Программа Дары Фребеля для детей с ОВЗ

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dary_frebelya_dlya_detey_3-8_let_.docx84.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

(МБДОУ «Детский сад №17»)

ПРИНЯТА

на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №17» Протокол от 01.07.2023 № 5

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №17» от 02.07.2023 № 100

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 3 - 8 лет

Составитель:

Воспитатель Козлова АА.

Учитель - дефектолог Белова Т.В.

Учитель-логопед Осокина И.В.

Срок реализации программы – 1 год

г. Богородск,        2024г.

I. Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных

образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:

  •         Формирования общей культуры, включающей аспект духовно- нравственного развития и воспитания;
  • Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
  • Формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
  •         Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
  • Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные,

проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и

образовательных средств.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал

«дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики».

Актуальность программы:

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.

Комплект является составной частью развивающей предметно- пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Основные принципы программы:

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

  • Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Принципы педагогики Фрёбеля.
  • Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого- педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

Дары Фрёбеля - новый подход

 «Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:

  1. мячи разного цвета на ниточках,
  2. небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
  3. кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
  4. такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
  5. куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
  6. кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное

российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и

индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и

самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими

методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие – «Светофорчик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
  • познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки»,

«Приглашаем в гости»;

  • речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
  • художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
  • физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры»,

«Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,

продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием

«Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

Направления программы:

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных

процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие

моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в

совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику

нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным

требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

Создание условий для дополнительного образования.

Объекты программы

  • Дети 3-8 лет.
  • Семьи детей, посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Для детей 3-4 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для второго года обучения.

Для детей 4-5 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для третьего года обучения.

Для детей 6-8 лет

Данный курс состоит из 72 занятий по 25 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для четвертого года обучения.

Цель программы:

Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Задача программы:

Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-

исследовательской деятельности детей.

Задачи обучения:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Развивать игровую деятельность детей;
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому

сообществу;

  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

  1. Познавательное развитие:
  • Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
  • Создать условия для построения ребёнком целостной образно- смысловой картины мира;
  • Формирование начал самопознания.
  1. Речевое развитие:
  • Развитие речевых способностей и умений;
  • Формировать предпосылки чтения и письма;

  • Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Развивать эстетическое мировидение;
  • Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
  • Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
  • Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
  1. Физическое развитие:
  • Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
  • Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
  • Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников 3-4 лет:

  • группировать предметы по цвету, размеру, форме.
  • при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
  • видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
  • различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
  • принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

Для воспитанников 4-5 лет:

  • знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
  • умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб),

развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

  • формирование грамматически правильного строя речи.
  • умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
  • развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления
  • объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие

взаимоотношения.

Для воспитанников 6-8 лет:

  • развивать сенсорные навыки, элементарные математические

представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

  • развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков

планирования

  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
  • понимание на слух текста художественного произведения,
  •         приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
  • формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Для педагога:

  • Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
  • Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально- познавательному развитию воспитанников.

 Для родителей:

  • Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

Описание и технические характеристики:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

  • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • Модуль 2 «Основные тела»
  • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • Модуль 8 «Палочки»
  • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • Модуль 10 «Фишки»
  • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном

образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности

использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вторая младшая группа

Месяц

№ занятия

Тема, цель НОД

Сентябрь

1

Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы

2

Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с

формами        и        свойствами        предметов,        развитие исследовательских навыков

3

«Светофор» Цель: формирование основ безопасного

поведения на улице

4

«Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки,

элементарные        математические        представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

Октябрь

5

«  Колобок»  Цель:  приобщение        к        художественной

литературе, развитие воображения, мышления, речи

6

«Три        поросенка»        Цель:        приобщение        к

художественной литературе, научить эмоционально- выразительно отображать характер героев сказки

7

«Лови-лови»        Цель:        учить        координации        движений,

развивать        двигательную        активность,        развивать

игровую деятельность

8

«У        нас        в        квартире»        Цель:        формирование        основ безопасного                поведения        в                быту,        первичных

представлений об объектах окружающего мира

Ноябрь

9

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,        развитие        элементарных

математических представлений

10

«Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями

геометрической        фигуры        куб,        научить        складывать теремок

