Разработки уроков

Хилова Мария Борисовна

Предварительный просмотр:

Тема урока:   ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

 Цель урока:

Раскрыть причины войны 1812г., показать её справедливый характер.

Задачи :

1. Раскрыть ход Отечественной войны 1812; выявить причины победы  России в этой войне, а также последствия этой  войны

2 Развитие мыслительных операций обучающихся; продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события, делать самостоятельные выводы

3. Способствовать развитию  чувства патриотизма и национальной гордости, формировать   негативное   отношение   к  войне   как средству     решения     проблем  исходя из общечеловеческих ценностей и норм.

Тип урока: изучение нового материала с привлечением информационно-коммуникационных и проблемно-поисковых технологий.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная (самостоятельная работа)

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый.

План урока:

1.  Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.

4.  Бородинское сражение.

5.  Тарутинский манёвр.

6.  Партизанское движение.

7.  Изгнание Наполеона из России

Оборудование урока:

Презентация по теме урока;

Карта «Отечественная война 1812 года»;

Документы;

Учебник: А.А. Данилов и др. « История России 19 век »

Основные  понятия и термины – Антифранцузская коалиция, Тильзитский мир, Отеч6ественная война, Багратионовы флеши, Тарутинский манёвр, партизанские отряды,  

Основные даты:

12 июня 1812 г. —вторжение наполеоновской армии вРоссию.

4—6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.

26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.

1 сентября 1812 г. — совет в Филях.

Начало сентября 1812 г. — вступление наполеоновской армии в Москву.

6 октября 1812 г. — уход французов из Москвы.

25 декабря 1812 г. — манифест об изгнании французской армии из России.

Персоналии: Александр I, М. И.Кутузов, Наполеон Бонапарт,

М. Б. Барклай-де-

Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давы-

дов, А. Фигнер, В. Кожина

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент -1 мин

Приветствие учеников. 

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

2. Актуализация знаний -4 мин.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с ходом Отечественной войны 1812г.  (слайд1)

Предлагаю вам ознакомиться с фрагментом из работы отечественного историка Е.В.Тарле в конце урока сделать вывод согласны ли вы с мнением автора о главной причине поражения наполеона в России.

«Конечно, коренной из его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покоряться завоевателю». (приложение 1)

 Приложение 1, слайд 3

Учитель выводит на доску поставленную проблему: «Каковы были причины поражения наполеоновской  армии в России?»

Вначале вспомним, какие события предшествовали Отечетвенной войне 1812г, какая ситуация сложилась в мире и нашем государстве накануне этой войны.

 

Запись темы в тетрадь.

Самостоятельно изучают документ, Выделяют главную,  по мнению автора,  причину поражения Наполеона – самоотверженность российского народа. 

При поддержке учителя формулируют для себя задачу в познавательной деятельности – выявить причины поражения наполеоновской армии в России.

Краткие ответы учащихся:

Завоевательные войны Наполеона,  образование наполеоновской империи, участие России в антифранцузской коалиции,  Тильзитский мирный договор, 1807г., разрыв России и Франции 1811

3.   Изучение нового материала - 35 мин.

Начало войны. Силы и планы сторон

На основе текста учебника рассмотрим силы и планы сторон.  Составим сравнительную таблицу.

Наполеон для похода в Россию создал «Великую армию»  - 600 тыс. человек

               - 1372 орудия

Русская армия 210 тыс. человек .

Разделена на три армии

-1-я Барклай де Толли

-2-я  П. И Багратион

-3-я А. П. Тормасов

Французский император не планировал захватить всю Россию. Рассчитывал разгромить русскую армию, заключить выгодный для Франции, но унизительный для России мирный договор

 (слайд  4,5) 

12 июня 1812 года французские войска вторглись на территорию  Российской империи (слайд 6)

Систематизируют информацию, составляют таблицу, делают сравнительный анализ военных планов.

Работают с исторической картой «Отечественная война 1812г., прослеживают  ход наполеоновского вторжения в пределы Российской империи в атласах

Смоленское сражение

Александра 1, человека далёкого от военных дел убедили сложить полномочия главнокомандующего. Общее руководство перешло к военному министру Барклаю де Толли Проводил тактику отступления и сохранения армии . 1-я и 2-я армии соединяются в районе г.Смоленска, нарушая планы противника – разбить по одиночке русскую армию близ границ. (слайд7)

В начале августа 1812г. Под смоленском  произошло крупное сражение. Город не удалось удержать, однако французы потеряли при этом 20 тыс. солдат. В Смоленске  французам достались обугленные руины, ни фуража , ни продовольствия противник не заполучил.

В рабочей тетради выполните задание

 4 -  отметьте  действия сторон  на контурной карте.

