Мои открытые занятия

Князева Нина Александровна

Представленные конспекты занятий проводились в рамках открытых занятий для учителей-логопедов ММО, воспитателей. Занятия проводились с использованием ИКТ, презентаций, их вы можете скачать отдельно на сайте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Конспект индивидуально - подгруппового

логопедического занятия

«Автоматизация звука Л»

(лексическая тема «День матери»)

        

            Учитель – логопед: Князева Н.А.

2019 г.

Цель. Автоматизация звука Л.

Коррекционно – образовательные задачи. 

- Упражнять в правильном произнесении звука [Л] в словах, фразах, связной речи.

- Учить составлять рассказ пользуясь мнемотаблицей.

- Закреплять умение подбора слов-антонимов.

Коррекционно – развивающие задачи.

- Формировать фонематический слух.

- Развивать связную речь, мышление, память, навыки звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, творческое воображение, общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно- воспитательные задачи. 

- Воспитывать в детях любовь к семье.

- Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, инициативности и сотрудничества.

- Воспитывать самоконтроль за речью.

Логопед:

- Если отгадаете загадку, то узнаете о ком сегодня мы будем говорить.

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует — чмок?

Вот она всегда какая

Моя … (мамочка родная)

1. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы красиво и грамотно говорить о наших любимых мамах, необходимо выполнить артикуляционную гимнастику для язычка.

«Вкусное варенье», «Парус», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»

2. Пальчиковая гимнастика (с использованием су-джок)

- Чтобы красиво говорить нужно с пальчиками дружить.

Я пеку, пеку, пеку                                Имитация действия (перекладываем из                

Деткам всем по пирожку.                    руки в руку су-джок шарики).
А для милой мамочки                         Ладони с шариками вверх.
Испеку два пряничка.                         Руки в кулачки.
Кушай, кушай, мамочка,                    Ладони вверх.
Вкусные два пряничка!                      Руки в кулачки. 

3. Игра «Эхо»  

Кла – кла – кло,

Блу – бла – блу,

Гло – гла – гло,

Плу – пла - пло

4. Игра «Подарки» (Презентация)

- К нам в гости пришел волшебник. Волшебник приготовил подарки всем мамам. Давай ему поможем разложить их в нужные коробочки.

- Если звук Л находится в начале слова – кладем подарок в первую коробку. Если звук Л находится в середине слова – кладем во вторую коробку. Если звук Л находится  в конце слова – кладем подарок в третью коробку.

5. Игра «Исправь волшебника» (с мячом)

- Послушай, что волшебник (слайд с волшебником) говорит о маме.  

      Исправь его.

- Мамы бывают:

Жадные – щедрые

Глупые – умные

Злые – добрые

Грустные – веселые

Плохие – хорошие

Слабые – сильные

Медленные – быстрые

Трусливые – смелые

(Какие добрые слова вы подобрали мамам)

6. Составление предложений (Презентация).

Л: - Составьте по картинке, что мама делала дома?

- Мама пришила заплатку на платье.

- Мама кормила малыша молоком.

- Мама подметала пол метлой.

- Мама нарезала колбасу и лук в салат.

- Мама прибила полку молотком.

- Мама копала свеклу лопатой.

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту:

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу!

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу ни словечка

Не скажу.

     

  1. Чистоговорка

- Наши мамы заботливые, давайте вспомним чистоговорку о маме:

  1. Составление рассказа о маме по схеме.

9. Составление рассказа о маме по схеме.

  1.  Итог занятия:

- Понравилось Вам занятие о мамах?

- Что понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Автоматизация звук «Ш» в слогах, словах и фразовой речи.

(конспект занятия)

Коррекционно-образовательные задачи:

- Автоматизация правильного произношения шипящих звуков в слогах, словах и фразах.

- Дифференциация звуков Вь – Ль.

- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в П.п., употребление предлогов в предложениях).

