Технология "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
Пояснительная записка
Актуальность и значение выбранного направления.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Воспитание средствами художественной литературы — часть общей системы эстетического воспитания. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только на содержание (а это очень распространенное явление в практике работы детских садов), но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения станет эффективным, если ребенок будет к нему подготовлен. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, постепенно формируется художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_1.pptx | 1006.44 КБ |
plan_po_tehnologii_oznakom_s_hud_lit.docx | 374.59 КБ |
kartoteka_skazok.docx | 123.08 КБ |
stsenariy_gostinnoy.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Актуальность и значение выбранного направления. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Воспитание средствами художественной литературы — часть общей системы эстетического воспитания. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только на содержание (а это очень распространенное явление в практике работы детских садов), но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения станет эффективным, если ребенок будет к нему подготовлен. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, постепенно формируется художественный вкус. Последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте. Активный путь формирования эстетического отношения к литературным произведениям — продуктивное художественное творчество.
Важно подчеркнуть, что все эти исследования рассматривают детское художественное творчество как действенный и активный путь освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию самых разнообразных художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов, воспринимается в тесной связи с обучением — наиболее успешно осуществляется в условиях хорошо поставленного обучения; творчество же, в свою очередь, обогащает обучение, придает ему активный характер. В связи с этим в моей практике назрела необходимость введения деятельности, которая поспособствует решению этой проблемы. Я выбрала для себя технологию Ушаковой О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой». Технология включает возможность взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов – детей – родителей. Особенностью использования технологии является то, что ее возможно начать реализовывать в любой возрастной группе, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Чем чаще ведется взаимодействие с родителями по данной технологии, тем глубже становится понимание необходимости чтения детям, которое в свою очередь послужит желанием самостоятельного чтения самих детей.
Цель: развивать литературный интерес и творческое мышление детей до-школьного возраста, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха .
Задачи: - приобщить детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя; - повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; - совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе; - способствовать поддержанию традиций семейного чтения; - повысить культуру речи педагогов, родителей и детей; - воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Поэтапное применение технологии: Этапы реализации работы по данной технологии 1 этап – Начальный; 2 этап – Основной; 3 этап – Заключительный;
Основные формы работы по технологии: Чтение сказок, литературных произведений Проигрывание ролей персонажей литературных произведений Пересказ Сюжетно-ролевые игры игры Рассматривание иллюстраций к книгам Театрализованная деятельность Литературные вечера Непосредственная образовательная деятельность Проектная деятельность Конкурс чтецов
Ожидаемые результаты: • Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе. • Возрождение традиции домашнего чтения. • Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. • Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Предполагаемые риски: • Некоторые родители не проникнутся актуальностью данной технологии. • Некоторые родители не заинтересуются темой. • У детей не возникнет желания к процессу чтения.
I этап – Начальный Основная цель – развивать литературный интерес и творческое мышление детей дошкольного возраста . Реализация осуществляется через оформление развивающей предметно-пространственной среды, с целью привлечения внимания к «книжному центру», использование разнообразных форм сотрудничества с семьей: выступления на родительских собраниях, круглых столов, дискуссий бесед и консультаций, на которых воспитатели знакомят родителей с читательскими интересами детей, рассказывают о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, компьютерным играм, о недопустимости замены непосредственного обращения ребенка с родителями «общением» с техникой. Для повышения грамотности родителей готовятся рекомендации , которые дают возможность родителям ознакомиться со списком литературы для чтения детям.
II этап – Основной Работа в данном этапе заключается в приобщении дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным им, взятым из их, детской жизни. Здесь с детьми проводится деятельность по чтению книг, разучиванию стихотворений, рассматриванию иллюстраций, проведению театрализованной деятельности, инсценировки сказок, пересказыванию . Знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста. Воспитатели вместе с детьми и родителями собирают материал для книжного уголка. Материал книжного уголка мобильный, дети могут брать его домой, приносить из дома интересные книги, иллюстрации. На данном этапе эффективным способом привлечения детей к художественным произведениям служит совместный досуг: посещение театров.
III этап – Заключительный • «Вечер семейного чтения». Чтение художественной литературы проводится в форме «круглого стола». Родители периодически вечером в свободной деятельности знакомят детей с новым произведением или с биографией автора, с иллюстрациями к прочитанным книгам, ведут беседы о прочитанном (что понравилось, не понравилось, что интересно, как воспринимают дети прочитанное). • Утренние беседы о прочитанном дома. Каждому ребенку предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками о прочитанном дома. • «Литературная гостиная». Традиционные встречи во второй половине дня в музыкальном зале. • Совместное с родителями посещение театров • Конкурс чтецов.
Вывод: Подводя черту вышесказанному, хочется отметить, что мы – взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
диаграмма
Список литературы 1. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи 2 . Ушакова О.С. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, МОНИТОРИНГ. СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ДО. 3.Алексеева , М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш . и сред. пед . учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с . 3. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.И. Афанасьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36 . 4. Болотская , С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская , Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153 . 5. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2010. - 176 с . 6. Барташева , Н.В. Воспитание будущего Читателя [Текст] / Н.В. Барташева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 28-34 . 7. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56 . 8. Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15-20 . 9. Гриценко, З.А. Истоки и причины нечтения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-41; №7 - .С.33-41 . 10. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи [Текст]:методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс,2003. - 176 с . 11. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр . и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с . 16. Ефимова, Л.А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 82-88.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»
План взаимодействия
По технологии «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Подготовила
Парфирьева А С.
Химки
План на 2018-2019 гг
Месяцы | Мероприятия с детьми | Мероприятия с педагогами | Мероприятия с родителями |
Сентябрь | 1. Чтение стихотворения. А. Барто «Уронили мишку на пол…» 2.Дети знакомятся с потешками» 3.Чтение потешки «Еду – еду к бабе, к деду» 4.Диагностика | Круглый стол « Как заинтересовать ребенка книгой» | Пополнение уголка «Книги» новыми книгами |
Октябрь | 1.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая» 2. Заучивание потешки «Водичка, водичка…» | Консультация « Зачем нужно читать» | |
Ноябрь | 1. Чтение стихотворения Е.Благининой «Голышок-малышок» 2. Чтение потешки «Наша Маша маленькая…» 3. Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок». | Акция « День без телевизора» | |
Декабрь | 1.Чтение стихотворения В.Мирясовой «Спальня» 2. Чтение сказки Л.Толстого «Три медведя» | Конкурс « Книги своими руками» | Конкурс « Книги своими руками» |
Январь | 1.Чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать» 2.Чтение р–н сказки «Теремок». 3.Заучить русскую народную потешку: «Огуречик, огуречик» | Фотовыставка « Вместе с книгой» | |
Февраль | 1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка» 2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок» 3. Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик» | Оформление уголков «Творчества», «театрализация», «Музыки» элементами сказочных героев; | |
Март | 1. Чтение стихотворения В.Руссу «Моя мама» 2. Чтение стихотворения В.Берестов «Лисица-медсетрица» | Изготовление домашней библиотеки «Моя библиотека» | |
