III Критерий
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kreteriy.docx | 61.2 КБ |
samootchet_kruzhok_shkola_myacha.docx | 19.22 КБ |
samootchet_po_kruzhku_shashki.docx | 17.52 КБ |
samootchet_s_zavereniem.pdf | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебные шашки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №19 «Василек»
для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
направление: социально – педагогическое
Ф.И.О. педагога: Сальва Лариса Георгиевна.
Цель:
– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи:
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты освоения программы
– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;
– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Срок реализации программы: 3 года обучения.
Количество занятий в неделю: 2 раза
Возраст обучающихся: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
В старшей группе – 20 минут
В подготовительной к школе группе – 30 минут.
Методическое обеспечение:
Учебно-тематический план
Перспективный план
Конспекты занятий
Условия реализации программы
- Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям
- Оборудование, инвентарь.
Пояснительная записка
Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.
Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.
– Программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
Методы, приёмы и формы работы:
- Беседы.
- Практические упражнения.
- Групповые обсуждения игровых моментов.
- Товарищеские турниры.
Предполагаемый результат:
- Решение простейших задач на доске.
- Участие детей в турнире на приз детского сада.
- Участие детей в городском турнире.
- Турниры с родителями
Учебно – тематический план кружковой работы
Три года обучения предполагает два занятия в неделю продолжительностью 20 – 30 мин. Количество в кружке 6 детей, возраст детей 6 – 7 лет.
Рабочая программа
«Школа мяча»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №19 «Василек»
для детей дошкольного возраста
направление: физкультурное
Ф.И.О. педагога: Сальва Лариса Георгиевна.
Цель программы: развитие деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшение физического развития, физической подготовленности детей посредством владения мячом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школы мяча» рассчитана на два года: первый для детей 5-6лет,длительность занятий – 25 мин., второй – для детей 6-7лет,длительность занятий– 30 мин. Обучение дошкольников по программе «Школа мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Наполняемость групп 15 человек.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)
Пояснительная записка.
« Здоровый, физически развитый человек -
самое драгоценное произведение природы»
Т. Харлейль
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Значительное место в развитии дошкольников занимают игры с мячом. Они развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера и меткости. В играх с мячом развиваются физические качества ребёнка – быстрота, прыгучесть, ловкость. Такие игры благотворно влияют и на работоспособность дошкольников. Игры с мячами различного веса и объёма увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности, выдержки. Особенно большое значение придаётся возникновению положительных эмоций, поскольку они – самые действенные, полезные.
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу, к деятельности
«вместе». Если ребёнок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить
с другими детьми, ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, в команде, он учится слаженно работать с партнёрами.
Особое место занимают игры соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение выигрывать и достойно проигрывать. Ведь не только положительные, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную (способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности). Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом и речевые центры в частности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей.
Исходя из выше сказанного, была составлена рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Школа мяча» по обучению правильного владения мячом, развития важных качеств и жизненно необходимых навыков. Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой.
Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Конвенцией ООН о правах ребёнка;
· законом «Об образовании в Российской Федерации»;
· социальным заказом родителей;
· желанием самих детей;
· Приказ МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической
культуре и спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О
совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
· «Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля за детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс, 2001).
Цель программы: развитие деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшение физического развития, физической подготовленности детей посредством владения мячом.
Задачи:
Оздоровительные:
-сохранять и укреплять основные физиологические системы организма, физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
Образовательные:
-познакомить детей с элементарными правилами спортивных игр: волейбол, футбол, баскетбол и их историей возникновения.
Развивающие
-формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации;
-формировать навыки ведения мяча ногами, передаче и ударам по воротам и умение применять их в игровой ситуации;
-развивать у детей умение владения мячом на достаточно высоком уровне, меткость, глазомер, самостоятельность, творчество в двигательной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать внимание, способность ориентироваться в пространстве, умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами,
действиями товарищей;
-воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
-формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
Для родителей:
-формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Принципы физического воспитания.
