Проект "Спасибо"

Парфирьева Анастасия Сергеевна

 

Актуальность выбранной темы:

Низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_spasibo.pptx1.71 МБ
Файл plan_meropriyatiy.docx22.48 КБ
Файл instsenirovka_vezhlivye_slova.docx20.65 КБ
Файл vospitanie_rechevogo_etiketa.docx22.37 КБ
Файл yakobson.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Парфирьева А.С. ПРОЕКТ « СПАСИБО»

Слайд 2

— низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций . Актуальность

Слайд 3

Задачи проекта: Коррекционно-образовательные: Учить детей употреблять различные формулы этикетных выражений. Знакомить детей с правилами культурного поведения. Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения. Коррекционно – развивающие: Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коррекционно - воспитательные: Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет. Цель проекта: Формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности).

Слайд 4

Участники: Подготовительная группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада комбинированного вида № 17 «Аистенок». В проекте принимают участие воспитатели , учитель-логопед ,воспитанники и родители воспитанников подготовительной логопедической группы. Сроки проведения проекта: с 01.12.2017 по 31.05.2018

Слайд 5

Итоговое мероприятие: праздник «Правильной речи»

Слайд 6

Список литературы 1. Антонова Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики» - Ярославль. Академия развития.2010 . 2. Акишина А. А.Русский речевой этикет. -- М.: Просвещение. 2008 . 3. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. -- М., 2011 . 4. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. М., 2011 . 5. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. -- 2-е изд., испр . и доп. -- М.: АРКТИ, 2013. -- 96 с . 6. Богуславская , Н. А. Купина Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-- Екатеринбург: «АРГО», 2009. -- 192 с



Предварительный просмотр:

ПЛАН

мероприятий проекта

«Спасибо (формирование навыков речевого этикета у детей  подготовительной группы)»

01.12.2017-31.05.2018

месяц

Дата, время

Исполнитель

Виды деятельности

1

Декабрь

Декабрь

01.12.2017

8:00

Воспитатели:

Парфирьева А.С.

Тарасевич Т.И.

Учитель-логопед:

Канесева Ирина Геннадьевна

Разработка проекта  «Спасибо (формирование навыков речевого этикета у детей  подготовительной группы)»

 (актуальность темы, цели и задачи, этапы реализации):

  • подобрать материал по теме;
  • провести консультации и собрания для родителей и педагогов

2

Январь

Январь

10.01.2018

8:00

Консультация для родителей и педагогов: «Воспитание речевого этикета у дошкольников»

3

Февраль

Февраль

28.02.2018

Конкурс стихов: «Вежливое слово»

4

Март

Март

05.03.2018

8:00

Консультация для родителей и педагогов ДОУ: «Речь на кончиках пальцев: Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи».

Изготовление вежливой книги. 

5

Апрель

Апрель

25.04.2018

9:00

Дни открытых дверей «Милости просим»: Инсценировка «Вежливое слово».

6

Май

Май

31.05.2018

9:00

Концерт для малышей (по методике С. Якобсон). 

 Презентация проекта для родителей, педагогов ДОУ. 

7

Декабрь

-

Май

Декабрь

-

Май

Воспитатели логопедической группы:

Парфирьева А.С.

Тарасевич Т.И.

Помощь в организации проекта: собрания, консультации, беседы с детьми, изготовление поделок, чтение художественной литературы, игры, стихи.

Декабрь

Рассказ Л. Н. Толстой «Косточка». 

Стихотворение «Простите». 

Мультфильмы «Волшебный мешок» (о медвежонке Ваньке, который всё время озорничал и делал плохие поступки), «Шапокляк» (как шапокляк и Гена крокодил защищали природу). 

Игра «Давайте поздороваемся». 

Инсценировка приветствия. 

Январь

Рассказ Л. Н. Толстой «Котёнок». 

Стихотворение «Поссорились». 

Мультфильмы «Вини пух идёт в гости», «Бобик в гостях у Барбоса» (о том, как нужно вести себя в гостях). 

Игра «За столом». 

Инсценировка «Мы пришли в гости». 

Февраль

Рассказ Т. А. Ткаченко «Добрая Злата». 

Стихотворение «Странные вещи». 

Мультфильмы «Как стать большим?» (о том, как нужно вести себя с взрослыми, как нужно убирать после себя игрушки и т. д.), «Почему ушёл котёнок?» (о том, как нужно обращаться с братьями нашими меньшими). Игра «Поможем птицам и зверям». 

Март

Рассказ В. Осеева «Волшебное слово». 

Подбор стихов о волшебных словах (родители и дети). 

