Программа Дары Фребеля для детей с ОВЗ
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dary_frebelya_dlya_detey_3-8_let_.docx | 84.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
(МБДОУ «Детский сад №17»)
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №17» Протокол от 01.07.2023 № 5 | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №17» от 02.07.2023 № 100 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
познавательной направленности
на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 3 - 8 лет
Составитель:
Воспитатель Козлова АА.
Учитель - дефектолог Белова Т.В.
Учитель-логопед Осокина И.В.
Срок реализации программы – 1 год
г. Богородск, 2024г.
I. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных
образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
- Формирования общей культуры, включающей аспект духовно- нравственного развития и воспитания;
- Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- Формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
- Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
- Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные,
проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и
образовательных средств.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал
«дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики».
Актуальность программы:
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно- пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.
Основные принципы программы:
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
- Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
- Принципы педагогики Фрёбеля.
- Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого- педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
Дары Фрёбеля - новый подход
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
- мячи разного цвета на ниточках,
- небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
- кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
- такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
- куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
- кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное
российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и
индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и
самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими
методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное развитие – «Светофорчик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
- познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки»,
«Приглашаем в гости»;
- речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
- художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
- физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры»,
«Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,
продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием
«Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных
процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие
моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в
совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику
нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы:
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным
требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для дополнительного образования.
Объекты программы
- Дети 3-8 лет.
- Семьи детей, посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Для детей 3-4 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для второго года обучения.
Для детей 4-5 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для третьего года обучения.
Для детей 6-8 лет
Данный курс состоит из 72 занятий по 25 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для четвертого года обучения.
Цель программы:
Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Задача программы:
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-
исследовательской деятельности детей.
Задачи обучения:
- Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому
сообществу;
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Познавательное развитие:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно- смысловой картины мира;
- Формирование начал самопознания.
- Речевое развитие:
- Развитие речевых способностей и умений;
- Формировать предпосылки чтения и письма;
- Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
- Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эстетическое мировидение;
- Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
- Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
- Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
- Физическое развитие:
- Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
- Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников 3-4 лет:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме.
- при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
- видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
- принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Для воспитанников 4-5 лет:
- знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
- умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб),
развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
- формирование грамматически правильного строя речи.
- умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
- развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления
- объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие
взаимоотношения.
Для воспитанников 6-8 лет:
- развивать сенсорные навыки, элементарные математические
представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
- развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков
планирования
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
- понимание на слух текста художественного произведения,
- приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
- формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Для педагога:
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально- познавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
- Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Описание и технические характеристики:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
- Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигуры»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
- Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- Модуль 13 (5B) «Башенки»
- Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности
использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вторая младшая группа
Месяц | № занятия | Тема, цель НОД |
Сентябрь | 1 | Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы |
2 | Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков | |
3 | «Светофор» Цель: формирование основ безопасного поведения на улице | |
4 | «Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | |
Октябрь | 5 | « Колобок» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи |
6 | «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально- выразительно отображать характер героев сказки | |
7 | «Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать |
игровую деятельность | ||
8 | «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
Ноябрь | 9 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
10 | «Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок | |
11 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | |
12 | «Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере) | |
Декабрь | 13 | «Назови геометрическую фигуру» Цель: развитие элементарных математических представлений |
14 | «Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения | |
15 | «Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
16 | «Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении | |
Январь | 17 | «Счётные палочки» Цель: формирование элементарных математических представлений, изучение понятия «один-много» |
18 | «Что было раньше» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии | |
19 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | |
20 | «За окном» Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции | |
Февраль | 21 | «Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
22 | «Солнышко и цветок» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности | |
23 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации |
движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | ||
24 | «Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира | |
Март | 25 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
26 | «Умею-не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи | |
27 | «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | |
28 | «Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте | |
Апрель | 29 | «Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений |
30 | «Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице | |
31 | «Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения | |
32 | «Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах | |
Май | 33 | «Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности |
34 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
35 | «Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности |