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
1. всестороннее и гармоническое развитие личности;
2. связь физической культуры с жизнью;
3. оздоровительная направленность физического воспитания;
4. непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
5. постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
6. цикличное построение занятий;
7. возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий: для детей 5-6 лет – 25 мин., 6-7 лет – 30 мин. Наполняемость групп 15 человек.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Программа «Школа мяча» рассчитана на детей дошкольного возраста 5 -7 лет.
Возрастные особенности детей 5 -7 лет.
Возрастной период от 5 – 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребёнок может вырасти до 7-10 см., на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти-шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. Это как раз и применяется во всех играх с мячом. В возрасте 5-7 лет улучшаются координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Интенсивно формируется сердечно-сосудистая система. Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высокий.
Учебно-календарный план для детей 5-6лет (старшая группа)
Сентябрь | ||||
Задачи 1.Знакомить детей с мячом для футбола, волейбола, баскетбола.
2.Учить сочетать замах с броском при метании.
3.Развивать глазомер, точность движения. 4.Соблюдать правила игры с мячом. 5. Выявить исходные данные психомоторного развития ребёнка | Занятие 1 Мониторинг Занятие 2 Разминка:Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух с продвижением вперёд. ОРУбез предметов. ОВДбеседа «Знакомство с мячом для футбола, волейбола, баскетбола» П/И «Прокати и попади» П/И«Мяч сквозь обруч» Дыхательная гимнастика: (стр.139) Релаксация: (М.Ю.Картушина стр.142) | Занятие 3,4 Разминка. Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух ногах с продвижением вперед. ОРУ без предметов. ОВД 1. Катание мяча «змейкой» между предметами 2. Метание мяча в вертикальную цель (правой и левой рукой). П/и «Попади в цель» П/и «Брось - догони» Дыхательная гимнастика: (стр. 139). Релаксация: (М.Ю.Картушина стр.142) | ||
Октябрь | ||||
Задачи 1. Учить забрасывать мяч в вертикальную цель. 2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног. 3.Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремлению к качественному выполнению движения.
| Занятие 1,2 Разминка:Ходьба друг за другом, бег. Чередование ходьбы и бега. ОРУс малым мячом. ОВД1. Отбивание мяча о землю двумя руками, стоя на месте. 2.Забрасывание мяча в вертикальную цель П/и «Брось – догони» П/и « Быстрый мячик» Дыхательная гимнастика: (М.Ю.Картушина стр.162) Релаксация: (М.Ю.Картушина стр.169) | Занятие 3,4 Разминка Ходьба в колонне по одному, бег с высоким подниманием колен. Оздоровительный бег до 1,5мин. ОРУ с малым мячом ОВД1. Бросание мяча вверх и ловля его одной, двумя руками. 2. Самостоятельные игры с мячами П/И«Быстрый мячик» Дыхательная гимнастика Релаксация | ||
Ноябрь | ||||
Задачи 1.Учить подбрасывать мяч и ловить его, делая при этом хлопок в ладоши. 2. Принимать правильную стойку, делать бросок в баскетбольную корзину. | Занятие 1,2 Разминка. Ходьба на носках, ходьба «Муравьишки», «Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух ногах.
| Занятие 3,4 Разминка:Ходьба и бег в колонне по одному. 1.Беседа «Мой веселый, звонкий мяч» 2.Прокатывание мяча по полу между предметами «змейкой», до ориентира, вокруг | ||
3. Показать детям презентацию «Кто придумал мяч», рассказать о мяче.
4. Учить детей работать дружно в коллективе. | ОРУ с мячом
ОВД 1. Бросание и ловля мяча с хлопком 2. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
П/и «Ловкая пара»
П/и «Ловишки с мячом»
Дыхательная гимнастика (стр. 139)
Релаксация (М.Ю.Картушина стр.107) | ориентиров.
П/и«Догони мяч»
Дыхательная гимнастика
Релаксация | ||
Декабрь
| ||||
Задачи
1.Учить детей бросать мяч друг другу, делать хлопок
2. Отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом направлении, сохраняя равновесие.
