Кружковая работа

Безрученко Светлана Викторовна

Математический кружок "Циферка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx423.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Igor\Desktop\Безрученко Светлана Викторовна\Наши успехи\Сертификаты\сканирование0030.jpgC:\Users\Igor\Desktop\Безрученко Светлана Викторовна\Наши успехи\Сертификаты\сканирование0030.jpg

«Центр развития ребёнка – детский сад №264»

_______________________МБДОУ №264____________________

660046 г. Красноярск, ул. Даурская, 16-А

Телефон 266-92-90 Е-mail: mdou264@mail.ru

ОГРН 1022402058788, ИНН 2462022250/КПП 246201001

Утверждено:                                                                                            Утверждаю:

на Методическом совете                                                              Заведующий МБДОУ №264

протокол №___ от ______                                                             Дьячук В.Ф.____________

Председатель  _________

Дополнительная образовательная программа по

познавательному и интеллектуальному развитию детей 4-5 лет

                                 «Циферка»

                                            Автор:

                                                       воспитатель Безрученко Светлана

                                                       Викторовна

                                 Красноярск - 2016 год                                                          

                                             Паспорт программы.

Название программы:

Дополнительная образовательная программа по познавательному и интеллектуальному  развитию детей 4-5 лет  «Циферка»

Составитель:

Безрученко Светлана Викторовна

Направление программы:

Познавательная.

                                  Цель программы:

Углубление и расширение базовых знаний познавательной сферы детей 4-5 лет, входящих в группу риска, через компенсирующие занятия.

                                  Задачи программы:

  • 1.Формировать необходимый уровень математических понятий, представлений о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и времени, а также о геометрических фигурах;
  • 2.Развивать способность к установлению математических связей, закономерностей порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений;
  • 3.Воспитывать внимательность к выполнению заданий;

Возраст детей, на которых рассчитана программа:

4 – 5 лет.

Срок реализации:

1 год.

Основные блоки:

  1. «Количество и счет»
  2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
  3. «Определение величины»
  4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
  5. «Решение  логических задач»

                                 Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, так как способствует общему умственному воспитанию ребенка дошкольника.

Рабочая программа курса кружка «Циферка» составлена на основе авторской общеобразовательной программы  «Детство»

В начале учебного года проводился мониторинг образовательной деятельности воспитанников, с целью выявления начального уровня развития. В моей группе 8 детей имели недостаточный уровень математического развития, что составляет 24%.

С целью повышения  уровня математического развития был организован кружок дополнительного образования "Циферка"

Предлагаемый курс кружка ориентирован на повышение уровня развития познавательных способностей детей 4-5 лет, который определяется в двух направлениях:

-систематизация, учет и закрепление математических знаний, полученных ранее в результате образовательной деятельности (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);

-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.

В ходе реализации кружка предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Деятельность организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание планируется уделять развитию  логических форм мышления.

                                 

                      Разделы рабочей программы:

1. «Количество и счет»

  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3. «Определение величины»

  • Цель: закрепить умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5. «Решение  логических задач»

  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

                           

                              Ожидаемые результаты:

В результате образовательной деятельности у воспитанников будет сформирован необходимый уровень математических понятий, представление о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах.

Программа предусматривает мониторинг образовательной деятельности воспитанников, он включает в себя предварительный контроль (сентябрь), с целью выявления детей с недостаточным уровнем развития математических представлений и итоговый (май), с целью установления усвоения детьми программы кружка.

Методическое обеспечение.

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения, дающий сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное  умственное развитие, заключается в том, что перед детьми ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить детей даже с довольно сложными математическими теориями;

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности.

Большое внимание уделяется овладению детьми математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.

Для поддержания у детей интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия, необходимо применять дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

  • проблемно-развивающее обучение;
  • адаптированное обучение;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • информационные технологии.

Используемые  пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

В начале  учебного года проводится мониторинг, на основании которого выделяется группа детей с низко-средним уровнем развития интеллектуальных способностей и познавательной активности. В конце года также проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Образовательная область «Познание»

         Формирование элементарных математических представлений.

