В помощь родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация звуков в чистоговорках | 820.94 КБ |
Дифференциация звуков в чистоговорках | 988.85 КБ |
Знакомство со звуками Л,ЛЬ, Р, РЬ | 30.65 КБ |
упражнения с массажным шариком | 1.65 МБ |
Игровое пособие "Буква заблудилась" | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Знакомство детей со звуками Л, Ль и Р и Рь
Все знают, что ребенок с хорошо развитой речью, умеющий четко и последовательно излагать свои мысли, аргументировать свои желания и просьбы, легко общается со сверстниками, лучше учится, быстрее адаптируется к новым условиям. Нечеткая речь накладывает негативный отпечаток на характер и психику ребенка, именно поэтому развитию речи дошкольника необходимо уделять особое внимание.
Прежде чем переходить к комплексу упражнений для формирования правильного произношения звуков Л, Ль и Р и Рь ребенка необходимо познакомить с изучаемыми звуками.
Для произнесения звуков Л, Ль и Р и Рь необходима сложная работа различных частей языка. Родителям необходимо вместе с ребенком, сидя перед зеркалом, внимательно разобрать основные моменты правильной артикуляции данных звуков. Хорошей идей будет повесить зеркало в комнате, например, над столом, где он рисует.
Начать знакомство ребенка со звуками можно с рассказа о вымышленном сказочном герое: гномике Звукознайке, например, который умеет правильно произносить все звуки и поможет малышу познакомиться с изучаемыми звуками.
Пример диалога с малышом.
Звукознайкин хочет проверить, умеешь ли ты слышать эти звуки и правильно их произносить. Отгадай загадку:
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Произнеси четко слово-отгадку – лось, выделив первый звук. Скажи, твердый он или мягкий? Правильно, твердый.
Звук [л] ты слышишь и произносишь в словах: лопата, кукла, стол.
Ответь нашему гномику, в каком из этих слов звук [л] стоит в начале, в середине и в конце слова.
Посмотри на картинку и подумай, в названии каких животных звук [л] стоит в начале, в середине и в конце слова.
развитие речи ребенка дошкольника
А теперь давай вместе со Звукознайкиным немного полетаем на его волшебном самолете и узнаем, правильно ли ты произносишь твердый звук [л]. Разведи прямые руки в стороны, покачайся, делая наклоны, и на выдохе произнеси длинно твердый звук: л-л-л-л. Летит наш самолетик высоко за облаками, его не видно, только слышно, как он гудит низким тоном: л-л-л-л.
Посмотри в зеркало и запомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука [л]:
Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку.
Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам.
Средняя часть спинки языка опускается.
Задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад.
Бока языка опускаются (язык принимает форму следа).
Воздушная струя проходит по бокам языка.
А теперь вторая загадка.
Ползёт наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой
Хватает клешнёй.
Конечно, это рак. Произнеси четко слово-отгадку. Какой звук в нем первый? Как ты думаешь, звук [р] твердый или мягкий? Правильно, твердый.
Звук [р] ты слышишь и произносишь в словах: радуга, карась, сахар. Определи место звука [р] в этих словах.
Мы с тобой уже летали на самолетике Звукознайкина. Но у него есть еще один, но он большой самолет. Интересно, сможешь ли ты завести мотор большого самолета. Согни руки в локтях перед грудью и делай вращательные движения предплечьями пред собой. Заведи мотор большого самолета на выдохе, громко рокочи: р-р-р-р-р.
Давай проверим, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук [р].
Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка.
Средняя часть языка – спинка – опускается.
Боковая края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
Дрожит ли у тебя кончик языка, когда ты произносишь звук [р]? Если дрожит – можешь смело заводить моторчик своего самолета.
Родителям на заметку! Если у вашего малыша при произнесении звука [р] дрожит не кончик, а корень языка, обратитесь к логопеду.
Давай поговорим о звуке о мягком звуке [Рь]. Отгадай-ка загадку.
Круглый бок, желтый бок –
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
Ты, молодец! Конечно, это репка. Четко произнеси слово отгадку. Назови первый звук слова – [Рь]. Как ты думаешь, этот звук мягкий или твердый? Мягкий.
Ты слышишь и произносишь мягкий звук [Рь] в словах: речка, берёза, зверь.
Поиграй снова в самолетик. Даже если тебе не удалось завести большой самолет, вдруг у тебя получится полетать на маленьком. Заводи мотор. Руки согни в локтях перед грудью. Делай вращательные движения предплечьями перед собой, произноси на выдохе мягко: рь – рь – рь – рь. Мотор мягко заревел. Разведи прямые ручки в стороны, покачивайся, наклоняясь. Ух, ты слышишь, как гудит твой самолет.
Проверим, правильно ли у тебя работает язычок при произнесении мягкого звука рь.
Кончик языка поднимается вверх к бугорочкам и перемещается вперед к зубам.
