Конкурс "Учитель года - 2017"

Вечерова Любовь Владимировна

Материалы конкурсного задания "Учитель года  - 2017".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_temu.doc32 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.53 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Я – учитель».

        Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

         Совершенный учитель. Какая простая формула, но как сложно следовать этой формуле, решая профессиональные и жизненные задачи. А задачи именно жизненные, потому что моя профессия – учитель, превратилась в образ моей жизни. И мне, как любому человеку, хотелось быть успешной в жизни, а, следовательно, в профессии.

        Так как я учитель математики и физики и привыкла к языку формул и цифр, попробую представить мой алгоритм совершенного учителя.

        Следуя формуле Льва Николаевича Толстого, совершенный учитель – знающий свой предмет учитель. Быть учителем сложно! В современном информационном мире нужно не только отлично знать свой предмет, но и ориентироваться во многих областях знаний. Это подразумевает постоянную бесконечную работу над собой по самосовершенствованию.

        Следующий шаг в алгоритме решения этой задачи… А как в математике обозначить слово любовь? Пожалуй, ученик и учитель это сообщающиеся сосуды. Если учитель умело сочетает строгость и доброту, заботу о детях и справедливость в оценивании, то хрупкий сосуд детской души будет наполняться знаниями, развивающими его личностные качества. Для меня важно не только проникнуть в мир ребенка, дать шанс ему проявить себя, но и не повредить хрустальный сосуд его души. Следовательно, совершенный учитель – это умелый психолог.

        Умелый психолог – это артист, умеющий помочь ребенку жить в предлагаемых обстоятельствах. Следовательно, учитель это тоже артист, артист оригинального жанра. Ведь какого учителя ждут школьники? Умного? Да. Эрудированного? Конечно. Грамотного? Безусловно. И все-таки: оригинального! С выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность, креативная, разносторонняя, интересна детям.

        Дети… Какие все они разные! Как порой бывает сложно задать направление этому «броуновскому движению». И следующий этап моего алгоритма на пути решения задачи – организовать и создать условия для раскрытия способностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка с учетом его интересов, способностей к обучению через разные виды деятельности: познавательную, творческую, исследовательскую. Стараюсь учить ребёнка учиться, чтобы он не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел результат своей деятельности. Через разные виды деятельности приобретается личный жизненный опыт, и чем он богаче, тем легче детям строить взаимоотношения между собой и людьми, тем гуманнее отношение к окружающему миру, тем содержательнее его внутренний мир.

        И, возможно, я знаю, как создать вечный двигатель. Вечный двигатель обучения – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учеников, сделать так, чтобы детям понравилось то, что они делают. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, создавать. Важно, чтобы дети вместе с учителем создавали урок. Ведь нестолько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в деловом общении. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.

        Я убеждена, что процесс развития личности ребенка строится на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь неудач, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонек души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче, согревая нашу жизнь.

        Вероятно, можно и дальше продолжать алгоритм «совершенного» учителя, потому что, как сказал один из классиков, «нет предела совершенству».

        Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в классе на меня будут смотреть мои ученики. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.

        Я – учитель! Много это или мало? Это немного и немало, это только начало! А если начать сначала? Нет, я точно знаю, никем другим я бы не стала!

        Что и требовалось доказать.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Название материала: Методический семинар «Эксперимент как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики»

Вид материала: презентация PowerPoint

Автор: Вечерова Любовь Владимировна, учитель математики и физики МОУ Чёлсменская ООШ

Предмет: физика

Аудитория: преподаватели физики

Цель, задачи авторского материала

Цель: обобщение и распространение педагогического опыта, оказание помощи преподавателям в организации обучения и воспитания учащихся по активизации познавательной деятельности на уроках физики.

Задачи:

  • поиск новых, наиболее рациональных методов обучения и совершенствование, на этой основе, учебно-воспитательного процесса;
  • овладение современными методами и приёмами учебно-воспитательной работы с обучаемыми, творческое применение их на учебных занятиях.

Необходимое оборудование и материалы для семинара:ПК, проектор.

Аннотация работы

Чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов: всё познание реального мира исходит из опыта и завершается им.

А. Эйнштейн

 Развитие современного общества требует формирования всестороннейинтеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даётосновополагающие знания о закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд научно-технический прогресс.

Мы живем в информационном мире, где физика является одной из основ подготовки молодежи к жизни в высокотехнологическом обществе. В учебном процессе мало времени уделяется практической части, так как изучение физики проходит на базовом уровне (2 часа в неделю), хотя в своей основе физика - это экспериментальная наука.

Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательногоинтереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему впроцессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать иукреплятьпознавательный интерес обучающегося и какважный мотив учения и как мощное средство повышения его качества.

Теория, как известно, без практики мертва, и без практического подтверждения все физические явления и закономерности можно отнести к сфере предположений и домыслов. Опыты по физике – это возможность для ученика более основательно разобраться в устройстве мира.Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создаетусловия для активного и творческого познания.Как известно, искра жажды знаний зажигается учителем. Познаниеначинается с удивления, а продолжается через деятельность.

Придерживаясь принципа:слушают – забывают, видят – запоминают, делают – понимаютя считаю, что физический эксперимент (демонстрационный, лабораторный, экспериментальный и домашний) можно рассматривать как метод активизациипознавательной деятельности обучающихся.

До 2014 года я работала над методической темой «Активизацияпознавательной деятельности через систему нестандартных уроков».Использование нестандартных уроков (семинаров, конференций, деловыхигр) возможно в том случае, если хотя бы 40-45% обучающихся учатся на«4» и «5». В 2014 году я начала обучать физике 7 класс, в котором из 7 обучающихся только двое учились на «4» и «5». Даже игровая методика(физическое домино, физическое лото) в этом классе не давала результатов.Работать было очень сложно, естественно, встал вопрос «Что делать?», какизменить процесс обучения? Прочитав много литературы и проведя тестирование на выявление наиболееинтересных видов деятельности на уроке физики, привели меня к мысли, что изменить ситуацию вклассе поможет применение физического эксперимента во всех его видах.Именно тогда я начала внедрять в уроки кроме демонстрационного илабораторного эксперимента фронтальный эксперимент, который занималминимальное время, но постепенно стал давать результаты, дети, работая впарах, выполняли дифференцированные задания, что исключало списываниеи позволяло оценить работу каждого. Со временем стала использоватьэкспериментальные задачи и домашний эксперимент. В качестве девиза работы на уроке взяла слова Михаила Васильевича Ломоносова «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением». Результаты, полученные за двагода работы, показывают, что физический эксперимент можно рассматриватькак метод активизации познавательной деятельности на уроках физики.

Результаты теста.

Вариант ответа

7 класс

(7чел)

8 класс

(10чел)

9 класс

 (7чел)

Что вам нравиться при изучении физики?

Решать задачи

2 – 29%

5 – 50%

2 – 29%

Смотреть демонстрации

6 – 86%

10 – 100%

5 – 71%

Читать учебник дома

3 – 43%

3 – 30%

1 – 14%

Отвечать у доски

4 – 57%

3 – 30%

3 – 43%

Самостоятельно выполнять опыты

7 – 100%

10 – 100%

6 – 86%

На каком уроке вам интереснее?

На уроке изучения нового материала

6 – 86%

8 – 80%

5 – 71%

На контрольной работе

4 – 57%

7 – 70%

4 – 57%

На лабораторной работе

7 – 100%

10 – 100%

7 – 100%

На уроке решения задач

5 – 71%

6 – 60%

3 – 43%

Расскажу о назначении каждого вида эксперимента на уроке.

1. Демонстрационный эксперимент

Демонстрационный эксперимент как метод обучения появилсяпрактически одновременно с началом преподавания систематического курсафизики. Демонстрационный эксперимент относится к наглядным методамобучения и занимает особое место: он никогда не используется какуединенный метод, а всегда в сочетании со словесным (лекция, объяснение,беседа), а также с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы,экранные пособия).

Большую роль демонстрационный эксперимент играет в развитии уобучающихся наблюдательности, образного мышления, умения делатьобобщения на основе наблюдаемых фактов. Правильно поставленный,экономный по затратам учебного времени, впечатляющий, а потому легкозапоминающийся, демонстрационный эксперимент активно формируетзнания обучающихся.

Используя учебный эксперимент, я имею возможность:

А). Показать изучаемое явление в педагогически трансформированном видеи, тем самым, создать базу для его изучения.

Б). Проиллюстрировать проявление установленных в науке закономерностейв доступном для обучающихся виде.

В). Познакомить с экспериментальным методом изучения физическихявлений.

Г). Показать применение изученных физических явлений в быту и технике.

Д). Повысить наглядность преподавания и, тем самым, сделать изучаемоеявление более доступным для обучающихся.

В педагогической практике при изучении физики необходима постановкаследующих групп опытов, имеющих большое значение для обучения:

1. Опыты, помогающие уяснить тему. (Например, «Свойства газов,жидкостей твёрдых тел», «Магнитное поле тока»).