36 | «Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере |
Средняя группа
Месяц | № занятия | Тема, цель НОД |
Сентябрь | 1 | Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы |
2 | Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков | |
3 | «Светофор» Цель: формирование основ безопасного поведения на улице | |
4 | «Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | |
Октябрь | 5 | «Путешествие Колобка» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи |
6 | «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально- выразительно отображать характер героев сказки | |
7 | «Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность | |
8 | «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
Ноябрь | 9 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
10 | «Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок | |
11 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | |
12 | «Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере) | |
Декабрь | 13 | «Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, |
эмоциональных состояниях, настроении | ||
14 | «Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения | |
15 | «Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
16 | «Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству | |
Январь | 17 | «Зеркало» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
18 | «Что было раньше» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии | |
19 | «Спрятанная игрушка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики | |
20 | «За окном» Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции | |
Февраль | 21 | «Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
22 | «В лес» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, формирование основ безопасности в природе | |
23 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
24 | «Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира | |
Март | 25 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
26 | «Умею-не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи | |
27 | «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к |
различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | ||
28 | «Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте | |
Апрель | 29 | «Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений |
30 | «Космос» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения | |
31 | «Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения | |
32 | «Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах | |
Май | 33 | «Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности |
34 | «Верёвочка» Цель: развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности | |
35 | «Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности | |
36 | «Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере |
Старшая группа
Месяц | № занятия | Тема, цель НОД |
Сентябрь | 1 | Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы |
2 | Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков | |
3 | «Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице | |
4 | «Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | |
5 | «Небоскреб» Цель: развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования | |
6 | «Три медведя» Цель: понимание на слух текста сказки, приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений | |
7 | «Боулинг» Цель: формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики | |
8 | «Пароход» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей | |
Октябрь | 9 | « Путешествие Колобка» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи |
10 | «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально- выразительно отображать характер героев сказки | |
11 | «Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность | |
12 | «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
13 | «В мире фигур» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических |
представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности | ||
14 | «Фанты» Цель: развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, воображения, памяти | |
15 | «Бабочки» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции | |
16 | «Тайные агенты» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
Ноябрь | 17 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
18 | «На лугу» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира | |
19 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | |
20 | «Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере) | |
21 | «Вверх дном» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
22 | «Аэропорт» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий | |
23 | «Путаница» Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения | |
24 | «Гномы и великаны» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука |
Декабрь | 25 | «Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении |
26 | «Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения | |
27 | «Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
28 | «Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству | |
29 | «Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах | |
30 | «Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения | |
31 | «Морские обитатели» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности | |
32 | «Экскурсия в музей» Цель: развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях | |
Январь | 33 | «Зеркало» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
34 | «Что было раньше?» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии | |
35 | «Спрятанная игрушка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики | |
36 | «За окном» Цель: развитие любознательности, |
воображения, знакомство с основами композиции | ||
37 | «Путешествие» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности | |
38 | «Джунгли» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками, воображения, самостоятельной творческой деятельности | |
39 | «Пчелы и змеи» Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, звуковой культуры речи, игровой деятельности | |
40 | «Посади дерево» Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики, мышления, воображения | |
Февраль | 41 | «Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
42 | «В лес» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, формирование основ безопасности в природе | |
43 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
44 | «Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира | |
45 | «Пир на весь мир» Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения , игровой деятельности | |
46 | «Для чего ещё?» Цель: формирование активного словаря, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности | |
47 | «Пастушок» Цель: развитие музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах |
музыкальной выразительности | ||
48 | «Шаровая молния» Цель: формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей | |
Март | 49 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
50 | «Умею - не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи | |
51 | «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | |
52 | «Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте | |
53 | «Почта» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развитие творческой активности воображения | |
54 | «Одного поля ягоды» Цель: развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества | |
55 | «Приглашаем в теремок» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | |
56 | «Костерок» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности | |
Апрель | 57 | «Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение |
подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений | ||
58 | «Космос» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения | |
59 | «Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения | |
60 | «Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах | |
61 | «Путешествие по городам» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве | |
62 | «Аптека» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей | |
63 | «Веселые нотки» Цель: развитие музыкальной деятельности, формирование основ музыкальной грамоты, развитие воображения и творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности | |
64 | «Волшебный мяч» Цель: развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики | |
Май | 65 | «Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности |
66 | «Верёвочка» Цель: развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности | |
67 | «Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной |
деятельности | ||
68 | «Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере | |
69 | «Поможем лягушке» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности | |
70 | «Большая стирка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
71 | «Три котенка» Цель: приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально- выразительно отображать характер героев | |
72 | «Сборщики» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере |
Литература:
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
- «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова СПб.