Апрель | 1.Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка» 2. Чтение стихотворения Е.Серовой «Одуванчик» | Изготовление масок для подвижных и малоподвижных игр | |
Май | 1. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Кузнечик» 2.Чтение по желанию детей 3. Диагностика | Изготовление костюмов для инсценирования |
План на 2019-2020гг
Месяцы | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами |
Сентябрь | 1.Беседа с «Бережное отношение к книгам» 2.Утреннее и вечернее чтение по программе. 3. Диагностика | Консультация «Как научить ребенка любить книги» | |
Октябрь | 1.Беседа « Зачем ремонтировать книги». 2. Оформление с детьми книжного уголка. 3. Чтение стихотворений, сказок | Рекомендации по домашнему чтению | |
Ноябрь | 1.Беседа «зачем читать книги» 2.Чтение по выбору детей. 3. Заучивание стихотворения к «Дню матери» | Выставка «Моя книжка малышка» | |
Декабрь | 1.Заучивание стихотворений к новогоднему празднику. 2. Беседа « Какие бывают книги» | Консультация «Какие сказки читаем перед сном» | |
Январь | 1.Изготовление обложки для книжки. 2. Рисуем иллюстрации к сказкам 3. Чтение сказок по программе | ||
Февраль | 1.Придумай сказку. 2. Мастерская « Починим книгу» 3. Чтение стихотворений | Рекомендации по домашнему чтению | |
Март | 1.Заучивание стихотворения к «8 марта» 2.Инсценирование сказок. 3. Игры «Собери картинку», « Из какой мы сказки» | Конкурс «Лучший костюм» (к сказке « Репка») | |
Апрель | 1.Создание книг-самоделок 2. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения | Консультация для родителей «Как придумать сказку» | |
Май | 1.Диагностика 2.Беседа « чему учат нас книги» | Драматизация сказки «Репка» родителями для детей |
План на 2020-2021 гг
Месяцы | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами |
Сентябрь | 1.Диагностика 2.Чтение по программе | Посещение театра. | |
Октябрь | 1.Сюжетные игры: «Театр», «Концерт» 2. Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям. | Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы. | |
Ноябрь | 1.Литературные театрализованные игры и инсценировки( показываем малышам) 2. Литературные викторины | Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду». | |
Декабрь | 1.Заучивание новогодних стихотворений 2.Изготовление закладки для книг | Литературная гостиная. | |
Январь | 1.Словесно-речевые игры на основе литературных текстов; 2. Подготовка к конкурсу чтецов» | ||
Февраль | 1.Тематические выставки « 115 лет со дня рождения А.Л.Барто»
2.Конкурс «Чтецов» | Вечер семейного чтения | Конкурс «Чтецов» |
Март |
1.Изготовление книжки-малышки 2.Чтение по выбору детей | ||
Апрель | 1.Посещение библиотеки 2.КВН «Вечер сказок и загадок». | 1.Посещение библиотеки | 1.Посещение библиотеки |
Май | Диагностика |
Предварительный просмотр:
Картотека сказок. Правила детской безопасности
- Правила детской безопасности. Сказка про высокий дуб
- Правила детской безопасности. Сказка про электрический ток
- Правила детской безопасности. Сказка про пожар
- Правила детской безопасности. Сказка про запрещенные вещи
- Правила детской безопасности. Сказка про животных во дворе
- Правила детской безопасности. Сказка про незнакомцев, с которыми никуда нельзя ходить
- Правила детской безопасности. Сказка про люк
- Правила детской безопасности. Сказка про волшебное путешествие
Как только малыш отправляется в свое первое путешествие по дому, умиление резко сменяется страхом. Сколько опасностей таит в себе Ваше жилище! А что будет, когда он начнет делать первые шаги по улице! Малышу интересно абсолютно все, и он не знает, что многое из того, что его окружает, совсем не безопасно. Ребенок обязательно должен осознать суть запрета, без объяснений и доказательств малыш не сможет усвоить Ваш запрет и быстро забудет его. Если же Вы сможете легко и доступно объяснить, чем именно грозит нарушение конкретного запрета, Вы не только добьетесь необходимого результата, но и поднимите свой авторитет в глазах крохи. Причиной многочисленных бед, которые грозят малышу, в первую очередь является отсутствие жизненного опыта. Дайте ребенку возможность учиться не на своих ошибках, а на чужих. Надеемся, что наши сказочные герои помогут Вашему крохе усвоить несколько основных правил безопасности.
Правила детской безопасности. Сказка про высокий дуб.
Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.
Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.
Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.
Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:
- Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.
Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.
- Ты еще маленький, - говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.
- А зачем они толкаются? – удивился Алеша.
- Просто так, из вредности, - ответила мама. – Ведь они же злые!
- Никогда не буду высоко забираться, - подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.
Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.
Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:
- Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.
Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.
- Ой, - перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!
Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.
Злые эльфы не успели его схватить, потому что он зацепился штанами за длинную крепкую ветку и повис в воздухе.
Смотрит он вниз, а земли-то и не видно. Где-то далеко-далеко люди разговаривают, собака лает, машины бибикают, а он висит, и того гляди свалится.
Испугался Алеша, стал на помощь звать. Кричит, а сам думает:
- А вдруг эльфы услышат и прилетят за мной?
Подумал так и замолчал. А ветка уже совсем согнулась, вот-вот сломается.
- Кто тут? – раздался вдруг грубый голос.
Затаился Алеша, дышать боится.
- Все, - думает. – Точно, злой эльф за мной прилетел.
Тут ветки раздвинулись и увидел Алеша черную бороду и лохматые брови.
- А-а-а! – закричал Алеша. – Помогите!
- Сейчас помогу, - ответила голова и из зеленой листвы появилась огромная рука.
- Не трогай меня, не трогай, - начал барахтаться Алеша.
- Ты зачем сюда залез? – сердито спросила его голова, а рука крепко схватила за штаны.
- Гномов ловить, - прохныкал Алеша.
- Понятно, - кивнула голова. – Так вот я и есть самый главный гном.
- Если ты, и правда, гном, то спусти меня на землю, - попросил Алеша. А потом добавил: - Только гномы, ведь, маленькие.
- Я кушал хорошо, вот и вырос большой, - ответил гном и потащил его с собой вниз.
Долго-долго они спускались со старого дуба, а когда спустились, оказалось, что весь двор собрался у дерева.
- А где же гном? – спросил Алеша у дворника дяди Пети.
- Домой вернулся, некогда ему тут с тобой заниматься. Он же твое желание уже исполнил.
Алеша поднял голову и посмотрел на высокий дуб, верхушка которого была выше дома.
- Ну что? - нахмурил лохматые брови дядя Петя. – Полезешь еще на дерево?
- Нет. Высоко залезать вообще нельзя. Мне так мама говорила.
- Ну и молодец, - усмехнулся в черную бороду дворник. – Маму надо слушаться.
Правила детской безопасности. Сказка про электрический ток
Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в "темный лабиринт". Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.
- Интересно, - подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?
Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?
Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.
- Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.
- Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.
Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.
Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.
Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.
Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:
- Подойди, подойди к розетке!
- Ну, уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.
Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.
Правила детской безопасности. Сказка про пожар.
Однажды полез Алеша на стол за конфетами и увидел спички. Конфеты пестрой горкой возвышались в белой блестящей вазочке, а спички лежали рядом в маленьком аккуратном коробке с красивой картинкой. Мальчик тут же забыл про сладости и потянул коробок к себе. Алеша часто видел, как мама включает газ и подносит к конфорке горящую спичку. На плите тут же расцветал большой голубой цветок. Алеша знал, что это огонь. Хотя ему и говорили, что огонь страшный, он никогда не верил, потому что огонь был красивый, и на него было интересно смотреть. Он как будто манил к себе.
Никого из взрослых на кухне не было, и Алеша решил сам сделать такой же красивый огненный цветок. Тем более, что ничего сложного в этом нет! Надо всего лишь чиркнуть спичкой и поднести ее к плите.
Спички были такие красивые, такие одинаковые, светленькие, с аккуратными темными головками. Алеша взял одну и чиркнул по коробку. В тот же миг случилось что-то страшное: из-под спички выскочила крохотная искорка и начала плясать по кухне, поджигая все вокруг. Где она останавливалась, там немедленно появлялось черное горелое пятно. Кухня наполнилась гарью, дымом, и раздался ужасный голос:
- Спасибо тебе, непослушный мальчик! Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал, что я смогу освободиться только тогда, когда какой-нибудь ребенок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя, поэтому долгие годы томилась я в темнице. Наконец-то, мне попался ты, замечательный непослушный Алеша!
Голос захохотал совсем близко и на Алешу глянуло из дыма ужасное огненное лицо с черными глазами.
- Тебя заколдовал добрый волшебник? – испуганно спросил он. – Значит, ты злая?
- Да, я злая колдунья Огнинда! Теперь я смогу доделать до конца свое важное дело1
- А какое у тебя дело? – дрожащим голосом поинтересовался Алеша.
- Я должна сжечь всю землю, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человека!