3. Соблюдать правила игры.
4. Учить быть заботливыми и внимательными друг к другу. | Занятие 1,2
Разминка. Ходьба, бег. Ритмическая гимнастика: «Кукла» (М.Ю.Картушина стр.35)
ОВД 1. Бросание мяча друг другу с хлопком.
П/и «Мяч среднему»
П/и «Сбей мяч»
Дыхательная гимнастика (стр.139)
Релаксация(М.Ю. Картушина стр. 181 «Песок»)
| Занятие 3,4
Разминка. Ходьба, бег.
ОРУ со средним мячом
ОВД 1. Отбивание мяча о пол двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении 2. Метание в вертикальную (цель, которой на высоте 2м. от земли)
П/и «Мяч об пол»
Дыхательная гимнастика
Релаксация | ||
Январь
| ||||
Задачи
1. Учить делать поворот, подбрасывая мяч вверх.
2. Метать мяч правой и левой рукой, принимать правильную стойку при метании.
3. Развивать физические качества (ловкость, настойчивость, уверенность в себе).
| Занятие 1,2 Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен. Медленный бег. Ходьба и бег чередуются. ОРУ без предметов ОВД 1. Бросание мяча и ловля его с поворотом кругом. 2. Метание мячей разного веса и размера правой и левой рукой. П/и «Кати в цель» П/и «Мяч сквозь обруч» Дыхательная гимнастика (М.Ю.Картушина стр.180 «Аромат цветка»)
| Занятие 3,4 Разминка. Ходьба и бег в колонне по одному. Перестроение в колонны. ОРУбез предметов ОВД 1. Отбивание мяча о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от пола. 2. Забрасывание мяча в горизонтальную цель П/и «Подвижная мишень» П/и «Быстрый мячик» Дыхательная гимнастика Релаксация
| ||
Февраль | ||||
Задачи
1.Учить работать с мячом, в движении, прокатывая мяч левой и правой ногой, сохраняя равновесие.
2. Развивать глазомер.
3.Сопереживать успехам своих товарищей. | Занятие 1,2
Разминка. Ходьба и бег «змейкой». ОРУ без предметов ОВД 1. Бросание мяча друг другу и ловля его в движении 2. Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами. П/и «Попади в ворота» П/и «Быстрый мячик» Дыхательная гимнастика Релаксация (М.Ю.Картушина стр.192) | Занятие 3,4
Разминка. Ходьба и бег «змейкой». ОРУ без предметов ОВД 1. Бросание двумя руками набивного мяча 2. Забрасывание мяча в горизонтальную цель. П/и «Попади в цель» П/и «Мяч об пол» Дыхательная гимнастика Релаксация
| ||
Март | ||||
Задачи
1.Учить работать с мячом прокатывая его ногой между предметами. 2. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта. . Учить играм с элементами соревнования. | Занятие 1,2
Разминка.Ходьба на носках. Бег с высоким подниманием колен ОРУс большим мячомОВД1. Отбивание мяча одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.2. Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами П/и«Ловкая пара Дыхательная гимнастика(стр. 139) Релаксация (М.Ю.Картушина стр.192)
| Занятие 3,4
Разминка Ритмическая гимнастика «Волшебный цветок» (стр. 137) ОРУ с большим мячом ОВД 1. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину. 2. Соревнования с мячом Дыхательная гимнастика Релаксация
| ||
Апрель | ||||
Задачи
1.Учить элементам спортивных игр с мячом.
2. Развивать быстроту, силу, ловкость.
