Педагогический опыт

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя французского языка

МБОУ «Смирновская СШ»

Гудумак Екатерины Васильевны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников на уроках французского языка».

1. Актуальность и перспективность опыта.

Общественная жизнь современной молодежи определяет новые потребности в формах индивидуального воспитания и обучения подрастающего поколения. Для того, чтобы верно использовать индивидуальный подход необходимо определить степень обученности учащегося. При подборе необходимых средств обучения, проведения индивидуальных консультаций учащийся может приобрести необходимый багаж знаний и сформировать определенные умения исходя из поставленных задач. В нашем опыте индивидуальное обучение неразрывно сочетается с дифференцированным. Таким образом, обучение ориентированное на личность по определению является дифференцированным.

Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все дети не равны по своим возможностям и цель учителя создать наиболее комфортные условия для развития реальных способностей всех учащихся в условиях учебно-воспитательной системы. При использовании дифференцированного подхода учебный процесс строится с учётом особенностей учащихся, что, соответственно, делает работу учителя более результативной. Данный подход  позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех учащихся класса.

Гипотеза 

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне стимулирует образовательную деятельность учащихся на уроках французского языка. 

Практическая значимость: 

Применение дифференцированного подхода на практике вызывает некоторые трудности у учителя, ведь намного проще ориентироваться на среднего учащегося. Но использование дифференциации в рамках педагогической деятельности значительно повышает качество обученности.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологам в индивидуально-дифференцированной работе с обучающимися для повышения качества образовательной деятельности.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

 Образование должно соответствовать требованиям ФГОС. Принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для развития потенциальных возможностей каждого учащегося. Способом разрешения этой ситуации является применение технологии дифференцированного обучения.

Новизна педагогического опыта заключается в теоретическом обосновании сущности и специфики дифференцированного обучения, разработке содержания и способов организации данного подхода, который обеспечивает развитие интеллектуального и личностного потенциала всех детей с учетом уровня обучения, повышение качества их обучения.

3. Теоретическая база опыта. Историография.

К проблеме индивидуализации и  дифференциации обучения в последнее время обращалось много ученых в своих теоретических работах: И.Э.Унт, А.А. Кирсанов, Г.Ф. Суворова, С.Д. Шевченко. Значительный вклад в развитие идей дифференциации и индивидуализации внесли ученые-методисты:  А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Л.В.Занкова в 1963 году одна из первых попыталась изменить систему обучения посредством применения идивидуализации и дифференциации в целях повышения развивающего эффекта для каждого ученика. Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения.

По мнению доктора филологических наук А.М. Абрамова дифференциация обучения заключается в создании относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по некоторым признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, формы обучения и т.п.).

С точки зрения автора учебных пособий Г.В. Дорофеева дифференциация - такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом учебной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся условиях получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Е.А. Певцова – доктор педагогических наук, и  И.Г. Унт  рассматривают дифференциацию обучения в качестве  процесса, который направлен на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей.

С психолого-педагогической точки зрения понятие «дифференциация», как правило, рассматривается в единстве с понятием «индивидуализация».

Существуют разные точки зрения на характер их взаимосвязи:

  • дифференциация отождествляется с индивидуализацией (Голанд Е.А.);
  • дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (Унт И.Г.);
  • дифференциация рассматривается как средство индивидуализации (Унт И.Г.);
  • индивидуализация является предельным вариантом дифференциации (Осмоловская И.М.).

Безусловно, использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов не целесообразно, поскольку это приведет к еще большей неопределенной этих понятий.

В Российской педагогической энциклопедии понятия «дифференциация обучения» и «индивидуализация обучения» различаются.

Дифференциация - это «форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности».

Индивидуализация обучения - «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

На наш взгляд, наиболее удачная формулировка «дифференциации» принадлежит И.М. Осмоловской. Она говорит о том, что в первом случае берутся индивидуальные, а во втором - групповые особенности, а дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации, а цель его - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

В понимании дифференциации автор выделяет следующие основные аспекты:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2.Выделение отдельных групп учащихся на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в каждой из выделенных групп.

4. Ведущая педагогическая идея.

Одной из особенностей современной эпохи является значительный рост информационного объема, обязательного для восприятия и усвоения школьниками в рамках программ различных учебных дисциплин.

Как правило, темп работы учителя на уроке считается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - легкой.

Успешность усвоения учебного материала зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием. Поэтому перед учителем постоянно стоит проблема: необходимость удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей в развитии школьников, обладающих различным познавательным и личностным потенциалом.

Дифференцированный  подход в обучении, осуществляется на основе технологии разноуровневого обучения, позволяет обеспечить не только обучение учащихся на выбранном ими и соответствующем их учебным возможностям уровне сложности по основным предметам, но и переход на более высокий уровень в процессе развития их познавательных способностей и личностных свойств. Тем самым, такой подход как нельзя лучше создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. 