- Как? – совсем перепугался Алеша. – А что же тогда останется?
- Огромный костер, - ответила Огнинда и начала колдовать:
Силы злые, ко мне,
Солнце скройся в огне!
Крени, вени, ламя!
Разгорайся пламя!
Крени, вени, раз, два, три!
Все вокруг меня гори!
Колдунья плясала по кухне. Алеша стоял чуть живой от ужаса: вместо волос у нее был черный дым, вместо рук – огненные струи. Она махала ими и ела все подряд: стол, полки, занавески. А потом она посмотрела на Алешу и раскрыла свой огромный рот.
Тут Алеша не выдержал и бросился бежать. Он выскочил из дома и увидел, как Огнильда машет ему из окна своими огненными руками:
- Никуда ты от меня не спрячешься! Я все равно найду тебя и съем!
- Что я наделал! – расплакался Алеша. – Зачем я взял спички? Ведь говорила мама, что нельзя их трогать!
Вдруг на плечо ему села маленькая бабочка.
- Это ты освободил Огнидльду? – спросила она.
- Я, - виновато ответил Алеша. – Помоги мне, пожалуйста, все исправить!
- Это очень сложно. Нам надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику Меридону, только он может победить Огнильду.
- Как же я на тебя сяду, вон ты какая маленькая, - грустно сказал Алеша.
- Но я же не простая бабочка. Ведь простые бабочки не разговаривают. Я добрая фея Лионелла. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и ты станешь таким маленьким, что легко уместишься между моих крыльев.
В ее лапках появилась тоненькая как волосок золотая палочка:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Уменьшайся, уменьшайся,
В крошку-гнома превращайся!
Раз – и Алеша стал меньше хлебной крошки! Два – у него на голове появился зеленый колпачок, а на ногах зеленые сапожки с золотыми пряжками. Три – и вот они уже в воздухе!
- А зачем ты превратила меня в гнома? – перекрикивая ветер, спросил Алеша.
- Мы летим в волшебную страну, туда простым людям нельзя! – ответила фея.
Внизу под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, реки и горы, потом они летели над синим морем, и, наконец, усталая бабочка приземлилась на берегу изумрудно-зеленого острова.
Алеша сразу понял, что остров волшебный, потому что здесь все разговаривали: и птицы, и букашки, и даже деревья.
- Привет, - прочирикала неизвестная пестрая птичка. – А чего это от тебя гарью пахнет?
Алеша сразу вспомнил про свою беду и перестал любоваться замечательными диковинками, которые его окружали. И ничего ему уже было не интересно: ни танцующие цветы, ни поющий ветер, ни кувыркающиеся муравьи.
- Я освободил Огнильду! – прошептал Алеша.
- Какой ужас! – воскликнула птичка. – Как же такое могло произойти? Ведь все знают, что Огнильда может освободиться, только если ребенок возьмет в руки спички. Или… Нет, не может быть! Ты заколдованный мальчик? Ты брал спички?!
- Да! – кивнул Алеша. – Теперь я хочу все исправить.
- Отнеси его к Меридону, пожалуйста! – попросила Лионелла пеструю птичку. – Я так устала, что не могу лететь дальше.
- Конечно! Скорее садись на меня! Нельзя терять ни минуты! – и птичка взмыла в голубое небо, унося Алешу на своей пушистой спинке.
Остров сверху был круглым, как тарелка. Посреди него возвышалась высокая гора, на склонах которой росли деревья. Только одна дорога вела к самой вершине горы, на которой блестел золотыми куполами дворец доброго волшебника Меридона.
Волшебник оказался дома. Он сидел в кресле из облаков и читал огромную толстую книгу. Она висела перед ним в воздухе, а маленькие мотыльки переворачивали страницы. Меридон оказался высоким старцем с длинной белой бородой и седыми волосами. На нем был белый плащ и высокий остроконечный колпак.
Едва только Алеша вошел в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Алешу, всплеснул руками и воскликнул:
- Как ты мог взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать! Ай-ай-ай.
Он начал летать по залу и хватать с полок свитки с колдовскими заклинаниями.
- Не то, опять не то, - волновался он.
Наконец Меридон нашел нужный свиток.
- Скорее, у нас совсем не осталось времени!- крикнул он Алеше. Мальчик подбежал к нему, волшебник встал на серебряный коврик, накрыл Алешу своим белым плащом и, хлопнув в ладоши, быстро проговорил:
День и ночь,
Горы прочь,
Расступись леса-поля,
Повернись скорей земля!
На летающем ковре
У Алеши во дворе!
Раз – и они оказались в Алешином дворе. Но сначала мальчик даже не узнал, куда он попал. Все вокруг выгорело, было черным, а на пепелище плясала Огнильда.
Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:
- В стакане вода!
В доме беда!
В клетке птица!
Огнильда - в темнице!
С неба хлынул серебряный дождь. Злая колдунья завыла, рассыпалась на миллион искр и превратилась в огненную собаку.
Добрый волшебник опять взмахнул своей волшебной палочкой и повторил заклинание. Огнильда опять взорвалась огненным салютом и превратилась в костер.
- Ай, как плохо! Своим непослушанием, Алеша, ты сделал ее очень сильной. Мне не справиться с ней! – в ужасе сказал Меридон. Его волосы растрепались, а волшебный белый плащ покрыли черные пятна копоти.
Алеша совсем отчаялся, но тут им на помощь пришла пожарная команда. На большой красной машине пожарные ворвались во двор и начали поливать Огнильду водой. Она зашипела, превратилась в маленький костерок, потом в искру, а потом в последний раз вспыхнула и осыпалась на землю кучкой пепла.
Алеша посмотрел на сгоревший дом и заплакал.
- Никогда больше не буду брать в руки спички. Такая маленькая спичинка, и такая огромная беда!
- Не плач! – погладил его по голове Меридон. – Это хорошо, что ты все понял. Я же волшебник. Я могу вернуть все обратно.
Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Алеша зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что от пожара не осталось и следа. Дом, двор, деревья стояли как и раньше. Он оглянулся вокруг, Меридона нигде не было.
- А как же я? - испугался Алеша. – Я что, так и останусь гномом?
Но никто ему не ответил, потому что он был таким крошечным, что никто его не видел и не слышал.
Алеша сел в высокую траву и стал думать, что ему делать. Если бы все можно было вернуть обратно, то ни за что на свете не дотронулся бы он до спичек. Но время нельзя вернуть назад. И доброго волшебника теперь тоже не вернуть.
- Не плач, - услышал он вдруг тихий голосок. – Я помогу тебе.
- Лионелла! – обрадовался Алеша. Это действительно была фея. Она отдохнула и вернулась к Алеше, чтобы превратить его снова в мальчика.
Лионелла дотронулась до него волшебной палочкой и пропела:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Все, отныне ты не крошка!
Становись опять Алешкой!
Раз – и Алеша снова стал прежним.
- Спасибо тебе, - прошептал он бабочке и побежал домой.
С тех пор Алеша никогда больше баловался со спичками.
Правила детской безопасности. Сказка про запрещенные вещи.
Однажды Алеша гулял на площадке. Он бродил, загребая сандаликами песок и камушки. Иногда Алеша останавливался и тряс ногой, чтобы посмотреть на золотистую струю песка, вытекавшую из сандаликов. Он представлял себя пиратом на Золотом острове, где все было из золота, песок тоже. Лучше всего песок набирался в песочнице. Алеша решил сделать кучку повыше, чтобы песок набрался и в новые носочки. Он копал, копал, и вдруг наткнулся на что-то твердое. Это оказалась красивая коробочка. Она была лаковая, блестящая, с красивыми загадочными картинками на боках, темно-синюю крышечку украшали непонятные значки. Алеша пригляделся и вдруг понял, что эти значки все время меняются. Они как маленькие живые букашки ползали по кругу и переливались всеми цветами радуги. Мама, конечно, говорила, что нельзя ничего подбирать на улице, но это ведь не спички, и не откушенная кем-то конфета, и не грязный фантик, и не липкая пробка от сладкого сока, а потрясающая, очень нужная вещь. Для чего она ему нужна, Алеша еще не решил, но оставить ее валяться на улице он просто не мог. Попыхтев некоторое время, он так и не смог открыть замечательную коробочку.
