"Ҡурай" гәзите / Газета "Курай"
Айына бер тапҡыр сыҡҡан гимназиябыҙҙың "Ҡурай" гәзите һәм "Йәш корреспондент" түңәрәгенең эш программаһы / Рабочая программа газеты "Курай", выпускающейся в нашей гимназии 1 раз в месяц, и кружка "Юный корреспондент".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Йәш журналист" түңәрәгенең эш программаһы/Рабочая программа кружка "Юный корреспондент" | 56.47 КБ |
kuray._sent_okt.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Республиканская гимназия-интернат им. Г. Альмухаметова
Согласовано Утверждено
И.о. зам директора по ВР И.о.директора ГБОУ РГИ
Мелихова А.Ф. ______ им.Г. Альмухаметова
от __________ Гуссамова Г.Р. ___
приказ № __ от ___
Рабочая программа
по кружку «Юный корреспондент»
для 6-8 классов
учителя башкирского языка и литературы
Худайбердиной Гузель Зулфаровны
Уфа – 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный корреспондент», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся
- интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
- интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческого мышления, познавательной активности;
- способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
- коммуникативных навыков.
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы.
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
- В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания:
- из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
- о законе о СМИ.
и умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- анкетирование;
- социологический опрос;
- участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;
- выпуск школьной газеты;
- посещение обучающих семинаров.
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
- Содержание кружка «Юный корреспондент»
Настоящая программа рассчитана на 3 года (315 часов), количество часов на 1 год - 105 часа (3 часа в неделю).
Программа направлена на выработку у учащихся основных умений: - владение теорией газетных жанров;
- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;
- умение вести беседу;
- умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).
Основные принципы деятельности:
1. Демократичность и гуманность, безопасность занятий.
2. Единство воспитательной и оздоровительной работы.
3. Учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.
4. Развитие инициативы и самостоятельности ребят. Возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности.
Цель: формирование учащегося, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой “Пресс-школа юнкоров”, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
сформировать навыки работы с информацией;
развить творческие способности;
развить коммуникативные качества личности.
I Раздел. Краткое введение в историю журналистики (21).
Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.
Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
II Раздел. Основы журналистики (135).
Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…
Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.
III Раздел. Художественно-техническое оформление издания (78).
Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам.
Оформление заголовка статьи. Размещение статьи в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Курай». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.
IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность (81).
Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».
Формы и методы работы по программе.
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
Год обучения | |||||||||||||
Тема | теори я | практи-ка | тео-рия | Практика | теория | практика | |||||||
1 | Краткое введение в историю журналистики | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | ||||||
2 | Основы журналистики | 16 | 29 | 16 | 29 | 16 | 29 | ||||||
3 | Художественно-техническое оформление издания | 8 | 18 | 8 | 18 | 8 | 18 | ||||||
4 | Редакционно-издательская деятельность | 9 | 18 | 9 | 18 | 9 | 18 | ||||||
