Главные вкладки
Глаголева Ольга Алексеевна
Я-логопед. Хранитель языка.
Его фанат, строитель и творец.
Пусть плохо говорит малыш пока,
Но делу это вовсе не конец.
Терпение и крополивый труд
Желание, усердие, старание.
Известно всем "все перетрут"
Коль будем речи уделять внимание.
Страну волшебных звуков посетим.
С игрой не расставаясь по дороге.
И не грустите, мамы! Мы заговорим!
Исчезнут все сомнения Ваши и тревоги!
Здравствуйте, Ирина.Все дети разные. Этап постановки звука и этап его автоматизации или закрепления
– это две разные вещи. Поставить звук можно за одно занятие, а автоматизироваться он
может не один месяц. Поэтому никакой четкой грани – сколько, месяц или полгода – нет.
Автоматизация – это когда звук сначала нужно закрепить изолированно, потом в слогах,
словах, предложениях, в самостоятельной речи. В зависимости от причин нарушения, от
физиологии ребенка, конечно, от неврологии, и будет идти автоматизация того или иного
звука.
Здравствуйте,конечно заставлять ребенка не стоит, потому что у него это вызовет
негатив, к занятиям он будет относиться с опаской («Вот! Опять!»). А поправлять –
можно: в игровой, может быть, какой-то смешной форме. Например: «Послушай, как я
красиво говорю: ррррработа. А ты умеешь так?
Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие, где
ему должны все поставить, и все должно быть хорошо. Это неправильно. Этого не должно
быть. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на
занятии с логопедом материал (два раза в день!), тем скорее и лучше пойдет процесс
автоматизации.
Добрый день! Конечно, обращаться за консультацией к логопеду можно и в 2, и в 3 и в 4 года. Как правило, к 5 годам малыш полностью должен овладеть правильным произношением всех звуком. А вот если выявлены речевые проблемы, то в 5 лет малыш без помощи логопеда (систематических занятий) не начнет правильно говорить. Если к 5 годам этого нет, вот вопрос над которым стоит задуматься родителям. Необходимо обратиться к специалисту, выяснить причину и приложить все усилия, чтобы речь вашего малыша соответствовала нормам речевого развития.
Добрый вечер! Многие путают фонематический слух с физическим. Это не физический слух. Это
слух, который отвечает за восприятие звуков, за их различение. Как это можно проверить
у ребенка 4-5 лет (этому мы учимся на занятиях): Апельсин, Акула, Америка – на какой
звук начинаются все эти слова? «На звук «а», - ответит ребенок, если он его слышит,
отличает от других звуков. Точно так же с другими звуками. Или, например: давай
произнесем «ммммалина». Произносим утрированно и спрашиваем, есть ли звук «м» в
слове «малина»? Где он стоит? В начале? В середине? В конце? Если ребенок не слышит
этого звука, то он его плохо произносит, и, соответственно, может путать его на письме.
Здравствуйте, Ольга к плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.
Добрый вечер, Елена.
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
Здравствуйте, Александра. Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
Здравствуйте, Ирина.Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Здравствуйте, Татьяна.Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Здравствуйте, Екатерина.Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Здравствуйте.
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Здравствуйте!
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затруднения перед началом речи.
Здравствуйте.
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.
спасибо за отзыв. Ответ на ваш вопрос.
Ра-ра-ра. Рае нравится жара.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Очень вкусная икра.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Мы нашли в лесу перо.
Ор-ор-ор. Мы пошли гулять во двор.
Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.
Арь-арь-арь. На столе лежит фонарь.
Ря-ря-ря. Алая заря.
Рю-рю-рю. Варе куклу подарю.
Арь-арь-арь. Новый букварь.
Ри-ри-ри. Утром гасят фонари.
Ре-ре-ре. Новый Год в декабре.
Ра-ра-ра. Рома, рама, детвора.
Ры-ры-ры. Рыба, рынок, комары.
Ро-ро-ро. Родник, родина, метро.
Ру-ру-ру. Руки, ручки, кенгуру.
Ар-ар-ар. Повар, сахар, санитар.
Ир-ир-ир. Пассажир, зефир, кефир.
Эр-эр-эр. Ветер, вечер, офицер.
Ор-ор-ор. Помидор, топор, забор.
Ур-ур-ур. Шнур, контур, абажур.
Ру-ру-ру. В роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры. Жора прыгает с горы.
Ро-ро-ро. Быстро строится метро.
Ар-ар-ар. Роме нравится загар.
Ур-ур-ур. У розетки черный шнур.
Ир-ир-ир. Молоко, творог, кефир.
Ор-ор-ор. Красит Верочка забор.
Эр-эр-эр. Марширует офицер.
Ыр-ыр-ыр. В магазине купим сыр.
Ры-ры-ры. Я несу в руке шары.
Ра-ра-ра. Начинается игра.
Ру-ру-ру. Я игрушки соберу.
Ро-ро-ро. Вода капает в ведро.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот огромная нора.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у горы.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лисёнок спрятался в нору.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Мы проснулись по утру.
Ру-ру-ру. Я малину соберу.
Ра-ра-ра. На улице жара.
Желаю успехов!
Здравствуйте,что касается родителей, если это какие-то индивидуальные, физиологические
особенности мамы или папы, то эти дефекты могут сохраниться и у ребенка, и вследствие
этого он получит неправильное произношение. Но это совсем не обязательно, ребенок –
это другая личность, и у него может быть все по-другому. Если говорить о коллективе,
садике – там ребенок слышит, как разговаривают его сверстники, подражает им и, придя
домой, может начать говорить точно так же. Очень часто такое бывает с заиканием. В
этом случае надо поправлять ребенка, поговорить с ним, сказать: «Давай мы с тобой
будем говорить правильно, красиво». Или, может быть, так: «Научи мальчика или девочку
в садике говорить правильно». И обязательно родителям в этом случае надо поговорить с
воспитателем, выяснить этот фактор и, если что, обязательно обратиться к логопеду.