- Не беда, - мудро решил Алеша. – Потом, дома открою.
Он с трудом запихнул ее в кармашек, едва не порвав штаны, и отправился на поиски новых сокровищ. Но больше ничего интересного сегодня не попалось, и Алеша с добычей вернулся домой.
- Ты ничего на улице грязного не трогал? – строго спросила мама.
- Нет, - уверенно ответил Алеша и посмотрел на маму честными-пречестными глазами.
- Ну ладно, иди мой руки, и будем обедать – мама ушла в кухню, а Алеша бросился со всех ног прятать свое сокровище.
Открывать коробочку он решил ночью, потому что днем мама могла заметить его новую находку и выбросить в помойное ведро. Этого он никак не мог допустить, поэтому терпеливо ждал вечера. Ему так не терпелось поскорее заглянуть в шкатулочку, что он безропотно съел кашу, выпил молоко, почистил зубы, умылся и быстренько лег спать.
Мама забеспокоилась и спросила:
- Ты хорошо себя чувствуешь?
- Хорошо, хорошо, - закивал головой Алеша.
Мама потрогала его лоб, покачала головой и вышла, поцеловав Алешу на ночь.
Как только за мамой закрылась дверь, Алеша тут же вскочил с постели и полез под кровать, куда он днем спрятал найденную коробочку. Алеша переживал, что в темноте ее трудно будет найти, но едва наклонился, как тут же увидел, что его находка светится в темноте загадочным голубым светом. Коробочка, которая днем была синей, теперь стала ярко-красной. Загадочные значки стали двигаться быстрее. Только Алеша протянул к коробочке руку, как услышал за дверью мамины шаги. В одно мгновение нырнул он под одеяло и затих.
Мама подошла к кроватке и еще раз потрогала его лоб. Потом снова поцеловала и вышла, тихонько закрыв за собой дверь.
Алеша кубарем скатился на пол и нырнул к коробочке. Она светилась уже фиолетовым цветом.
Алеша осторожно дотронулся до нее одним пальчиком. Коробочка была теплая. Тогда он достал ее из-под кровати и начал искать замочек. Но все стенки были гладкими, и крышка тоже. Коробочка не открывалась.
- Надо поддеть ее чем-то острым, - решил Алеша.
В соседней комнате перестал работать телевизор, это родители легли спать.
Алеша на цыпочках вышел из комнаты и прокрался в кухню. Из ящика стола он достал острые ножницы, которые ему строго-настрого запретили брать в руки, и бегом вернулся к коробочке. В комнате было светло. Лампа не горела, свет лился от стола, на котором он оставил загадочную шкатулочку. Алеша подошел поближе и понял, что она открылась сама. Когда мальчик заглянул туда, прямо на него со дна коробочки выскочил маленький красный человечек в красном кафтанчике, красной широкополой шляпе с острым верхом и крохотных красных сапожках. Он подмигнул Алеше хитрым глазом и пнул коробку с карандашами, лежавшую рядом. Карандаши упали на пол и раскатились. Человечек рассмеялся противным дребезжащим смехом.
- Привет, Алеша, - хихикнул он. – Ну, что? Повеселимся?
Алеша отступил от него на шаг, не зная, нравится ему человечек или нет. Под ногу ему попал один из карандашей, Алеша замахал руками и упал, больно ударившись об пол.
- Ух, ты, как весело! – запрыгнул на него красный человечек. Он вскочил на другой карандаш, пробежался по нему и тоже упал рядом с Алешей.
- Эх! – радостно взвизгнул человечек и тут же вскочил на ноги. – Давай играть вместе!
- Давай, - ответил Алеша, потирая ушибленную ногу. – А как тебя зовут?
- Нельзяй!
- Чего? – не понял Алеша.
- Меня зовут Нельзяй!
- А почему у тебя имя такое странное? – удивился Алеша.
- Я всегда делаю то, что нельзя. Потому что нельзя всегда самое интересное. А то, что можно, скучно!
- Точно,- согласился Алеша. – А как ты коробочку открыл? У меня не получалось.
- Это же волшебная коробочка, - хихикнул Нельзяй. – Как только ты не послушался маму и подобрал мою шкатулку на улице, я смог открыть первый замок. Ведь на улице ничего нельзя подбирать! А раз нельзя, а ты сделал, значит, правило нарушено. Вот первый замок и открылся. Когда ты принес эту шкатулку домой, я смог открыть второй замок. Ведь ничего нельзя с улицы приносить домой, а ты принес. Значит, еще одно правило нарушено. Вот второй замок и открылся. А потом ты взял на кухне острые ножницы, которые тебе трогать запрещено. И последний третий замок открылся. Благодаря твоему непослушанию я смог освободиться из заколдованной шкатулки, и теперь мы с тобой натворим дел.
- А мама ругаться не будет? – осторожно спросил Алеша.
- Нет, наоборот, она будет только рада, - ответил Нельзяй.
- Как же она будет рада, если я буду делать то, что она запрещает? – на всякий случай решил уточнить Алеша.
- Это будет сюрприз! – развеселился Нельзяй. – Все мамы любят сюрпризы. Не трусь, тебе со мной понравится!
Нельзяй взмахнул рукой и бросил на ножницы маленький светящийся мячик. Мячик подпрыгнул и осыпал их светящейся розовой пылью. Ножницы тут же ожили, подпрыгнули и цапнули Алешу за пижамку.
- Ай, - отскочил он в сторону и посмотрел на большущую дырку, которую прокусили ножницы в его пижамной курточке.
- Сидеть! – прикрикнул Нельзяй на ножницы. Потом он повернулся к Алеше и сказал:
- Вот вечно они так! То порежут, то продырявят, то больно поцарапают. Тебе еще повезло.
- Ничего себе – повезло, - пробормотал Алеша. – Не зря мама говорила, что ножницы лучше не трогать.
И они пошли бродить по темной квартире в поисках приключений. Ножницы семенили сзади и клацкали в темноте зубами, то и дело надрезая что-то на своем пути: то занавески, то скатерть, то обои.
- Ну, - Нельзяй неожиданно остановился, и Алеша налетел на него в темноте. – Что еще тебе тут нельзя?
- Мне нельзя открывать вот этот шкаф, - Алеша показал на большой стенной шкаф, в котором хранились папины инструменты, мамины порошки, бабушкины баночки со всякими чистящими средствами и дедушкины ведерки с краской и клеем.
- Ух ты, как интересно! – закричал Нельзяй, распахнув шкаф.
Первым делом он бросил свой волшебный мячик в папин ящик с инструментами. Мячик подпрыгнул и осыпал инструменты зеленой светящейся пылью.
- Вжик! – взвизгнула пила и вывалилась на пол прямо к Алешиным ногам.
- Ай, - прыгнул в сторону испуганный мальчик. И очень вовремя, потому что пила, пританцовывая, начала пилить пол в коридоре:
Я пилю, пилю, пилю,
Я сама себя хвалю!
Зубом я по полу еду,
Пропилю дыру к соседу!
- Кошмар, - всплеснул руками Алеша. – Она же сейчас и правда дырку в полу сделает!
- Отлично! Ты сможешь ходить с соседям в гости по веревочной лестнице! – успокоил его Нельзяй.
В ящике под слоем светящейся пыли опять что-то зашевелилось. Послышался металлический звон и на пол начали выпрыгивать гвозди. А за ними с грохотом упал молоток. Гвозди бросились в рассыпную: как маленькие букашки побежали они по полу, по стенам, по потолку, но молоток не отставал и лупил их по шляпкам, забивая в обои, в линолеум и даже в дверную обивку:
- Я веселый молоток,
Обобью весь потолок!
Мне все гвозди по плечу!
Догоню – приколочу!
Алеша в ужасе смотрел, во что превращается коридор.
- Боюсь, что маме это не понравится, - прошептал он.
- Что ты там бормочешь? - прыгнул к нему на плечо Нельзяй. – Самое интересное еще впереди!
