Материалы к урокам
Презентации, карточки, алгоритмы правил
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определи орфограмму заброшенный ( дом) - забросить сломанная ( ветка) - сломать просеянная (мука) – просеять намылена ( рука ) – намылить засеяно ( поле ) - засеять
Алгоритм ……… .. образовано от глагола …… . ……. на- ать,-ять на – ить сохраняю – а- , -я- пишу -ЕН-,-ЕНН- перед -н-, -нн- расписанный построенный
Отредактируйте текст и запишите исправленный Люди, идущие по улице, толкающиеся, пристающие к гуляющим, плюющие на прохожих и отдыхающих, рвущие цветы, становятся оштрафованными
Добрые пожелания всем Пусть изучаемое станет запомнившимся, Желаемое- исполнившимся, Задуманное-осуществленным, Результат-награжденным!!! Спасибо за внимание и работу на уроке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст - описание Какой вопрос можно задать к тексту – описания? Что является предметом описания? Что можно описывать? Публицистический стиль Сфера употребления : общественно – политическая, выступление на митингах – в устной речи, статьи в газетах, журналах – в письменной речи. Задача : воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения Языковые особенности : употребление торжественной лексики Синтаксические особенности : риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, вводные слова
Что такое храм? Что означает это слово? Как вы понимаете значение этого слова ? А вот какое определение дает слову ХРАМ С.И.Ожегов : 1 ) Храм - Место служения науке, искусству, высоким помыслам 2 ) Храм - Здание для богослужения, церковь – Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть , буддийский храм.
Создан, сооружен, воздвигнут, установлен, высечен, расположен, возвышается, высится Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий Архитектура – строительное искусство, зодчество Шпиль – остроконечный стержень, которым заканчивается верх здания
Узнали храм ? Где он находится ? Почему именно на этом месте? В память о каких событиях, людях он поставлен? Где и когда он сооружен? Кто автор этого храма? Что вы знаете о его создателе? Общая характеристика храма. Что он из себя представляет? Детали ( части )собора. Их роль в раскрытии замысла основателя храма. Что они выражают, символизируют? Какое впечатление производит на вас этот храм?
Для храма характерны свои традиции : Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Свет от свечи -это божественный свет, который принес в мир Спаситель. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который он развеет.
Ставят свечи своим святым покровителям . Светильник в храме, символ присутствия Божия.
План 1.Описание храма 2 .Общий вид 1.История создания храма , его автор 2.Детали 3.Окружение храма 4.Надпись на нем 4 . Традиции, связанные с храмом 5. Впечатление. Храм во время одного из праздников
Задание на дом: запись в чистовик
Предварительный просмотр:
1. Записать текст, раскрыть скобки.
Вот село (В,в)ысокое,
Место здесь (В,в)ысокое.
Вот моя подружка (Р,р)оза
У нее в букете (Р,Р)оза.
Это кот (П,п)ушок,
Он и правду как (П,п)ушок.
Это речка (Т,т)ьма,
В речке рыбы – (Т,т)ьма!
Вот какое чудо – (Р,р)ыбина!
Рисовала Люда (Р,р)ыбина.
2.Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.
Пут…шествие, м…ршрут, в…л…с…пед, к…рабль, п…ссаж…ры, б…лет, ка(с, сс)а, орф…гра(м, мм)а, м…рфема.
3. Вставить орфограммы в корне, подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение.
Уд…вительная страна, прил…теть самолётом, укр…тить зверя, сож…леть
о проступке, заст…клить рамы, п…лезный урок, объед…нить страны,
м…рской путь.
4. Выполнить синтаксический разбор предложений
1) Поэты в своих стихах прославляют красоту родной природы.
2)В воздухе кружились мягкие пушинки.
5. Вставить пропущенные буквы, графически их подчеркнуть. Разберите 3 любых слова по составу.
