Оценка планируемых результатов
В своей профессиональной деятельности для оценки планируемых результатов использую диагностики учебной мотивации учащихся по методикам М.Р.Гинзбурга, Н.А.Лускановой с помощью которых можно оценить уровень сформированности познавательных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия.
Для оценки качества обученности применяю тесты, составление кроссвордов, творческие задания, контрольные работы, промежуточную аттестацию. Практикую в своей работе самооценку и взаимооценивание учащимися основных видов работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы1.
Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
- Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень €; - нравится€; - не нравится€;
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома€; - бывает по-разному€; - иду с радостью€;
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
- не знаю€; - остался (осталась) бы дома€; - пошёл (пошла) бы в школу€;
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится€; - бывает по-разному€; - нравится€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€; - не знаю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю€; - не хотел (а) бы€; - хотел (а) бы€;
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто€; - редко€; - не рассказываю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю€; - хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€;
- У тебя в классе много друзей?
- мало€; - много€; - нет друзей€;
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся€; - не очень€; - не нравятся€.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса | Оценка | ||
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
- 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
1 Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО МЕТОДИКЕ М. Р. ГИНЗБУРГА
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Назовем пять таких блоков.
"ВИДЫ МОТИВОВ"
Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятель-ности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
- СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
- ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доми-нировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым.
ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.
ВНЕШНИЕ МОТИВЫ проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность". Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРВАСТА
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).
Этот этап развития характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
Выделим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы первоклассников малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете; мотивы слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам; мотивы содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе (это нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке фиксируется прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей). Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, называемый иногда "формальным и беспечным отношением к школе". Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 3-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьни-ка к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к обучению несколько снижается к окончанию начальной школы.
Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-м классе как городских, так и сельских школ. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.
Достижения учеников младшего школьного возраста в целеполагании состоят в том, что для них становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения своего поведения требованиям учителя. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик готов к принятию задач, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание школьника); становится способным определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий); готов самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к главной цели, поставленной учителем (например, может назвать определенные самостоятельно этапы решения задачи), а также определить средства достижения этих промежуточных целей.
Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении школьника подчинить себя целям взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания на уроке. Отсутствие у школьника способности сопоставить намечаемые им цели со своими возможностями может привести к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации обучения. Процессы целеобразования младшего школьника не всегда соответствуют усложняющимся задачам учебной деятельности. Целеобразование неравномерно и неодинаковыми темпами формируется в учебной и в других видах деятельности. Как правило, в учебной деятельности оно является более совершенным. Процессы целеобразования не достаточно осознаются школьниками, если учебная деятельность строится только в условиях подчине-ния учащихся целям учителя. Младший школьник не без труда усваивает причинно-следственные отношения, путает причины и следствия.
Трудности в процессах целеобразования у младших школьников могут заключаться в недостаточной инициативе при решении собственных проблем. Они способны идти к цели в том случае, если указаны способы ее достижения. Младшие школьники беспомощны, когда оказываются наедине с трудностями и не получают одобрения со стороны взрослого, импульсивны, неспособны организовать себя по требованию учителя.
Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Учителю важно соотносить свои требования с реальными возможностями ка-ждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям. Нельзя пренебрегать и игровыми ситуациями в обучении, в которых развивается способность ребенка к постановке цели и ее реализации. Эмоции, связанные с обучени-ем в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение.
К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к но-вым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
СИСТЕМА ВОЗРАСТНОЙ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения каждая диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков:
личностный смысл обучения;
степень развития целеполагания;
виды мотивации;
внешние или внутренние мотивы;
тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении;
реализация мотивов обучения в поведении.
Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЕ 1 КЛАССА.
Обработка результатов методики мотивация (с картинками):
Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков "+" в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.
Выборы | 1 картинка | 2 картинка | 3 картинка | 4 картинка | 5 картинка | 6 картинка |
1 | + | - | + | - | + | + |
2 | - | + | + | - | + | + |
3 | + | + | + | - | - | + |
Контрольный выбор | + | + | + | - | - | + |
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов.
Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний мотив - 0 баллов;
игровой мотив - 1 балл;
получение отметки - 2 балла;
позиционный мотив - 3 балла;
социальный мотив - 4 балла;
учебный мотив - 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).