С помощью атласа, исторической карты обозначают военные действия сторон под Смоленском.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим.

Опираясь на текст п.3, найдите причины отстранения Барклая де Толли от командования объединёнными силами русской армии.

М.И. Кутузов Великий русский полководец

  • служил при Екатерине II, ПавлеI, АлександреI
  • 50 лет (из 67) провёл в походах
  • В августе 1812г.  назначен главнокомандующим русской армии
  • Поддержал план Барклая-де-Толли             ( слайд8 )
  • Объявил, что действия Барклая де Толли были верными, продолжил отступление вглубь Росси. Ближе к Москве.  

В чём,  по вашему, Кутузов считал правильность действий Барклая де Толли?

После самостоятельной работы с текстом учебника учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- неудачи первых недель войны

- предвзятое отношение к полководцу из-за шотландского происхождения

- желание народа видеть главнокомандующим  популярного  в народе Кутузова

Дают оценку действиям исторических личностей.

Краткие ответы учащихся:

-сохранение армии

-накапливание боевого опыта против сильного противника

-преодоление психологического давления «великой армии»

Бородинское сражение.

Перед началом сражения силы сторон были примерно равны.

Цели сторон:

 Франция – разгромить русскую армию, захватить Москву.

 Россия – подорвать наступательный порыв противника, обескровить врага, сделать дальнейшее наступление французов невозможным ( слайд 9)

-Началось с удара французов в район с.Бородино

-Главный удар на Багратионовы флеши (5ч)

-Жесточайшее сражение в районе командования Кутузова (до глубокой ночи)  Слайд 10

Итоги:

Русские -убиты 46тыс. из125

Французы-убиты 60тыс из134

Кутузов продолжил отступление

Отметим ход  бородинского сражения на схеме.

Используется  интерактивное наглядное пособие «История России 19 век»

Сражение не принесло успеха ни одной из сторон. К вечеру Наполеон приказывает отвести силы на исходные позиции, Кутузов – отступать к Москве.

Не смотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов принимает решение отступить, оставить Москву без боя,  сохранитьи русскую армию. Решение об оставлении Москвы было принято в простой русской избе.

(слайд 11, 12)

Изучают схему бородинского сражения.

Заполняют поочерёдно  интерактивную  карту на доске,  составляя легенду, и параллельно выстраивают схему  сражения на контурной карте в рабочей тетради.

Тарутинский манёвр

Пока Наполеон  ждал письма от Александра 1 с соглашением  на мирные переговоры, русская армия совершила отступление на восток, внезапно развернулась на юг и  стала лагерем у села Тарутина. Это перемещение перекрыло пути возможного наступления  неприятеля к Туле с её оружейными заводами и складами с продовольствием,  неприятель потерял русское войско.

 ( слайды 13,14 )

Продолжают заполнять контурную карту в рабочей тетради.  Показывают перемещение русских войск во время Тарутинского манёвра.

Партизанское движение

С первых же дней война носила всенародный – ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ характер. В городах шло ополчение, по всей России шёл сбор материальных ценностей. Партизанскому движению по инициативе Д.Давыдова было решено придать организованный характер. Широко известна деятельность партизанских отрядов, возглавляемых  такими руководителями как, Д.Давыдов, А.Фигнер, Г.Курин,  Василиса Кожина, и др.

Лишь за 1-й месяц войны неприятель от рук партизан потерял 30 тыс. (слайд15)

Гибель Великой армии.

Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире. Тщетно. В преддверии зимы решил выйти на не разорённый юг России.

6 октября французы покинули  Москву, но на их пути была уже окрепшая русская армия, партизанские отряды,  ранняя и суровая зима, и наконец сама  «великая армия»  превратилась в озлобленную неуправляемую толпу, брошенную собственным императором.  ( слайд16-20 )

В конце декабря 1812  генерал –фельдмаршал Кутузов докладывал царю : «Война окончилась за полным истреблением неприятеля»

Находят в атласах путь следования наполеоновских войск во время бегства из России.

4   Закрепление (рефлексия) 4 мин

В заключение вернемся к  вопросу, поставленному  в  начале  урока. Согласны ли вы, что главная причина поражения Наполеона – самоотверженность российского народа?  Какие ещё факторы способствовали победе России в войне?

Учащиеся высказывают свое мнение.

- главная причина победы- отечественный характер войны, патриотизм и самопожертвование народа

- умение стратегически верно выстроить действия армии со стороны военного руководства

5  Домашнее задание-1 мин.

 Запишите домашнее задание: §4, р\т №2, 3,6.

Выставляют оценки в дневник, записывают домашнее задание

Приложение 1

«Конечно, коренной из его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покоряться завоевателю».

