Самообразование педагога.
Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя младшей группы на 2018-2019 г.
Банщиковой Елены Васильевны
Тема: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора».
Цель для педагога:
Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества;
Пополнить свои знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;
Вовлечение родителей в обучающий процесс.
Результаты для педагога:
Повысится профессиональный уровень по данной теме;
Родители примут активное участие в развитии познавательно – речевой активности у детей
Цель для детей:
Приобщить детей к русскому фольклору;
Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Результаты для детей:
Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Месяц | Работа с литературой | Работа с детьми | Работа с родителями | Практическая часть |
Сентябрь | Программа «Социокультурные истоки» | Диагностика | Анкетирование родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры» | Разработка анкет |
Октябрь | Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972 | Игра «Ждем гостей», Пение песенок: «Мы матрешки вот такие крошки», Игры с матрешками: «Собери матрешку», Подари матрешкам игрушку (цветочек, бусы и т.д.), нужного цвета | Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей». | Создание уголка речевого развития, пополнение уголка «В гостях у сказки» книгами с потешками |
Ноябрь | Корнеева Е.И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995 год | Рассматривание предметов быта, Беседа о предметах быта, Рассказывание сказки «Маша и медведь». | Пополнение развивающей среды предметами быта. | Изготовление альбома «Предметы русского быта» |
Декабрь | Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год | Разучивание стихов к Новому году. Украшение елочки. Загадки о елке, Дедушке морозе, Снегурочке. | Изготовление новогодних костюмов, масок, игрушек.
| Праздник у Новогодней елки; |
Январь | Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год | Рассказ воспитателя о Рождестве, разучивание рождественских колядок. | Участие в конкурсе «Свет Рождественской звезды» | Пополнение уголка ряженья: скомороха, козы, медведя и т.д. |
Февраль | «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир.: Академия, 1995 год. | Беседа о Масленице Разучивание песни «Блиночки»; Рассматривание самовара; Сервировка стола к чаепитию; Беседа о культуре поведения за столом; | Папка – передвижка «Широкая масленица» Досуг «Встреча за чашкой чая». | Фотовыставка «Ой блины, блины, блины, ой, блиночки, мои!»; Организация досуга. |
Март | Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9 | Разучивание закличек о весне. «Ласточка, ласточка», «Грачи - киричи»; «Жаворонки» | Участие в создании альбома «Мы весну встречаем» | Оформление альбома «Мы весну встречаем» |
Апрель | Путешествие по стране загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000 | Драматизация сказки «Курочка Ряба»;Д/И «Собери сказку»; « Подбери яйцо по цвету»; Хороводная игра «Мыши водят хоровод» | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»; | Участие в конкурсе «Пасхальная радость» |
Май | «Дневник формирования основ социокультурного развития ребенка – дошкольника» | Диагностика | Индивидуальная консультация родителей по итогам диагностики | Планирование целей и задач на 2019-2020 уч. год |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
Банщиковой Елены Васильевны
на 2020-2021 у.г.
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий и т.д.; .
-разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- развивать познавательную активность детей, активизировать словарь по теме, формировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
Ожидаемый результат:
- повысится собственный профессиональный уровень знаний в вопросах приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры
- сформируется уровень необходимых знаний воспитанников о русской народной культуре, истории и жизни русского народа.
Перспективный план.
Месяц | Работа с литературой | Работа с детьми | Работа с родителями | Практическая часть |
Сентябрь | Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с. | Беседа о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки – попевки- «Осенушка - осень» | Консультация «Воспитание детей на традициях русской народной культуры» | Подбор консультации |
Октябрь | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). | Консультация «Праздники в жизни людей» | Подбор консультации |
Ноябрь | Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с. | Осенний праздник «В гости к Осени» Заучивание стихов, песен, танцев. | Подготовка к празднику | |
Декабрь | Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013. –2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010. | «Новогодний утренник» Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» | Консультация «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного приобщения ребёнка к истокам русской народной культуры» | Подготовка к празднику |
Январь | Микляева,Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая /методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2006. - 240с. | - Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) -Развлечение «Гуляют ребятки в Рождественские святки» | Консультация «Рождество и святки в народных традициях» | Подготовка к развлечению ( подбор игр, песен, закличек и.т.д) |
Февраль | Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.- М.: 2005.- 135 с. | - Беседа о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно» -Беседа о русских богатырях – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». | Родительское собрание «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Оказание помощи в изготовлении макета «Богатырская застава» | Подбор материала к собранию Оформление картотеки пословиц и поговорок о Родине, доблести, силе, богатырях. |
Март | Козлова, С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с. | -Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели» -Беседа «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Изготовление поделки в подарок маме. | Утренник «8 марта Мамин День» | Подготовка к празднику |
Апрель | Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52. | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Р. Н. И «Прялица» | Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре» | Подбор материала для консультации.