- Совершенствование слоговой структуры слова (дву-, трехзначные слова со стечением согласных в закрытых и открытых слогах).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие диалогической речи, мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

- Развивать зрительное восприятия целого и частей

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать усидчивость, доброжелательность.

- Прививать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование:

«Теремок» - макет, «Пальчиковый театр» - персонажи к сказке, дидактический материал для мелкой моторики, картинки для игры «Собрать целое из частей», иллюстрации к сказке «теремок» для раскрашивания.

Ход занятия:

Организационный момент:

        «Теремок»

За морями, за горами,
(руки изображают встречные волны)
За железными столбами
(кулачок на кулачок)
На пригорке теремок,
(пальцы плотно соединяются подушечками – «крыша»)
На дверях висит замок.
(соединяют пальцы в замок)
Ты за ключиком иди
(пальцы «бегут» по столу)
И замочек отомкни.
(руки разводятся в стороны, пальцы растопыриваются)

- Один – два – три – четыре - пять!

Вот и в сказке мы опять!

Отрываем салфетку и перед детьми, стоит «Теремок»

Взрослый: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок...

Бежит мимо теремка мышка-норушка... 

Ребёнок: Кто-кто в теремочке живет?

Кто-то в невысоком живет?

Взрослый: Никто ей не ответил, стала она жить в теремочке.

Решила мышка немного поиграть.

Артикуляционные упражнения:

- «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Катание шарика».

Взрослый: Вот скачет лягушка - квакушка

Ребёнок: Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живёт?

Ребёнок: Я-мышка-норушка. А ты кто?

Ребёнок: Я - лягушка - квакушка. Пусти меня в теремок.

Взрослый: Мышка согласилась пустить лягушку в теремок, если та ей

расскажет что - ни будь интересное.

Дети поможем лягушке?

Шта – што – шту – шты ашт-ошт-ушт-ышт

Што – шту – шты – шта ошт-ушт-ышт-ашт

Шту - шты – шта – што ушт-ышт-ашт-ышт

Шты – шта – што – шту ышт-ашт-ошт-ушт

Взрослый: Бежит мимо теремка - заяц.

Ребёнок: Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живёт?

Ребёнок: Я-мышка-норушка, Я - лягушка - квакушка.

Ребёнок: А я зайчишка - трусишка. Пусти меня в теремок.

Ребёнок: А что ты умеешь делать?

Ребёнок: А я умею картинки собирать!

Взрослый: Ой, что - это? Все картинки перепутались! Поможем зайчику?

Перед детьми картинки д/игра «Собрать целое из частей»

                                  (Составление предложений по картинкам)

Взрослый: Как - то раз бежит мимо теремка лиса.

Ребёнок: Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живёт?

Ребёнок: Я - мышка - норушка, Я - лягушка - квакушка. А я зайчишка - трусишка.

Ребёнок: А я лисонька - лиса. Пусти меня в теремок.

Ребёнок: А что ты умеешь делать?

Ребёнок: А я умею сказки рассказывать.

Игра «Эхо»: Ешь в лесу опушка – пушка – пушка – пушка

Где растёт ромашка – машка – машка – машка

Квакают лягушки – ушки – ушки – ушки

Ползает букашка – кашка – кашка – кашка

Там стоит домишко – мишко – мишко – мишко

В доме два окошка – кошка – кошка – кошка

На крыльце Аркаша – каша – каша – каша

У него гармошка – мошка – мошка – мошка.

Взрослый: Бежит мимо волк - зубами щёлк.

Ребёнок: Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живёт?

Ребёнок: Я - мышка - норушка, я - лягушка - квакушка, я зайчишка -

трусишка, а я лисонька - лиса.

Ребёнок: А я волк - зубами щёлк. Пусти меня в теремок. 

Ребёнок: А что ты умеешь делать?

Ребёнок: У меня есть игра «Внимательные глазки».

                                       (Заучивание чистоговорки по таблице).