2. Опыты, в ходе которых показывается применение изученных физическихявлений в технике и изучается принцип работы технических установок.(«Тепловые двигатели», «Электродвигатели» (8 класс)).

3. Эффектные опыты, предназначенные для возбуждения интересаобучающихся к миру физических явлений.

4. Опыты, в ходе которых нужно поставить перед учениками проблему, надкоторой мы будем работать в течение урока.

5. Опыты, подтверждающие качественные закономерности. (Например, законОма, закон Гука) К этой же группе относятся лабораторные работы, накоторых обучающиеся проверяют тот или иной физический закон. Кпримеру, «Проверка условия равновесия рычага» (7 кл.), «Изучение условияплавания тел» (7кл.).На уроке обучающиеся приходят к теоретическомувыводу данного условия, а на лабораторной работе подтверждают его наоснове своих расчётов.

Демонстрационный и лабораторный эксперимент ярассматриваю как основные методы развития мыслительной деятельности.

2. Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент, призванный утвердить физику как наукуопытную, выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства сновым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измеренияколичественных характеристик явления; проверки сформулированногоучителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и так далее.

Лабораторные работы формируют практические умения, позволяютученикам овладеть навыком применения тех или иных физическихзакономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром ипредметами.

Все лабораторные работы можно объединить в следующие группы:

- Наблюдение явлений и процессов (кипение, взаимодействие магнитов идр.).

- Градуировка приборов (динамометра).

- Измерение физических величин (плотности, силы, показателяпреломления, удельного сопротивления и др.).

- Изучение физических законов (законов последовательного и параллельногосоединения, газовых законов, закона сохранения механической энергии идр.).

- Определение физических констант (ускорения свободного падения,жёсткости пружины, коэффициента трения и др.).

- Сборка простейших электрических цепей, устройств и технических моделей(электродвигателя, электромагнита, и др.).

Для того, чтобы лабораторный экспериментразвивал мышление, познавательную активность детей, умение сравнивать иделать выводы некоторые лабораторные работы я доработала.

Например, в 7 классе при выполнении лабораторной работы «Определениеплотности вещества» мы работаем тремя группами с цилиндрами из наборапо калориметрии (в учебнике предлагается один – алюминиевый),изготовленными из разных веществ: алюминия, меди и железа. Каждаягруппа производит свои расчеты, сравнивает полученное значение стабличным, и затем мы делаем общий вывод о том, что плотность различныхвеществ различна.

Работу «Измерение силы трения» дополняю заданием: определите силутрения при движении бруска по столу (полированная поверхность) и по не обработанной дощечке, сравните значения исделайте вывод.

3. Фронтальный эксперимент

Одним из видов самостоятельной деятельности обучающихся являетсяфронтальный эксперимент, который может иметь различные функции:

Образовательная функция: способствует формированию у обучающихсятеоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков,в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты,обращаться с приборами.

Развивающая функция: способствует развитию мышления обучающихся, так как побуждает их к выполнению умственных операций.

Воспитывающая функция: способствует развитию самостоятельности иинициативы.

Кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темойурока, позволяют вести изучение теоретических вопросов наэкспериментальной основе.Благодаря своей кратковременности выполнения, ученический экспериментприменим на любом этапе урока: при объяснении нового материала,отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного науроке. Приведу пример.В 8 классе приизучении темы «Испарение и конденсация» я провожу фронтальныйэксперимент с целью выяснения причин, от которых зависит скоростьиспарения. Продолжительность эксперимента составляет всего 4-5 минут, ноэтот эксперимент учит детей анализировать, делать вывод, работать в паре ипредставлять результаты своего эксперимента.При изучении темы «Механические колебания» (9 класс) фронтальныйэксперимент позволяет более осознанно изучить свободные колебанияфизического маятника.

Таким образом, использование фронтальногоэксперимента также ведет к повышению познавательной активности.

4. Экспериментальные задачи.

Самостоятельное решение обучающимися экспериментальных задачспособствует активному приобретению умений и навыковисследовательского характера, развитию творческих способностей.

Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых длярешения. Поэтому обучающемуся приходится сначала осмыслитьфизическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче,выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности ихопределения и только потом использовать формулу для решения.