Е.В.Тарле


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отечественная война 1812 года

Слайд 2

« Конечно, коренной из его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покоряться завоевателю». (Е.В.Тарле)

Слайд 3

План урока. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузов а главнокомандующим. Бородинское сражение. Тарутинский манёвр. Партизанское движение. Изгнание Наполеона из России

Слайд 4

Силы и планы сторон Франция 600 тыс. человек 1372 орудия Пёстрый национальный состав Россия 210 тыс. человек Разделена на три армии -1-я Барклай де Толли -2-я Багратион -3-я Тормасов

Слайд 5

Наполеон Бонапарт Французский император не планировал захватить всю Россию Рассчитывал разгромить русскую армию, заключить выгодный для Франции, но унизительный для России мирный договор

Слайд 6

12 июня 1812 года французские войска вторглись на территорию Российской империи

Слайд 7

Михаил Богданович Барклай-де-Толли -Занимал пост главнокомандующего до августа 1812 -проводил тактику отступления и сохранения армии

Слайд 8

Михаил Илларионович Кутузов Великий русский полководец служил при Екатерине II , Павле I , Александре I 50 лет (из 67) провёл в походах В августе 1812 назначен главнокомандующим русской армии Поддержал план Барклая-де-Толли

Слайд 9

Наполеон на Бородинских высотах Русская армия на первом этапе была вынуждена отступать Отступая : А) сохранили армию Б) изучили тактику врага В) соединили под Смоленском разрозненные русские армии Французы - теряли лоск -утрачивали боеспособность -получали отпор от населения

Слайд 10

Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 года Началось с удара французов в район с.Бородино Главный удар на Багратионовы флеши (5ч) Жесточайшее сражение в районе командования Кутузова (до глубокой ночи) Итоги : Русские -убиты 46тыс. из125 Французы-убиты 60тыс из134 Кутузов продолжил отступление

Слайд 11

с. Фили. Изба в которой проходил военный совет Решение об оставлении Москвы было принято в простой русской избе

Слайд 12

Военный совет в Филях Кутузов предлагает оставить Москву ради спасения армии Из Москвы эвакуируется население

Слайд 13

Пожар Москвы Стал переломным моментом в ходе войны 1812 года Сгорели склады с остатками продовольствия

Слайд 14

Наполеон Бонапарт -французский император «потерял» армию неприятеля -сидя в опустошенной Москве, Наполеон ожидал послов от русского императора «Великая армия» страдала от голода и холода Полководец захвативший всю Европу предал своих солдат и тайно бежал из Москвы

Слайд 15

Отступление французов Оставшись без командования, французские войска в панике бежали из разграбленной русской столицы.

Слайд 16

Переправа французских войск через р.Березину Остатки «великой армии» ещё более поредели при переправе через реку Березину

Слайд 17

25 декабря- издание манифеста об изгнании французской армии из России Памятник павшим на Бородинском поле

Слайд 18

Памятник Бородинскому сражению установленный на месте расположения батарей Раевского

Слайд 19

Триумфальная арка в честь победы в войне 1812 года

Слайд 20

Современный вид Триумфальной арки



Предварительный просмотр:

Разработка урока

Уучителя истории Хиловой М.Б.

История 6 класс

Учебник: Е.В.Агибалова.  Г. М. Донской. История Средних веков.

Рабочие программы Всеобщая история Предметная линия А.А .Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы  (5-9 кл.) «Просвещение» - 2014г.

Тема урока: Культура стран халифата.

Цели: 

Предметные: выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры.

Задачи:

1.Изучить условия, повлиявшие на развитие культуры стран Арабского халифата.

2.Развивать умение анализировать произведения искусства

3.Показать роль ислама в развитии культуры стран халифата.

Персоналии: Аль - Бируни, Ибн- Сина, Фирдоуси.

Основные понятия: Медресе, Сунна, Арабески, Мечеть, Минарет

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент – 1 мин.

Приветствие учеников. 

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

Актуализация знаний – 4 мин

Ребята сегодня на уроке  мы  познакомимся с культурой стран халифата. Главный вопрос,  на который нам предстоит ответить  -

«Какой вклад в развитие мировой культуры внесла культура стран халифата?»

Перед этим мы должны вспомнить изученное на прошлом уроке. Ответьте на вопросы в карточках.

Приложение 1

Записывают тему урока.

Работают с раздаточным материалом.  Проверяют друг у друга в парах. По завершении работы сопоставляют с ответами, выведенными на доску

 (Слайд 2)

Изучение нового материала 35 мин.

1.Образование.

Развитию культуры стран халифата способствовали такие исторические условия, как высокий уровень развития ремесла, наличие крупных городов, наличие сильной централизованной власти, сохранение памятников древней культуры, сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками.