Взрослый: Стали они жить - поживать да добра наживать.

Взрослый: А кто же подошёл к теремку?

Ребёнок: Кто-кто в теремочке живет,

Ребёнок: Я - мышка - норушка, я - лягушка - квакушка, я зайчишка –

трусишка, я лисонька - лиса, а я волк - зубами щёлк. А ты кто? 

Ребёнок: Я мишка. Пусти меня в теремок, я подарю вам фотографии. Чтобы

вы смогли раскрасить, кто как захочет.

Взрослый: Пустили звери мишку. Стали они жить - поживать да добра

наживать.

Заключительная часть:

Взрослый: Дети, кто теперь в теремочке живёт? 

Ребёнок: Мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

Взрослый: Дружные ли звери между собой?

Итог занятия:

- Понравилась сказка?

- Какой герой больше понравился?

– Какие задания увлекли? Какие игры запомнились?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Тема:

Дифференциация звуков С – Ш

Подготовила учитель – логопед:

                                                                            Н. А. Князева

        2019 г.

Цель: дифференцировать звуки С – Ш в словах, чистоговорках и предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Учить согласованию существительных с прилагательными в роде и числе.
  2. Учить образованию относительных прилагательных, сложных слов.
  3. Упражнять в построении сложных предложений.
  4. Расширить словарный запас относящихся к теме «Зима".

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие
  2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать начальное представление о здоровом образе жизни и доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Закрепить знания детей о правилах поведения зимой на улице.

Оборудование:

медиа проектор, магнитная доска, песочница с кинетическим песком, мелкие игрушки, в названии которых звуки С – Ш; предметные картинки: снежинка, снегокат; картинки – символы для составления схемы, сюжетные картинки, дыхательные дудочки, зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

Давайте с гостями поздороваемся.

Гости улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети: Здравствуйте!

Дети и логопед встают в круг.

Вводная часть

Ребята, вчера, разбирая электронную почту в своём компьютере, я увидела странное сообщение. Послушайте его. (На слайде фотография африканцев).

«Здравштвуйте жители Сибири. Мы живём в Африке. Наш пригласили к вам на зимние каникулы. У наш в Африке никогда не было зимы. Мы не знаем, сто это такое? Рашкажите нам, пожалуйшта, про зиму, как себя вешти зимой. Мы не умеем читать по-рушки и дейштвуем только по шхемам. Заранее благодарим!».

- Какие звуки перепутали африканцы? (Звуки С и Ш)

- И посылка пришла из Африки, давайте посмотрим, что в ней (песочница с песком, в песке зарыт клад - мелкие игрушки).

1. Пальчиковая гимнастика

Достаём из песка предметы, в названии которых звуки С и Ш.

Логопед: - Что ты нашёл? – Какой звук слышим?

Давайте расскажем африканцам, как произносим звуки С и Ш

(Звук С: губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха холодная

Звук Ш: губы трубочкой, язык «чашечкой» упирается в нёбо, струя воздуха теплая)

- Наши друзья из Африки просят нас о помощи.

Ребята, а как бы вы объяснили, что такое зима? (Это холодное время года).

2. Артикуляционная гимнастика

- Разогреем свои язычки?

«Лопатка»
Мы лопатки в руки взяли,

И тропинки отгребаем

«Сосулька» 
Села детка на карниз 

И растет все время вниз.

 «Саночки» («чашечка»)

Мы на санки дружно сели

Быстро с горки полетели.


Логопед: - Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замёрзнут.

Зимой выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга).

  1. Дыхательная гимнастика «Метель»

Логопед делает вывод: «Зима - удивительное время года. Она приносит много радости, забав, игр, развлечений, но может быть и опасной. Давайте расскажем об этом нашим африканцам и, поскольку они изучают всё по схемам, изготовим им план подсказку. Всё самое важное и интересное мы будем изображать на нашей доске, на снежинке».

