Логопедические игры-сказки
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Кто поможет воробью
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик».
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
«Горка».
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог — маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка».
– Помоги мне, — просит воробышек, — я из гнезда упал.
– Я бы рада тебе помочь, — отвечала змейка, — но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха — летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,
«Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат — стучит дятел.
« Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
– Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота».
попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.
Предварительный просмотр:
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
(для заикающегося дошкольника)
Индивидуальное занятие. Подготовительный этап
Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении;
2. Укрепление мышц языка (особенно кончика), отработка его подвижности;
3. Подготовка языка к вибрации, необходимой в дальнейшем для постановки звука «р».
4. Развитие тонкой моторики рук и речевого дыхания.
5. Развитие психических процессов (развивать внимание, память, мышление).
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика
Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в гости к Солнышку (логопед показывает ребенку картинку с изображением солнца в правом верхнем углу и нарисованную волнообразную линию, начинающаяся с левого нижнего угла и доходящая до солнышка). Давай с тобой поводим пальчиком по линии, вдох носиком – на горку подымаемся, выдох ротиком – с горки спускаемся. И опять, пока не достанем до Солнышка. А теперь Солнышку захотелось с тобой песни попеть. Давай пропоем с тобой а-а-а (логопед вместе с ребенком пропевает звук «а», при этом поднимая руки над головой), у-у-у (логопед вместе с ребенком пропевает звук «у», при этом руки возле губ и тянут пальцы рук от рта), о-о-о (логопед вместе с ребенком пропевает звук «о», при этом выполняет упражнение «Качаем младенца»).
2. Логопед: Ну, а теперь послушай сказку о Веселом Язычке. Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы)(упражнение «Улыбка»). |
|
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать (упражнение «Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. |
|
Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево (упражнение «Часики»). Покачался-покачался и в домик спрятался. Через минуту непоседа выглянул снова. |
|
Увидел, как мальчик на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упражнение «Качели»). И он так же покачался. |
|
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять и по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: д-д-д (упражнение «Ступеньки»: приоткрой рот, широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька. Широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька. Обрадовался Язычок, что поднялся на третью ступеньку, и весело попрыгал на ней три раза – д-д-д). |
|
Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка чистит зубы, решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить (упражнение «Почистить зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый дом. |
|
Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать (упражнение «Маляр»). Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снятся ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песенку. Весело стало Язычку, и запел он во сне: «Ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла…» |
|
Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это ему снится как Буратино стучит своими барабанными палочками по барабану. Д-д-д – слышалось вокруг. «Д-д-д», – повторял за барабаном Язычок (упражнение «Барабанщик»). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась. |
|
Увидел во сне Язычок и лошадку и захотелось ему на ней покататься. А лошадка хорошая!Ну и лошадка!Шёрстка гладка,Чисто умытаС головы до копыта,Травки поела –И снова за дело.(После каждой строчки ребенок «цокает»). |
|
Вот такая сказка про путешествие Веселого Язычка у нас получилась. Понравилась сказка? Давай повторим упражнения, которые ты научился сегодня выполнять. (Логопед повторяет с ребенком все упражнения, использованные на занятии).