Например, в 7 классе при изучении темы «Давление твердых тел» мырешаем экспериментальную задачу: выяснение зависимости давлениябруска от площади опоры. В ходе эксперимента дети определяют силутяжести бруска, она одинакова во всех трёх случаях, рассчитывают площадьграни, на которую опирается брусок (в каждом варианте она своя),используя знания из геометрии и только потом рассчитывают давление поформуле, сравнивают свой результат с результатом напарника и толькопотом делают вывод: давление обратно пропорционально площади опоры.Конечно, эксперимент можно и не проводить, просто сделать этот вывод,используя формулу P = F/S. Но я считаю, что при выполненииэкспериментального задания дети лучше понимают физический смыслформул и закономерностей.

5. Домашние опыты.

Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задаваяэксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельнопополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных иинтересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Приорганизации и проведении домашних экспериментов важно иметь в видуследующее: такие работы должны стимулировать познавательнуюдеятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основномуматериалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний;легко выполняться в домашних условиях и так далее. При выполнении опытовобучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы иматериалы домашнего обихода.

И как вывод, хочется сказать, чтосформировать глубокие познавательные интересы к физике у всехучащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикамна каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из нихпервоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий истойкий интерес к науке физике.

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, так как неиспользуется связанная с экспериментом возможность вовлечения учащихсяв активный познавательный процесс. Подготовка экспериментов требует от педагога дополнительных затрат времени, особой организации работы, но «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легчеучителю, тем труднее ученику» (Л. Н. Толстой).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар по теме «Эксперимент как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики» Вечерова Любовь Владимировна учитель математики и физики МОУ Чёлсменская ООШ

Слайд 2

Образовательные стандарты по физике и современные педагогические тенденции ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и учащихся. Почему? Все дело в том, что учащиеся должны освоить не только конкретные практические умения, и даже не общеучебные умения, а метод естественнонаучного познания. «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» (М.В. Ломоносов)

Слайд 3

Актуальность проблемы: снижение интереса обучающихся к изучаемому предмету; осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся; поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом; рассмотрение возможности использования физического эксперимента как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования.

Слайд 4

Виды физического эксперимента, используемые мною на уроках физики: Физический эксперимент Демонстрационный эксперимент Домашние опыты Лабораторный эксперимент Экспериментальные задачи Фронтальный эксперимент

Слайд 5

Демонстрационный эксперимент. Используя учебный эксперимент, я имею возможность: А)Показать изучаемое явление в педагогически трансформированном виде и, тем самым, создать базу для его изучения. Б)Проиллюстрировать проявление установленных в науке закономерностей в доступном для обучающихся виде. В)Познакомить с экспериментальным методом изучения физических явлений. Г)Показать применение изученных физических явлений в быту и технике. Д)Повысить наглядность преподавания и, тем самым, сделать изучаемое явление более доступным для обучающихся.

Слайд 6

Лабораторный эксперимент. Лабораторные работы формируют практические умения, позволяют ученикам овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи»

Слайд 7

Экспериментальные задачи. Решение экспериментальных задач помогает учащимся в более наглядной форме увидеть, запомнить и самое главное - понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен мир. Обучающемуся приходится сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения и только потом использовать формулу для решения. «Определение плотности мыла» «Взвешивание бумаги»

Слайд 8

Домашние опыты. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях. «Эффект моря» «Превращаем жидкость в шар»

Слайд 9

Фронтальный эксперимент. Одним из видов самостоятельной деятельности обучающихся является фронтальный эксперимент, который способствует формированию у обучающихся теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами. Способствует развитию мышления обучающихся, так как побуждает их к выполнению умственных операций. Проведение фронтального эксперимента при определение темы урока «Сила». Проведение фронтального эксперимента для закрепления нового материала темы урока «Масса тела».

Слайд 10

Мониторинг тестирования выявления наиболее интересных видов деятельности на уроке физики. Что вам нравиться при изучении физики?

Слайд 11

Мониторинг тестирования выявления наиболее интересных видов деятельности на уроке физики. 2. На каком уроке вам интереснее?

Слайд 12

Результаты, полученные за два года работы по ФГОС ООО, показывают, что физический эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной деятельности на уроках физики. Динамика качества знаний и уровня обученности обучающихся.

Слайд 13

Вывод. Исходя из показателей видим, что существенные позитивные изменения уровня мотивации и познавательного интереса обучающихся с активным применением физического эксперимента в целях развития познавательной деятельности обучающихся положительно влияет на повышении качества знаний обучающихся.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Литература. 1. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании 2. Полякова Ю.В. Системно- деятельностный подход в образовании. ФГОС 3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983 4. Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В. Алексеева. М.: “ Учпедгиз ”, 1960 5. Зверева Н.М.. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980