Раздел программы

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Материал. Содержание диагностического задания.

Критерии оценки

I. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5.

1.Дидактичес-кое упражнение «Сосчитай кубики».

2.Дидактичес-кое упражнение «Прилетели бабочки»

кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

         Инструкция:

- Что ты видишь на столе?

- Сколько кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно о них сказать?

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

    Инструкция.

Сколько бабочек в верхнем ряду?

Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

II. Уровень знаний об эталонах величины.

1.Дидактичес-кое упражнение «Посади елочки».

2.Дидактичес-кое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Содержание диагностического задания:

       Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.

Содержание диагностического задания:

    Инструкция.

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Что можно сказать о ширине дорожек?

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах.

1.Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

2.Дидактичес-кая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV.Ориентиров-ка в пространстве.

1.Дидактичес -кая игра «Поручение».

2.Дидактичес-кая игра «Назови, что видишь»

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция.

Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа.

Содержание диагностического задания:

По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.

3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

V.Ориентировка во времени.

Игровое упражнение «Когда это бывает?».

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.

ПОТЕШКИ

Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

Все растенья поливают.

Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

Вечер - солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши».

Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки, сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.

- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера?

1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

Высокий уровень - 13-15 баллов.

Средний уровень - 8-12 баллов.

Низкий уровень - 5-7 баллов.

Планирование занятий по кружковой работе «Циферка» по (часам) 2016-2017г.

Разделы программы

Количество занятий

Количество часов

"Количество и счёт"

4

1 час 20 мин

"Ознакомление с геометрическими фигурами"

4

1 час 20 мин

"Определение величины"

8

2 часа 40 мин

"Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости"

14

4 часа 40 мин

"Решение логических задач"

6

2 часа

Итого:

36

11 часов 20 мин

Тематическое планирование.

        

Темы:

Содержание

Цели

Месяц

"Количество и счёт"

"Знакомство с цифрами"

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

Сентябрь

"Ознакомление с геометрическими фигурами"

«Геометрические фигуры»

Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Сентябрь

"Количество и счёт"

«Счёты»

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

Сентябрь

"Ознакомление с геометрическими фигурами"

«Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

Октябрь

"Ознакомление с геометрическими фигурами"

«Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

Октябрь

"Ознакомление с геометрическими фигурами"

«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Ноябрь

«Деление целого на части»

« Волшебные пазлы»

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

Ноябрь

«Осенний урожай»

Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

Ноябрь

«Порядковый счёт»

«Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

Ноябрь

«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

Декабрь

«Какой? Сколько?»

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Декабрь

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Декабрь

"Ориентирование на плоскости"

«Ориентирование на листе»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Декабрь

"Ориентирование на плоскости"

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

Декабрь

"Ориентирование на плоскости"

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

Январь

"Ориентирование на плоскости"

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Январь

«Ориентирование в пространстве»

«Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

Январь

«Ориентирование в пространстве»

«Близко – далеко.

Ох, ориентироваться

как нелегко»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Февраль

«Ориентирование

во времени»

«Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

Февраль

«Ориентирование

во времени»

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Февраль

«Ориентирование

во времени»

«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Февраль

«Ориентирование

во времени»

«Время года. Сезоны»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

Март

«Измерительные

приборы»

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

Март

«Измерительные

приборы»

«Весы. Их использование»

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

Март

«Измерительные

приборы»

«Какие бывают линейки»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

Март

«Измерительные

приборы»

«Рисуем по линейке»

Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Апрель

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Апрель

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 4,5,6»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Апрель

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 7,8,9»

«Расставь числа по порядку»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Развивать умение расставлять числа по порядку.

Апрель

«Логические задачки»

«Задачи на смекалку»

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

Май

«Логические задачки»

«Задачи на действия (сложение и вычитание)»

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Май

«Логические задачки»

«Задачи на составление целого из частей»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Май

Итоговое занятие

«Волшебная страна -математика»

Мониторинг уровня развития интеллектуальных и познавательных способностей

Май

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И.
  2. "Формирование математических представлений", Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
  3. "Я запоминаю цифры", Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/.
  4. "Первые шаги в математику", Михайлова З.А.