ИТОГО | 38 | 67 | 38 | 67 | 38 | 67 | |||||||
Итого в год | 105 | 105 | 105 | ||||||||||
Всего за 3 года | 315 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока: | Кол-во час. | Дата | Примеч. | |
Предвар. | Факт. | ||||
I | Краткое введение в историю журналистики | 5+2 | |||
1(1)- 2(2) | Выпуск сентябрьского номера школьной газеты “Курай”. Введение в журналистику. | 1 | 01-04.10 | ||
3(3) | Немного из истории журналистики. | 1 | |||
4(4) | Что такое журналистика | 1 | 07-11.10 | ||
5(5) | Функции журналистики | 1 | |||
6(6) | Качества профессионального журналиста. | 1 | |||
7(7) | Доклад по теме «История журналистики». Проверка знаний по первому разделу. | 1 | 14-18.10 | ||
II | Основы журналистики | 16+29 | |||
8-9 (8-9) | Основные понятия журналистики. | 2 | |||
10-11/ 10-11 | Систематизация журналистики. | 2 | 21-24.10 | ||
12-13/ 12-13 | Октябрьский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 21-24.10, 05-08.11. | ||
14-15/ 14-15 | Понятие информации. Социальная информация. Доктрина информационной безопасности России. | 2 | 05-08.11, 11-15.11 | ||
16-17/ 16-17 | Журналистика как средство информации. Массовое сознание. Массово-информационный процесс. | 2 | 11-15.11 | ||
18-19/ 18-19 | Информационное пространство. | 2 | 18-22.11 | ||
20-21/ 20-21 | Функции современной журналистики. | 2 | 18-22.11, 25-29.11 | ||
22-23/ 22-23 | Ноябрьский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 25-29.11 | ||
24-25 (1-2) | Публицистика как творчество | 2 | 02-06.12 | ||
26-27 (3-4) | Журналистское произведение как особый вид текста. Сущность понятия «текст». | 2 | 02-06.12, 09-13.12 | ||
28-29 (5-6) | Газетно-журнальный текст. | 2 | 09-13.12 | ||
30-31 (7-8) | Классификация жанров. | 2 | 16-20.12 | ||
32-33 (9-10) | Результативность деятельности СМИ. | 2 | 16-20.12, 23-27.12 | ||
34-35/ 11-12 | Роль журналистики в обществе. | 2 | |||
36-37/ 13-14 | Система российских СМИ | 2 | 02-06.12 | ||
38-39/ 15-16 | Виды журналистских профессий | 2 | 02-06.12 | ||
40-41/ 17-18 | Отбор, хранение, редактирование информации | 2 | 09-13.12 | ||
42-43/ 19-20 | Правовое поле журналистики | 2 | 09-13.12, 16-20.12 | ||
44-45/ 21-22 | Профессиональная этика журналиста | 2 | 16-20.12 | ||
46-47/ 23-24 | Декабрьский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 23-27.12 | ||
48(1) | Проверка знаний по пройденному разделу. | 1 | 23-27.12 | ||
III | Художественно-техническое оформление издания | 8+ 18 | |||
49-50 (2-3) | Основные принципы организации издательского дела. | 2 | 13-17.01 | ||
51-52 (4-5) | Роль художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции. | 2 | 13-17.01, 20-24.01 | ||
53-54/ 6-7 | Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя. | 2 | 20-24.01 | ||
55-56/ 8-9 | Январьский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 27-31.01 | ||
57-58/ 10-11 | Определение понятия «техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству. | 2 | 27-31.01, 03-07.02 | ||
59-60/ 12-13 | Формат издания и полосы набора, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). | 2 | 03-07.02 | ||
61-62/ 14-15 | Шрифты. Основные типологические группы шрифтов. Классификация шрифтов. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий. | 2 | 10-14.02 | ||
63-64/ 16-17 | Композиция полос набора, различных по функции в издании. Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями. | 2 | 10-14.02, 17-21.02 | ||
65-66/ 18-19 | Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий. | 2 | 17-21.02 | ||
67-68/ 20-21 | Февральский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 24-28.02 | ||
69-70/ 22-23 | Рубрикация газет и ее оформление. Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли). Рубрикация книги как выражение ее логического плана | 2 | 24-28.02, 02-06.03 | ||
71-72/ 24-25 | Оформление титульных и внешних элементов газет. Использование изображений и цвета. Иллюстрации. Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. | 2 | 03-06.03 | ||
73-74/ 26-27 | Текстовые и изобразительные оригиналы. Требования к ним | 2 | 10-13.03 | ||