Из коробки выбралась папина дрель, серьезно огляделась, нахмурилась, да как начала дырявить все подряд:
Гладких стен я не терплю:
- Я в них дырочки сверлю!
И в одежде, и в комоде:
Будет все по нашей моде!
Папина куртка превратилась в решето, на мамино пальто сыпались опилки, сквозь дырявые стены потянулся в квартиру холодный воздух.
- Что ты наделал! – в отчаянии воскликнул Алеша. – Родителям это не может понравится!
- Ой, ну что ты так разволновался, - не успокаивался Нельзяй. – Пальто сейчас постираем!
Он бросил на пачку порошка свой волшебный мячик.
Прыг! Пачка уже на полу. Важно посмотрев на Алешу, она отправилась в ванную:
- Я стираю, я стираю,
Грязь и пятна убираю!
Наведу я красоту
И верну вам чистоту!
Нельзяй уцепился за рукав пальто, подергал и, оборвав вешалку, потащил его вслед за гордо вышагивавшей пачкой. Из ванной послышался плеск воды. Алеша только собрался пойти посмотреть, что там происходит, как оттуда выглянул Нельзяй и метнул в шкаф несколько разноцветных мячиков.
- Прыг! Скок! Плюх! – это слезали на пол баночки и бутылочки с разными чистящими средствами.
- А это еще зачем? - закричал Алеша.
- А чтобы лучше постиралось! – ответил Нельзяй. Он откручивал крышечки и сыпал на мамино пальто все подряд.
- Ба-бах! – из ванны взметнулся огонь и от маминого пальто остались лишь обгорелые лоскутки.
- Ой, - присел от страха Алеша.
- Ничего, это часто случается, - успокоил его Нельзяй и вытолкал Алешу из ванной.
На прихожую было страшно смотреть. Алеше даже страшно было подумать, что утром скажут родители. Он жалобно расплакался.
- Ну, ладно, ладно, не ной! – замахал руками Нельзяй. – Сейчас мы все исправим!
- Как? – изумился Алеша.
- Закрасим все! Родители тебе еще спасибо скажут. Они проснуться, а коридор как новенький!
- Может, не надо? – неуверенно качнул головой Алеша.
- Надо, - сдвинул брови Нельзяй и метнул в шкаф пригоршню волшебных шариков.
- Шлеп, плюх, шмяк! - дедушкины ведерки с краской выскочили из шкафа, сорвали и отбросили прочь крышки.
- Ничего, что кисти нет!
Все раскрасим в белый цвет!
Стены, вешалку в углу!
Лужа краски на полу!
Ведра бегали, толкались, расплескивали краску, оставляя повсюду белые масляные брызги.
- Так, - задумчиво сказал Нельзяй, не обращая внимания на Алешу, пытавшегося загнать всех обратно в шкаф. – Дырки в полу и в стене надо заклеить клеем.
Он порылся в карманах и достал последний шарик. Прицелившись, Нельзяй бросил его в тюбик с клеем.
- Бамс! – перекувырнулся тюбик.
- Берегись: я супер клей!
Уступи мне путь скорей!
Если я тебя схвачу.
Ни за что не отпущу!
Клей шагал по коридору, а за ним тянулась липкая блестящая дорожка.
- Надо что-то делать! – решил Алеша. – Вот что получается, когда не слушаешься. Не зря родители запрещали мне все это трогать.
- А теперь, - сказал Нельзяй, - надо взять нож и сделать на дверях красивый узор.
- Да, - клацкнули подоспевшие ножницы. – Давай мы его позовем!
- Ты же говорил, что мне будет весело, - подошел к Нельзяю Алеша. – А мне совсем не весело. Не хочу больше с тобой играть. Нельзя брать вещи, которые взрослые специально прячут от детей. Не зря папины инструменты, мамины порошки, бабушкины баночки со всякими чистящими средствами и дедушкины ведерки с краской и клеем запрятаны в шкафу. И ножницы тоже трогать нельзя. Вон они как кусаются!
- Ну и не играй, - махнул рукой Нельзяй. – Мне такой друг тоже не нужен!
- Да! – поддакнули ножницы и снова цапнули Алешу за пижамку.
- Ха-ха-ха, - развеселился Нельзяй.
- Ах, так! - разозлился Алеша. – Ну, держись!
Он подбежал к Нельзяю и со всей силы толкнул его в липкую дорожку, оставленную тюбиком клея.
- Ой, - запищал Нальзяй. – Я, кажется, прилип! Освободи меня сейчас же!
- Как бы не так, - подбоченился Алеша. – Сначала наведи здесь порядок!
- Не люблю порядок, - захныкал Нельзяй и попытался оторвать ноги от пола. Но ничего у него не вышло. Он сердито надул губы и сказал Алеше:
- Ладно, будь по твоему! Только я больше с тобой никогда на приду поиграть!
- Вот и замечательно! Не нужны мне тут всякие Нельзяи. Я буду делать только то, что мама разрешает! – ответил Алеша.
Нельзяй тяжело вздохнул, махнул рукой и прошептал:
- Эй, волшебная пыльца!
Начинай-ка все с конца!
Собирайся в шар опять,
Начинай все убирать!
Не успел Алеша и глазом моргнуть, как все начало кружиться и носиться вокруг него: все баночки, бутылочки, порошки, инструменты, ведерки с краской мигом вернулись на свои места, мамино пальто, путаясь в рукавах, прибежало обратно и запрыгнуло на вешалку, а все дырки в полу, на одежде и в мебели мигом исчезли. И только липкая дорожка от тюбика с клеем блестела посреди коридора.
- Ну, отпусти меня теперь, - захныкал Нельзяй.
- А ты сними сапоги и беги босиком, - сказал ему Алеша. – Ведь только твои сапожки приклеились к полу.
Нельзяй тут же выскочил из сапог и побежал прятаться в волшебную шкатулку. Едва он исчез из коридора, как тюбик с клеем важно прополз мимо Алеши, скатывая в аккуратный рулончик блестящую клейкую дорожку. Раз – и он тоже спокойно улегся на полку, захлопнув за собой дверцу шкафа. Потом на всякий случай выглянул и спросил:
- Алеша, ты точно понял, что взрослые не просто так запрещают брать опасные предметы и подбирать на улице неизвестно что, даже если тебе покажется, что это очень нужная и хорошая вещь?
- Точно, я все понял! – ответил Алеша. – Мне бы теперь от этого хулигана избавиться!
- Ну-ну, - удовлетворенно кивнул клей и спрятался в шкафу.
- Топ-топ-топ, - послышался у Алеши под ногами еле слышный топоток. Это красные сапожки Нельзя со всех ног бросились догонять своего хозяина.
Когда Алеша зашел в комнату, шкатулка по-прежнему стояла на столе, только она была закрыта и не светилась больше в темноте. Он поставил ее под кровать, а утром, едва мама зашла в комнату, чтобы разбудить его, он вскочил и сказал:
- Мамочка, я тебя вчера обманул! Я подобрал на улице коробочку. Сегодня я отнесу ее обратно и никогда больше ничего не буду подбирать. Я теперь всегда буду тебя слушаться.
Мама поцеловала Алешу и накормила на завтрак вкусными оладушками. А потом он вышел на улицу и положил коробочку под куст.
Коробочка полежала там минутку, а потом превратилась в фантик. Но дети проходили мимо и не смотрели на него. Тогда знаки на крышке опять зашевелились, и фантик превратился в конфету. Но и на конфету послушные дети не обращали никакого внимания. Правда, одна девочка хотела было ее поднять, но потом вспомнила, что мама не разрешила подбирать на улице всякие находки, и пошла дальше.
- Безобразие, - проворчал Нельзяй. И превратил конфету в маленькую игрушку. До сих пор он лежит на улице и ждет, пока какой-нибудь непослушный ребенок возьмет его домой.
Правила детской безопасности. Сказка про животных во дворе
Однажды Алеша и его друг Виталик сидели на скамеечке во дворе и думали, чем бы таким заняться. Мимо пробежала большая лохматая собака.
