Моё педагогическое кредо
Предварительный просмотр:
Моё педагогическое кредо
Я начала заниматься педагогикой благодаря моим родителям и учителям, которые помогли сформировать во мне любовь к учительскому труду. Так же моими наставниками были преподаватели из Благовещенского Государственного педагогического института им. М.И.Калинина, которые утвердили во мне правильность выбора жизненных целей:
- трудиться ради людей;
- сердце отдавать детям;
Мое жизненное кредо основано на осмыслении благородства и нужности профессии учителя. Это такой труд, который дает ощущение того, что жизнь не бессмысленна. Это не тот труд (работа!), который делает тебя рабом, а тот, в котором чувствуешь себя причастным к великому делу воспитания молодых сердец, формирования молодых душ и умов.
Это труд, который питает, даёт силы жить. А значит, даёт ощущение счастья.
Ощущение собственной значимости — не просто для других, кто вокруг меня, но и для тех, кто будет когда-нибудь, когда меня уже не будет. Вера в то, что мое участие в жизни детей оставит след в человеческой памяти и сделает тех, кто придет завтра, хотя бы немного более счастливыми, чем мы.
Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии — учитель, я вспоминаю:
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело
Нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
Трое рабочих делали одно и тоже, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В нем — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, работу.
Познание мира начинается с удивления. «Удивляясь — удивлять, увлекаясь — увлекать других». Я так сформулировала бы основной тезис своей педагогической философии. Проанализировав традиционную образовательную систему, я поняла, что для меня в ней неприемлемо:
— прямая трансляция личности учителя на личность ученика;
— ученик является простым преемником знаний, умений и навыков.
Не может быть будущего за такой школой. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны делать всё вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного, но ни один из них не должен стоять над другим. Я понимаю, что должна быть дистанция между учителем и учеником. Но это не стена, не барьер, который можно перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики. С уважением с высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания, как в древней мудрости:
Учитель — этот тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот на этой мудрости и основывается педагогическое кредо!
Моё педагогическое кредо определяется учеником, ребенком , в личности которого нужно найти, развить и сохранить те зернышки таланта, которые, бесспорно, там «рассыпаны». Пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, я думаю, что все вспомнят наше со-дружество и со-творчество на уроке.
Таким образом, моё педагогическое кредо стоит на трех китах:
- Любовь к детям.
- Со-дружество, со-творчество.
- Удивляясь — удивляй, увлекаясь — увлекай.
Мои педагогические аксиомы просты:
- Если я хочу, чтобы ребенок любил свой предмет, я должна любить то, что я преподаю и кому преподаю;
- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве;
- Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна увлечь его;
- Лучшее, что есть в детях, помогая им самим, это лучшее в себе увидеть.
Чтобы изжить скуку на уроках, развить познавательную активность учащихся мне помогают нетрадиционные формы обучения, в том числе игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к победе. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются с огромным желанием, прилагая усилия.
В курсе французского языка много правил (грамматических и фонетических). Как добиться от ребенка заинтересованности увлеченного изучением этих правил? В этом мне помогают дифференцированный подход. Ведь каждый из учащихся работает на определенном уровне знаний.
Групповой метод работы и работа в парах также позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся, объединившись в одну группу, пробуют работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать неизбежные сложности, которые глубоко переживают все подростки. Кроме того, сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, и те, в свою очередь, стараются показать себя в группе с лучшей стороны. По- этому же принципу работают дети и в парах, где один — сильный, другой слабый.
Сколько будет еще школьных звонков и уроков в моей учительской судьбе? Идут дни, годы. На пороге новый век, но каким бы он ни был, дети всегда остаются. И как всегда — задачи учителя:
— дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
— содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
— вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
— воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную веру в себя;
— стать им другом, раскрыть богатство их душ.