Спинка языка поднимается к нёбу.
Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
Родителям на заметку! Иногда, при картавом произношении твердого звука [р], мягкий [рь] может произносится правильно.
Для звуков [л] и [р] важны также артикуляционные упражнения как «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Качели». Данные упражнения вы найдете в статье артикуляционная гимнастика.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Буква заблудилась». Звуковая культура речи в стихах детских поэтов.
Консультация для воспитателей и родителей.
О.В. Епифанова
Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в учебной деятельности по речевому развитию детей. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.
Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.
Итак, воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
- Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
- Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
- Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения на основе звукоподражания, использования потешек. В старшем возрасте внимание направлено на выработку четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Существуют условия, выполнение которых позволяет решать обозначенные задачи:
- Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
- Наличие полноценной окружающей речевой среды.
Для организации работы по развитию звуковой культуры речи
группах создаются и эффективно используются речевые уголки.
Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи.
Среди них:
- альбомы на разные звуки;
- предметные картинки;
- упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
- атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
- картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.
- разнообразные речевые игры
- фоно - и видеотеки
- интересные книги
Прочитайте стихи А. Шибаевой и М. Дружининой детям, а самые понравившиеся попросите запомнить. Запишите их на диктофон, пополнив собственную фонотеку ребёнка.
А. Шибаев «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И – хозяйничает в нём! Но едва туда вошла Буква озорница, Очень странные дела Начали твориться. | Закричал охотник: - Ой! Двери гонятся за мной! (звери) На виду у детворы Крысу красят маляры. (крышу) Посмотрите-ка, ребятки: Раки выросли на грядке. (маки) |
Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами!… (жук) | Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом! (сом) |
Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это. (без билета) | Тает снег, течёт ручей. На ветвях полно врачей. (грачей) |
Мы собирали васильки На головах у нас – щенки. (венки) | Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (на коне) |
Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. (булку) | На островок налетел ураган На пальме остался последний баран. (банан) |
На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес) | Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. (дочками) |
Миша дров не напилил Печку кепками топил. (щепками) | Синеет море перед нами Летают майки над волнами. (чайки) |
Сели в ложку – и айда! – По реке туда, сюда. (в лодку) | На поляне весной Вырос зуб молодой. (дуб) |
Забодал меня котёл, На него я очень зол! (козёл) | Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном. (капель) |
На болоте нет дорог. Я по кошкам – скок да скок! (по кочкам) | На волке – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко. (на полке) |
По дороге наша Машенька идёт, За верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза: Очень длинная у девочки коза. (коса) | Я осла узнаю сам По его большим усам! (ушам) |
Собаки, не троньте верблюда, Для вас это кончится худо: Он ловко дерётся с врагами Своими большими рогами. (ногами) |
Марина Дружинина «Если буква заблудилась»
А) Распустились на цветах БАТОНЫ, Заалели маки и пионы. Мчится лодочка вперёд: Лихо наш МАТРАС гребёт. | Б) На деревьях БОЧКИ - Будут и листочки. Я надела шарф и шапку И взяла под мышку БАБКУ. Есть у нашей Тани Скоростные БАНИ. |