Культура стран халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран. (Слайд 3)

В этих странах распространился ислам, а вместе с ним и АРАБСКИЙ язык, который называли «латынью востока» . Он стал государственным. На нём вели государственные дела, обучали в школах, создавали произведения искусства, фиксировали научные знания.

(Слайд 4)

Каждый мусульманин , если собирался занять какую- либо должность, должен был получить образование. Учились в частных платных начальных школах, посещали лекции знатоков Корана, высшую мусульманскую школу – медресе.

(Слайд 5)

Составляют схему  « Страны,  вошедшие в халифат».

Записывают термины и определения : медресе, сунна.

2.Наука.

«Важнейшее украшение человека – знание»

«Не умирает тот, кто отдаёт жизнь науке»

«чернила учёного должны цениться наравне с кровью мученика»

О чём говорят эти арабские пословицы.

(Слайд 6)

По мере изучения данного вопроса нашего плана, постарайтесь выяснить для себя, какие научные знания накопили арабы в различных областях науки. Ознакомьтесь с таблицей, которую предстоит заполнить.

Приложение 2

В крупных городах халифата создавались ДОМА МУДРОСТИ – хранилища научных трудов и место проживания учёных.

В 8-9 столетиях арабские учёные изучали труды Пифагора, Евклида,  Архимеда. Они создали алгебру, пользовались индийскими цифрами, которые от арабов проникли в Европу.

(Слайд7)

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Учёные описывали звёзды, вычисляли окружность Земли, выдвинули гипотезу «Солнце – центр вселенной»

(Слайд 8)

Путешественники собирали сведения о странах, составляли карты.

лайд 9)

Учёные – историки записывали религиозные представления, составляли рассказы о завоёванных странах. Широко известен учёный Ибн Сина, особенно прославившейся как врач. Он классифицировал признаки болезней, составлял справочники по медицине.

(Слайд 10)

Опираясь на изученный материал и пункт2 параграфа заполните таблицу «Науки развитые в халифате»

Формулируют  вывод: арабы уважали научные знания и научную деятельность.

Знакомятся с таблицей, которую предстоит заполнить.

Записывают в тетрадь термин, определение.

Заполняют ранее предложенную таблицу.

Приложение 2.

3.Литература.

Все литературные произведения арабов можно подразделить на

- религиозную литературу

- художественную (предания, легенды, сказки, поэзия)

- научные труды

(Слайд 11)

Вместе с товарами купцы привозили чудесные сказки, рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Из этих сказок был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь». Ещё до принятия ислама у арабов возникла богатая поэзия, прославлявшая смелость, воинскую доблесть, верность и щедрость. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси, написавший поэму «Шахнаме» (книга царей). Основная идея этой книги – прекращение междоусобных войн.

Книги ценились как произведения искусства. Их изготовление во многом походило на способ производства в Европе. Назовите эти особенности.

Краткие ответы:

-были рукописными

-украшались орнаментом и миниатюрой

-имели дорогой переплёт, следовательно высоко ценились.

4.Искусство

Ислам осуждал изображение человека, и всего живого, следовательно, живопись и скульптура не развивались. Главным направлением  в искусстве была архитектура.

Архитектура, как и литература была светской и религиозной. Строители возводили для халифов прекрасные дворцы.  Самый известный  - Альгамбра (Слайд12)

Обряды мусульман первоначально не требовали специальных зданий для молитв. Просто очерчивали территорию, определяли по тени шеста стороны света, молились,  повернувшись лицом к Мекке.

Первые построенные мусульманские храмы -  мечети, появляются примерно в665-670гг.

Убранство мечети разительно отличается от христианского храма, оно очень простое:

- нет мебели,

-нет музыкальных инструментов,

-нет дорогой утвари.

Пол застилали  коврами, постройки украшались резьбой по камню, мозаикой, изразцами. Особенно популярной была техника арабески.

(Слайд13)

Около мечетей возводили Минареты – высокие башни, с которых созывали верующих к молитве ( 5 раз день)

(слайд 14)

Записывают определение.

Запись в тетрадь:

Арабески - сложные геометрические орнаменты.

Записывают определение.

5.Значение культуры халифата.

 С опорой на п.5 параграфа составьте кластер «Значение культуры стран халифата»

Составляют кластер на доске  (каждому ребёнку даётся возможность зафиксировать своё мнение). Параллельно составляют кластер в тетради.

 Приложение 3

Делают вывод.

Европейцы заимствовали у арабов научные знания в области математики, астрономии, географии, медицины.

Арабская культура стала посредником в передаче многих достижений античной культуры.

Закрепление.

Вам представлены деятели культуры и их труды. Соотнесите их.

Вопросы :

1.Назовите различия в устройстве и украшении христианских и мусульманских храмов.

2.Почему арабский язык называют «Латынью востока»?