|
Май | - Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52. | -Знакомство с традициями, народных гуляний, играми на Пасхальной неделе. Словесные игры. | Показ открытого занятия . | Подготовка к празднику Создание картотеки старинных подвижных игр. |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
Банщиковой Елены Васильевны
на 2021-2022 уч.г.
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи для педагога:
1.Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;
2. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение МО, открытых мероприятий, просмотр публикаций на образовательных сайтах);
3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
4. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;
5. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др. ;
6. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Для детей и родителей:
1.Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.
Ожидаемые результаты:
- повысится собственный профессиональный уровень знаний в вопросах приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры;
-методическая копилка пополнится конспектами НОД, сценариями праздников, досугов, картотекой народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.
- сформируется уровень необходимых знаний воспитанников о русской народной культуре, истории и жизни русского народа, родном крае.
-расширятся знания детей о малых жанрах фольклора,
-научатся выразительно читать стихи, петь песни, инсценировать.
-повысится педагогическая компетентность родителей.
Перспективный план.
Месяц | Работа с литературой | Работа с детьми | Работа с родителями | Практическая часть |
Сентябрь | Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с. | -Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек -Знакомство с народным календарем "Осенняя ярмарка" | Консультация «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка» Участие в "Осенней ярмарке" | Подбор консультации |
Октябрь | Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. | -Беседа о малой Родине -Виртуальная экскурсия по достопримечательностям посёлка. -Чтение стихов о родном крае | Участие в создание фотоальбома «Моя малая Родина» | Оформление альбома |
Ноябрь | Маханева М. Д.Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения.-: М.: ТЦ «Сфера», 2001. | Осенний праздник «В гости к Осени» Заучивание стихов, песен, танцев. | Подготовка к празднику | |
Декабрь | Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.-во: Детство-Пресс, 2009. | -Знакомство с народными праздниками -Конкурс «Мастерская Деда Мороза» -«Новогодний утренник» | Конкурс «Мастерская Деда Мороза» Новогодний утренник | Подготовка к празднику Оформление выставки |
Январь | Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф.- Москва: Просвещение, 2006. | Рассказ воспитателя о православных праздниках Знакомство с народными обрядами -Развлечение «Гуляют ребятки в Рождественские святки» | Консультация «Рождество и святки в народных традициях» | Подготовка к развлечению Картотека народных игр и забав, малых жанров фольклора |
Февраль | Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.- М.: 2005.- 135 с. | - Рассказ о русских богатырях -Чтение былин -Вернисаж "Защитники Отечества" | Семейный досуг «Защитники Отечества» Памятка «Как отметить 23 февраля в семье?» | Оформление картотеки пословиц и поговорок о Родине, доблести, силе, богатырях. |
Март | Козлова, С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с. | -Беседа «Генеалогическое древо» - Составление семейной родословной и герба семьи -Выставка рисунков «Мама, мамочка, мамуля» -Изготовление подарка маме, бабушке. | Консультация «Моя родословная "»Составление семейной родословной и герба семьи Утренник «8 марта Мамин День» | Подготовка к празднику |
Апрель | Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52. Берсенева Л. Хранители традиций | -Знакомство с православным праздником "Пасха" -Пасхальные игры -Роспись пасхальных яиц | Мастер-класс "Роспись пасхальных яиц" Выставка творческих работ | Подбор материала для мастер-класса. Оформление выставки
|
Май | Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во: «Учитель», 2010. | - Словесные игры -Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок -Фольклорный праздник "Весенние посиделки" | Показ открытого занятия. | Подготовка к празднику Подготовка к открытому занятию |