3. Учить детей проявлять инициативу, творчество.
| Занятие 1,2 Разминка. Игровая гимнастика под музыку «Аэробика для малышей» ОРУ без предметов ОВД 1. Отбивание мяча о стенку, с хлопком, поворотом, отскоком от земли 2. Бросание и ловля мяча из положения сидя П/и «Догони мяч» П/и «Ловкая пара» Дыхательная гимнастика (стр. 139) Релаксация (М.Ю. Картушина стр.192)
| Занятие 3,4
Разминка. Игровая гимнастика под музыку «Аэробика для малышей»
ОРУс массажным мячом
ОВДИгры – эстафеты с мячом
Дыхательная гимнастика
Релаксация | ||
Май | ||||
Задачи 1.Развивать двигательную активность детей в игровой деятельности. 2. Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнований, в играх эстафетах. 3.Продолжать развивать в детях красоту, грациозность, пластичность движений 4.Определить уровень психомоторного развития группы | Занятие 1,2 Разминка.Игровая гимнастика под музыку «Аэробика для малышей» ОРУс массажным мячом ОВД Самостоятельные игры с мячом. Дыхательная гимнастика(139) Релаксация(М.Ю.Картушина стр.192)
| Занятие 3 Спортивный праздник
«Волшебный мяч» Соревнования по мини баскетболу. Занятие 4
Мониторинг | ||
Всего: | 36 часов |
Учебно-календарный план для детей 6-7лет (подготовительная группа)
Сентябрь | |||
Задачи
1.Учить детей метать мяч в горизонтальную цель, развивать глазомер.
2. Развивать двигательную активность детей.
3. Учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.
4. Выявить исходные данные психомоторного развития ребёнка
| Занятие 1 Мониторинг
Занятие 2
Разминка. Ходьба в колонне по одному, бег. Ходьба и бег в чередовании
ОРУ С массажным мячом
ОВД 1. Катание мяча в заданном направлении 2.Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4-5м.
П/и «Горизонтальная мишень»
П/и «Точный удар»
Дыхательная гимнастика (М.Ю.Картушина стр.192)
Релаксация (192) | Занятие 3, 4
Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, перекат с пятки на носок.
ОРУ С массажным мячом
ОВД 1. Метание вдаль мяча с нескольких шагов. 2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
П/и «Полоса препятствий»
Дыхательная гимнастика (М.Ю.Картушина стр.192)
Релаксация (192)
| |
Октябрь | |||
Задачи
.1. Учить детей метать мяч вдаль с нескольких шагов.
2. Развивать быстроту, ловкость, выносливость.
| Занятие 1,2
Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий
ОРУ без предметов
ОВД 1. Метание вдаль мяча с нескольких шагов. 2.Бросание вверх мяча и ловля двумя руками
П/и«Не упусти мяч»
Дыхательная гимнастика:упражнение «Насос» (стр 154)
Релаксация(М.Ю.Картушина стр.50)
| Занятие 3,4
Разминка. Ходьба в колонне по одному, по два, по три. Бег змейкой.
ОРУ без предметов
ОВД 1. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой. 2. Игры – эстафеты с мячом.
Дыхательная гимнастика
Релаксация (см. занятие №1) | |
Ноябрь | |||
Задачи 1.Учить метать мяч вдаль правой и левой рукой, отбивать мяч о землю двигаясь «змейкой».
2. Развивать глазомер, учить принимать правильную стойку при забрасывании мяча в корзину.
| Занятие 1,2 Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой»
ОРУ С массажным мячом
ОВД 1. Метание мяча вдаль на расстояние 6-12м правой и левой рукой. 2. Отбивание мяча о землю, двигаясь «змейкой»
П\и «Ловишки с мячом»
Дыхательная гимнастика (стр. 67)
Релаксация (стр.77) | Занятие 3,4 Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой»
ОРУ С массажным мячом
ОВД 1. Бросание мяча от груди, через голову. 2. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
Дыхательная гимнастика
Релаксация
| |
Декабрь | |||
Задачи
1.Учить детей делать под музыку двигательные движения 2. Учить бросать мяч и ловить его с поворотом кругом.
3. Развивать двигательную активность детей.
4. Продолжать учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.
| Занятие 1,2
Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)
ОРУ без предметов
ОВД 1. Бросание мяча друг другу и ловля его с поворотом кругом 2.Отбивание мяча о землю двумя руками, продвигаясь бегом.
