БИБЛИОЛИГА - 2021
ПРОЕКТ "ОТКРЫВАЯ КНИГУ..."
Командой сотрудников сельской и школьной библиотеки создан проект «Открывая книгу…», который является продолжением предыдущей программы «Открывая двери…». Каждое мероприятие точно новая дверь, ведущая в увлекательный и захватывающий мир книги. Вместе с героями художественных произведений и исторических хроник ребята смогут попасть в неизведанный, полный открытий и приключений новый мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkryvaya_knigu.docx | 30.44 КБ |
plan_raboty.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Межведомственное взаимодействие
муниципального общеобразовательного учреждения
Чёлсменская основная общеобразовательная школа
Костромской области
и Челсменской сельской библиотеки-филиала №28 МКУК МБ им.М.Горького Галичского муниципального района
ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ КНИГУ…»
Авторы проекта:
Вечерова Л.В. – педагог МОУ Чёлсменская ООШ, ответственный за библиотечный фонд
Туху А.Ю. – библиотекарь Чёлсменской сельской библиотеки-филиала №28 МКУК МБ им.М.Горького
2021 г.
Актуальность проекта
Безусловно, книга является не только основным источником знаний, но и носителем исторической и духовной памяти народа. Библиотека создала индивидуальный стиль оформления отделов и способы раскрытия фонда художественной и исторической литературы.
Командой сотрудников сельской и школьной библиотеки создан проект «Открывая книгу…», который является продолжением предыдущей программы «Открывая двери…». Каждое мероприятие точно новая дверь, ведущая в увлекательный и захватывающий мир книги. Вместе с героями художественных произведений и исторических хроник ребята смогут попасть в неизведанный, полный открытий и приключений новый мир.
Роль книги и библиотеки в современном мире крайне важна. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.
Цель Проекта – создание условий, способствующих повышению интереса местного сообщества к чтению русской и зарубежной литературы, изучению истории своей страны и повышение культурного уровня и гражданского самосознания подрастающего поколения.
Задачи Проекта:
- усилить сетевое взаимодействия школьных библиотек и Межпоселенческой библиотеки им.М.Горького Галичского муниципального района, ее филиалов с целью повышения эффективности работы по приобщению детей к книге;
- содействовать патриотическому, духовно - нравственному воспитанию местного сообщества, в том числе подрастающего поколения;
- воспитание художественного вкуса и приобщение к лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы;
- привитие любви к художественному слову, создания среды творческого общения;
- создание условий для реализации способностей в искусстве художественного чтения.
- Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в настоящее время.
Тип проекта: информационный, межпредметный (история и литература), долгосрочный.
Наш проект предназначен для решения нескольких проблем:
1.Проблема сохранения и развития исторической памяти.
Нет села, нет семьи на территории России, которых бы не коснулись трагические события в разные периоды нашей истории.
Русская земля свято чтит память о героях, ставших прототипами персонажей литературных произведений. И в такой ситуации на первое место, рядом с историей, встаёт литература. Книга о войне и не только о войне – это впечатляющее литературное произведение, дающее читателям возможность прикоснуться к исторической правде. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть - они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем.
Это прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а сохранение его в памяти народа, в памяти наших детей и внуков - важнейшая нравственная и культурная задача.
2. Вторая проблема – снижение интереса к чтению.
Благодаря чтению человек с ранних лет приобщается к культурному и научному наследию человечества, знакомится с традициями, правилами, достижениями, произведениями искусства, как своего, так и других народов.
Сегодня исследователи во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения. В современной России действует та же тенденция: интерес к чтению заметно понизился среди всех категорий читателей.
А ведь еще Сухомлинский В. А. утверждал: «Чтение –
это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
И действительно, культура личности во многом складывается из культуры чтения, которая отражает многие составляющие развития личности: мировоззренческую, культурологическую, психологическую, философскую и т. д. Культура чтения выступает как показатель гармонического целостного
развития личности, его социальной зрелости, как фактор социокоммуникативного развития человека. Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного, востребованного человека.
Очень важно помогать ребенку полюбить чтение с самого младшего возраста, ненавязчиво приобщать к лучшим произведениям классической литературы во время обучения в школе.
3.Третья проблема – нравственная культура.
Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Воспитанию такой личности, несомненно, способствует литература в целом и чтение в частности. В процессе изучения и анализа художественных произведений происходит становление и формирование личности растущего человека.
- Механизм реализации
В течение всего времени действия проекта в библиотеках будут проходить акции и мероприятия патриотической и духовно – нравственной направленности:
- громкие чтения произведений в общественных местах: парках, аллеях, скверах;
- экскурсии по тематическим экспозициям и выставкам музеев;
- информационно-просветительские акции с демонстрацией тематических кино- и фотоматериалов, книг и документов.