Облас..ной, б..ет, раз..яснить, сер..це, мя..кий. трос..ник, поз..но, ч..сы, в..юга,
Лист..я, раз..единить. опас..ность, с..ежиться , об..яснить, изм..нились.
Предварительный просмотр:
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.
А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает на полях ночует семена ворует.
Б) Лежал лежал а весною в речку убежал.
В) На железном мосту распухаю и расту.
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.
А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает на полях ночует семена ворует.
Б) Лежал лежал а весною в речку убежал.
В) На железном мосту распухаю и расту.
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.
А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает на полях ночует семена ворует.
Б) Лежал лежал а весною в речку убежал.
В) На железном мосту распухаю и расту.
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.
А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает на полях ночует семена ворует.
Б) Лежал лежал а весною в речку убежал.
В) На железном мосту распухаю и расту.
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.
А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает на полях ночует семена ворует.
Б) Лежал лежал а весною в речку убежал.
В) На железном мосту распухаю и расту.
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.
А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает на полях ночует семена ворует.
Б) Лежал лежал а весною в речку убежал.
В) На железном мосту распухаю и расту.
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, 6 КЛАСС ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
А) Найти в тексте и подчеркнуть все имена существительные. Из какого произведения эти строки?
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела-
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.
Б) Ответьте устно на вопросы.
- Дайте определение имени существительному. Примеры.
- Каким членом предложения может быть имя существительное? Примеры.
- Что нового вы узнали о склонении имени существительного?
- У каких существительных и в каких падежах в ед. числе пишутся окончания е и и? Примеры.
- Как определить род несклоняемых существительных? Примеры.
- Что такое одушевленные и неодушевленные существительные?Примеры.
-Дайте определение несклоняемым существительным. Примеры.
В) Запишите однокоренные существительные к данным глаголам.
Ездить - …
Смелый - …
Помогать - …
Врачебный - …
Жить - …
Кричать - …
Честный - …
Подарить - …
Г) По цепочке читаем слова, называем одушевленные или собственные сущ..
КОСМОНАВТ. ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. ПЛАНЕТАРИЙ. МОСКВА. ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ. ТОЛСТОЙ. БЕЛИЗНА.
Д) Найдите лишние слова , объясните свой выбор.
- сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода;
- печь, конь, речь, медаль, пристань;
- дядя, тетя, кастрюля, брат, улыбка, сестра;
- озеро, море, зеркало, посуда, окно.
Е) В каких словах в окончании нужно писать букву Е? Запишите, объясните графически выбор окончаний.
Сидит на ладошк…, брели по пустын…, причалил к пристан…, на зеркальной глад… крышка от коробк…, на пришкольном участк…, сидеть у постел… больного.
- Зачеркните ненужную букву:
Киоск рядом с магазин(о,а)м, ходить по разным магазин(о,а)м, шелестел листь (я,е)ми, стоим под топол(е,я)м, оклеили газет(а,о) ми, салат из рыбных консерв (о,а)в.
Ж) Найдите им.сущ. в именительном падеже. Разберите 3предложения синтаксически. Любое существительное разберите морфологически.
Ребята часто слушают передачи о смелости защитников Отечества.
Утром солнце растопило тонкий лёдок.
Осенью природа сбрасывает летний наряд.
Много раз пушистыми хлопьями начинал падать снег.
Крупные цветы покачивались высоко над озером.
Предварительный просмотр:
Буквы О и А в наречиях
А О
пишется в наречиях с приставками пишется в наречиях
из - до- с- 1) если нет приставок
от прилагательных из- до- с-
без приставок 2) если наречия образованы от прилагательных,
например, в которых уже были приставки
издалека далекий например,
досрочно досрочный
Предварительный просмотр:
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
полные краткие
Прочитанная книга
лежала на столе. - Книга прочитана
Посеянные в заморозки
семена не взошли - Семена посеяны.
Жители покидали
захваченный город. - Город захвачен
Предварительный просмотр:
Задание: перепишите, раскрывая скобки.
