024-2028 гг. Этапы работы:
- этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты- ваются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
- этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно- практические работы, проектные задания и т.д.
- этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.
Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, блиц-турниры, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Основные мероприятия по реализации программы
- Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
- Изучение работы обучающихся на уроке.
- Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
- Создание благоприятных условий для реализации творческого и потенциала одаренных детей:
- Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
- Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
- Знакомство обучающихся с новинками литературы.
- Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
- Организация помощи ученикам в подборе литературы.
- Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
- Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
- Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
- Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам муниципальных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений обучающихся.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»
№ | Мероприятие | Период исполнения |
1 | Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета. | Октябрь 2020 |
2 | Диагностика обучающихся по следующим направлениям:
| ежегодно |
3 | Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников и психолога | ежегодно |
4 | Составление графика регулярных занятий с одарёнными обучающимися. | 2021– 2025 |
5 | Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | ежегодно |
6 | Привлечение одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в | 2021– 2025 |
классе. | ||
7 | Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях, с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. | ежегодно |
8 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | Сентябрь- октябрь 2021 |
9 | Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. | 2021– 2025 |
10 | Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций с психологом школы. | 2021– 2025 |
11 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей | Сентябрь- октябрь 2021 |
12 | Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми. | 2021– 2025 |
13 | Подготовка и проведение предметных недель и декад | Раз в четверть |
14 | Подготовка и проведение школьной научно- практической конференции «Гости из будущего», «Творческий салют» | Март - апрель |
15 | Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах | В течение года |
16 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми | ежегодно |
17 | Участие в международной игре по математике «Кенгуру» | Февраль- март |
18 | Участие во всероссийских конкурсах по разным предметам | В течение года |
19 | Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях | постоянно |
20 | Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований | В течение года |
21 | Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов | В течение года |
22 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми | постоянно |
23 | Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми | В течение года |
24 | Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | В конце года |
25 | Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям. | В течение года |
26 | Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках | постоянно |
27 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | 2021– 2025 |
28 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения | 2021– 2025 |
29 | Анализ результативности с одарёнными обучающимися:
| 2021– 2025 |
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких
методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
Наряду с тестированием участники внеурочной деятельности будут принимать участие в школьной и муниципальной олимпиадах «Юниор» по русскому языку, математике и окружающему миру.
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах разного уровня, в том числе дистанционных;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
- Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд- во МПСИ, 2004.
- Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
- Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.