- Бедненькая, - серьезно сказал Виталик. – Наверное, она бездомная.
- Точно! – подтвердил Алеша. – Смотри, какая грязная и лохматая.
- А мне бабушка рассказывала недавно такую интересную сказку, про животных, - вспомнил Виталик. Жили-были в далеком королевстве, в Счастливой стране, добрые и ласковые люди. Они никогда не сорились, ни с кем не воевали и целыми днями пекли сдобные булочки с маком. Их страна была очень красивая и спокойная. Над зелеными лесами летали пестрые птички, над цветущими лугами порхали бабочки и мотыльки, в прозрачных реках и озерах резвились золотые рыбки. Но на самой границе их замечательного королевства мрачной кляксой расползлось топкое болото. Никто никогда даже близко не подходил к нему, потому что все знали: в самой середине, в серой топи живет злая колдунья Завидильда. Она всегда всем завидует, и стоит ей только увидеть чью-то улыбку, как она сразу же постарается навредить. Добрые жители не хотели ссориться с колдуньей, потому что они вообще ни с кем и никогда не ссорились. Поэтому они и не ходили к этому страшному болоту.
Но колдунья все про них знала и мечтала стереть с лица земли эту счастливую страну. Думала она, думала, и придумала. Целый месяц по ночам варила она свое колдовское зелье в большом черном котле. Болото стонало и булькало, подвывая ее заклинаниям.
- Что это за странное свечение над болотом? – спрашивали друг у друга жители Счастливой страны. – Может быть, злая колдунья становится доброй?
Но они ошибались. Однажды это свечение превратилось в столб волшебной пыли. Столб рос и рос, становился все толще, все выше, потом он ударился о луну и рассыпался в пыль. Злой колдовской ветер подхватил волшебную пыль и развеял ее над Счастливой страной. Пылинки оседали на улицах и домах, попадали на жителей и на их детей. Когда утром взошло солнце, оно увидело страшную картину: Счастливый город исчез, словно его и не было никогда, а по увядшей траве бродили бездомные кошки и собаки. Это были жители Счастливой страны, которых злое колдовство Завидильды превратило в животных.
Добрые волшебники собрались на Общий Совет. Их очень взволновала беда, случившаяся в этой доброй и светлой стране. Но колдовство Завидильды оказалось очень-очень сильным. Они ничего не могли сделать без помощи людей.
Самый старый и мудрый волшебник долго листал древние книги и, наконец, сказал:
- Да будет так! Жители Счастливой страны разбредутся по городам и деревням. Они так и останутся кошками и собаками, но каждый из них должен найти доброго хозяина. Люди должны жалеть и заботиться о них. Когда последний житель Счастливой страны найдет хозяина, все они снова превратятся в людей и смогут вернуться домой.
Он ударил о землю магическим посохом и взмахнул рукой. С тех пор добрые люди по всей земле жалеют бездомных животных, ухаживают за ними, подкармливают и помогают им. Но пока еще не все жители Счастливой страны нашли добрых хозяев.
- Вот такая сказка, - грустно закончил Виталик.
- Надо догнать эту собаку и взять ее домой, - обрадовался Алеша. – Может быть, она последняя жительница этой страны!
- Я боюсь, - ответил Виталик. – Мама мне не разрешает трогать животных на улице. Она говорит, что только взрослые могут помогать бездомным собакам и кошкам. Потому что не все они жители Счастливой страны. Есть просто злые и голодные, которые могут укусить и поцарапать.
- Ерунда, - убежденно сказал Алеша. – Эта точно из Счастливой страны. Сейчас мы ее помоем, потом покормим, а потом отведем ко мне домой.
- А как же мы ее помоем, - испугался Виталик. – Я ее ловить не буду. Вдруг и правда укусит!
- Эх ты, трус! – презрительно покачал головой Алеша, взял игрушечное ведерко, набрал воды из лужи и плеснул на спящую в тени собаку. Пес с лаем подпрыгнул, оскалил зубы и понесся к перепугавшимся мальчишкам.
Через мгновение Алеша и Виталик, как два спелых яблочка висели на ближайшем дереве, а собака прыгала внизу, пытаясь схватить их за штаны.
- Да, - с сожалением сказал Алеша. – Это точно не заколдованный житель Счастливой страны.
- А я что тебе говорил? – всхлипнул Виталик, поджимая ноги. – Мама же говорила, что нельзя трогать животных на улице. Представляешь, если бы на площадке не было дерева?
Алеша не хотел представлять площадку без дерева, потому что тогда неизвестно чем бы закончилось умывание незнакомой собаки.
В этот раз мальчишкам повезло: собаке надоело лаять на них, и она убежала по своим делам, весело задрав хвост бубликом. Они еще чуть-чуть повисели, потом спрыгнули и стремглав разбежались по домам. Больше ни Алеша, ни Виталик не приставали к собакам и кошкам во дворе. Потому что сказка про жителей Счастливой страны – всего лишь придуманная история, а у собак и кошек очень даже настоящие когти и зубы, так что лучше их не трогать!
Правила детской безопасности. Сказка про незнакомцев, с которыми никуда нельзя ходить
Однажды теплым летним вечером Алеша и его друг Виталик придумали замечательную игру. Они забирались на пластмассовую горку, кричали друг другу:
- Вижу новую планету! Приземляемся! Покинуть космический корабль!
После этого они с визгом и гиканьем скатывались вниз и шли в разведку. Иногда один из них изображал Землянина, а другой – инопланетное чудовище. Землянин всегда побеждал, поэтому роли на каждой планете обязательно менялись, чтобы никому не было обидно.
Стало совсем темно, мама позвала Виталика домой. А Алеша уходить не хотел. Его мама тоже уже выглядывала в окно и кричала:
- Сынок, пора ужинать и спать!
Но новая игра оказалась такой интересной, что Алеша решил провести разведку на следующей планете без Виталика.
- Все, последняя планета и домой! – решил мальчик и начал карабкаться на горку.
- Вижу Фиолетовую планету! – закричал он сам себе. – Команда! Приготовиться к высадке!
Он взял с собой игрушечную рацию и съехал вниз.
- Приветствую тебя, Землянин! – раздалось у него над ухом.
Алеша удивленно поднял голову и увидел улыбчивого старичка.
- Здравствуйте, - вежливо ответил Алеша. - А Вы кто?
- Я житель Фиолетовой планеты! – ответил старичок.
- Но Вы совсем не похожи на инопланетянина, - разочарованно сказал Алеша.
- Конечно, ведь на самом деле мы находимся на Земле. Я должен выглядеть как обычный человек! – объяснил старичок. – А хочешь слетать ко мне в гости?
- Как это? – удивился Алеша.
- Просто. Мой звездолет спрятан недалеко отсюда. Я его тщательно замаскировал. Мы можем быстренько слетать и посмотреть Фиолетовую планету. Ты, ведь, еще ни разу не летал на настоящем Звездолете? – усмехнулся старичок в белую бороду.
- Нет, не летал, - вздохнул Алеша. – Но мне нельзя без спросу уходить со двора с незнакомыми людьми. Мама рассердится!
- Давай познакомимся! – предложил старичок. – Меня зовут Черногроз.
- А меня – Алеша, - ответил мальчик.
- Ну, вот и познакомились! – обрадовался Черногроз. – Теперь ты можешь со мной пойти?
- Вообще-то нет, - осторожно ответил Алеша. – Мне нельзя ходить с теми, кого не знает моя мама. Может быть, Вы сначала познакомитесь с ней?
- Нет, - нахмурился Черногроз, - мне со взрослыми знакомиться нельзя.
- Почему? – расстроился Алеша.
- Потому, - непонятно ответил старичок. – Ладно, прокачу на звездолете кого-нибудь другого мальчика, не такого трусливого, как ты.
- Я не трус, просто мама не разрешает! – воскликнул Алеша.
- Я и не говорю, что ты трус. Жаль, что ты не сможешь потрогать луну, увидеть звезды близко-близко и познакомиться с жителями Фиолетовой планеты. У нас там растут настоящие конфетные деревья.
- Это как? – заинтересовался Алеша.