11

«Воздушный        футбол»        Цель:        учить        придавать

движение шарику ,развивать координацию движений

12

«Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным

играм,        формировать        первичные        представления        о свойствах объектов (цвете, форме, размере)

Декабрь

13

«Назови        геометрическую        фигуру»        Цель:        развитие элементарных математических представлений

14

«Угадай        песню»        Цель:        формирование        восприятия

музыки и простейших исполнительных навыков в области пения

15

«Обводим        глазками        фигуры»        Цель:        развитие

координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

16

«Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Январь

17

«Счётные        палочки»        Цель:        формирование

элементарных        математических        представлений, изучение понятия «один-много»

18

«Что        было        раньше»        Цель:  обогащение        активного

словаря, развитие фантазии

19

«Воздушный        футбол»        Цель:        учить        придавать

движение шарику ,развивать координацию движений

20

«За        окном»        Цель:        развитие        любознательности,

воображения, знакомство с основами композиции

Февраль

21

«Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками,

воображения, творческой активности

22

«Солнышко        и        цветок»        Цель:        становление

эстетического        отношения        к        окружающему        миру природы, развитие любознательности

23

«Веселая        карусель»        Цель:        развитие        координации

движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

24

«Золушка» Цель: развитие интереса к совместным

играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира

Март

25

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,        развитие        элементарных математических представлений

26

«Умею-не         умею»         Цель:        становление                ценностей здорового        образа        жизни,                развитие        координации

движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи

27

«Магазин» Цель: формирование первичных

представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой

активности

28

«Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять,

различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте

Апрель

29

«Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и  взаимодействия  ребенка  со  взрослыми  и

сверстниками, развитие координации движений

30

«Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице

31

«Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством

общения

32

«Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и

танцах

Май

33

«Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной

литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности

34

«Веселая карусель» Цель: развитие координации

движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

35

«Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие        фантазии,        формирование        грамматически

правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности

36

«Эстафета»        Цель:        развитие        быстроты,        ловкости,

двигательной        активности,        становление саморегуляции в двигательной сфере

Средняя группа

Месяц

№ занятия

Тема, цель НОД

Сентябрь

1

Знакомство        с        новыми        «Дарами        Фрёбеля».        Цель:

знакомство с цветами, первичное понимание формы

2

Знакомство         с         новыми        «Дарами        Фрёбеля».        Цель: знакомство        с        формами                и        свойствами        предметов,

развитие исследовательских навыков

3

«Светофор» Цель: формирование основ безопасного

поведения на улице

4

«Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные        математические        представления,

развивать восприятие, мышление, внимание, память

Октябрь

5

«Путешествие        Колобка»        Цель:        приобщение        к

художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи

6

«Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально- выразительно отображать характер героев сказки

7

«Лови-лови»                Цель:        учить        координации        движений, развивать        двигательную                активность,                развивать

игровую деятельность

8

«У        нас        в        квартире»        Цель:        формирование        основ безопасного                поведения        в                быту,        первичных

представлений об объектах окружающего мира

Ноябрь

9

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков        и        познавательно-исследовательской

деятельности,        развитие        элементарных математических представлений

10

«Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями геометрической        фигуры        куб,        научить        складывать

теремок

11

«Воздушный        футбол»        Цель:        учить        придавать

движение шарику ,развивать координацию движений

12

«Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным

играм,        формировать        первичные        представления        о свойствах объектов (цвете, форме, размере)

Декабрь

13

«Весёлый        и        грустный»        Цель:        формирование

первичных представлений о себе и других людях,

эмоциональных состояниях, настроении

14

«Угадай        песню»        Цель:        формирование        восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в

области пения

15

«Обводим        глазками        фигуры»        Цель:        развитие

координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

16

«Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического

отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству

Январь

17

«Зеркало» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности

18

«Что        было        раньше»        Цель:  обогащение        активного

словаря, развитие фантазии

19

«Спрятанная игрушка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,  развитие  координации  движений,

крупной и мелкой моторики

20

«За        окном»        Цель:        развитие        любознательности,

воображения, знакомство с основами композиции

Февраль

21

«Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками,

воображения, творческой активности

22

«В лес» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности,        формирование        основ