П/и «Прокати и попади»
П/И «Играй, играй, мяч не теряй»
Дыхательная гимнастика (стр.75) Релаксация (стр.77)
| Занятие 3,4
Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)
ОРУ без предметов
ОВД 1. 1. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой. 2. Игры – эстафеты с мячом.
П/игра «Проведи мяч»
П/игра « Поймай мяч»
Дыхательная гимнастика
Релаксация | |
Январь | |||
Задачи
1.Учить детей метать мяч в горизонтальную цель, развивать глазомер.
2.Развивать двигательную активность детей.
3. Учить детей метать мяч различного веса и размера.
4. Продолжать учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.
| Занятие 1,2
Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.
ОРУС массажным мячом.
ОВД 1.Отбивание мяча о землю одной рукой продвигаясь вперед. 2. Метание вдаль мячей разного веса и размера правой и левой рукой.
П/и«Не упусти шарик»
П/и«Игры –эстафеты»
Дыхательная гимнастика(стр. 79)
Релаксация(стр.77)
| Занятие 3,4
Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.
ОРУ С массажным мячом.
ОВД 1.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. 2.Отбивание мяча о пол продвигаясь по кругу.
П/и «Проведи мяч»
П/и «Быстрый мяч»
Дыхательная гимнастика
Релаксация | |
Февраль | |||
Задачи
1.Развивать двигательную активность детей в игровой деятельности.
2. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнований, в играх эстафетах.
3.Продолжать развивать в детях красоту, грациозность, пластичность движений.
| Занятие 1,2
Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)
ОРУ без предметов.
ОВД 1. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении. 2.Отбивать мяч о пол поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
П/и« Быстрый мяч»
Дыхательная гимнастика (стр.86)
| Занятие 3,4
Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)
ОРУ без предметов.
ОВД 1. Прокатываниемяча ногами. 2.Самостоятельные игры с мячом, соревнования.
П/и«Кто быстрее»
П/и« Попади в цель»
Дыхательная гимнастика
Релаксация | |
Март | |||
Задачи
1.Учить детей бросать мяч через сетку двумя руками.
2. Учить детей играть в футбол и баскетбол.
3. Развивать у детей глазомер | Занятие 1,2
Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.
ОРУ со средним мячом. ОВД 1. Бросание мяча через сетку двумя руками.2.Метание мяча в движущуюся цель правой и левой рукой.П/и«Не упусти шарик» Дыхательная гимнастика (192)Релаксация (стр.77)
| Занятие 3,4
Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.
ОРУ со средним мячом.
ОВД 1. «Мы футболисты» 2. «Мы волейболисты»
Дыхательная гимнастика Релаксация | |
Апрель | |||
Задачи
1.Учить детей прокатывать мяч, попадая в ворота.
2.Учить детей играть в спортивные игры.
3. Продолжать учить детей быть заботливыми и внимательными друг к другу | Занятие 1,2
Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой» ОРУ без предметов. ОВД 1. Метание мяча с нескольких шагов. 2. Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами П/и«Игры с элементами футбола» Дыхательная гимнастика (192)Релаксация (стр.77) | Занятие 3,4
Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой» ОРУ без предметов. ОВД 1.Метание мяча с нескольких шагов. 2. Прокатывание мяча ногой, попадания в ворота П\и «Волейбол с воздушными шарами» Дыхательная гимнастика Релаксация | |
Май | |||
Задачи
1.Закрепить метание мяча в горизонтальную цель.
2.Развивать двигательную активность детей.
3 Весело и празднично проводить праздники. 4. Определить уровень психомоторного развития группы
Всего: | Занятие 1,2
Разминка. Ходьба в колонне по одному Бег между предметами
ОРУ с большим мячом
ОВД 1. Метание в горизонтальную цель 2. Прокатывание мяча между предметами П/и«Полоса препятствий» Дыхательная гимнастика (192)Релаксация (77)
| Занятие 3
Спортивный праздник
«Мы спортсмены»
Занятие 4
Мониторинг 36 часов |
Содержание программы
Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школы мяча» рассчитана на два года: первый для детей 5-6лет, второй – для детей 6-7лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребенка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением самых простых действий.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трех этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования двигательных знаний и навыков.