5. Оптимальность и эффективность средств.

Способы дифференциации на уроках французского языка.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.)

1 группа получает задание: Quelle est la phrase?

Le soleil-en été-brille

nagent-Les canards-dans l’étang

Maman-l’épouvantail-met

2 группа получает задание: Je dis ce que je ferai en vacances.Voici les verbes: aller à la rivière,nager,bronzer,aider la grand-mère,soigner les domestiques.

3 группа получает задание: Je devine les mots

Hélène ira che… sa grand-m…re en va…anc…s .

Elle planter... des carot...es et des betterave... .

Elle don...era à manger aux lapin... .

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведу пример дифференцированного задания по работе с текстом:

·  составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

· подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

·  составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке.

Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера.

Ecrivez  les verbes à la forme passive.Suivez le modèles.

Modèle: Lucie a lu ce livre.---Donc,ce livre a été lu par Lucie.

1. Le garagiste  a réparé notre voiture.---Donc, ...

2.Ma grand-mère a acheté ces nouveaux souliers.---Donc, ...

3.Ce peintre a dessiné un beau tableau.---Donc, ...

Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера.

C’est---Ce sont

1. …un petit chien.

2. …Paul et Robert.

3. …mes cahiers.

Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера.

Posez des questions à un élève francais:

--- …?

---Ma famille est nombreuse / peu nombreuse

--- ... ?

Oui, j’ai un frère ainé. / Non, je n’ai pas de frère ainé .

--- ... ?

Oui, j’ai une soeur. / Non, je n’ai pas de soeur.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

· образец оформления ответа; памятки, планы;

Exemple: Francois est mon ami. Il aime faire du vélo.---Francois est mon ami qui aime faire du velo.

1. Lucie Bertrand est une Francoise. Elle joue bien du piano.

2.Max est un artiste de cirque. Il aime beaucoup son travail.

3.Le boi est un animal. Il est très dangereux.

· карточки-помощницы с наводящими вопросами;

Je  présente mon amie.

Elle s’appelle … .

Elle a … .

Elle habite  à ... .

Elle va  à … .

Elle apprend ... .

· справочные материалы;

· наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);

Учитель предлагает учащимся найти в тексте слова и добавить в схему «Солнышко» ,которые связаны (ассоциируются)с понятием  «restaurant scolaire»                     la viande    -------    le poisson

-------restaurant scolaire-les desserts

les fruits   -------   la crème au chocolat

Учащиеся добавляют к этому списку слова.

           · начало или частичное выполнение задания.

Ответить на вопрос,продолжив предложение:

Est-ce que  tu  mets  ta  robe  neuve?---Je  mets … .

Est-ce que  tu  mets  ton  costume  neuf ?--- Je  mets ... .

Est-ce que tu enveloppes  le  cadeau  dans  du  papier  crépon ?---J’enveloppe ... .

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

6. Результативность опыта.

В процессе обучения  при использовании дифференцированного подхода получены некоторые успехи: слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают положительный рост.  

  1. Диагностика определения уровня обученности (по П. И. Третьякову)

Цель- выявить владение умениями  выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроекцировать  программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

1.Сравни, выбери,сопоставь,найди лишнее… …

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

Тест для определения  обученности  (французский язык в 9 классе в 2014-2015 г.)

1.Выбери лишнее слово:

la vache,  le chien, le chat, le cochon, l’oiseau.

2.Объясни товарищу образование cослагательное наклонение настоящего   времени:    subjonctif present.

3.Что объединяет слова:

le chou, la carotte, la betterave, la pomme de terre.

4.Выпиши только глаголы:

Parlent,  passent, calmement, dessinent, attentivement.

5.Напиши слова по теме : «Зима» (L'hiver)

Знакомлю учащихся с вариантами работы и критериями оценки.

Выполнено

Вариант I 1, 2

Вариант II 2, 3, 4

Вариант III 4, 5        

Оценка

«3»

«4»

«5»

Учащиеся выбирают для себя вариант выполнения работы.

По результатам работы заполняется аналитическая таблица

Ф.И.

Полностью и правильно выполнены задания

Уровни обученности

различение

запоминание

понимание

Умения репродук-

тивные

Перенос

(творческие умения)

Варакина К.

+

+

+

Воронков Т.

+

+

+

+

Ганина В.

+

+

+

Жариков В.

+

+

+

Иванова Е.

+

+

+

Кошелев И.

+

+

+

+

+

Ключенко К.

+

+

+

+

+

Лоскутов Н.

+

+

+

+

+

Никитина А.