безопасности в природе

23

«Веселая        карусель»        Цель:        развитие        координации

движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

24

«Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о

свойствах объектов окружающего мира

Март

25

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков        и        познавательно-исследовательской

деятельности,        развитие        элементарных математических представлений

26

«Умею-не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук,

развитие грамматически правильной речи

27

«Магазин» Цель: формирование первичных

представлений о профессиях, позитивных установок к

различным видам труда и творчества, развитие

мелкой моторики, воображения, творческой активности

28

«Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять,

различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте

Апрель

29

«Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и  взаимодействия  ребенка  со  взрослыми  и

сверстниками, развитие координации движений

30

«Космос»                Цель:        формирование                представлений        об объектах        окружающего        мира,        обучение        умению

выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения

31

«Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством

общения

32

«Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и

танцах

Май

33

«Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной

литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности

34

«Верёвочка» Цель: развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие

двигательной активности

35

«Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной

деятельности

36

«Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной        активности,        становление саморегуляции в двигательной сфере

Старшая группа

Месяц

занятия

Тема, цель НОД

Сентябрь

1

Знакомство        с        новыми        «Дарами        Фрёбеля».        Цель:

знакомство с цветами, первичное понимание формы

2

Знакомство         с         новыми        «Дарами        Фрёбеля».        Цель: знакомство        с        формами                и        свойствами        предметов,

развитие исследовательских навыков

3

«Дорожное                движение»        Цель:        усвоение         норм, принятых        в                обществе,                формирование        основ

безопасного поведения на улице

4

«Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные        математические        представления,

развивать восприятие, мышление, внимание, память

5

«Небоскреб»        Цель:                развитие                диалогической        речи, коммуникативных        навыков,        умения        сотрудничать,

договариваться        друг        с        другом,        развитие        навыков планирования

6

«Три медведя» Цель: понимание на слух текста сказки, приобщение к художественной литературе, формирование    интереса    к    драматизации

литературных произведений

7

«Боулинг»        Цель:        формирование        начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие

координации движений, ловкости, мелкой моторики

8

«Пароход»        Цель:        формирование        позитивных установок к различным видам труда и творчества,

первичных представлений о профессиях людей

Октябрь

9

«        Путешествие        Колобка»        Цель:        приобщение        к

художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи

10

«Три        поросенка»        Цель:        приобщение        к художественной литературе, научить эмоционально-

выразительно отображать характер героев сказки

11

«Лови-лови»                Цель:        учить        координации        движений, развивать        двигательную                активность,                развивать

игровую деятельность

12

«У        нас        в        квартире»        Цель:        формирование        основ безопасного                поведения        в                быту,        первичных

представлений об объектах окружающего мира

13

«В мире фигур» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской        деятельности,

развитие        элементарных        математических

представлений,        расширение        кругозора,        развитие

восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности

14

«Фанты» Цель: развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, развитие общения детей с помощью вербальных и

невербальных средств, развитие фантазии, воображения, памяти

15

«Бабочки»         Цель:        становление                эстетического отношения        к        окружающему        миру        природы,

формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции

16

«Тайные агенты» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,  развитие  координации  движений,

крупной и мелкой моторики обеих рук

Ноябрь

17

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,        развитие        элементарных

математических представлений

18

«На лугу» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы

окружающего мира

19

«Воздушный        футбол»        Цель:        учить        придавать

движение шарику ,развивать координацию движений

20

«Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм,        формировать        первичные        представления        о

свойствах объектов (цвете, форме, размере)

21

«Вверх дном» Цель: усвоение норм,        принятых в обществе,        формирование        основ                безопасного

поведения        в        быту,        первичных        представлений        об объектах окружающего мира

22

«Аэропорт» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование

познавательных действий

23

«Путаница»        Цель:        развитие        речевого        творчества,

познавательной активности, внимания, воображения

24

«Гномы и великаны» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные        контрастными        средствами,

формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука

Декабрь

25

«Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

26

«Угадай        песню»        Цель:        формирование        восприятия

музыки и простейших исполнительных навыков в области пения

27

«Обводим        глазками        фигуры»        Цель:        развитие координации движений, крупной и мелкой моторики