75-76/ 28-29 | Мартовский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 16-20.03 | ||
77-78/ 30-31 | Формат издания. Формат полосы. | 2 | 16-20.03, 31.03-03.04 | ||
79-80 (1-2) | Классификация шрифтов. Объем издания | 2 | 31.03-03.04 06-10.04 | ||
81-82 (3-4) | Анализ внешнего оформления издания | 2 | 06-10.04 | ||
83-84 (5-6) | Титул и его оборот | 2 | 13-17.04 | ||
85-86 (7-8) | Верстка. Основные требования к ней | 2 | 13-17.04, 20-24.04 | ||
87-88/ 9-10 | Заверстка иллюстраций и подрисуночных подписей | 2 | 20-24.04 | ||
89-90/ 11-12 | Апрельский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 27-30.04 | ||
IV | Редакционно-издательская деятельность | 9+18 | |||
91-92/ 13-14 | Состав и организационно-методические основы построения редакционно-издательского процесса | 2 | 27-30.04 04-08.05 | ||
93-94/ 15-16 | Рецензирование авторского оригинала | 2 | 04-08.05 | ||
95-96/ 17-18 | Проверка фактов. Выявление фактических ошибок | 2 | 11-15.05 | ||
97-98/ 19-20 | Производственный этап редакционно-издательского процесса. Корректура. | 2 | 11-15.05 18-22.05 | ||
99100 21-22 | Подведение итогов редакционной деятельности. | 2 | 18-22.05 | ||
101- 102 23-24 | Майский выпуск школьной газеты «Курай». | 2 | 25-29.05 |
Контрольно-измерительный материал
Итоговое тестовое задание
- Журналистика – это….
А. Наука о журналистах
Б. Область научно - практической деятельности
В. Вид деятельности по подготовке и доведению до потребителя информации.
Г. Сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.
- Журналист – это…
А. Человек, который пишет статьи в газету.
Б. Лицо, которое доводит до потребителя информацию.
В. Человек, который является посредником между читателем и информацией.
Г. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.
- Основные методы получения информации
А. Опрос, наблюдение, интервью.
Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.
В. Наблюдение, работа с документами.
Г. Опрос, интервью, методы исследования аудитории.
- Основные жанры школьной газеты.
А. Информационные заметки, интервью, репортажи.
Б. Статьи, заметки, очерки, репортажи.
В. Информационные заметки, интервью, статьи.
Г. Статьи, информационные заметки, репортажи.
- Лид – это…
А. Маленький рассказ.
Б. Первый абзац публикации.
В. Метод сбора информации.
Г. Последний абзац публикации.
- Желтая пресса – это…
А. Газета желтого цвета
Б.Газета, информация в которой основана на слухах и сплетнях.
В. Самая качественная пресса.
Г. Пресса для домохозяек.
- Закон о СМИ регулирует
А. Отношения между изданиями и массовой аудиторией.
Б. Отношения между журналистами.
В. Отношения между разными СМИ.
Г. Отношения между журналистом и читателем газеты.
- Этические нормы и кодексы журналистского поведения.
А. Это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
Б. Это свод законов и правил поведения журналиста, закрепленные законом.
В. Это международный закон о журналистах.
Г. Это необязательное соблюдение норм.
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста был разработан
А. В 1984 году
Б. В 1894 году
В. В 1994 году
Г. В 2004 году
- К основным методам исследования аудитории относится:
А. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование.
Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.
В. Наблюдение, опрос, работа с документами.
Г. Наблюдение, тестирование, работа с документами.
Дайте ответ:
1.Назовите виды СМИ. (газета, журнал, радио, телепрограмма, Интернет СМИ)
2.Назовите основные качества журналиста (профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство)
3.Какой стиль речи употребляется при выступлении перед аудиторией?(публицистический)
4.Какие бывают виды анкет по числу респондентов?(индивидуальные, групповые, массовые)
5.Какое бывает анкетирование по типу контактов?(очное, заочное)
6.Переведите на русский public relations.(связи с общественностью)
7.Нужна ли нам жёлтая пресса?(своё мнение).
8.Каким вы видите СМИ в будущем?Напишите в виде школьной заметки.