Публикации
Публикации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения на конкурс. | 44.26 КБ |
Клуб «3-Д» -как одна из форм установления партнерских отношений семьи и школы. | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 3-Б |
Раздел | Люби всё живое |
Тема | Н. Н. Носов «Карасик» |
Цель педагогическая. | Развивать навыки литературного чтения учащихся. |
Цель дидактическая. | Создание условий для усвоения содержания рассказа Н. Носова «Карасик» |
Задачи | - обучающие: учить пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное; развивать и закреплять умения прогнозировать анализировать информацию. -развивающие: формировать креативность; умение грамотно высказывать свое мнение о героях и их поступках; развивать речь и память учащихся. -воспитательные: прививать бережное отношение к природе; учить проявлять заботу к домашним питомцам; учить быть правдивыми и ответственными. - Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы на уроке. |
Используемые педагогические технологии | Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»- использование стратегии «Чтение с остановками» |
УУД | Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведения Познавательные: определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять тип текста, жанр произведения и обосновывать своё мнение; Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя; умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Межпредметные связи | Окружающий мир: тема «Мир животных» |
Формы работы | Фронтальная; индивидуальная; групповая, парная |
Ресурсы | Информационный материал: Учебник «Литературное чтение», ч. 1. С. 128 – 134; атлас-определитель Демонстрационный материал: презентация к уроку : карандаши или фломастеры красного, желтого, зеленого цвета Карточки с заданиями. |
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
Самоопределение к деятельности (1мин.) Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности у ученика включения его в деятельность на уроке. Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. | 1. Проверяет готовность к уроку. Звучит музыкальный отрывок из телепередачи «В мире животных» Учитель говорит: Начинаем ровно в срок 2.Создает эмоциональную атмосферу на уроке. Побуждает к деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексивный прием «Смайлик». Поднимем себе и друзьям настроение. Погладьте себя по голове Надеюсь, ваше настроение улучшилось? Побуждает к продуктивной деятельности. Задает индивидуальный настрой на урок. -Ребята возьмите листы самооценки деятельности на уроке, и нужным цветом оцените свой рабочий настрой на урок. 3. Рефлексия деятельности Рефлексивный прием «Светофор» Лист самооценивания. (красный- «Работаю,стараюсь, понимаю задания» Желтый-«Работаю, стараюсь, но не все задания понимаю» Зеленый-«Не работаю, мне не интересно.») | 1.Самоконтроль готовности. 2.Дети выбирают для себя смайлик. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; -думаю, что могу сделать или нет. | - самоопределение (Л); - планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К). |
II.Вызов.(15мин) Цель: Создать условия для того чтобы учащиеся настроились на процесс чтения, поставили перед собой конкретные цели, заинтересовались предложенным произведением. | Организует концентрацию внимания детей. Речевая разминка. Учитель заранее заготовил листы со стихотворением и разложил их на парты. 1.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. -Начнем нашу работу с речевой разминки 1)- Прочитайте стихотворение медленно. 2)- Прочитайте 2 и 3 строфы, выражая недовольство, обиду. 3)- Прочитайте 4 строфу с утвердительной интонацией 4)- Прочитайте стихотворение выразительно. -О чем это стихотворение? Что автор хотел донести до читателя? Вспомните, какая мелодия звучала в начале урока? Какое отношение мелодия и этот стих могут иметь к изучаемому разделу? - Эпиграфом нашего урока будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» -А теперь оцените свою деятельность на данном этапе. Организует работу в группах ,подводит учащихся к определению цели и темы урока. Учитель заготовил карточки для работы в группе. -Следующий вид работы-работа в группе.
-Возьмите карточки, прочитайте и выполните задание. Проверка задания. -Прочитайте отрывки. Определите из какого произведения они взяты? - Что объединяет эти произведения? (Один автор). - Кто автор этих произведений? ( Н.Носов). -Оцените свою работу в группе. -Итак ,вы еще раз вспомнили произведения замечательного детского писателя Н.Носова. Знакомит с биографией и творчеством автора. При подготовке к уроку учитель определяет группу помощников и дает им задание, подготовить краткое сообщение о писателе. -А сейчас ребята расскажут нам о Н.Носове. Организует определение темы и цели урока. Целепологание: -Сегодня мы познакомимся ещё с одним из его произведений. А как оно называется, вы попробуйте догадаться сами. Учитель читает стих.