обеих рук

28

«Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у

детей интереса к изобразительному творчеству

29

«Ручеек»        Цель:        развитие        и        обогащение        умений импровизировать                с        простейшими        музыкально-

художественными образами в музыкальных играх и танцах

30

«Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости  соблюдения  правил  дорожного

движения

31

«Морские обитатели» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация        самостоятельной        творческой

деятельности

32

«Экскурсия в музей» Цель: развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о  социокультурных  ценностях  нашего  народа  и

общечеловеческих ценностях

Январь

33

«Зеркало» Цель: развитие общения и взаимодействия

ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности

34

«Что было раньше?» Цель: обогащение активного

словаря, развитие фантазии

35

«Спрятанная игрушка» Цель:                развитие общения и взаимодействия        ребенка        со        взрослыми        и

сверстниками,        развитие        координации        движений, крупной и мелкой моторики

36

«За        окном»        Цель:        развитие        любознательности,

воображения, знакомство с основами композиции

37

«Путешествие» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству;

развитие творческой активности

38

«Джунгли» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции, развитие общения    со    сверстниками,    воображения,

самостоятельной творческой деятельности

39

«Пчелы и змеи» Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения,

звуковой культуры речи, игровой деятельности

40

«Посади дерево» Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему  миру  природы,  стимулирование

бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики, мышления, воображения

Февраль

41

«Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками,

воображения, творческой активности

42

«В лес» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности,        формирование        основ

безопасности в природе

43

«Веселая        карусель»        Цель:        развитие        координации

движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

44

«Золушка» Цель: развитие интереса к совместным

играм,        формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира

45

«Пир на весь мир» Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, творческого

мышления, воображения , игровой деятельности

46

«Для чего ещё?» Цель: формирование активного словаря, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики,

развитие игровой деятельности

47

«Пастушок» Цель: развитие музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество, формирование первичных представлений о свойствах

музыкального   звука,   простейших   средствах

музыкальной выразительности

48

«Шаровая молния» Цель: формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений, реализация    самостоятельной    конструктивной

деятельности детей

Март

49

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,        развитие        элементарных

математических представлений

50

«Умею - не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук,

развитие грамматически правильной речи

51

«Магазин» Цель: формирование первичных

представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой

активности

52

«Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять,

различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте

53

«Почта» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных

представлений о профессиях людей, развитие творческой активности воображения

54

«Одного поля ягоды» Цель: развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы,

развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества

55

«Приглашаем в теремок» Цель: формирование

первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества,

развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности

56

«Костерок» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности

Апрель

57

«Мышки,        берегите        хвостик»        Цель:        овладение

подвижными играми с правилами, развитие общения

и        взаимодействия        ребенка        со        взрослыми        и сверстниками, развитие координации движений

58

«Космос»                Цель:        формирование                представлений        об объектах        окружающего        мира,        обучение        умению

выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения

59

«Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством

общения

60

«Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и

танцах

61

«Путешествие по городам» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие  связной  речи  при  составлении  рассказа,

усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве

62

«Аптека» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира,  реализация  самостоятельной  творческой

деятельности детей

63

«Веселые нотки» Цель: развитие музыкальной деятельности, формирование основ музыкальной грамоты,  развитие  воображения  и  творческой

активности, мелкой моторики, игровой деятельности

64

«Волшебный мяч» Цель: развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие  двигательной  активности,  становление

саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики

Май

65

«Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной

литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности

66

«Верёвочка» Цель: развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие

двигательной активности

67

«Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие        фантазии,        формирование        грамматически

правильного строя речи, развитие конструктивной

деятельности

68

«Эстафета»        Цель:        развитие        быстроты,        ловкости,

двигательной        активности,        становление саморегуляции в двигательной сфере

69

«Поможем лягушке» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация    самостоятельной    конструктивной

деятельности

70

«Большая стирка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений

об объектах окружающего мира

71

«Три котенка» Цель: приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-

выразительно отображать характер героев

72

«Сборщики» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Литература:

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

  1. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова СПб.