В) Принцесса над гвоздиками склонилась, КОРОВА с головы её свалилась. Заскрипел в прихожей ВОЛ: Кто-то в гости к нам пришёл. ПЛОВ мы дружно смастерили, По реке его пустили. На СОВЕ сидеть приятно. Почему? И так понятно. Певицу попросили : «ВОЙ! Как нежен дивный голос твой!» | Д) ДОМ усами шевелит: - Отпусти меня, - велит. ДЕДУШКИ в платьях нарядных спешат, А каблучки по асфальту стучат. - Дайте с нитками КАДУШКУ: Я сейчас зашью подушку! Нет, не поеду в зоосад: Там ДВЕРИ хищные рычат. |
Е) ЛЕС махнул лисе хвостом: - Я пошёл на водоём! Склонилась ЕВА над водой, Шумит зелёною листвой. ПЕШКИ весело палят: Кораблю пристать велят. Зреет ПЛЕД на дереве прекрасном, Скоро будет спелым, сочным, красным. | Ё) Извиваясь, ЁЖ ползёт. - Ой, змея! - кричит Федот. Преодолел немалый РЁВ Спортсмен Василий Комаров. |
Ж) Сделан МОРЖ из ежевики, Земляники и черники. Зайчик серенький сидит И УЖАМИ шевелит. Контролёр ЖИЛЕТ мой взял И немедленно порвал. | З) С ЗУБА жёлудь упадёт - Новый ЗУБ расти начнёт. Есть у нашей Светы Вкусные ГАЗЕТЫ. ЗАЙКА громко лает И лису пугает. |
И) Звёзды ярко горят в вышине, Мы летим на РАКИТЕ к луне … КИТЫ гонялись за мышами, А спаниели - за КИТАМИ. На весёлом карнавале Люди в МИСКАХ танцевали. | Й) ГАЙКА к нам в окно стучится. Я кричу ей: - Здравствуй, птица! МАЙКУ на конверт наклею - Полетит письмо в Гвинею. С урожаем всё в порядке: РЕЙКА выросла на грядке. Наконец-то гость пришёл Ставим ЧАЙКУ мы на стол. КАРАВАЙ по пустыне шагает, А погонщик его подгоняет. |
К) Я маме утром преподнёс Букет прелестных белых КОЗ. Мы гуляли по дорожке, А вокруг летали КОШКИ Приходите к нам, подружки! Испекли мы к чаю КЛЮШКИ! | Л) Забибикала МАЛИНА: - У меня спустилась шина! Лает из БУЛКИ собака, Видно, она забияка. - У козлика выросли ЛОЖКИ! - Кричали соседские кошки. |
М) Мяукают МИСКИ: - Ну где же сосиски?! Чтобы с горочки съезжать, Нужно МАНКИ нам достать. Скачут МАЙКИ На лужайке. Завизжал сердито пёс: МАК клешнёй вцепился в нос. | Н) Я воспитан и неглуп: Ем своею НОЖКОЙ суп. Грохочет громко ГНОМ - Гулять мы не пойдём. На поле утром рано Бодались два БАНАНА. Знает каждый: у быка На макушке есть НОГА. |
О) МОШКА целый день ревёт: - Пчёлы, пчёлы, где же мёд? Мы плыли на лодке, Нам так не везло! Мы сели на МОЛЬ И сломали весло. ВОЛКИ с ложками лежат - Скоро ужин у ребят. | П) За лето вырос мальчуган, Теперь он просто ПЕЛИКАН. Мы сидели у Андрюшки И весь вечер грызли ПУШКИ. Погрузили в ТАПКИ чернозём, Его на нашу дачу повезём. |
Р) РЕПКА голову согреет, Надевай её скорее. В тишине ночной порой СЫР летает надо мной. ТЁРКУ возле дома Пас Рябинкин Рома. | С) Для птиц висит кормушка, Над ней летает СУШКА. Страх на птичий двор навёл Хищник с крыльями - ОСЁЛ |
Т) Машет флагами народ: В ТОРТ въезжает пароход. Принесли мне ТЁТКУ братья, Чтобы ею чистить платья. Гуляли в мороз две Танюши, Надвинули ТАПКИ на уши. | У) Посмотри-ка, тут и там БУЛКИ скачут по ветвям! На ТУЧКУ песок погрузили И быстро её покатили. - Зовут меня ГРУША, - Сказал мальчуган. - Хорошее имя! - одобрил Иван. На ЛУЖАХ мчится с гор Спортсмен Петров Егор. |
Ф) У моей сестрички ФАНТИКИ в косичках. Я был у тёти на работе, БУФЕТ цветов вручил я тёте. Если нет скамеек - не беда! Можно сесть на ФОРТОЧКИ всегда! | Х) Очень часто так бывает: ХОБОТ людям помогает. Уж который год подряд Мы сажаем здесь ХАЛАТ. Любит слушать мухомор, Как шумит от ветра ХОР. |
Ч) В лесу могучий ЧУБ растёт, Под ЧУБОМ сладко спит Федот. На лугу цветут ромашки, Колокольчики и ЧАШКИ. В ЧАЕ ландыши цветут, Птицы звонкие поют. | Ш) Закипел наш самовар, Выпускает с шумом ШАР. Сядь на ШАВКУ, выпей чаю, Будет вкусно, обещаю. |
Щ) В огород пришёл мой друг, Посадил на грядке ЩУК. ОВОЩ вьётся над быком, Бык сердито бьёт хвостом. ЩИТ, пустив большой фонтан, Погрузился в океан. | Ъ) Оперу Верди СЪЕЛИ медведи, Их поздравляли хором соседи. |
Ь) В БАНЬКЕ плавает рыбёшка, Нам принёс её Алёшка. Оля пишет на доске, МЕЛЬ скрипит в её руке. Помытую посуду На ПОЛЬКУ ставить буду. Уселась ГАЛЬКА на сосну, Встречает радостно весну. | Ы) ВЫДРА у меня в руке - По волу иду к реке. Скачет весело СЫРОК - Шустрый маленький зверёк. Мы дружно веником метём - От СЫРА очищаем дом. В ДЫМ входите, не стесняйтесь! Раздевайтесь, угощайтесь! |
Ю) Хоть Андрюшка очень мал, Сам САЛЮТ он поливал. Мне не холодно, друзья, Тёплый ПЛЮЩ надела я! | Я) ФЛЯГИ развеваются - Праздник начинается. В ШЛЯПКУ сядем вчетвером, И по морю поплывём. ВЯЗЫ на столе стоят, В ВЯЗАХ фрукты для ребят. |