Этап начального обучения.
Ожидаемые результаты:дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают умения следить за траекторией полета мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.
Этап углубленного обучения
Ожидаемые результаты: дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков
Ожидаемые результаты:закрепление полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Формы и режим занятий:
Занятия с мячом строятся аналогично занятиям общеразвивающего вида, т.е. состоят из трёх частей.
1. Первая (вводная) часть. Включает строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, ОРУ.
2. Основная часть - работа с мячом.
2.1 Подвижная игра.
3. Заключительная часть включает комплекс упражнений на расслабление мышц и снятие утомления.
Список литературы
1. Адашкявичене, Э.Й. Баскетбол для дошкольников. –– М.: Просвещение, 2009г., - 239 с.
2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду–– М.: Просвещение, 2010г., - 189с.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. –– М.: Просвещение, 1981г., - 133с.
4. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!» [Текст]: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. –– М.: Просвещение, 2004г., - 176с.
5. Волошина, Л.М., Курилова, Т.В. Игры с элементами спорта. –– М.: Просвещение, 2004г., - 156с.
6. Дайлидене, И.Ю. Поиграем, малыш! –– М.: Просвещение, 2012г., - 267 с.
7. Кузнецова М.Н., «Обучение элементам игры в футбол» // «Инструктор по физкультуре» № 4 - Москва ТЦ «Сфера», 2009г. – 4-7с.
8. Антонов, Ю.Е «Школа мяча» // «Инструктор по физкультуре» № 3-. Москва ТЦ «Сфера», 2013г. – 10-14с.
9. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. –– М.: Просвещение, 2008г., - 203с.
10. Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. . – СПб.,2009г.- 255с.
11. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.,2012г.- 144с.
Требования к уровню подготовки воспитанников
У детей дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель у детей дошкольного возраста становится правильнее, свободнее, все движения достигаются определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.
Ребенок 6-7 лет в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и её правила. Во время игры он должен уметь определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действий с мячом. В 5-7 лет дети могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
Важнейшим требованием к уровню подготовки воспитанников является принцип отбора содержания для начального обучения детей приемам игры в баскетбол. Выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной игры с мячом, которые доступны детям дошкольного возраста, соответствуют его физическому развитию и дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.
Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимых для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.
Способы проверки знаний, умений и навыков детей
3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов — отказ от выполнения движения.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
Iблок: упражнения с передачей мяча | |||||
| Тест | Условия выполнения | Результат | ||
Высокий уровень 3балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1балл | |||
1 | Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте | Расстояние 2, 5-3м | 8-10 раз | 3-7 раз | 0-2 раза |
2 | Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю | 3-4м | 8-10 раз | 3-7 раз | 0-2 раза |
3 | Передача мяча двумя руками в парах, передвигаясь вперёд боковым галопом | 10м (не уронить мяч) | 8-10м | 5-7м | 1-2м |
IIблок: упражнения с ведением мяча | |||||
1 | Ведение мяча на месте двумя руками | 10с | Более 10 раз | 5-7 раз | 1-2 раза |
2 | Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя | Время не ограничено | Более 10 раз | 5-7 раз | 1-2 раза |
3 | Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд | Расстояние 10м (не потерять мяч) | 10м | 5м | 1-2м |
IIIблок: упражнения с бросками мяча в корзину | |||||
1 | Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди | 10 бросков, расстояние до корзины 2м | 8-10 раз | 3-7 раз | 0-2м |
2 | Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы | 5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м | 4-5раз | 2-3 раза
| 0-1раз |
3 | Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксации остановки | 3 броска, ведение – 5м | 3 раза | 1-2 раза | 0 |
Сумма балов за тесты | 27 | 18 | 9 |
Высокий уровень – от 19 до 27 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.