Из семейства карповых В речке я родился, вдруг, Я попал в аквариум. -Какова тема урока? -Какую цель вы поставите себе на уроке? Организует реализацию воспитательных задач урока. -Предметом нашего сегодняшнего размышления являются нравственные проблемы, которые автор поднимает в своем произведении «Карасик». Сегодня на уроке я хотела бы, что бы вы поняли , каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, задуматься о своих проступках. Организует работу в парах. Учитель подготовил карточки ,на которых надо правильно распределить порядок работы с произведением. -А чтобы добиться этой цели составьте план, по которому мы будем работать с произведением. Организует проверку работы в парах, закрепляет умение проверять по предложенному эталону. -Проверьте свои работы, сверив их с эталоном на слайде. Побуждает к самооценке. -Оцените свою деятельность при работе в парах. -А теперь оцените свое эмоциональное состояние на уроке. | Самостоятельное чтение по заданному алгоритму. «ОБИЖАЕТ ЛИ ВОВА ЖИВОТНЫХ?» ( Александр Шибаев Высказывания детей. Проводят самооценку деятельности. Рефлексивный прием деятельности на уроке «Светофор». 1. Работа в группе Распределяются на группы. Распределяют роли Выполняют задание. Выступление от группы Ученик зачитывает вслух отрывок и называет произведение и автора. (Н.Носов) Рефлексивный прием деятельности на уроке «Светофор». Рассказы учащихся С сопровождением слайдов презентации (1,2,3,4,5). 1)Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 году А как же он стал писателем? 2) А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. 1-й рассказ Носова «Затейники» был напечатан в журнале «Мурзилка». 3) Николай Носов автор «Приключений Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» 4)Почти 20 лет он работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. По его книгам сняты художественные фильмы и мультфильмы. Прослушивание и восприятие информации. Высказывания учеников. Ответы учеников. Тема урока: -Н.Носов «Карасик». Цель урока: -Познакомиться с новым произведением Н.Н. Носова «Карасик» Работа в парах. (Учащиеся выполняют задание – составляют план, выбирают порядок деятельности). Сверяют по предложенному эталону. Рефлексивный прием деятельности на уроке «Светофор». Показывают смайлики. | -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л) -проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное(Л) -принимают учебную задачу.(Р) - -научаться давать оценку своей деятельности(Р) - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К). -научаться давать оценку своей деятельности(Р) -научаться давать оценку своей деятельности(Р) |
III. «Смысловая стадия».(18мин) Цель: Познакомить с художественным произведением. Реализовать воспитывающую функцию произведения. | Организует активное восприятие учебного материала. Приучает пользоваться справочной литературой, находить нужную информацию. 1. словарная работа. -В каких случаях мы говорим карасик? Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию? Найдите в справочниках как выглядит карась? Организует индивидуальную работу с взаимопроверкой, развивает речь учащихся, мышление. Учитель приготовил карточки с заданием для словарной работы. -У нас по плану словарная работа. -Найдите соответствие. Организует взаимопроверку проверку задания по эталону. 2.Работа над произведением Н.Носова «Карасик», используя стратегию чтения с остановками. Предлагает организовать работу над произведением, обеспечивает мотивацию учащихся. -А сейчас я предлагаю вам работу над произведением, читая его по фрагментам. Организует развитие учащихся, формирует мыслительные навыки, поддерживает высокую мотивацию на уроке. Анализ прочитанного отрывка: - Каким был карасик? - Кстати, у нас в Югре озёрах и реках тоже водятся караси. - Как к карасику относился Виталик сначала? -Почему изменилось его отношение к рыбке потом? -А случалось ли вам поступать также? -Каким качеством характера можно охарактеризовать этот поступок? Анализ прочитанного отрывка: - Сразу ли согласился Виталик на обмен? - И всё же, ОБМЕНЯЛ! -Почему Виталик согласился на обмен? - Прав ли он был? Почему? Анализ прочитанного отрывка: Какие чувства он испытывал? - За кого переживал Виталик? - А больше всего он переживал за … СЕБЯ. Почему? - А можно было бы этого избежать? Как? - Что такое, правда? (Работа со словарями) - В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей) - Для чего нужна, ПРАВДА? Физкульминутка