- Обыкновенно: есть деревья леденцовые, на них растут леденцы, есть карамельные, на них гроздьями висят карамельки, а есть шоколадные, на них шоколадные конфетки, а иногда даже целые шоколадки! А еще у нас повсюду клумбы, на них вместо цветов пряники и печенье, и дорожки на нашей планете выложены арахисом в шоколадной глазури и конфетками "морские камешки". Но, конечно, самое обидное, что ты не сможешь увидеть город игрушек.
- Город игрушек? – печально переспросил Алеша.
- Да, там повсюду лежат игрушки, ты мог бы взять любые: и машинки, и конструктор, и разные головоломки, и многое другое.
- А сколько игрушек можно взять? – не удержался Алеша.
- Сколько влезет в звездолет. Ты не волнуйся, он у нас большой, даже больше, чем грузовик, больше, чем автобус, почти как дом! – замахал руками Черногроз.
- А мы не долго? – спросил на всякий случай Алеша.
- Нет! Мы только туда и обратно. Ты не волнуйся, мама даже заметить не успеет, что ты уходил со двора! – обрадовался старичок.
- Ладно, - махнул рукой мальчик. – Побежали!
Черногроз крепко схватил его за руку, и они что есть духу побежали по дорожке, прочь со двора.
Бежали они долго. Алеша даже устал и запыхался.
- Далеко еще? – спросил он, еле поспевая за прытким инопланетянином.
- Нет, совсем чуть-чуть осталось! – ответил старичок.
Они остановились у большого серого дома, и старичок потянул Алешу в подъезд.
- Погоди, - испугался Алеша. – А где же звездолет?
- Это и есть звездолет, - сердито сказал Черногроз. – Я же сказал тебе, что замаскировал его! Ты что, не помнишь?
- Помню, - ответил Алеша. Ему стало очень страшно, заходить в темный подъезд не хотелось. Дом совсем не был похож на замаскированный космический корабль.
- Пошли! – дернул его за руку Черногроз. – Пора лететь, а то у нас на Фиолетовой планете скоро стемнеет, и ты не сможешь полазать по конфетным деревьям и погулять по городу игрушек.
Алеша решительно шагнул в подъезд. Как только дверь за ними захлопнулась, все загудело, затряслось в темноте начали вспыхивать разноцветные звездочки, потом вдруг черная стена перед ними уехала вниз, и Алеша со старичком оказались в холодной серой пещере.
- А где же кнопочки и лампочки? – спросил Алеша. – Как ты управляешь кораблем?
- Ха-ха-ха! – страшно захохотал Черногроз и хлопнул в ладоши. В то же мгновение Алеша оказался в клетке. Он потряс решетку, она была холодная и шершавая. На решетчатой дверце висел большой замок.
- Я к маме хочу, - тихо сказал Алеша.
Черногроз противно захихикал и начал плясать вокруг клетки. Он кружился и подпрыгивал, борода у него исчезла, он стал высоким и страшным: вместо ног копыта, вместо лица – волчья морда, на плечах черная мантия, а в руках сверкающая волшебная палочка.
- Ты злой инопланетянин? – спросил Алеша. – И ты сказал неправду про конфетные деревья и про город игрушек?
- Я вообще не инопланетянин! – прогрохотал Черногроз. – И нет никакой Фиолетовой планеты. Я все придумал, чтобы заманить тебя в свой замок. Я великий злой колдун! Теперь я смогу сварить волшебное зелье и стать всемогущим! Я завоюю весь мир!
- А я тебе зачем? – заплакал Алеша.
- Волшебное зелье мы должны выпить вместе: когда непослушный мальчик попробует мое зелье, он превратится в меня, а когда я выпью то, что осталось, я превращусь в него, в обычного мальчика, и мне будет открыт вход в мир людей! Тысячу лет я собирал колдовские травы, все у меня было, не было только непослушного ребенка! Сотни лет я искал мальчика, который согласится пойти с незнакомцем, но все они были послушными, никого не удавалось мне уговорить, и вот, наконец, я встретил тебя!
- А зачем тебе весь мир? – спросил Алеша.
- Чтобы сделать его серым и холодным, как моя пещера, чтобы дети никогда больше не смеялись, цветы не росли, чтобы не было Нового года и праздников, чтобы все люди жили в подземелье! – грозно сказал злой волшебник.
- Что я наделал, - прошептал Алеша. - Не зря мама говорила, что нельзя никуда ходить с чужими! Из-за меня теперь весь мир пропадет. И даже мама с папой! Почему я не послушался?! Если бы только можно было все вернуть назад!
Но ничего уже было не изменить. Алеша совершенно замерз и упал духом. Он никак не мог придумать, как бы освободиться из клетки и помешать коварному замыслу Черногроза.
Тем временем злой колдун развел огонь, повесил над ним хрустальный котел и начал колдовать: Трава Борагор
С вершин Черных гор,
Трава Гарареса
Из дремучего леса,
Цветок Чуга-юга
Со сгоревшего луга,
Синий мох Фаргалы
С подводной скалы.
Волшебный кристалл,
Что сто лет я искал!
Костер мой искрись,
Зелье варись! Из-под котла взметнулось яркое пламя, искры рассыпались по всей пещере, зелье запузырилось, завыло и начало клокотать. Черногроз помешивал его своей волшебной палочкой и что-то нашептывал совсем тихо. Так тихо, что Алеша ни одного слова не смог разобрать. Ему было очень-очень страшно.
- Готово! – радостно закричал Черногроз. – Теперь надо подождать, пока оно остынет и все! Сколько лет я ждал, и дождался!
- Какой ужас! – подумал Алеша. – Столько лет этот злой колдун не мог захватить мир, а я своим непослушанием все испортил!
Тем временем Черногроз зачерпнул золотым половником волшебного зелья из котла, налил его в серебряный кубок и пошел к Алеше, произнося последнюю часть заклинания:
- В черную птицу
Пусть превратится
Зелье мое!
Буль-муль-куль-пьё!
За его спиной волшебное зелье выскочило из котла, завертелось, превратилось в огромный шар, потом растеклось по пещере, потом собралось в толстый столб, у него стали расти крылья, голова, появились загнутый черный клюв и лапы, на которых тут же заблестели страшные железные когти, затопорщились черные перья. Страшная птица взмахнула крыльями и вылетела в окно.
- Пей, - пртянул Черногроз Алеше колдовской кубок.
И тут Алеша понял, как он может спастись: раз уж он не послушался родителей, то и Черногроза он тоже не послушается! Алеша схватил кубок и выплеснул зелье на колдуна.
- Ай-ай-ай! – закричал злой волшебник. – Что ты наделал! У меня больше нет зелья!
Он сначала позеленел, потом покраснел, потом съежился и превратился в крохотного человечка. Из норки в углу пещеры выскочила мышка, схватила его и потащила к себе.
- Какая забавная игрушка. Посажу его в клетку, пусть развлекает моих мышат! – пискнула она и помахала Алеше лапкой.
Клетка, в которой сидел Алеша открылась, и он выбежал из пещеры. Раз, и он оказался на улице, в своем родном городе, перед серым домом, в который привел его Черногроз. Перед подъездом толпились люди. Они что-то громко обсуждали и размахивали руками. Алеша подошел поближе и увидел огромную кучу черных перьев.
- Это был самолет, он рассыпался в воздухе, и посыпалось вот это! – говорила одна тетенька.
- Нет, - это кто-то выбросил много-много подушек, набитых пером, - говорила другая.
Все спорили и ругались. Больше всех ругался дворник, который только что убрал весь двор. Неожиданно черные перья начали таять на глазах, их становилось все меньше и меньше, а потом они совсем исчезли!
- Вот так чудеса! – сказали все хором и разошлись по своим делам. Люди еще долго обсуждали случившееся и обсуждали, что же это могло быть. И только Алеша знал, что это все, что осталось от страшной черной птицы, в которую превратилось волшебное зелье.
Он быстро-быстро бежал домой, потому что на улице было уже совсем темно. Во дворе с фонариком ходили родители, соседи и милиционер.