Предварительный просмотр:
Рекомендовано: Педагогическим советом МБДОУ ЦРР – детский сад № 19 «Василёк» ГО «г. Якутск» Протоколом _№1_ от _1 сентября_ 2019 г. | «Утверждаю»: Заведующей МБДОУ ЦРР – Детский сад № 19 «Василёк» ГО «г. Якутск» _______________ М.А.Бойкова |
Самоотчет по кружковой работе «Школа мяча»
Автор: Сальва Л.Г.
Как бы ни изменялись игрушки, есть среди них такие, которые любимы во все времена. Одна из них – мяч, древнейшая игрушка человечества. Не секрет – в мяч играют все, и дети, и взрослые. Спортивные игры, подвижные игры радуют детей и взрослых. Подбрасывая яркие и необычные мячи, современные дети даже не догадываются, что, то же самое делали их сверстники еще в Древнем Египте.
Обычно мяч рассматривают как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы, координации. Однако возможности этой игрушки не имеют границ. Для подвижных игр с мячом характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач.
Но сейчас возникла проблема, в наш технократический век детские подвижные и спортивные игры с мячом, взятые из сокровищницы народных игр: «Лапта», «Горелки», «Картошка», «Бей и беги», незаслуженно забыты. Все чаще можно встретить во дворе скучающих мальчишек и девчонок, не умеющих себя занять, равнодушных к спортивным играм. Для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал, что мяч является средством всестороннего развития ребенка - дошкольника. Не случайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «…задачи физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнить их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью…» Многие исследователи констатируют, что подвижные игры и игры с элементами спортивных игр, являются средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением по формированию положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. В высказываниях Е.А. Аркина отмечено, что подвижная игра является мощным и незаменимым средством развития ребенка, приучает к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.
Актуальность данной проблемы послужила разработке программы дополнительного образования «Школа мяча». Выстроенная система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования мяча, оказывает влияние на развитие физических качеств, активность всех видов двигательной сферы.
Цель: Обогащение двигательного опыта детей 5-7-го года жизни посредством подвижных и спортивных игр с мячом.
Задачи: 1. Объединить усилия всех участников образовательного процесса по восстановлению игрового пространства детства.
2. Создать условия для приобретения детьми двигательного опыта.
3. Развивать физические качества у дошкольников средствами техники игры в волейбол, баскетбол, пионербол.
4. Воспитывать потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям с мячом, умение подчинять собственные желания интересам коллектива.
Разучивая двигательные действия с мячом, обратила внимание, что такие игры привлекают и радуют детей. В своей работе я уделяю им особое внимание. Анкетирование родителей показало, что 87% желают, чтобы их дети занимались различными видами спорта, т.к. у большинства родителей нет возможности водить дошкольников в спортивные секции. Учитывая это, организовала кружок «Школа мяча». Для организации игр с мячом необходимы соответствующие условия. Были приобретены мячи: баскетбольные, волейбольные, волейбольная сетка, мини-кольца, оборудована спортивная площадка на территории детского сада, чтоб дети осенью и весной занимались мячами. Спортивный кружок посещают дети со старшего возраста, девочки и мальчики 5 - 7 лет. Отбор детей провожу исходя из занятости ребенка в каких-либо других спортивных секциях и состояния его здоровья. Работа в кружке «Школа мяча» строится на основе тематического планирования. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому дети не испытывают усталости. Продолжительность занятий зависит от возраста детей: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Работа с детьми в играх с мячом строится на следующих основных принципах:
- доступность – подбор оборудования, комплекса упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей;
- постепенность – от «простого» к «сложному»;
- систематичность - (не реже двух раз в неделю). Познавательные беседы об истории спортивных игр, показ презентаций «История мяча», «Летние и зимние виды спорта», «Волейбол» расширили представления детей о многообразии видов мячей и спорта. Мною была подобрана и представлена серия видеороликов: «Баскетбол для дошкольников», «Все на футбол!!!» и др. Их просмотр повысил детский интерес к коллективной игре, к играм соревновательного характера.