3.Какое положение занимали учёные в арабском халифате?

На интерактивной доске соотносят учёных, деятелей культуры и их достижения.

Приложение 4

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

§10, р\т №3; чайнворд по желанию

Записывают задание в дневник

Приложения

Приложение 1.

  1. Как называлась религия мусульман ?
  2. Имя мусульманского бога?
  3. Основатель ислама?
  4. Город, где родился пророк Мухаммед?
  5. Храм, расположенный в Мекке, древнее святилище?
  6. Священная книга всех мусульман.
  7. Что такое джихад?

Приложение 2.

«Науки, развитые в халифате»

Математика

Астрономия

География

История

Медицина

Приложение 3.

Приложение 4.

Аль Бируни                            -  догадался , что Земля вертится вокруг Солнца

Ибн Сина                               – описал признаки различных болезней

Фирдоуси                                – написал поэму «Шахнаме»

                                                -   Написал более 100 научных трудов    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура стран халифата Образование. Наука. Литература. Архитектура.

Слайд 2

Халифат Религия мусульман Мусульманский бог Мухаммед- основатель ислама - город , где родился Мухаммед - храм в г. Мекке - священная книга всех мусульман Джихад -

Слайд 3

Арабский халифат Египет Сирия Палестина Месопотамия Иран Средняя Азия

Слайд 4

Государственный язык - Арабский Вели дела На нём обучали в школах Создавали произведения Фиксировали научные знания

Слайд 5

Образование . Ступени образования: Частные (платные) начальные школы Лекции знатоков Корана, Сунны, Шариата Медресе – высшая мусульманская школа Сунна – рассказы о пророке Мухаммеде.

Слайд 6

«Важнейшее украшение человека – знание». (Арабские мудрецы) В крупных городах халифата создавались дома мудрости. Дома мудрости – хранилища научных рукописей и место проживания знаменитых учёных.

Слайд 7

Науки развитые в халифате: Математика (развивалась алгебра, изобрели арабские цифры, в том числе ноль)

Слайд 8

Науки развитые в халифате: Астрономия (действовали обсерватории, вычислили окружность земли, описывали звёзды)

Слайд 9

Науки развитые в халифате: География (путешествовали, собирали сведения о странах, составляли карты)

Слайд 10

Науки развитые в халифате: История (записывали религиозные предания, составляли рассказы о завоёванных странах) Медицина (классифицировали признаки болезней)

Слайд 11

Литература Религиозная литература Художественная (предания, легенды, сказки, поэзия) Научные труды

Слайд 12

Архитектура светская Дворцы Гробницы Крепости Дворец Алгамбра

Слайд 13

Мечети

Слайд 14

Минареты

Слайд 15

Домашнее задание § 10 п.1,2,4- пересказ



Предварительный просмотр:

Разработка  урока

История России  6 класс

Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва.

Цель урока:

Дать полное представление о этапах возвышения Московского государства. Раскрыть его роль в борьбе с ордынским владычеством. Сформировать представление о ходе Куликовской битвы, уяснить её значение в формировании сплочённости русского народа в борьбе против внешних врагов.

 Задачи урока:

1.Образовательные: 

Научить рассказывать о Куликовской битве на основе учебника. Отрывков из летописей.

Раскрыть значение великого сражения.

2. Развивающие: 

Развивать умение работать с текстом параграфа, картой, историческим источником;

Развивать логическое мышление и способность выстраивать доказательные цепочки;

Развивать способность давать оценочные характеристики историческим личностям и событиям..

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство сопереживания  и сопричастности к судьбам выдающихся деятелей и страны, побуждать патриотический настрой у детей.

Оборудование.

1.Учебник и рабочая тетрадь А.А Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времён до конца 17 века»

2.Карточки с дифференцированными заданиями.

3.Тест по теме «Предпосылки объединения русских земель»

4.Презентация «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством»

5.Фрагмент мультимедийного урока № 21   «Уроки отечественной истории до 19 века» ( «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»).

6.Интерактивная доска.

План урока.

Этапы

Хронометраж

1

Организационный момент

1мин

2

Проверка домашнего задания

12 мин

3

Сообщение новой темы; актуализация знаний

5мин

4

Изучение нового материала

20 мин

5

Первичное закрепление

4 мин

6

Вывод по уроку; оценивание

2 мин

7

Домашнее задание

1 мин

Ход урока

Теоретическое обоснование

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Подготовить ребят к работе на уроке

Осуществлять контроль над уровнем знаний, прививать навыки самоконтроля

Дифференцированный контроль

Выявить уровень подготовленности всего класса вцелом

Осуществить подведение учащихся к изучению нового материала.

Сообщить тему. Цели урока.

Актуализировать познавательную деятельность детей.

