Работа с детьми с ОВЗ

Шулиманова Надежда Андреевна

Из опыта работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx33.87 КБ
PDF icon udost_kpk-ovz.pdf289.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Сургутского района

Департамент образования и молодежной политики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«Центр детского творчества»

628433, ул. Лесная, д.8-б, п.г.т. Белый Яр, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область телефон, факс: (3462) 745 601,e-mail:rcdt61@mail.ru 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «ART KIDS»  (срок реализации 1 год)

обучающейся первого года обучения, группы Х-АК-3/20

Педагог дополнительного образования:

Шулиманова Надежда Андреевна

2020-2021 год

Пояснительная записка

Художественное творчество - одно из составляющих гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ. Приобщая ребенка к декоративно-прикладному и народному творчеству, мы не только даем знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем ребенка. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Индивидуальная образовательный маршрут ребенка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Внося свой вклад в решение данной проблемы, объединение художественной направленности «ART KIDS» принимает в свой детский коллектив детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.  

Целевое назначение

Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями. Дети с ОВЗ психологически «младше своего возраста». Их мышление более конкретно, им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Им труднее усваивать материал, и они быстрее его забывают. Обучающиеся быстро утомляются. У них слабый самоконтроль. Они очень чувствительны и обидчивы.

Индивидуальный образовательный маршрут по изобразительному творчеству создан для девочки 17 лет – Калугиной Дарьи, которая обучается в общеобразовательной школе по индивидуальной программе  и имеет отклонение- умственная отсталость. Девочка дружелюбна, легко включается в рабочий процесс и хорошо контактирует с окружающими. Зрение и слух сохранён.

Для индивидуального образовательного маршрута были выбраны из программы дополнительного образования более упрощённые темы по изучаемым разделам.

Актуальность заключается  в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности  к творческому труду. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок  учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.

Цель программы: развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей- инвалидов, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности, путём вовлечения в творческую деятельность.

Педагогические задачи:

Задачи программы:

- научить выполнять несложные технологические приёмы по изо и дпи;

- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;

- воспитывать аккуратность, терпение;

- развивать интерес к творческому труду.

Здоровьесберегающие задачи:

- сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;

- научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)

Коррекционные задачи:

- совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;

- расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

- способствовать повышению уверенности в своих возможностях.

Реализация данной программы основывается на следующих принципах.

        1) Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.

        2) Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста.

        3) Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.

        4) Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков.

        5) Принцип результативности – в программе должно быть указано,  что узнает и чему научится ребенок.

        6) Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся.

        7). Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.

Методическое обеспечение

Занятия проводятся в форме изучение  нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.

Используемые методы обучения: репродуктивный, продуктивный, игровой, наблюдение, практический, словесный, наглядный, анализ и самоанализ, объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная,  развивающего обучения, технология саморазвития.

Обучение включает  следующие методы и приемы:

Стимулирование и мотивация:

Наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);

Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)

Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)

Эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)

Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)

Предъявление учебных требований

Авансированный успех (индивидуальный)

Организация обучения.

     Программа рассчитана на один год обучения для детей младшего и среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 учебных  часа, (168 учебных часов в год).

Форма организации обучения: групповая.

Правила приема. Принимаются все желающие, без базовой подготовки. Проводится входящая диагностика по определению базового уровня творческого развития детей.

По окончанию обучения ребёнок знает:

- технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения в коллективе, правила организации рабочего места;

- специальные термины и понятия, используемые на занятиях, умеет пользоваться схемами;

- изучаемые виды декоративно-прикладного творчества;

- основные правила оформления выставочной работы;

- представления о ЗОЖ, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

По окончанию обучения ребёнок умеет:

- правильно пользоваться инструментами  при работе, подготовить своё рабочее место, соблюдае правила по технике безопасности;

- оперировать терминами и понятиями;

- самостоятельно выполнять  творческие работы в изучаемых техниках;

- оформить выставочную работу;

- выполнять упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

Методическое обеспечение

Занятия проводятся в форме изучение  нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу «от простого к сложному».

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная,  развивающего обучения, технология саморазвития.

Формы и методы оценивания:

Включённое педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, анализ творческих заданий, самостоятельность работы, отзывы родителей и учителей, беседа, рефлексия.

В работе с родителями используются разнообразные формы:

- Анкеты по изучению художественных интересов детей;

- Индивидуальные консультации;

- Беседы.

- Тематические и срезовые выставки творческих работ.

МАТРИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ФИО родителей (законных представителей)

Дата

Формы работы

(собеседование, консультация, анкетирование и др.)

Отчет о проведенной работе

Еремина Ольга Владимировна

02 сентября 2020 года

Собеседование. Знакомство с результатами диагностики. Определение цели и содержания работы по ИОМу.

С родителями составили цели и задачи для ИОМа

Еремина Ольга Владимировна

23 декабря 2020 года

Консультация «Результаты работы по ИОМУ за полугодие». Рекомендации.

С мамой обсудили результаты работы за полугодие. Даны рекомендации по работе дома.

Еремина Ольга Владимировна

26 мая 2021 года

Итоги работы за год. Определение цели ИОМа на следующий учебный год.

Подвели итоги работы за учебный год.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ (ОВЗ, РЕБЕНОК-ИНВАЛИД)

Наименование мероприятия

(дополнительные занятия по теме, консультация педагога (педагога-психолога), конкурсы, олимпиады)

Уровень

(институциональный, муниципальный, окружной, межрегиональный, всероссийский, международный)

Результат

Сроки проведения

1.

Всероссийский конкурс рисунков для детей-инвалидов «Я могу! Я рисую!»

Всероссийский конкурс

Участие

Сентябрь-ноябрь 2020 года

2.

Фестиваль-конкурс анимационных фильмов «Вонт Сурем Таежные Узоры»

Региональный конкурс

Участие

Сентябрь-ноябрь 2020 года

3.

Фестиваль детской анимации «Мульт-Горой»

Всероссийский конкурс

Участие

Сентябрь-ноябрь 2020 года

4.

Кубок России по художественному творчеству

Всероссийский конкурс

Участие

Март-май 2021 года

5.

 Всероссийский фестиваль-конкурс юных дарований «Алмазные грани»

Всероссийский конкурс

Участие

Март-май 2021 года

• Заполняются запланированные (уже известные, ежегодно проводимые) мероприятия на учебный год.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ (ОВЗ, РЕБЕНОК-ИНВАЛИД)

Наименование мероприятия

(дополнительные занятия по теме, консультация педагога (педагога-психолога), конкурсы, олимпиады)

Уровень

(внутриучрежденческий, муниципальный, окружной, межрегиональный, всероссийский, международный)

Результат

Сроки проведения

1.

Выставка работ ко Дню матери

внутриучрежденческий

Участие

Ноябрь 2019г.

2.

Цикл новогодних конкурсов

 МАУДО «ЦДТ»

внутриучрежденческий

Участие

Декабрь 2020г.- январь 2021г.

• Вносятся мероприятия по необходимости в течение учебного года (вне плана)


Предварительный просмотр: