Эллективный курс "Геометрия вокруг нас"
Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ellektivnyy_kurs.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
элективного курса по геометрии 9 класс
«Геометрия вокруг нас" подготовка к ОГЭ.
Выполнила: Качмазова И. Д.
учитель математики
МБОУ СОШ №1 с.Ногир
Пригородного района РСО-Алания
2016г
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по геометрии выпускников 9 классов. Геометрия как предмет является более сложной для изучения, чем алгебра и на ее изучение предлагается по программе меньше времени, чем по алгебре. Данная разработка поможет обучающимся эффективнее подготовиться к сдаче экзамена.
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов (в неделю 1 час). Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе. Программа рекомендована учащимся 9-х классов для развития их математического кругозора, приобретения умений и навыков при решении геометрических задач, предназначена для подготовки к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме). Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, рассмотреть интересные задания и задачи. В программе предусмотрены 3 диагностические работы. В каждой работе предлагается 7 задач. учащиеся на выбор решают любые 4 задач, получая при этом "зачет". В итоговой контрольно-диагностической работе 5 задач, решая 3 из них, учащиеся также получают "зачет".
Содержание программы
Содержание курса разбито на 3 блока, каждый из которых содержит изучение теории и применение ее при решении задач с последующей диагностической работой.
Тема1. Введение. Геометрия вокруг нас 1-ч
Вводная беседа о геометрии вокруг нас. Организационный этап работы: выяснение целей и задач работы, выбор тем, деление на группы.
Цель: расширить представления учащихся о сферах применения геометрии.
Тема 2. Начальные геометрические сведения: "алфавит" геометрии-1ч
Вводятся основные понятия и свойства простейших геометрических фигур. Особое внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойства измерения отрезков и углов.
Цель: обобщить систематизировать и углубить знание о свойствах простейших геометрических фигур, обучение учащихся грамотной и письменной речи.
Тема 3. Треугольники: элементарная геометрия-3ч.
Виды треугольников и их свойства. Признаки равенства треугольников открывают широкие возможности для решения задач, позволяют накапливать опыт доказательных рассуждений. Теорема Пифагора, применение ее при решении задач. сумма углов треугольник.
Цель: сформировать умения доказывать равенство треугольников, т.е. выделять по три соответственно равных элемента, распознавать виды треугольников, применять теорему о сумме углов треугольника и теорему Пифагора.
Тема 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника-1ч.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Рассматриваются соотношения между сторонами и углами треугольника.
Цель: уметь применять теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач.
Тема 5. Четырехугольники-2ч.
Виды четырехугольников, их свойства и признаки. Вписанные и описанные четырехугольники.
Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания о свойствах четырехугольников и их признаках.
Тема 6. Площади фигур-2ч
Свойства площади фигур. Различные формулы нахождения площади треугольников, площади четырехугольников. Напомнить учащимся теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
Цель: расширить и углубить представления учащихся об измерении площадей, развивать умение вычислять площади фигур.
Тема 7. Подобные треугольники: свойства фигур, которые сохраняются при их
проецировании-1ч.
Повторение признаков подобия треугольников, решение прямоугольных треугольников. Используя подобие треугольников, решение задач по вычислению высоты предмета, определению расстояний на местности. Решение поставленных практических задач на выбранной местности, различными способами.
Цель: сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников.
Тема 8. Окружность-2ч
Расширить сведения об окружности, повторить основные элементы окружности. Касательная к окружности. вписанная и описанная окружности. Вписанные и описанные углы. Четыре замечательные точки треугольника.
Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания об окружности, отработать понятие градусной меры дуги окружности, умение применять теоремы об измерении вписанных углов.
Тема 9. Решение задач-2ч
Решение комбинированных задач на применение различных теорем о свойств фигур.
Цель: отработка навыка применения различных теорем при решении задач.
№№ п/п | Темы курса | Количество часов |
1 | Введение. Геометрия вокруг нас. | 1 |
2 | Начальные геометрические сведения: "алфавит" геометрии | 1 |
3 | Треугольники: элементарная геометрия | 1 |
4 | Треугольники: элементарная геометрия | 1 |
5 | Треугольники: элементарная геометрия | 1 |
6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
7 | Четырехугольники | 1 |
8 | Четырехугольники | 1 |
9 | Площади фигур | 1 |
10 | Площади фигур | 1 |
11 | Подобные треугольники: проективная геометрия (свойства фигур, которые сохраняются при их проецировании) | 1 |
12 | Окружность | 1 |
13 | Окружность | 1 |
14 | Решение задач на тему:"Окружность" | 1 |
15 | Решение задач на тему:"Окружность" | 1 |
16 | Решение задач на тему:"Окружность" | 1 |
17 | Итоговая контрольно-диагностическая работа | 1 |
ИТОГО | 17 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения элективного курса "Подготовка к ГИА" учащиеся должны:
развивать умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логическую обоснования, доказательства математических утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений.
- Уметь решать геометрические задачи;
- распознавать геометрические фигуры;
- изображать геометрические фигуры;
- находить значения тригонометрических величин;
- вычислять стороны, углы и площади треугольников;
- находить различные элементы треугольников и четырехугольников, радиусов, окружности;
- проводить доказательства при решении задач, опираясь на теоремы;
- уметь распознавать основные пространственные тела;
- выбор верных утверждений о геометрических фигурах.