Цель- настроить ребят на качественное восприятие материала.

Опережающее задание с целью включить ребёнка в поисковую работу.

Задача- получить обратную реакцию от детей.

Цель- заострить внимание на причинно-следственных связях

Определить степень успешности аналитико-синтетических процессов  мышления при применении знаний ранее изученного материала.

Развивать логическое мышление

Обеспечение наглядности. Активизация познавательной деятельности.

Закрепление. Применение полученных знаний

Учить делать выводы из полученной информации, выделять главное из контекста.

  1. Оргмомент.

Приветствие, отметка в журнале об отсутствующих, подготовка к опросу.

 

  1. Проверка домашнего задания.

2.1 Мини- -тест.

Учитель даёт мини – тест для всего класса  (приложение 1); после выполнения предлагает проверить у соседа по парте.

2.2Дифференцированное задание.

Ученикам предложены задания с различным уровнем сложности.

  1. на 3 балла
  2. на 4 балла
  3. на 5 баллов

(приложение 2)

2.3 Фронтальная беседа.

После выполнения письменных заданий проводится фронтальная беседа.

Вопросы к беседе:

1) Назовите предпосылки способствующие объединению русских земель.

2) Какие слои населения и почему были заинтересованы в объединении русских земель?

3) Расскажите о политической системе управления на Руси.

Князь какого княжества считался главным?

Назовите самые сильные княжества, носившие титул великих.

4) Какие факторы помогли Москве в соперничестве с Тверью?

5) Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику Ивана Калиты.

6) Назовите причины возвышения Москвы среди других княжеств.

Приветствие. Подготовка к опросу.

Дети выполняют тест.

Обмениваются с товарищем и проверяют друг у друга.

Выполняют индивидуальное задание.

Предполагаемые ответы.

1) Возрождение С\Х и ремесла, расширение торговых связей между княжествами, заинтересованность многих слоёв населения в объединении страны.

2) Крестьяне и ремесленники, т.к. страдали от разорительных набегов.

Землевладельцы – т.к. хотели иметь возможность приобретать земли в соседних княжествах.

Православная церковь выступала за объединение и поддерживала князей , стремившихся к этому.

3) Главным был князь владимирский, назначаемый Золотой Ордой.

Самые сильные княжества – Московское, Тверское, Суздальско- Нижегородское, Рязанское.

4) Москва быстро расширяла владения (у рязанского – Коломну, у Смоленского – Можайск, за счет Перяславского княжества).

Юрий Данилович расположил к себе Орду (женился на сестре хана Узбека)

5) Иван Калита умело использовал политическую ситуацию. Восстание Твери против орды самолично подавил, но с наименьшими потерями, как для самой Твери, так и для Руси в целом, заполучив при этом доверие со стороны ордынских ханов.

6) Умелая политика  московских князей, поддержка РПЦ, малочисленные потомки московских князей, следовательно, и отсутствие большого дробления.

3.Сообщение новой темы, целей.

На прошлом уроке мы узнали как и почему московское княжество смогло возвыситься среди других русских земель.

Сегодня продолжим говорить о борьбе Москвы за первенство и её роли в противостоянии ордынскому владычеству.

Тема нашего урока (отражена  на доске) – Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Ребята, запишите тему и план урока в тетради.

Цель нашего урока – узнать, как и почему Москва стала центром борьбы с ордой; проанализировать ход Куликовской битвы, выявить её значение.

(представлено на слайде №1- презентация)

Дети записывают тему план работы в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

4.1 Вступительное слово учителя.

Ребята давайте сейчас послушаем сообщение, которое приготовила для нас Бурова Надежда. Внимательно следите за рассказом и впоследствии попробуйте дать оценку личности Дмитрия Ивановича.

4.2  Выступление с сообщением, предварительно подготовленным одним из учеников.

(на слайде № 2  -презентация, показывается портрет Дмитрия Донского)

 

 Какие качества, Дмитрия Ивановича вы считаете особенно ценными?

 

Предлагаю вам, ребята, рассмотреть, как во время великого княжения Дмитрия, Московскому княжеству удалось возвыситься среди прочих

       Рассказ учителя.

Обратимся к следующему вопросу плана.

4.3            Борьба Москвы за            

            политическое первенство.

В 1359 г. не московском престоле оказался Дмитрий Иванович, 9-летниий внук Ивана Калиты.

Князья тверские и рязанские назывались великими и не хотели уступать старшинство московским князьям.

Поясните, что означает слово «великие».

Дмитрий Константинович нижегородский тоже пробовал отнять  у Дмитрия Ивановича Владимир. Но получил в удел Суздаль, и в последствии помирившись с Дмитрием Ивановичем, отдал за него дочь Евдокию.

Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским князем Ольгердом, склонил на свою сторону с помощью даров Орду, но цели своей не добился. Митрополит Алексий очень много сделал для московских князей – не только добыл ярлык для Дмитрия, но и убедил Орду изменить систему престолонаследия, что явилось важнейшим делом для создания централизованного государства. Жители Владимира поддержали Дмитрия Ивановича, который на великое княжение более ни кого не пустил.

Дмитрий Иванович собрал войска и осадил Тверь, в московско-тверском договоре признавалось право на владимирский престол за московскими князьями.

Вопрос: О чём свидетельствует тот факт, что проблему кому занять великокняжеский престол решали сами русские князья?

  1.          Русь и Орда перед  

 столкновением.

Действительно в Орде с конца 50-х годов 14 века начались усобицы.

Как усобицы влияют на государство?

Та к случилось и в Орде. За 20 лет сменилось 25 ханов. В результате орда разделилась на  две части, и стала уже не такой всемогущей.  В западной части власть захватил военачальник Мамай, который не имел права на ханский престол, следовательно, желал укрепить своё положение походом на Русь.

Найдите в учебнике слова подтверждающие  необходимость самоутверждения Мамая.

 

Верно. Мамай официально имел должность только «тёмника» -  воеводы, хотя и распоряжался в Орде.

На какое-то время Мамаю удалось укрепить Орду. Но и Дмитрий Иванович, также стал готовиться к решающей схватке. Были заключены военные соглашения с другими князьями, хорошо работала разведка, увеличивалась численность постоянного русского войска. Русские воины овладевали техникой боя противника – прекрасно работали круто загнутыми саблями и луком. К 1376 г. русское войско отличалось дисциплиной.

В 1376 г. Дмитрий отказался подчиниться Мамаю , и не пропустил генуэзских купцов в Великий Устюг.

Хотя в первом столкновении на р. Пьяне русскую рать побили, Н.Новгород разграбили, Дмитрий Иванович извлёк из этого большой урок.

Встреча русских и ордынских войск в 1378г. на Рязанской земле у р. Вожи закончилась победой руссов и отказом выплачивать дань Орде.  Впереди была великая битва.

4.4     Битва на поле Куликовом.

Дмитрий благодаря своим бесстрашным сторожам хорошо знал о действиях Мамая . имел он сведения и о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайле, и рязанском князе Олеге. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил своё продвижение к Дону, навстречу Мамаю.

На военном совете было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон р. Непрядвы. Оставляли Дон и глубокие овраги у себя в тылу.

Как это могло повлиять на сражение?

Большую поддержку ополчению оказала православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу у основателя этого монастыря Сергия Радонежского.

(показ слайда №3-презентация)

Сергий отправил с князем монахов-богатырей Александра Пересвета и Родиона Осляблю.  Это показывало насколько важно дело освобождения Родины даже для иноков покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружие.

Найдите в словаре значение слова «инок»

Дмитрий расположил свои войска в следующем порядке: в центр поставил большой полк, впереди передовой полк, по флангам – полки правой и левой руки, в лесу засадный полк.  Во главе засадного полка поставил опытного полководца Дмитрия  Боброка. Сам Дмитрий Иванович переоделся в доспехи простого ратника , стал в ряды большого полка.

(Просмотр фрагмента Мультимедийного урока № 21, слайд 6 «Уроки отечественной истории»)

Уточните что обозначает слово «манёвр» в конце параграфа. Запишите в тетрадь.

Ребята, кто запомнил и сможет показать,  как располагались русские войска и войска Мамая? Прошу к доске.  (Слайд 4 –презентация)

Русское войско одержало полную победу. Много погибло воинов. Семь дней хоронили героев. Много воевод и князей пало. Но Дмитрий Иванович уцелел, хотя так устал в битве, что даже сознание потерял и не руководил преследованием врага. В честь победы народ прозвал князя Дмитрия ДОНСКИМ.

Куликовская битва явилась одним из важнейших этапов большой войны между Русью и Ордой.

(Слайды 5,6,7 – презентация.)

  1.       Набег Тохтамыша.

Куликовская битва истощила силы Московского княжества.  Этим воспользовался ха восточн6ой части Золотой Орды Тохтамыш. Он в 1382 г двинулся на Москву. Дмитрий узнав о походе пошёл собирать войска. Но большинство русских князей не поддержали Дмитрия. Ханские войска подошли к Москве и обманом взяли её. Опасаясь подхода войск Дмитрия, ордынцы повернули на юг.  Дмитрий Донской чтобы дать возможность передохнуть Руси возобновил выплату дани. Но и Орда признавала Москву политическим центром. Битва ускорила распад Золотой Орды. Важным следствием этой победы было дальнейшее усиление Москвы, сделало её центром освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.