- Алеша! – бросилась к нему мама. – Где же ты был? Мы так испугались!
- Меня похитил злой волшебник Черногроз! – сказал Алеша.
- Как это "похитил"? - сурово сдвинул брови милиционер. – Когда похищают, надо громко кричать и звать на помощь. Никто во дворе ничего не слышал!
- Ну, не похитил, - покраснел Алеша. – Я сам с ним пошел.
- Как сам? – ахнули все.
- Он обещал мне показать конфетные деревья и город игрушек,- вздохнул Алеша. – Вот я и поверил. Но я его победил и смог вернуться.
- Но я же тебе говорила, что с чужими нельзя ходить! Это никогда не заканчивается ничем хорошим! – всплеснула руками мама.
- Тебе повезло, - с умным видом сказал Виталик, который тоже участвовал в поисках Алеши. – Волшебник мог оказаться белее могущественным, и тогда тебе ни за что не удалось бы так легко победить его. Вот я никогда не хожу с незнакомыми людьми. Я с ними даже не разговариваю!
- Молодец! – погладил Виталика по голове милиционер. Алеше он погрозил пальцем и спросил: - Теперь ты понял, что родителей надо слушаться и с чужими людьми уходить со двора нельзя?
- Понял, - виновато сказал Алеша.
Папа подхватил его на руки и понес домой.
- Как хорошо, что у этой сказки счастливый конец, - сказала мама. – Тебе просто повезло. Больше так не делай!
- Не буду! – пообещал Алеша и сдержал свое обещание. Теперь Алеша знал, что все, что говорят незнакомые люди, может оказаться неправдой. Даже если эти люди очень симпатичные и безобидные, очень может быть, что в кармане у них волшебная палочка для злых чудес! С незнакомцами он больше никуда со двора не уходил. Даже если его звали попить чаю с пирожными, или посмотреть щенков, или поиграть в конструктор, или покататься на настоящем космическом корабле. Лучше играть с Виталиком и придумывать новые планеты. Это намного интереснее и безопаснее!
Предварительный просмотр:
Встреча в литературной гостиной. Викторина для детей подготовительной с участием родителей «В гостях у сказки».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам, игры- драматизации.
ХОД: (звучит музыка " В гостях у сказки", входят родители и дети)
-Добрый день, уважаемые гости, родители и дети! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отправиться в увлекательное путешествие. Скажите, пожалуйста, ребята, вы любите сказки? А вы, родители, любите?
Тогда я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
-А чтобы путешествие было интересным, предлагаю разделиться на 2 команды. Начнём с разминки. Предлагаю вам придумать и нарисовать сказочное название своей команды, а все остальные попробуют угадать. (родители рисуют цветными карандашами на листе бумаги) .
Итак, теперь у нас есть 2 команды: команда…. и команда…. Отправляемся в путешествие .
И первая станция - "Телеграммы"
Каждая команда будет по очереди называть, кто из героев сказок нам прислал эти телеграммы.
Телеграмма № 1
«Спасите! Спасите! Нас съел серый волк!»
(Козлята, «Волк и семеро козлят».)
Телеграмма №2
«Росла я, росла, да такая большая выросла. Что и не знаю, кто меня вытащит?»
(Репка, «Репка»)
Телеграмма №3
«Ужасно неудобно. Бежала я, хвостиком махнула и нечаянно разбила золотое яичко».
(Мышка, «Курочка ряба»)
Телеграмма №4
«Не послушалась подружек, заблудилась в лесу. К медведю попала. Как домой вернуться?»
(Маша, «Девочка и медведь»)
Наши команды молодцы, великолепно справились с заданием. Двигаемся дальше.
Станция 2.
Каждая из команд должна угадать, о какой сказке говорится в стихотворении.
Прибежище Мышки - норушки,
Зеленой Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании
Скажите мне хором название. (Теремок)
До чего ж хитра лиса!
Это прямо чудеса.
Мужичка перехитрила,
С воза рыбку утащила,
Обманула волка
Тоже очень ловко! («Лисичка-сестричка и серый волк»)
А теперь задание. Найдите на столах конверты с иллюстрациями к этой сказке. В конверте находится картинка, разрезанная на части. Эту картинку надо собрать, как мозаику. Таких картинок несколько и их надо расположить по порядку в соответствии с сюжетом сказки. Посмотрим, какая команда быстрее справится.
Продолжаем наш путь по стране сказок.
Станция 3.
Страна сказок – самая удивительная и чудесная страна из всех на свете. В сказках с незапамятных времен идет непримиримая борьба между добром и злом. Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок. Волшебные сказки нас учат поступать правильно в различных ситуациях.
А теперь, послушайте задание. Каждая из команд должна сказать, что герои сказки сделали неправильно и как нужно было поступать.
1.По амбару метен,
По сусекам скребен,
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…. (Колобок.)
Ведущий: Почему случилась беда?
(Нельзя уходить на улицу без разрешения старших и гулять далеко от дома без взрослых)
2.В лесу темном на опушке
Жили дружно все в избушке
Маму детку поджидали
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и 7 козлят.)
Ведущий: Что же произошло с героями этой сказки? И почему?
(Нельзя впускать в дом незнакомого человека)
3.Петушок со спорами,
Хвост его с узорами
Ой, какой он голосистый
Эта сказка о том,
Как Петух спасен Котом (Петух, Кот и Лиса).
Ведущий: Что случилось с Петушком? Почему друзьям пришлось его спасать?
(Нельзя доверять незнакомым.)
4.Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла,
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что – же за девочка – лапочка
Зовут ее (Красная Шапочка).
Ведущий: А в этой сказке, что произошло?
(Нельзя разговаривать с незнакомыми и рассказывать им о своем доме, своей семье)
Молодцы команды! Видно, много сказок знаете. Не забывайте, ребята, что волшебные истории учат нас правильному безопасному поведению.
А теперь, наши уважаемые гости, наши артисты приглашают вас посмотреть сказку.
А пока ребята готовятся, я предлагаю вам отправиться дальше.
Станция 4. Блицтурнир.
Каждая команда должна быстро ответить на 10 вопросов.
Начинаем!
1. Как звали внучку, которая боялась солнца? ( Снегурочка)
2. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь)
3. Как звали трёх поросят? (Ниф–ниф, Наф–наф, Нуф-нуф.)
4 Летательный аппарат бабы Яги? (Ступа)
5. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? (Маша)
6. Что понесла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшок масла)
7. Как звали гусениц - друзей Лунтика? (Вупсень, Пупсень)
8. Кто помог вытащить репку? (Мышка)
9. Какая жительница болота стала женой царевича? (Лягушка)
10. Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина)
1. Как звали девочку, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
2. Сколько козлят было в сказке о сером волке? (Семь)
3. Как звали мальчика с длинным носом? (Буратино)
4. Цветок, который исполняет все желания? (Цветик-семицветик)
5. Как звали огромного динозавра с тремя головами? (Змей-Горыныч)
6. Какую вещь потеряла Золушка на балу? (Туфельку)
7. Как звали бабушку и дедушку Лунтика? (Капа,Ширшуля)
8. Кто развалил теремок? (Медведь)
9. Какое животное не любило ходить босиком, а предпочитало носить сапоги? (Кот)
10. Как зовут человечка с пропеллером, который живет на крыше? (Карлсон)
Что же, и с этим заданием обе команды справились на отлично. И я думаю, то в нашем сегодняшнем соревновании победила дружба.
А теперь сказка!
Сказка «Репка на новый лад»
В конце дети –артисты остаются на сцене.
Трое детей читают стихи.
1 ребенок.
У сказки чистая душа.
Как ручеек лесной
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ ее творец
Народ – хитрец, народ – мудрец.
В нее мечту свою вложил
Как золото в ларец.
2 ребенок.
Сказка, сказка прибаутка
Рассказать ее не шутка
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька звучала
Чтоб к концу и стар и мал
От нее не задремал
3 ребенок.
Пришло время расставаться.
И с героями прощаться.
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости звать.
Звучит фонограмма из мультфильма «Домовенок Кузя».