Таблица. Уровни мотивации
Уровни мотивации | Выбор картинок 1 | Выбор картинок 2 | Выбор картинок 3 | Общая оценка по уровням мотивации (в баллах) |
1 | 5 | 5 | 5 | 13 - 15 |
2 | 4 | 4 | 4 | 10 - 12 |
3 | 3 | 3 | 3 | 7 - 9 |
4 | 2 | 2 | 2 | 4 - 6 |
5 | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 1 | до 3 |
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, воз-можно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возмож-но присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних моти-вов, возможно присутствие оценочного мотива.
Методика изучения учебной мотивации первоклассников
по итогам обучения в 1-м классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
"Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового. Спасибо!"
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).
Варианты ответов | Кол-во баллов 1 ответ | Кол-во баллов 2 ответ | Кол-во баллов 3 ответ | Кол-во баллов 4 ответ |
а) | 0 | 1 | 2 | 5 |
б) | 5 | 2 | 5 | 2 |
в) | 3 | 3 | 0 | 3 |
г) | 2 | 0 | 1 | 0 |
д) | 4 | 5 | 3 | 1 |
е) | 1 | 4 | 4 | 4 |
Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица.
Уровни мотивации | Кол-во баллов № 1 | Кол-во баллов № 2 | Кол-во баллов № 3 | Кол-во баллов № 4 | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 17 - 20 |
2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 13 - 16 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 - 12 |
4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 - 8 |
5 | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 1 | 6 - 4 |
I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II - высокий уровень учебной мотивации;
III - нормальный (средний) уровень мотивации;
IV - сниженный уровень учебной мотивации;
V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Штамп ОУ с датой | Промежуточная аттестация по окружающему миру учени___ __2 «__» класса МАОУ «Средняя школа №5» _______________________________ (Ф.И. обучающегося) |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС
1 вариант
- Отметь верный ответ:
- Луна - планета 2)Земля - звезда 3)Солнце - звезда
- Подчеркни названия декоративных растений:
Ирисы, лопух, роза, кукуруза, овёс, сирень.
3. Подчеркни свойства воды:
Горючесть, текучесть, плохо проводит тепло, растворитель
4. Укажи ПРИЧИНУ смены дня и ночи :
а) вращение Земли вокруг Солнца ;
б) вращение Солнца вокруг Земли ;
в) вращение Земли вокруг своей оси.
- Что НЕ относится к ПТИЦАМ :
1)воробей 2)муха 3)ласточка 4)пингвин
- Как называется животные , которые питаются растениями:
1)хищники 2)растительноядные 3)всеядные 4) насекомоядные
- Как называется наша страна:
_____________________________________________________
- Выделите, что не относится к растениям:
1)береза 2)клевер 3)мох 4)мухомор
- Что пропущено в цепи питания:
1)Лиса 2)_______________ 3)морковка
- Отметь верное высказывание
- глаза - орган зрения
- нос - орган слуха
- ухо - орган вкуса
Штамп ОУ с датой | Промежуточная аттестация по окружающему миру учени___ __2 «__» класса МАОУ «Средняя школа №5» _______________________________ (Ф.И. обучающегося) |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС
2 вариант
1. Отметь верный ответ:
1)Солнце – это самая большая планета
2)Солнце – это самая большая звезда
3) Солнце – это ближайшая к Земле звезда
2. Подчеркни названия лекарственных растений:
Подорожник, астра, мята, роза, пион, зверобой.
3. Подчеркни свойства воздуха:
Горючесть, бесцветный, плохо проводит тепло, растворитель
4. Укажи ПРИЧИНУ смены времен года:
а) вращение Земли вокруг Солнца;
б) вращение Солнца вокруг Земли;
в) вращение Земли вокруг своей оси.
5.Что НЕ относится к НАСЕКОМЫМ :
1)бабочка 2)муха 3)стрекоза 4)паук
6. Млекопитающие – это животные…
1) вскармливающие потомство молоком
2) только живородящие
3) тело покрыто густой шерстью
- Как называется столица нашей Родины: ________________________
8. К несъедобным грибам относятся…
1) рыжики и волнушки
2) мухоморы и желчный гриб
3) подосиновики и лисички
9.Что пропущено в цепи питания:
1)Цапля 2)_______________ 3)мошки
10. Что ты сделаешь, если незнакомый человек стоит у лифта?
1) Выйду из подъезда и подожду знакомых взрослых людей.
2) Подожду, пока он уедет.
3) Войду с ним в лифт и доеду до своего этажа.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Штамп ОУ с датой | Промежуточная аттестация по окружающему миру учени___ __3 «__» класса МАОУ «Средняя школа №5» _______________________________ (Ф.И. обучающегося) |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС
1 вариант.
