ОПК (проектные работы)
На этой странице сайта собран материал необходимый для работы по предмету ОПК в 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Моя родословная" | 19.86 КБ |
prektnaya_rabota_rozhdestvo_hristovo.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Моя родословная»
по предмету ОПК 4 класс
Актуальность проекта
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хотя давно известно, что именно семья играет важную роль в воспитании детей. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, культурным ценностям, формируется комплекс привычек, стереотипы поведения. Основная воспитательная функция семьи не может быть заменена ничем другим. К сожалению, в школу приходят дети, которые не знают своих бабушек и дедушек, дальних родственников, не знают их имен и фамилий. Работа над проектом будет способствовать развитию у учащихся интереса к истории своей семьи, желанию больше узнать о своих предках.
Цель проекта: осознать роль семьи в жизни человека, помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Задачи:
Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи. Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться находить и отбирать в семейном фотоархиве соответствующий материал;
-научиться публично выражать свои мысли;
-научиться использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности;
-обсуждать результаты;
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Метапредметные:
-использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-определять общую цель и пути ее достижения;
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
-развивать этические чувства, доброжелательность;
-умение применять полученные знания в собственной деятельности.
Этапы работы над проектом.
Организационный этап.
I этап. "Разработка проектного задания". Формулирование проблемы.
1занятие вводное: "Моя родословная".
Цель: Познакомить школьников с понятиями " родословная", "генеалогия".
Задачи: убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.
- Объяснение необходимости изучения своей родословной.
Семья - мой дом родной,
Там я живу, там мой покой.
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Цените и любите счастье,
Оно рождается в семье.
Что может быть семьи дороже
На этой сказочной Земле?
-Как вы думаете, должны ли вы знать историю своей семьи?
-Для чего нужно знать историю своей семьи?
-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках?
-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?
-Какие у них профессии? Чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные люди?
II этап: Реализации.
2 занятие:"Моя родословная. Генеалогическое дерево".
Цель: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.
1.Беседа.
Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.
А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.
Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2.Практическое задание.
Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?
Составление генеалогического дерева с помощью родителей.
3 занятие: "Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия".
Цель: познакомить с историей возникновения имен, их многообразием;
Задачи: воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
- Вступительная беседа.
Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.
2.Беседа "Из истории происхождения имен".
3.Поисковое задание.
Узнать историю своего имени.
4.Роль фамилии в жизни человека.
Беседа "Из истории возникновения фамилий".
5.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.
Оформление в альбоме страничек "Тайна наших имен и фамилий".
4 занятие: «Мои мама и папа»
Цель: выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), воспитывать интерес к различным профессиям.
1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.
Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома "Моя родословная", которая называется "Мои мама и папа".
2.Поисковое задание.
Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.
5 занятие: «Моя бабушки и дедушки»
Цель: выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.
1.Беседа.
Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках- бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.
-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.
-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?
2.Практическое задание.
Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.
6 занятие: «Семейные традиции»
Цель: прививать уважение к семейным традициям,
Задачи: формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
1.Беседа:
-Как вы понимаете слово "традиции"?
Традиции- это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.
Сегодня мы поговорим о семейных традициях.
-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?
Обсуждаете ли прочитанное?
-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть?
-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечаются эти праздники?
-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?
Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.
-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?
2.Ролевые ситуации и их обсуждение.
3.-Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?
-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.
4.Практическое задание.
Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.
III этап. Подведение итогов
Цель: подвести итог работы над проектом "Моя родословная".
1.Беседа.
Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи; восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.
Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!
2. Практическое задание.
Составьте "Календарь дней рождения и семейных праздников" – ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать.
Конференция "Моя родословная".
Цель: обобщение итогов работы над составлением своей родословной, защита проекта.
1.Вводное слово учителя:
Дорогие друзья! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье "Моя родословная".
(звучит песня "Родительский дом").
2.Конкурс "Моя родословная
а) на самую глубокую родословную (по количеству поколений);
б) на самую богатую родословную ( по количеству родственников);
3.Рассказы детей о своих папах, мамах, дедушках и бабушках,
4.Семейные конкурсы.