для глаз Организует проведение и выполнение упражнений для глаз. - Какая же главная мысль рассказа? - Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. Побуждает к самооценке. -Оцените свою деятельность на этапе чтения по частям. -А теперь оцените свое эмоциональное состояние. | Отвечают на вопросы. Работают со справочниками. Находят соответствие в задании. (отдушина под домом- отверстие, для свободного протока, доступа воздуха, напр. в подвалах, погребах, под домом, под печью, для тяги в поддувало. - бранить; ругать - юркнул, шмыгнул,быстро проскользнуть куда-либо., незаметно уйти, скрыться - плюхнулся; С шумом упасть (обычно во что л. жидкое); - «схватила за шиворот»; уцепиться за воротник или за загривок - «свернулся калачиком». согнуться дугой.) Выполняют взаимопроверку. Сверяют по эталону, обсуждают выявленные ошибки. Чтение учащимися первого фрагмента. . Рассуждения учащихся. (безответственность, лень). Чтение второго отрывка. Учащиеся говорят о том ,что Вова еще не понимает, что ему будет стыдно, домашние питомцы это братья наши меньшие, и что так поступать нельзя. Чтение третьего отрывка. Учащиеся отвечают и анализируют: Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал. (За карасика, за Мурзика). Боялся, что мама его накажет, … Если бы Виталик сразу сказал маме …ПРАВДУ!) Чтобы была чиста совесть. Находят ответ на вопрос в тексте. (слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду») Рефлексивный прием деятельности на уроке «Светофор». Показывают смайлики. | -Определяют значение слова, делают выводы (П) -планируют свои действия(Р) Овладевают основами смыслового чтении,(П) Обнаруживают настойчивость, умение преодолевать трудности(Л) -адекватно воспринимают оценку товарища(Р) -осуществляют процесс анализа (П). -проводят коррекцию знаний(Р) -принимают и сохраняют учебную задачу(Р) -овладевают основами смыслового чтения(П) -определяют нравственные ориентиры(Р) -оформляют свою мысль в устной речи(К) --проявляют интерес и уважение к разным точкам зрения(К) -участвуют в учебном диалоге(К) -аргументируют свою точку зрения(К) -принимают и сохраняют учебную задачу(Р) -овладевают основами смыслового чтения(П) -определяют нравственные ориентиры(Р) -оформляют свою мысль в устной речи(К) --проявляют интерес и уважение к разным точкам зрения(К) -участвуют в учебном диалоге(К) -аргументируют свою точку зрения(К) -определяют главную мысль(П) -понимают цель чтения и осмысливают прочитанное(П) -осуществляют процесс анализа ,синтеза. обобщения опираясь на полученные знания и на свой жизненный опыт(П) |
IV.Рефлексия.(5мин) Цель: Дать оценку конечному результату деятельности на уроке как учителя, так и учащихся. V.Итог урока.(1мин) Цель: Выбрать домашнее задание в соответствии с результатами урока, целей следующего урока ,и с учётом деятельности учащихся на уроке. | Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке. Задает вопросы, связывая результаты урока с его целями - Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение? - А как бы вы поступили на его месте? Какое по жанру произведение прочитали? -Как вы думаете, почему я выбрала этот девиз урока? -Добились мы поставленной цели? -А теперь перед вами слайд с вопросами, ответьте на вопросы. Рефлексия содержания учебного материала методика «Рефлексивный экран». Посмотрите на листок самооценки. Поднимите руки, кто успешно сегодня справился со всеми заданиями (было трудно, но он смог выполнить все верно, кому было трудно, и нужна была помощь товарища или учителя). А теперь оцените свое эмоциональное состояние с которым вы заканчиваете урок. Учитель задает домашнее задание. (Слайд 8). Перечитать, разделить текст на смысловые части, составить вопросы к частям | Отвечают на вопросы, приходят к тому, что цели урока выполнены. Отвечают на вопросы рефлексивного экрана. Определяют, что личные цели судя по листу самооценки реализованы. Показывают смайлики. Записывают в дневники. | -осознают уровень и качество своей деятельности на уроке(Р) -строят моно логические высказывания, участвуют в учебном диалоге (К) -проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное(Л) -осознают значимость чтения(Л) -принимают новую учебную задачу(Р) -самостоятельно оценивают свои возможности(Л) |
Предварительный просмотр:
УДК
Мамадова Наталья Владиславовна,
Учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»,
г.Когалым
Клуб «3-Д» -как одна из форм установления партнерских отношений семьи и школы.
Аннотация. Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Реализация этой цели осуществляется непосредственно педагогом, как руководителем классного коллектива учащихся. Обобщается опыт классного руководителя, который видит реализацию этой цели, через организацию клубной деятельности.
Ключевые слова. Общеобразовательное учреждение, трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством, партнерские отношения, классный руководитель, «Клуб-3Д»- (Дари доброе детям), основные направления организации работы клуба, виды сотрудничества ребенка и взрослого , совместная деятельность.
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.»
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.
Ведь семья-первый и главный социальный институт в жизни каждого человека.
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Реализация этой цели осуществляется непосредственно педагогом , как руководителем классного коллектива учащихся.
Классный руководитель-это человек находящийся в постоянном творческом поиске. Ведь на него возложены непростые задачи воспитания учащихся. Вот и мне захотелось сделать воспитательную работу с учащимися своего класса увлекательной, запоминающейся, развивающей огромный потенциал каждого ребенка, способствующей развитию его личности. Для этого я выбрала и апробировала в 2015-2016 учебном году такую форму работы с родителями как организация клуба. Клуб получил название-«Клуб-3Д», что означает «Дари доброе детям».
Работа клуба рассчитана на 2 года.
Цель работы клуба: создание партнерских отношений учителя и родителей учеников, сплочение классного коллектива, улучшение микроклимата в семьях учащихся.
Основные направления организации работы клуба:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей ( индивидуальные и тематические консультации по учебным предметам, консультации по проектной деятельности учащихся, а также советы родителя-специалиста- психолога).
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (помощь классному руководителю в организации и проведении внеклассных дел, организации экскурсий, участие в проведении итоговой промежуточной аттестации по окружающему миру при защите мини-проектов).
3) участие родителей в управлении школой (работа родительского комитета, подготовка итогового родительского собрания).
Предварительно проведя изучение семей учащихся, изучив род деятельности их родителей, их увлечения и умения, я организовала работу с родителями таким образом, чтобы родители смогли поделиться тем, что они сами знают и умеют. Так в нашем клубе появилась традиция - это субботние встречи родителей и учащихся, направленные на сотрудничество ребенка и взрослого посредством совместной деятельности.
По итогам исследования этот вид сотрудничества с родителями получил такие названия:
-«В творческой мастерской»
-«Я гражданин»;
-«Первые медицинские знания»;
-«Советы психолога»;
-«За здоровый образ жизни»;
-Информационные классные часы направленные на профориентацию учащихся;
-«Знакомство с правилами этикета».
В «Творческой мастерской» в этом учебном году с ребятами работала Новикова Елена Анатольевна. Она провела с нашим классом 8 занятий.
Ко Дню Матери она предложила ребятам подарить своим мамам «Ладошки с сюрпризом», выполненные из бумаги.
Она научила ребят некоторым приемам вязания крючком и изготовлению картин из шерстяных ниток. В итоге к Новогоднему празднику была сделана коллективная работа из шерстяных ниток «Новогодняя елка», украшенная игрушками , сделанными также руками детей.
«Первые медицинские знания»:
Свое время посвятила нашему классу Кувардина Таисия Михайловна.