- Что не относится к признакам живых организмов?
- дыхание
- рост
- течение
- питание
2.Что относится к характеристике семьи?
1) совместное хозяйство
2) свой язык
3) границы
4) государственные символы
3.Что относится к телам?
- кислород
- луна
- вода
- соль
4. Какое свойство воды указано неверно?
1) прозрачен
2) серого цвета
3) не имеет запаха
4) бесцветен
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей называется ?
1) услуги
2) товары
3) потребности
6. Какое животное относится к группе насекомых?
1) паук
2) дождевой червь
3) таракан
4) слизень
7. Какие организмы относятся к производителям?
1) хищники
2) растения
3) бактерии
4) грибы
8. К какой системе органов относится мозг?
1) к опорно- двигательной
2) к кровеносной
3) к дыхательной
4) к нервной
9. Из чего делают бензин?
1) из торфа
2) из нефти
3) из железной руды
4) из природного газа
10. Какое растение относится к зерновым культурам?
1) капуста
2) тимофеевка
3) рожь
4) лён
11. Как ты различишь сахар, соду и соль?
1) по цвету
2) по размеру
3) по запаху
4) по вкусу
12. Тепловая электростанция сокращённо называется:
1) АЭС
2) ГЭС
3) ТЭС
13. Как выглядят предписывающие знаки?
1) синие круги с белыми рисунками
2) синие прямоугольники с красной каймой
3) белые круги с красной каймой
4) белые треугольники с красной каймой
14. Какие из этих стран составляют Бенилюкс?
1) Люксембург
2) Италия
3) Бельгия
4) Германия
5) Нидерланды
6) Франция
15. Как называется обмен, в котором участвуют деньги?
1) бартер
2) покупка
3) купля- продажа
4) прямой обмен
16. Чем занимается экология?
1) изучает живые организмы
2) подсказывает, как вести хозяйство
3) обеспечивает потребности населения
4) борется с экономикой
Штамп ОУ с датой | Промежуточная аттестация по окружающему миру учени___ __3 «__» класса МАОУ «Средняя школа №5» _______________________________ (Ф.И. обучающегося) |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС
- вариант
1.Что отличает человека от других живых существ?
1) движение
2) размножение
- разум
- дыхание
2.Что относится к характеристике страны?
1) государственный танец
2) родной язык
3) цвет кожи
4) государственные символы
3.Что относится к веществам?
1) солнце
- крахмал
- шар
- шуруп
4. Какое свойство воды указано неверно?
1) прозрачен
2) серого цвета
3) не имеет запаха
4) бесцветен
5. Что относится к доходам семьи ?
1) покупка пальто
2) плата за воду
3) папина зарплата
4) поход в кино
6. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?
1) черепаха
2) каракатица
3) жаба
4) кальмар
7. Какой орган относится к кровеносной системе?
1) мозг
2) лёгкие
3) сердце
4) почки
8. К какой системе органов относится мозг?
1) к опорно- двигательной
2) к кровеносной
3) к дыхательной
4) к нервной
9. Какое полезное ископаемое используется как топливо?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) гранит
10. Какое растение выращивают на корм домашним животным?
1) люцерну
2) пшеницу
3) хлопчатник
4) лён
11. Какое вещество газообразное?
1) алюминий
2) песок
3) углекислый газ
4) вода
12.Атомная электростанция сокращённо называется:
1) АЭС
2) ГЭС
3) ТЭС
13. Какое звено в цепи питания является первым?
1) растительноядные животные
2) хищные животные
3) насекомоядные животные
4) растения
14. Какие из этих стран составляют Бенилюкс?
1) Люксембург
2) Италия
3) Бельгия
4)Германия
5) Нидерланды
6) Франция
15. Что такое бартер?
1) то же, что купля- продажа
2) прямой способ обмена товарами
3) обмен старых вещей на новые
4) вещи, взятые напрокат
16. Что такое экологическая катастрофа?
1) нанесение тяжкого вреда природе
2) автомобильная авария на скользкой дороге
3) плохая погода в течение долгого времени
4) кораблекрушение
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Штамп ОУ с датой | Промежуточная аттестация по окружающему миру учени___ __4 «__» класса МАОУ «Средняя школа №5» _______________________________ (Ф.И. обучающегося) |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС
Вариант1
А1.Выбери верное утверждение.
1.Вокруг Земли вращаются восемь планет.
2. Вокруг Солнца вращаются восемь планет.