Заключительное слово учителя.
Вывод: в связи с проделанной работой дети получили большой запас знаний о семье и родственных связях, узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, повысился интерес и уважение к семейным традициям, воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких.
Предварительный просмотр:
Паспорт проектной работы.
- Название проекта «Рождество Христово»
- Руководитель проекта – учитель начальных классов Успенская Оксана Александровна
- Консультанты проекта: иерей прихода «Державная Божия Матерь»
- Возраст учащегося – 8 - 9 лет
- Тип проекта:
• про продолжительности мини-проект, по числу участников – личный, по содержанию –межпредметный.
- Сроки выполнения с 1 декабря по 29 декабря 2021 г.
Аннотация.
Данная работа будет иметь свою практическую значимость для школьника России, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций нашего народа.
Актуальность:
Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образцах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. И, отмечая календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки и т.д. Праздники продолжают жить и в наши дни. Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром. В праздниках заложено начало искусства и литературы.
Рождество Христово - это светлый праздник православия. Для ребят-школьников праздник остается чаще всего только домашним, так как проходит он во время зимних школьных каникул, когда некому рассказать ребятам чудесную Рождественскую историю или познакомить с традицией празднования нашим народом Рождества».
Цель проекта: Изучение традиций празднования Рождества.
Задачи проекта:
- изучение теоретических источников;
- сбор и анализ материала по теме;
- выявление уровня информированности учащихся о празднике и его традициях;
- проведение анализа на основе исследования;
- создание результата проекта.
Методы:
- теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования;
- сбор фактического и практического материала;
- анализ, сравнение и обобщение (имеющихся и полученных данных);
- опрос, анкетирование, интервьюирование;
- статистика и обработка данных (диаграммы, таблицы, математические данные).
Объект исследования: христианский праздник Рождество Христово.
Предмет исследования: уровень информированности учащихся о празднике Рождество Христово и его традициях.
Гипотеза: Если иметь больше информации о празднике рождества, то сознание праздника будет более полным и отмечать его будет интереснее.
Основополагающий вопрос:
- Что такое Рождество?
- Как празднуют этот праздник?
Вопросы проекта:
- Что я могу сделать для сохранения традиций этого праздника?
Продукт проекта: информационный буклет, поделка-подарок.
Этапы выполнения исследовательской работы.
Исследование
На первом этапе разработана анкета для обучающихся школы (приложение 1).
Целью проведения анкетирования было желание узнать: знают ли дети, что такое Рождество, как оно празднуется.
В исследовательской части работы основное внимание уделяется вопросам современного понимания и осмысления этого праздника Рождества. Хотели узнать, что знают наши сверстники о Рождестве и традициях этого праздника, соблюдают ли их, каковы ценности праздника. Для этого провели анкетирование среди учащихся нашей школы.
Далее проанализировали анкетные данные, результаты которых мы обработали, где сравниваются результаты разных классов.
На основании исследования сделан вывод, что дети осведомлены о дате Рождества, но очень мало знают о сущности праздника и его значении. Этот вывод и подвёл к желанию сделать исследовательскую работу о Рождестве Христовом, чтобы узнать о нём как можно больше, а потом поделиться этой информацией.
Информационный этап
На втором этапе мы собрали информацию по теме: интервью, беседы в результате которых мы много узнали об этом празднике и его традициях.
Теоретическая часть
История праздника Рождество Христово
Рождество Христово – самый известный и почитаемый праздник на Руси. Это день, когда родился Иисус Христос. В это время, с 7 января, начинаются святые вечера, которые заканчиваются 18 января. На Святки было принято распевать колядки, кататься со снежных горок на санках, играть в снежки.