  1. Первичное закрепление.

5.1 Работа с документом.

Прочитай те документ

на стр.155 учебника.

- кто является автором документа?

- когда документ был написан?

- где произошли события, о которых идёт речь?

- какие исторические факты и события описываются в документе?

-что изучаемый документ помог узнать? Приведите пример из документа.

Ребята, мы видим, что текст документа подтверждает информацию, изложенную в параграфе. А что мы можем сказать о позиции автора, написавшего документ?

5.2 Работа в рабочей тетради.

Выполните задания § 18 Задан.1,5

  1. Вывод по уроку.

-Ребята, как, по-вашему, нужна ли была Куликовская битва, ведь и после таковой Русь была вынуждена платить дань Орде.

-Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок.

  1. Домашнее задание.

§ 18 учебника. В рабочей тетради задания 2, 3, 4.

Доклад ученика «Дмитрий Иванович Донской»

Примерные высказывания:

-отвага

-человеколюбие

-самоотверженность

-целеустремлённость

Великие – управляющие самыми могущественными княжествами

( поделёнными на более мелкие – удельные)

Возможно, Орда уже была не в силах повлиять на расстановку сил на Руси.

Усобицы ослабляют страну, разоряют её и лишают военной мощи.

«…Западную часть Орды захватил военачальник Мамай.

… Он не имел права на ханский престол, так как не был потомком Чингисхана»

Войско должно было сражаться до последнего. Были отрезаны пути к отступлению.

Находят и записывают в тетрадь: ИНОК- монах, отшельник покинувший мирскую жизнь.

Ученики получают информацию  средствами ИКТ

Записывают словарное слово.

Манёвр – передвижение войск.

Дети показывают ход битвы на схеме

Дети  изучают документ на с.155 учебника  и устно отвечают на вопросы к нему.

- неизвестный летописец, современник тех событий

-за Доном в устье р. Непрядвы

-описывается подготовка к Куликовской битве и сама битва.

-документ иллюстрирует великую битву «…от начала мира сечи такой не бывало у князей русских…и падало тело татарское на тело христианское»

- автор считает, что целью похода Мамая на Русь была месть за прошлые неудачи и погибших товарищей. В действительности ещё прилагалось желание утвердиться в Орде и по-прежнему держать Русь в зависимости.

Письменно выполняют в рабочей тетради задания.

Предполагаемые высказывания:

Битва имела большое значение, т.к. показала наличие воли , целеустремлённости у русского народа в борьбе с врагами.

Куликовская битва сплотила русский народ.

Битва сделала Москву центром борьбы с игом, подняла патриотический настрой.

Записывают Д/З

Приложение 1.

1. Выбери НЕ правильный ответ.

Самыми сильными княжествами на Руси были :

А) Московское

Б) Тверское

В) Ярославское

Г) Суздальско-Нижегородское

Д) Рязанское

2. Вставь пропущенное слово.

Всё больше появлялось людей заинтересованных в объединении страны.

____ объединение позволило бы покупать земли в соседних княжествах. Тоговым людям мешали в развитии ____и ___ .

3. Выбери правильные ответы.

К причинам возвышения Москвы можно отнести:

__ Церковь освятила Московское княжество своим авторитетом – митрополит переехал в Москву.

__Москва находилась на перекрёстке торговых путей.

__В возвышении Москве помогли соседние княжества.

__ Княжество избежало сильного дробления.

Приложение 2.

 Задание с минимальным уровнем сложности.

Дополни .

Удельное княжество – это ___________________________________

Ивана Даниловича называли КАЛИТОЙ, так как _______________

Усобица – это _____________________________________________

Задание со средним уровнем сложности.

Назовите действия Ивана Калиты способствующие возвышению Московского княжества.

1._______

2._______

3._______

Задание с высоким уровнем сложности.

Назовите и расставьте причины возвышения

 Московского княжества в порядке их значимости.

_____________________
_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

        

Литература.

  1. А.А Данилов , Л.Г. Косулина «Уроки истории»
  2. А. Ишимова «История России для детей»
  3. И.Н. Кузнецов «Школьный справочник по истории Отечества»

А.П. Тропцев «Рюриковичи от Ивана Калиты до Ивана Грозного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Борьба Москвы за политическое первенство Русь и орда перед столкновением Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша.

Слайд 2

Дмитрий Иванович донской

Слайд 3

Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского

Слайд 4

Поединок Пересвета с Челубеем

Слайд 5

Куликовская битва

Слайд 6

Битва на Куликовом поле. Миниатюра из русской летописи.

Слайд 7

Памятник в честь победы на Куликовом поле (А.П. Брюллов)

Слайд 8

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

Слайд 9

Набег Тохтамыша

Слайд 10

Схема Куликовской битвы