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.
Игра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не.
Низкий урожай-
Отсутствие внимания-
Недостаток организованности-
Отсутствие самостоятельности-
Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств-
Слабое здоровье-
Невоспитанный человек-
Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –
Недоучившийся, малограмотный человек-
Неуклюжий, неловкий человек –
Цифровой диктант: выписать № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется
1 в. - слитно
2 в. - раздельно
1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)
2. (Не) работа сушит, а забота. (2)
3. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)
4. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)
5. (Не) силой борются, а умением.(2)
6. (Не) печь кормит, а руки. (2)
7. Друзья в (не) счастье познаются. (1)
8. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)
9. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)
10. (Не) место красит человека, а человек место (2)
Распределите существительные с -НЕ в 2 столбика: не - приставка, не - часть корня:
(Не)видаль, (не)нависть, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность,
(не)внимательность, (не)дуг.
Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными.
а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно.
б) Это был (не) друг мой, а просто знакомый.
в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса.
г) Глупость (не) порок, а беда.
Предварительный просмотр:
Расставить знаки препинания, пропущенные буквы. Графически все объяснить.
1.Лодки зак..чались поднятые волной.
2. Мы сели отд..хнуть на иву поваленную ветром.
3.Тает в небе журавлин (нн)ый уд..ляющийся крик.
Распределить по группам причастия: 1- действительные, 2- страдательные.
Записать их по этим группам.
Играющий ребенок, посаженное дерево, посланное письмо, пос..дивший дерево, омытая д..ждем трава, забытое правило, собранные утром гр..бы, сорванные с клумбы, пришедший с работы, разбитое ст..кло, по..вившийся на дороге.
Расставить знаки препинания, пропущенные буквы. Графически все объяснить.
1.Лодки зак..чались поднятые волной.
2. Мы сели отд..хнуть на иву поваленную ветром.
3.Тает в небе журавлин (нн)ый уд..ляющийся крик.
Распределить по группам причастия: 1- действительные, 2- страдательные.
Записать их по этим группам.
Играющий ребенок, посаженное дерево, посланное письмо, пос..дивший дерево, омытая д..ждем трава, забытое правило, собранные утром гр..бы, сорванные с клумбы, пришедший с работы, разбитое ст..кло, по..вившийся на дороге.
Предварительный просмотр:
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
Графически объясните знаки препинания в предложениях..
1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)
2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)
3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)
4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)
5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
Графически объясните знаки препинания в предложениях..
1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)
2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)
3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)
4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)
5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
Графически объясните знаки препинания в предложениях..
1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)
2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)
3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)
4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)
5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
Графически объясните знаки препинания в предложениях..
1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)
2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)
3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)
4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)
5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
Графически объясните знаки препинания в предложениях..
1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)
2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)
3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)
4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)
5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)
Предварительный просмотр:
Повторение изученного за 5 класс о прилагательном в 6 классе.
Задание № 1
Подул х..лодный вет..р.По небу со всех ст..рон поползли гр..зовые тучи. Над г..ловой ра..дался оглуш..тельный гром.
Списать, вставляя пропущенные буквы, определить число, род, падеж в словах с пропущенными буквами.
- Как определить род, число, падеж у прилагательных?
Белеет парус одинок…
В тумане моря голуб…
Что ищет он в стране далёк…?
Что кинул он в краю родн…?
Задание № 2
« Из отрывка задания № 1 выпишите словосочетания с прилагательными»
Задание № 3
Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.
У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная
.
Задание № 4
« Расскажите о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящую.
Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму.
Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, колючий, пахучий
Задание № 5
Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму
На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме.
Задание № 6. Напишите мини-сочинение освоей малой родине.
Предварительный просмотр:
Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.
1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.
2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.
3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.
Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.
1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.
2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.
3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.
Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.
1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.
2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.
3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.
Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.
1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.
2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.
3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.
Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.
1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.
2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.
3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.