Рождество Христово – праздник, когда в душе пробуждаются самые светлые и добрые чувства и появляется особое ощущение чуда. За две тысячи лет сложились прекрасные традиции празднования Рождества – к нему задолго готовятся, сам праздник встречают особенно, дарят необычные подарки, особым образом украшают дом, украшают рождественскую елку игрушками, сделанными своими руками, готовят особую трапезу, а главное – с особым вниманием и теплом заботятся о ближних. Рождество в царской России всегда было одним из самых любимых праздников. В наши дни вместе с возрождением традиции празднования Рождества возрождаются и традиции дарения рождественских подарков по милосердию. Каждая православная семья считает своим долгом на Рождество одаривать бедных, болящих, пожилых. В ночь с 6 на 7 января, когда спал весь Вифлеем, родился в пещере в тишине и безвестности Богомладенец Христос, и Ангелы воспели Ему хвалебную песнь. С тех пор каждый год люди приходят в храм, чтобы радоваться о Рождении Христа.
Что я могу сделать для сохранения традиций этого праздника?
Практический этап
На этом этапе был создан буклет для учащихся школы, с информацией о рождестве, поделка: что бы поздравить с Рождеством своих родных и близких.
Лучший подарок на Рождество должен иметь духовное, церковное значение.
Ангелочек является одним из символов традиционных рождественских подарков, по преданию именно ангел возвестил пастухов о рождении сына Божьего. Ангелы могут принести счастье в дом. Мы поставили перед собой цель –узнать как сделать ангелочка. Технология изготовления поделки проста и не понадобилось просить денег у родителей. .
Приложение 2
Наша гипотеза подтвердилась:
Узнав много нового о чудесном празднике Рождества, его традициях, мы с большей радостью буду к нему готовиться!
Заключение
Рождество Христово – один из самых значительных религиозных праздников. Его называют «матерью всех праздников». С рождением Сына Божьего у людей появился пример для подражания. Мы стремимся походить на него, стремимся совершать добрые дела, учимся сопереживать и быть милосердными. В этом нравственный смысл Рождества.
Вывод:
На основании исследования сделан вывод, что дети осведомлены о дате Рождества, но очень мало знают о сущности праздника и его значении.
Результат исследовательской работы о Рождестве Христовом:
1.Мы узнали о празднике Рождество Христово и его традициях.
2.Теперь мы можем рассказать об этом празднике.
3. Мы научились работать с соленым тестом.
Приложение 1.
Анкетирование.
1. Что такое рождество? |
2. Когда празднуется рождество? |
3. Что вы знаете о традициях рождества? |
4.Отмечаете ли вы рождество? |
5.Как празднует твоя семья этот праздник? |
Приложение 2.
Рецепт солёного теста:
Мука – 1 ст. соль «Экстра» - 0,5 ст. вода 0,5 ст. Насыпьте в миску соль и залейте её холодной водой. Соль немного растворится, и сразу добавляйте понемногу муки. Подсыпайте муку, сколько потребуется. Замесите тугое, эластичное тесто.
Покраска фигурки из соленого теста:
Для окрашивания теста добавьте в него пищевые красители.
Сушка изделия из соленого теста:
Сушка фигурок из соленого теста осуществляется в духовке при температуре 80 градусов а течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант - сушить соленое тесто на батарее.
Технологическая карта
Последовательность выполнения работы | Материалы, инструменты |
Смешать в подходящей посуде просеянную муку, мелкую соль. | Посуда, ложка для замешивания теста. |
Влить воду. Тщательно вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. | Посуда, ложка для замешивания теста. |
Заготовка деталей. | Стека, чеснокодавилка. |
Соединить все детали и украсить. | Пуговица, бисер, блестки. |
Повязать лентой. | Лента. |
Изготовление изделий из соленого теста - экологически чистое производство:
при работе с соленым тестом не выделяются вредные вещества в атмосферу;
практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.
При создании поделки «АНГЕЛОЧЕК» мы использовали: красители (пасхальный набор или краски гуашь), соль, муку, ленточку, блеск. Все это можно найти дома и обойтись без затрат.
Список литературы:
1. Интернет – сайты:
http://ru.wikipedia.org.
http://prazdnik.ru.
3. О. Мещерякова «Встречаем Новый год и Рождество всей семьей».
4. Детская энциклопедия «Религии мира»