Дети 5-6 лет обучались игре с мячом по упрощенным правилам, дети возрастной категории 6-7 лет освоили технику ведения мяча с поворотом. При организации и проведении игр-соревнований, эстафет, спортивных состязаний руководствовалась программой «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной эмоционального настроя. Использую самостоятельные свободные игры («Играй, играй, мяч не теряй», «Замри»), где дети, проявляя творчество, выполняют понравившиеся им упражнения. В процессе таких игр-занятий у детей отмечается положительная мотивация к выполнению определенных элементов, оптимистическое отношение к своим возможностям. Провожу игры на релаксацию «Ежик», «Вдох – выдох» и др. Применяю дыхательную гимнастику В.М. Стрельниковой. Проявление таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость смекалка, выдержка, находчивость, воля к победе было отмечено педагогами и родителями во время проведения спортивных соревнований «Веселые старты», «Надежда – Туймаады», а так же праздников, развлечений. В ДОУ провожу беседы, консультации, выпускаю информационные листы «Играем дома», «Физкультура – это здорово!»). Активная позиция родителей отразилась в организации совместных спортивных досугах: «Папа, мама, я – спортивная семья». Для повышения эффективности уровня подготовленности проводится мониторинг на начало и на конец учебного года, таким образом, отслеживается динамика умений и навыков детей.
Занимательная предметно-пространственная среда спортивного зала, комплексная система упражнений и игр с мячом оказали влияние на развитие двигательных способностей, совершенствование физических качеств, формирование предпосылок здорового образа жизни. И пусть мы не добились больших рекордов Олимпийских игр, но даже маленькие крупицы достижений детей сегодня говорят об их успехах!
Предварительный просмотр:
Самоотчет по кружковой работе «Волшебные шашки»
Автор: Сальва Л.Г.
Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала «Волшебные шашки».
Моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, и я поделюсь своим опытом работы.
Шашки – настольная, интересная и всесторонне развивающая игра для детей и взрослых.
Какую же пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Большая часть детей подвижны и активны, и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, а эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
Также игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать, принимать решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения , воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон.
Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую со старшей группы детского сада,
с 5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно-образная функция мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. Дети пятилетнего возраста могут заниматься 25 минут и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят» что-то новенькое».
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.
Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте или привлечь героя из сказки, который знает, как играть.
Самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений.
Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному.
Сначала идет знакомство детей с историей возникновения этой игры, показ слайдов, затем дети знакомятся с шашечной доской, с фишками черного и белого цвета, после чего дети учатся правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее.
Обратить внимание, когда шашка может перейти в дамку, это происходит только тогда, когда шашка достигнет поля противника, пройдет благополучно поле и займет последнюю клетку врага. Обычно шашку просто переворачивают и она считается дамкой.
Дети гордятся своей дамкой и стараются сделать их как можно больше, ведь преимущество ходов у нее больше. Дамка ходит вперед и назад, делает длинные по диагонали ходы и может съесть больше, чем обычная шашка.
Детям надо рассказать в чем цель игры, в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы.
Усвоив общие сведения о шашках, можно ознакомить с основными правилами игры.
Конечно неопытные игроки могут расстроится, потерять интерес к игре, упасть духом.
В такие моменты я конечно же подбадриваю детей, стараюсь помочь им, предлагаю не торопится, подумать и сходить по- другому.
Для игры в шашки мною используется большое настенное шашечное поле. Дети с удовольствием играют, пробуют себя.
Моя задача не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его. Для этого игры проводить по желанию и не дольше 25 – 30 минут и 2 раза в неделю, чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но так же и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки).
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относится к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. На протяжении всего времени занятий нужно доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки,
нужно много тренироваться и относится к этому делу серьезно и ответственно.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки, дети должны мысленно рассуждать в ходе игры при каждом шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, строить различные комбинации, выбирать самый верный и целесообразный ход. Итоговые занятия проводятся в виде соревнований между мальчиками и девочками, родителями, выходами на окружные и городские шашечные турниры. А так же дети с родителями принимают активное участие в семейных шашечных соревнованиях.
Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом, помогает поверить в себя, в свои силы.
Игра в шашки – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.