Формы работы:
- вечера – встречи, беседы, тематические вечера, литературные гостиные;
- познавательные, патриотические, праздничные программы;
- акции «Бессмертный книжный полк», интеллектуально – творческий книжный марафон;
- выставки художественного творчества, оформление фотозон.
Описание проекта:
Для реализации проекта «Открывая книгу…» скоординирована деятельность школьных библиотек и Чёлсменской сельской библиотеки, привлечены: организаторы по воспитательной работе школ, учителя начальных классов, учителя – предметники и классные руководители.
В рамках проекта будет проведена работа с учащимися начальной и основной школы, родителями учащихся, педагогическим коллективом, жителями деревни.
Данный проект включает в себя тематические занятия и внеклассные мероприятия, направленные на познавательную, ценностно-ориентационную, творческую, коммуникативную деятельность, формирующую навыки самообразования, интерес к изучаемому материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
4. Ресурсное обеспечение
Условия | Содержание деятельности |
Организационные | Определение темы и актуальности проекта, определение ресурсного потенциала, оформление материалов проекта. Разработка и реализация проекта. Подведение итогов проекта. |
Нормативно-правовые | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон о библиотечном деле Концепция поддержки детско-юношеского чтения. Модельный стандарт общедоступной библиотеки. Стратегия государственной культурной политики. Приказ Минобрнауки №715 от 15.06.2016 _О развитии школьных информационно-библиотечных центров. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров Костромской области. Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 11.12.17г. о реализации проекта |
Информационные | Интернет- порталы, художественная, публицистическая, научно-популярная и методическая литература, наглядные пособия |
Методические | Проект «БиблиоЛига» (межведомственное взаимодействие школьных и публичных библиотек ) |
Кадровые | Смирнова Г.Ю. – библиотекарь МКУК МБ им. М. Горького Вечерова Л.В. – педагог МОУ Челсменская ООШ, ответственный за библиотечный фонд Туху А.Ю. – библиотекарь Челсменской сельской библиотеки-филиала №28 МКУК МБ им.М.Горького Педагоги-организаторы Классные руководители и учителя начальных классов |
Материально-технические | Книжный фонд школьных, сельских библиотек, книжный фонд МКУК МБ им. М. Горького Галичского муниципального района, сетевое обеспечение, оргтехника. |
5. Планируемый результат:
- Увеличение посещений детей и молодежи, привлечение новых читателей, увеличение книговыдачи.
- Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
- Создание единого информационного образовательного пространства школы и публичных библиотек;
- Расширение доступа к ресурсам и услугам библиотек;
- Создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма у детей и подростков, повышения мотивации чтения исторической и художественной литературы;
- Расширение читательского круга детей через прочтение внепрограммных произведений, участие в конкурсах, викторинах.
- Повышение информационной и методической грамотности библиотекарей в результате совместной работы над проектом;
6. Показатели эффективности
- 100 % участие сотрудников публичной и школьной библиотеки, включенных в реализацию проекта;
- Охват обучающихся, участвующих в проекте от общего количества обучающихся 1-4 кл.-100%, 5-9 кл.-60%;
- Привлечение не менее 30 % родителей, участвующих в совместном проекте;
- Увеличение книговыдачи на 15%;
7. Срок реализации проекта – долгосрочный.
Предварительный просмотр:
План мероприятий проекта «Открывая книгу…»
в рамках межведомственного взаимодействия «Библиолига – 2021»
№ п/п | Название мероприятия/акции | Форма работы/тематическая дата | Сроки проведения | Ответственные |
1 | «Права человека» | библиотечный урок | январь | Туху А.Ю. |
2 | «Война глазами поколений» | урок мужества/день юного героя - антифашиста | февраль | Вечерова Л.В. Туху А.Ю. |
3 | «И чувства добрые я лиры пробуждал…» | литературно – музыкальная гостиная/день памяти А.С. Пушкина | Вечерова Л.В. | |
4 | «Хорошая книга – лучший подарок» | Акция/международный день дарения | март | Вечерова Л.В. |
5 | «Я открываю Некрасова» | интеллектуально – творческий марафон, посвященный 200–летию со дня рождения Н.А.Некрасова | апрель | Вечерова Л.В. Туху А.Ю. |
6 | «Вперёд, к звёздам!» | интеллектуально – творческий марафон, посвящённый 60-летию первого полёта человека в космос (познавательные игры, викторины, конкурсы) | Вечерова Л.В. Классные руководители | |
7 | «Цена Победы» | виртуальная акция «Бессмертный полк», литературно – музыкальная композиция «Час памяти» | май | Вечерова Л.В. Туху А.Ю. Классные руководители |
8 | «Сказки Лукоморья». | литературная игра, в рамках акции к Пушкинскому дню в России | июнь | Туху А.Ю. |
9 | «В гостях у зарубежных сказочников – фантастов» | литературная игра – путешествие (к 295-летию книги Д.Свифта «Путешествие Гулливера», к 240-летию книги Р.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», к 150-летию книги Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье») | Вечерова Л.В. |