+

+

+

+

+

Подовинова Ж.

+

+

+

+

+

СурмачВ.

+

+

+

+

+

Султанова С.

+

+

+

+

+

Чайковская Ю.

+

+

Тест для определения  обученности  (французский язык в 11 классе в 2016-2017 г.)

1.Выбери правильный вариант ответа:

Ils  ont  reconnu  qu’ ils... pendent tout  le spectacle.

а) ont dormi  b)avaient dormi c) dorment d) dormiront

Carolin  disait  à ses  parents  qu’ elle ... tous  ses examens

a) réussira  b) réussisse  c)réussirait  d) aura réussi

2.Объясни товарищу  образования  условного  наклонения в прошедшем времени (conditionnel passé)

3.Что объединяет слова:

avoir, etre, venir,pouvoir, vouloir, partir

4.Выпиши только прилагательные :

gratuit,  fou,  muet,  silence,  sommeil,  blond.

5.Напиши словарь по теме: « Музыка» ( La musique)

Аналитическая таблица

Ф.И.

Полностью и правильно выполнены задания

Уровни обученности

различение

запоминание

понимание

Умения репродук-

тивные

Перенос

(творческие умения)

Воронков Т.

+

+

+

Кошелев И.

+

+

+

+

+

Ключенко К.

+

+

+

+

+

Лоскутов Н.

+

+

+

+

+

Никитина А.

+

+

+

+

Подовинова Ж.

+

+

+

+

+

Султанова С.

+

+

+

+

+

Из аналитической таблицы  видно, что первым  и вторым уровнем овладевают почти все учащиеся, уровень понимания стабилен ,а вот уровень умений репродуктивных и творческих, когда знания переносятся и применяются в новых условиях повышается.

2014-2015

Разли-

чение

Воспроиз-

ведение

Пони-

мание

Умения

репро-

дуктивные

Перенос

(творческие умения)

Кол-во

учащихся

13

13

12

8

7

В %

100

100

92,30

61,53

53,84

2016-2017

7

7

7

6

5

В %

100

100

100

85,71

71,42

Результаты дифференцированного обучения:

1) Развитие устойчивого интереса учащихся к предмету; 

2) расширение и углубление знаний по предмету;

3) развитие навыков самостоятельной работы с источниками знаний;

4) углубление представлений о практическом значении предмета в жизни общества.

Внеурочные занятия  по предмету позволяют учащимся применять полученные ими знания на практике, расширять и углублять их; повышать успеваемость и стимулировать интерес к учению. Свои результаты они показывают на олимпиадах по французскому языку и на различных конкурсах

Результаты участия учащихся во Всероссийской олимпиаде

год

Этап ВОШ

результат

2014-2015

муниципальный

7 класс

1-победитель,2-призёра

8 класс

1-победитель,2-призёра

9 класс

1-победитель,1-призёр

региональный

участник

2015-2016

муниципальный

8 класс

1-победитель,1-призёр

9 класс

1-призёр,1-победитель

2016-2017

муниципальный

7 класс

1-победитель

8 класс

1-призёр

9 класс

1-победитель

Результаты успеваемости  учащихся за 3 последних года

Год

Класс

Успеваемость

Качество

Средний балл

2015-2016

4

5

6

7

8

9

10

100

100

100

100

100

100

100

80

55,55

83,33

62,50

77,77

66,66

71,42

4,00

3,80

3,92

3,62

4,00

3,83

3,85

2014-2015

3

4

5

6

7

8

9

100

100

100

100

100

100

100

80

55,55

83,33

25

66,66

66,66

57,14

4,00

3,66

3,75

3,25

3,88

3,83

3,64

2013-2014

2

3

4

5

6

7

8

100

100

100

100

100

100

100

80

44,44

66,66

37,50

66,66

50

71,42

4,00

3,55

3,83

3,37

3,88

3,66

3,78

7. Возможность тиражирования опыта.

 Опытом работы я делюсь со своими коллегами:

- на заседаниях кафедры основной школы;

- на семинарах учителей иностранного языка;

- на заседании кафедры иностранных языков района;

- на личном мини-сайте в сети Интернет;

- на педагогическом совете.

 

Литература:

1.Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития  Предисл. Б.В. Зейгарник. - М., 2000 – 382с.

2.Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М., 2003 – 562с.

3.Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневого обучения. «Иностранные языки в школе», №3, 2003 год

4. Вайсбурд М.Л. Кузьмина Е.В.  Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. «Иностранные языки в школе», №1-2, 1999год,

5.Аристова Л.П. "Активизация учения школьника". М, 1968 г.

6. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. "Возрастные возможности усвоения знаний." Москва, 1966 г.

7.Чуриков И.А. "Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся     как эффективное средство активизации познавательной деятельности."  Казань, 1973.