Основная часть.

1. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?» 

Логопед:

- Что нужно сделать африканцам прежде, чем они отправятся на улицу зимой? Давайте поможем нашим друзьям выбрать необходимую одежду, для прогулки зимой.

Ребёнок: -     Я сам надену шапку,

 Я сам  надену шубу,

 И шарфик тоже теплый

 Надеть  не позабуду.

 И варежки надену,

 и теплые штаны,

 И зимние морозы,

 Тогда мне не страшны.

Логопед:

- Какую зимнюю одежду надо надевать?

- варежки из шерсти, какие варежки?

- шуба из меха, какая шуба?

- шарф красного цвета, какой шарф?

- штаны на ватной основе, какие штаны?

- шапка из песца, какая шапка?

  1. Дидактическая игра «Найди место звуку». СЛАЙД 3

Логопед вместе с детьми делает вывод:

- Одеваться надо всегда по погоде. Зимой одеваемся тепло, чтобы не замёрзнуть и не простудиться. (На доске выкладывается первый символ схемы.)

Логопед:

- Вам нравится зима? Чем? (Зимой можно кататься на санках, лыжах, с горки, играть в снежки …). Следим, чтобы дети давали полные ответы

Ребёнок:    - Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идём во двор гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой,

Съели суп и спать легли.

Физкультминутка 

Подвижная игра: «Что нам нравится зимой?»

Логопед: «Ребята, давайте покажем африканцам, в какие игры ещё можно поиграть зимой на улице?»

Логопед показывает езду на снегокате. Дети угадывают.

Словарная работа со словом снегокат (показ картинки).

- Кто догадался, почему так назвали?

Логопед: - Вот сколько разных развлечений зимой на улице, чтобы нам не замёрзнуть. (Выставляем новый символ к схеме).

  1.  Дидактическая игра «Кто у кого?» СЛАЙД 4.

У Светы – жёлтые варежки. У кого Света?

У Славы - красный шарф.

Паша – играет в снежки.

У Маши – красное пальто.

Миша и Оксана – катаются на санках.

(Ребенок показывает соответствующую картинку, пользуясь образцом педагога:

- Это Света. У нее синяя шапка).

  1. Дидактическая игра «Это можно или нет?»

Логопед:

- Зимой не только радостно, весело, интересно, но и может быть опасно.

 (перед словесным ответом дети топают – ответ «нет» и хлопают – ответ «да» и сидят на стульчиках).



Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Я тихонько говорю, 

На морозе не кричу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Я почистил всю дорожку

От участка до дверей – 

На морозе расстегнулся – 

Очень жарко стало мне

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

На морозе языком

Прикоснусь к железу я.

Вы ответьте мне друзья

Это можно иль нельзя?

Буду я в снежки играть

Но в лицо не попадать

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

Если кто – то едет с горки

Я не стану его ждать

Я за ним поеду следом

И не дам ему там встать

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

Логопед вместе детьми делают вывод: 

- Зимой на участке необходимо быть аккуратным, соблюдать правила, чтобы не нанести вред себе и окружающим. (Схема африканцам – новые символы).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Логопед: - Мы рассказали африканцам о зимних играх, об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице. Мы с вами выяснили, чтобы не было неприятностей, необходимо (по схеме):

  • Одеваться тепло
  • Знать интересные игры, развлечения, забавы
  • Соблюдать правила поведения на участке


Логопед: «Ребята, мы ничего не забыли? Мне кажется на этой схеме чего - то не хватает?»

Ребёнок:   - Сапоги не просушил,

Сунул в шкафчик и забыл,

А домой пошел когда,

В них захлюпала вода!

Дети с педагогом делают вывод:

- По возвращению с улицы необходимо просушить одежду (на схеме появляется новый символ).

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Логопед:

- Итак, ребята схема наша готова. Нам остаётся сейчас её сфотографировать и отправить по электронной почте африканцам. А чтобы они научились различать звуки С и Ш, давайте им пошлём схемы наших скороговорок.