Она провела с ребятами мастер класс «Приемы оказания первой помощи при травмах рук, ног, лица». Ученики учились правильно накладывать повязки, обращаться с бинтом. Ребята узнали какими медицинскими средствами обработать мелкие царапины, небольшие ушибы, а также что должно быть в аптечке на прогулке в лесу или в походе. Так же Таисия Михайловна в целях предупреждения отравления препаратами витаминов в игровой форме провела интересную беседу на тему «Осторожно, витамины!». В этой беседе она рассказала ребятам, какие несчастные случаи могут с ними произойти, если они будут неправильно употреблять витаминные препараты.
«За здоровый образ жизни»: была проведена беседа Кувардиной Т.М. на тему «Вредные вкусняшки».
В ходе беседы ребята живо обсуждали с Таисией Михайловной свои неправильные пищевые привычки и были искренне удивлены тому, когда узнали о том, что входит в состав тех «вкусняшек», которые так любят дети.
Также ею была проведена зарядка на тему «Здоровая осанка-залог здоровья», где она показала упражнения для сохранения осанки и провела беседу о том, к каким заболеваниям внутренних органов приводит неправильная осанка и каким последствиям это приводит в дальнейшем. В общей сложности Таисия Михайловна провела с нашим классом 6 различных занятий.
Кандидат в мастера спорта Булатова Татьяна Николаевна- провела беседу на тему: «Лыжи- зимний вид сорта», в ходе которой рассказала о пользе этого вида спорта для нашего здоровья и предложила ребятам следующей зимой выходить на лыжные прогулки всем классом.
Информационные классные часы направленные на профориентацию учащихся: был проведен классный час Кувардиной Т.М. на тему: «Доктор-профессия моей мечты», на котором она рассказала о том, почему она выбрала эту профессию, что в ней интересного, какие качества нужно развивать в себе тем, кто мечтает стать врачом, а также какую огромную роль играют знания полученные в школе. Некоторые дети в ходе беседы, признались в том, что у них уже есть такая мечта.
В перспективе планируются родителями рассказы о профессиях связанных с нефтяной отраслью, с авиацией, со строительством, с воспитанием детей и другими профессиями.
«Советы психолога»: специалист психолог Браева Екатерина Петровна совместно с учеником нашего класса Леонтьевым Матвеем провели анкетирование учащихся с целью выявления наиболее часто встречающихся страхов у детей нашего класса. После чего детям была представлена презентация на тему: «Что такое страх и как его преодолеть ребенку?». Ими была составлена копилка советов для детей, а для родителей составлена памятка, о том как помочь ребенку преодолеть возникающие страхи. В перспективе состоится еще одно исследование о преодолении у учащихся школьных страхов и связанных с ними неудач.
«Я гражданин»: в этом учебном году мы не успели поработать в этом направлении, но с родителями, имеющими юридическое образование запланированы мероприятия направленные на формирование умений и навыков правового поведения, знакомство с законами и правовыми нормами государства, умению осуществить правильный нравственно - правовой выбор.
Нужно сказать, о том, что дети с огромной радостью встречали каждого из родителей, общение было живым и не принужденным. А те ребята, чьи родители проводили занятия, были очень ими горды и думаю, что они узнали своих родителей с новой стороны. В итоге каждый из ребят нашего класса хотел , что бы именно его мама или папа пришли к нам в класс в следующую субботу.
Хочу отметить тот факт, что и родители проявили свой неожиданный педагогический талант, чему я была приятно удивлена. Они очень ответственно готовились к встрече с ребятами: приносили все необходимые материалы и принадлежности, придумывали игровые моменты, подготавливали презентации для занятий. Родители показали свой творческий подход к делу, раскрыли и поделились своими знаниями и умениями с учениками.
Таким образом, работу клуба в этом учебном году можно признать плодотворной, интересной, соответствующей поставленной цели и она будет продолжена в следующем учебном году.
Список литературы
- Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2008. № 1. С. 7—9
- Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25—29.
- Закон об образовании РФ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Интернет-ресурсы
- Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm373-1.doc