3.Вокруг Солнца вращаются семь планет.
4.Солнце вращается вокруг Земли.
А2.Где самый богатый растительный и животный мир?
1.в полярных поясах 3.в умеренных поясах
2. на Северном полюсе 4. в тропиках
А3. Что мы называем историческим источником?
1.учебник по истории
2. статьи в газетах, посвященные историческим событиям
3.всё то, что может рассказать нам о прошлом
4. исторические книги
А4.Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима сурова, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
- тундра 3. пустыня
- тайга 4.арктическая пустыня
А5. Укажи самую низкую равнину России
- Западно – Сибирская
- Приволжская
- Среднесибирское плоскогорье
- Восточно-Европейская
А6.Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного наследия?
- Ладожское 3.Каспийское
- Байкал 4.Онежское
А7.Что должны делать люди для охраны водоёмов?
- не купаться в реках
- поливать огороды водой из рек и озёр
- уничтожать обитателей водоёмов
- расчищать берега водоёмов от мусора
А8. Укажи основные свойство торфа
- прочность 3.пластичность
- твёрдость 4.горючесть
А9.Что является названием отрасли животноводства?
- цветоводство 3. свиноводство
2.металлургия 4.полеводство
А10 Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год
- эпоха Древнего мира
- эпоха Средних веков
- эпоха Нового времени
- эпоха Новейшего времени
В1. Какое растение не является луговым?
- тысячелистник 3.тимофеевка
- мятлик 4.тростник
В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?
1.колорадский жук 3. божья коровка
2.жужелица 4.тля
В3.Кто организовал первую в России химическую лабораторию?
- Пётр Первый
- М.В. Ломоносов
- Екатерина вторая
- Иван Третий
В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?
- Куликовская битва
- Бородинская битва
- Ледовое побоище
- Ордынское сражение.
С1.Укажи объекты Всемирного природного наследия России.
1 .водопад Виктория
2. Большой барьерный риф
3. Алтай
4. озеро Байкал
С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
- нефть 3.каменный уголь
- известняк 4.природный газ
С3. Назови государственные праздники России.
- День России
- День Государственного флага Российской Федерации
- День Конституции
- День милиции
Штамп ОУ с датой | Промежуточная аттестация по окружающему миру учени___ __4 «__» класса МАОУ «Средняя школа №5» _______________________________ (Ф.И. обучающегося) |
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС
Вариант2
А1.Какое утверждение верно.
1.В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
2. В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
3. В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
4. В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.
А2.Где самый бедный растительный и животный мир?
1.в южном тропическом поясе 3.в полярных поясах
2. на северном тропическом поясе 4. в умеренных поясах
А3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
1.археология 3.астрономия
2. история 4. география
А4.Какая природная зона описана в тексте?
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.
- тундра 3. степь
- тайга 4.арктическая пустыня
А5. Что называют Каменным поясом земли Русской
1.Уральские горы 3.Алтай
2.Кавказские горы 4.Русскую равнину
А6.Какое озеро России из –за огромных размеров часто называют морем ?
1.Ладожское 3.Каспийское
2.Онежское 4. Байкал
А7.Какое утверждение неверно?
1.Лес –защитник почвы.
2.Лесов много, что вырубить их все невозможно
3.Лес очищает воздух
4.Лес защищает почву от разрушения.
А8. Какие почвы распространены в нашей стране?
1.черноземы 3.болотные
2.луговые 4.подзолистые
А9.Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
1.глину 3. известняк
2.торф 4.гранит
А10 В какую эпоху возникли первые цивилизации?
1.в первобытную эпоху
2.в эпоху Древнего мира
3.в эпоху Средних веков
4.в эпоху Нового времени
В1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?
1.сова 3.канюк
2. скворец 4.пустельга
В2. Из чего получают перловую крупу?
- из ячменя 3. из ржи
2.из кукурузы 4.из гречихи
В3.Кого называют продолжателем дел Петра Первого?
1.Ивана Грозного 3. Александра Второго
2.Екатерину Вторую 4.Николая Второго
В4. Укажи расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации?
1.красная, белая, синяя
2.синяя, красная, белая
3.белая, синяя, красная
4. белая, красная, синяя
С1.Назови объекты Всемирного культурного наследия России.
1.Акрополь
2.Московский Кремль
3. исторический центр Санкт - Петербурга
4. Кижи
С2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?
1.на образование 3.на отдых
2.на труд 4.на разрушение памятников культуры
С3.Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени .
1.фотография 3. электричество
2.телевидение 4. холодильник