Дети берут на выбор мнемосхемы скороговорки и произносят их, четко проговаривая звуки С – Ш.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, где он побывал на занятии и какие звуки он учился различать.

Логопед оценивает работу ребенка, отмечая все положительные моменты

Использованные источники:

http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-logopeda-s-ispolzovaniyem-zdorovyesberegayushchikh-tekhnologiy-zima.php

        

        

 



Предварительный просмотр:

Логопедическое развлечение

«Встречаем весну»

Тема: «Дифференциация звуков

[Л] – [Р] в связной речи»

Подготовила и провела:

учитель – логопед Н.А.Князева

Дифференциация звуков Л – Р в связной речи.

Цель: дифференцировать звуки Л – Р в связной речи.

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- учить различать и правильно произносить звуки Л – Р в словах, предложениях, связной речи;

-  учить определять позицию звука в слове;

- учить подбирать синонимы (грустная, обидчивая, тоскливая, печальная);

- учить составлять рассказ о весне по мнемотаблице (схеме).

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематические процессы;

- развивать словать прилагательных;

- развивать моторные функции: артикуляционную, крупную, мелкую моторику;

- развивать зрительное восприятие;

- развитать познавательные процессы.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство взаимопомощи,

- воспитывать желание самоконтроля произношения.

Ход занятия.

  1. Психогимнастика.

Л. - Вы пришли сегодня к нам, рады мы всегда гостям!

(Здороваемся с гостями, желаем доброго утра, дня…).

  1. Слайд 2. Развитие артикуляционной моторики. Обозначение целей занятия.
    Л. - Ребята, я сегодня утром получила видеосообщение. (Включаю в презентации .)

Л. - Да, от Маши. Пойдем к ней в гости, весну встречать?

Л. - Вот начал таять снег и появились первые проталины. Любите играть в песок? (Ответы детей)

Л. - В песочек мы играем, ротик свой разминаем. (Ищем киндеры в песке – выполняем артикуляционную гимнастику).

Из песка достают машинку и кораблик:      

Л. - Как думаете, какие сегодня будем различать и правильно произносить звуки? (Л и Р).

Л.  - В гостях нужно красиво говорить. Правильно все звуки произосить.   Не забывайт об этом.

-  Раз, два обернись

В гостях у Маши очутись. (Обнимают себя руками и поворачиваются вокруг своей оси)

      3.   Слайд 3. Развитие словаря прилагательных, подбор синонимов.

Л. - А вот и Маша нас встречает. Торт какой аппетитный для нас испекла.  А какое настроение у неё? (если печалится? – печальное; если грустит? – грустное; если тоскует? – тоскливое; если обиделась? - обидчивое).                                                                                                                                                                                                                                                                  

Л. - Как вы думаете, почему? Может какого-то гостя среди нас не хватает?

(Дети предполагают, что не хватает Мишки)

Л.  - Где же Мишка, почему его нет? (Ответы детей предполагаемые:- в берлоге спит, не проснулся, спит и не знает, что пришла весна)

Л. - Поможем Маше разбудить Мишку? Пойдемте искать его берлогу.

-  Раз, два обернись

В лесу у Мишки очутись. (Обнимают себя руками и поворачиваются вокруг своей оси)

  1. Слайд 4.  Развитие моторных функций, фонематических процессов.

        На слайде появляются волки, смотрящие на нас.

          Л.   - Ой, это кто такие, за нами следят? (Полным ответом дети отвечают)

          Л. -  Чтобы в берлогу Мишкину пройти,

                 Нужно волчьи тропы обойти

Л. - Будьте внимательны, волки нас просто так не пустят в лес, приготовили испытания.

Дети идут по тропинке, доходят до стола.

  1. На столе выложен ряд из предметов Марблс.

