Работа с детьми с ОВЗ
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Сургутского района
Департамент образования и молодежной политики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«Центр детского творчества»
628433, ул. Лесная, д.8-б, п.г.т. Белый Яр, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область телефон, факс: (3462) 745 601,e-mail:rcdt61@mail.ru |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «ART KIDS» (срок реализации 1 год)
обучающейся первого года обучения, группы Х-АК-3/20
Педагог дополнительного образования:
Шулиманова Надежда Андреевна
2020-2021 год
Пояснительная записка
Художественное творчество - одно из составляющих гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ. Приобщая ребенка к декоративно-прикладному и народному творчеству, мы не только даем знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем ребенка. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Индивидуальная образовательный маршрут ребенка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Внося свой вклад в решение данной проблемы, объединение художественной направленности «ART KIDS» принимает в свой детский коллектив детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Целевое назначение
Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями. Дети с ОВЗ психологически «младше своего возраста». Их мышление более конкретно, им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Им труднее усваивать материал, и они быстрее его забывают. Обучающиеся быстро утомляются. У них слабый самоконтроль. Они очень чувствительны и обидчивы.
Индивидуальный образовательный маршрут по изобразительному творчеству создан для девочки 17 лет – Калугиной Дарьи, которая обучается в общеобразовательной школе по индивидуальной программе и имеет отклонение- умственная отсталость. Девочка дружелюбна, легко включается в рабочий процесс и хорошо контактирует с окружающими. Зрение и слух сохранён.
Для индивидуального образовательного маршрута были выбраны из программы дополнительного образования более упрощённые темы по изучаемым разделам.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
Цель программы: развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей- инвалидов, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности, путём вовлечения в творческую деятельность.
Педагогические задачи:
Задачи программы:
- научить выполнять несложные технологические приёмы по изо и дпи;
- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;
- воспитывать аккуратность, терпение;
- развивать интерес к творческому труду.
Здоровьесберегающие задачи:
- сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)
Коррекционные задачи:
- совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
- расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
- способствовать повышению уверенности в своих возможностях.
Реализация данной программы основывается на следующих принципах.
1) Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.
2) Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста.
3) Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
4) Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков.
5) Принцип результативности – в программе должно быть указано, что узнает и чему научится ребенок.
6) Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся.
7). Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: репродуктивный, продуктивный, игровой, наблюдение, практический, словесный, наглядный, анализ и самоанализ, объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Обучение включает следующие методы и приемы:
Стимулирование и мотивация:
Наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)
Эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)
Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)
Предъявление учебных требований
Авансированный успех (индивидуальный)
Организация обучения.
Программа рассчитана на один год обучения для детей младшего и среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 учебных часа, (168 учебных часов в год).
Форма организации обучения: групповая.
Правила приема. Принимаются все желающие, без базовой подготовки. Проводится входящая диагностика по определению базового уровня творческого развития детей.
По окончанию обучения ребёнок знает:
- технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения в коллективе, правила организации рабочего места;
- специальные термины и понятия, используемые на занятиях, умеет пользоваться схемами;
- изучаемые виды декоративно-прикладного творчества;
- основные правила оформления выставочной работы;
- представления о ЗОЖ, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.
По окончанию обучения ребёнок умеет:
- правильно пользоваться инструментами при работе, подготовить своё рабочее место, соблюдае правила по технике безопасности;
- оперировать терминами и понятиями;
- самостоятельно выполнять творческие работы в изучаемых техниках;
- оформить выставочную работу;
- выполнять упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу «от простого к сложному».
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Формы и методы оценивания:
Включённое педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, анализ творческих заданий, самостоятельность работы, отзывы родителей и учителей, беседа, рефлексия.
В работе с родителями используются разнообразные формы:
- Анкеты по изучению художественных интересов детей;
- Индивидуальные консультации;
- Беседы.
- Тематические и срезовые выставки творческих работ.
МАТРИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
№ | ФИО родителей (законных представителей) | Дата | Формы работы (собеседование, консультация, анкетирование и др.) | Отчет о проведенной работе |
Еремина Ольга Владимировна | 02 сентября 2020 года | Собеседование. Знакомство с результатами диагностики. Определение цели и содержания работы по ИОМу. | С родителями составили цели и задачи для ИОМа | |
Еремина Ольга Владимировна | 23 декабря 2020 года | Консультация «Результаты работы по ИОМУ за полугодие». Рекомендации. | С мамой обсудили результаты работы за полугодие. Даны рекомендации по работе дома. | |
Еремина Ольга Владимировна | 26 мая 2021 года | Итоги работы за год. Определение цели ИОМа на следующий учебный год. | Подвели итоги работы за учебный год. |
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ (ОВЗ, РЕБЕНОК-ИНВАЛИД)
№ | Наименование мероприятия (дополнительные занятия по теме, консультация педагога (педагога-психолога), конкурсы, олимпиады) | Уровень (институциональный, муниципальный, окружной, межрегиональный, всероссийский, международный) | Результат | Сроки проведения |
1. | Всероссийский конкурс рисунков для детей-инвалидов «Я могу! Я рисую!» | Всероссийский конкурс | Участие | Сентябрь-ноябрь 2020 года |
2. | Фестиваль-конкурс анимационных фильмов «Вонт Сурем Таежные Узоры» | Региональный конкурс | Участие | Сентябрь-ноябрь 2020 года |
3. | Фестиваль детской анимации «Мульт-Горой» | Всероссийский конкурс | Участие | Сентябрь-ноябрь 2020 года |
4. | Кубок России по художественному творчеству | Всероссийский конкурс | Участие | Март-май 2021 года |
5. | Всероссийский фестиваль-конкурс юных дарований «Алмазные грани» | Всероссийский конкурс | Участие | Март-май 2021 года |
• Заполняются запланированные (уже известные, ежегодно проводимые) мероприятия на учебный год.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ (ОВЗ, РЕБЕНОК-ИНВАЛИД)
№ | Наименование мероприятия (дополнительные занятия по теме, консультация педагога (педагога-психолога), конкурсы, олимпиады) | Уровень (внутриучрежденческий, муниципальный, окружной, межрегиональный, всероссийский, международный) | Результат | Сроки проведения |
1. | Выставка работ ко Дню матери | внутриучрежденческий | Участие | Ноябрь 2019г. |
2. | Цикл новогодних конкурсов МАУДО «ЦДТ» | внутриучрежденческий | Участие | Декабрь 2020г.- январь 2021г. |
• Вносятся мероприятия по необходимости в течение учебного года (вне плана)