Продолжи ряд: яблоко (КЛА) – показать ук. пальцем,

                                   ракушка (КРА)- стукнуть кулаком.

Идут дальше, доходят до массажных дорожек. Между дорожками лежат ветерки для дыхания, и картинки  в названии которых присутствуют звуки [Л] или [Р].

2. Моторная программа:

           Задание:  -  прыгай, лев.рукой бери – дуй, пр.р. бери – крути.

                     - прыгай, разложи предметы, в названии которых слышится   звук Л – к  паруснику, со звуком Р – к машинке.

3.  Д.игра «Поезд». Определить звук (Л или Р) позицию звука в слове.

          5.   Слайд 5. Логоритмическое упр. «Весна красна идёт». Развитие музыкально-ритмических навыков. (В презентации песня для танца)

Слайд  6 – 8 На слайде видим спящего Мишку.

Л. - Вот мы и очутились в берлоге у Мишки. Будем будить?

Л. – Пусть Маша будит Мишку. (Маша будит - не просыпается Мишка)    

6.   Д. игра с фонариком «У Мишки в берлоге». Автоматизация звуков [Л] и [Р] в предложениях

Л. - Почему же Мишка так сладко спит? Давайте посмотрим, что у него в берлоге. (Дети из берлоги достают картинки, светят фонариком и говорят полным ответом, что у Мишки в берлоге).

Л. - Поэтому и не хочет просыпаться Мишка – запасов у него полно. Но надо рассказать ему, что весна пришла, пора просыпаться.

Слайд 9. Д.игра «Что напутал художник?» Развитие познавательных процессов. Развитие правильного звукопроизношения в связной речи.

- Маша нарисовала картину «Весна». Всё ли правильно на картине? Найдите ошибки.

- А теперь давайте мы расскажем о весне Мишке по нашей схеме.

На доске вывешивается мнемотаблица «Весна». Дети составляют описательный рассках о весне.

Слайд 10. Итог занятия.

–УРА!!! Мишка проснулся! Маша как рада!  Тортик Маша вам дарит в благодарность за помощь. Давайте попрощаемся с нашими героями.

- Ребята, а вы рады? Интересно вам было? Чему вы учились в гостях у Маши и Миши? Что понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

«Дифференциация звуков [С]-[Ш]»

Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в слогах, в словах, предложениях.

Коррекционно — образовательные задачи.:

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи.
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении.
  • Закрепить умение использовать в речи существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами
  • Учить определять место звука в слове.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Закрепить в памяти графический образ буквы Ш и С;

Коррекционно — развивающие задачи:

  • Развивать фонематический слух
  • Развивать умение сочетать движения и речь.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать зрительный гнозис.
  • Развивать связную речь (составление простых распространенных предложений).

Коррекционно — воспитательные задачи:

  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность.
  • Воспитывать доброе отношение к животным.

 

Оборудование.

  • Презентация к занятию «Прогулка в лес»;
  • картинки с изображением Снегурочки, артикуляционной гимнастики «Смешарики»;
  • дидактическая игра «Белкины запасы»;
  • кинетический песок;
  • мелкие фигурки шишек, листьев (стеклянные декоративные наборы);
  • зашумованная картинка леса (наградной материал, по количеству детей).

Ход занятия.

  1. Психогимнастика. «Ласковое имя»

Л:- Ребята, кого вы любите больше всего? (- маму)

Л:- Как мама называет вас ласково? (Даринушка, Степашка, Мишенька и т.д.

Имя ласковое мне мама подарила,

Словно солнышко, оно вокруг все озарило.

Л:- Не успел первый снег выпасть, а к нам пришла в гости Снегурка. А давай мы Снегурку назовем тоже ласково.  (Снегурочка, Снегурушка).

Л:- А как ты думаешь, какие любимые звуки у Снегурушки? А у кого ещё любимые звуки С и Ш? (У смешариков).

Л:- Давайте их позовем и выполним артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалами «Смешарики» (картинки со стихами)

       3. Описание артикуляции звуков.

Л: - Произнесите звук С – и расскажите как расположены губы, зубы, язык. (- Губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы).

- Произнесите звуки Ш – и расскажите как расположены губы, зубы, язык. (- Губы в трубочкой, язык упирается в верхние зубы)

Л: Молодцы! Вы умеете правильно произносить звуки).

4. Дифференциация звуков в изолированном виде.

Л: Снегурушке пришло сообщение. Она просит помочь прочитать его. Поможем?

Зашифрованное сообщение:                                                            

                                                               

                                                                    [С] - (язык внизу за зубами)

                                                                    [Ш] – (язык вверху за зубами)

Л: Молодцы, вы очень внимательные!

Кажется я поняла, что тут зашифровано.

- Вы помните, куда пошла Снегурушка в сказке «Снегурушка и лиса»? (- Снегурушка пошла в лес).

- Правильно. Мне кажется, это сообщение пришло от лесных жителей, которые приглашают нас к себе в гости. Отправимся?

  1. Координация речи с движением.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)        

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Влево шаг, вправо шаг, шаг вперед – шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем, постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем, затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем.

Презентация «Прогулка в лес»:

2 слайд:

Л: - Вот мы и оказались в лесу.  А вы ничего необычного не видите?  (- В лесу валяются корзинки)

- Какие буквы вы видите на картинках?

- Чьи же это корзинки?

6. Отгадывание загадок.

Л: - Давате вспомним, кого встретила Снегурушка в лесу из сказки «Снегурушка и лиса»

Отгадайте загадки: (дети загадывают друг другу загадки)

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                        (Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

                        (Волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

                        (Лиса)

(на слайде появляются медведь, волк и лиса)

  1. Дифференциация звуков в словах.

Л: - Давай медведя, волка и лису тоже ласково назовём. (Лисонька, Мишутка, Волчок.)

Слайд 3

Л: - А давай покормим наших животных. Я знаю, что у Снегурушки есть волшебная рукавичка, которая сама печет пирожки.

(Для Лисоньки кладем пирожки с картинками в названии которых слышим звук С, для  Мишутки – Ш, для Волчонка – без этих звуков)

  1. Пескотерапия (кинетический песок)

 Слайд 4.

Л: - Мне кажется, или в лесу мы ещё кого – то можем встретить? Давай подойдем к дубу. Как вы думаете, кто там живет? (Белка)

(На слайде появляется белка из дупла)

Л:- Белка такая хозяюшка, сама себе уже припасов наготовила. Только вот где они? Думаю, она их спрятала.

Л: - Первый снег выпал? Давай попробуем там их найти.

(В кинетическом песке ищем беличьи припасы: шишки, листья).

  1. Определение места звуков в словах.

Д.и. «Беличья кладовка»

Л: - Белка во всем любит порядок, давайте поможем ей разложить шишки по местам: Если звуки С или Ш находится в начале слова, то кладём шишку на первую ветку, если в середине слова – на вторую, и если в конце слова – на третью ветку.

  1. Итог занятия.

Л: - Ребята, Снегурушка говорит, что нам пора возвращаться в детский сад. Понравилась вам прогулка в лес со Снегурушкой?.

Л: - Что больше всего вам понравилось?

Л: - А что было труднее всего?

Л: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы показали Снегурушке, что вы умные, сообразительные, внимательные. Она дарит вам рисунок – загадку «Кто спратался в лесу?».

Л: А наше занятие окончено.

Спасибо за внимание!

Использованные источники:

  1.  Конструктор картинок (Мерсибо)
  2.  Зашумованная картинка «Кто спрятался в лесу?» -

             http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/123/447/123447193_9.jpg

  1.  Артикуляционная гимнастика со Смешариками: http://gorodnovai.dou6.caduk.ru/p17aa1.html