Мультфильмы «Заколдованное слово», «Баранкин, будь человеком». 

Игра «В магазине». 

Апрель

Рассказ Т. А. Ткаченко «Плохой поступок», «Злая шутка». 

Мультфильмы «Два жадных медвежонка», «Мешок яблок». 

Разучивание частушек и песен по теме проекта. 

Знакомство с пословицами и поговорками по теме проекта. 

Май

Подготовка к праздникам.

8

Декабрь

-

Май

Музыкальный руководитель: Вычугина В.А.

Подготовка к праздникам.



Предварительный просмотр:

«Вежливые слова»

инсценировка для подготовительной группы

(по сказке Н. Мигуновой)

Цели:

  1. развитие: - выразительной монологической и диалогической речи,

- творческих и индивидуальных особенностей учащихся,

- умения держаться перед многочисленной аудиторией зрителей;

2. воспитывать чувство радости и гордости за свои достижения и за успехи друзей;

3. коррекция:

- памяти,

- внимания;

- активизация словаря.

На сцене декорации, представляющие лесную поляну и лесные тропинки.

Ведущий:

- Кто – то по лесу ходил

 И словечко обронил

Только слово не простое

Очень важное такое.

По дорожке Ёжик шёл

И словечко то нашёл.

(Идя по тропинке Ёж находит слово  «спасибо»)

Ёжик:

- Может, Зайчик пробегал

И «спасибо потерял?

Ведущий:

- Ёж пошёл искать зайчишку

По дороге встретил Мышку.

Мышка (радостно сообщает):

- Зайку я сейчас видала

И морковкой угощала.

Твой дружок морковку взял

И «спасибо» мне сказал.

Ведущий:

- Снова Ёж пошел искать ,

Кто мог слово потерять?

И повстречался с Белочкой.

Ёжик:

- Здравствуй, Белочка – резвушка!

Может, ты или подружка

По ветвям густым скакала

И «спасибо» потеряла?

Белочка:

- Добрый день, колючий Ёж!

Как здоровье? Как живешь?

Важных слов я не теряла,

Я их мамочке сказала!

Ведущий:

- Дальше Ёжик наш пошёл.

Мишку на пеньке нашёл.

Ёжик:

- Медвежонок, друг, привет!

Сколько зим и сколько лет?

Не терял ты важных слов

Возле сосен и дубов?

Медвежонок:

- Ты ошибся, дорогой,

Все слова всегда со мной.

Даже: «Вас благодарю»

Я частенько говорю.

Ведущий:

- Ёж взгрустнул,

Висок свой почесал,

Но, на счастье,

Добрую Лисичку повстречал.

Ёжик:

- Ах, Лисичка, добрый вечер!

Очень рад я нашей встрече.

Целый день я все искал,

Кто «спасибо» потерял?

Лиса:

- Славный Ёжик, не грусти.

Ты домой к себе иди.

Тот, кто по лесу гулял

И словечко потерял,

Завтра сам к тебе придет,

Слово важное возьмет.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание речевого этикета у дошкольников»

Речевой этикет

Консультация для родителей

Завет Владимира Мономаха Оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:«иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...... не свирепствовать словом, не хулить в беседе......не много смеяться, стыдиться старших......не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...

Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, (во время всех видов деятельности) он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом   передаст    детям.

 Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что:

-человек неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишново] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся;

-неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях);

-придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»;

-неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную; может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием и т. д.

Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т. к  она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Еще в 1968 году в фильме "Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой:  - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

В чем же заключаются особенности педагогического общения

Речь педагога  служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника  речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.

По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки.

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д. И. Писарев писал: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни".

Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин писал: "Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла".

Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".

Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".

Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Так, Л. Н. Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М. Горький писал: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их".

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М. Горький писал: "Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь".

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.Г. Белинский писал: "Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой".

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".

СЛОВА - ПАРАЗИТЫ

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной  из самой плохой  является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое   предложение.

Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Я знаю людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный,         беспокойный,      торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает      слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр» .

Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех встречных-поперечных называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить.

          Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается    обратный.

Часто употребляемые слова - паразиты

"Как бы

 По ходу

 Блин

 Типа

 Это, Это самое

 На самом деле

 Вот, вот так вот, ну вот

 Ну, ну ваще

 Короче, прикинь короче это самое

 То есть

 Практически, фактически

 По-любому.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №17 «АИСТЕНОК»

Концерт для малышей

(по методике С. Якобсон).

Воспитатель

МБДОУ № 17 «Аистенок»

Парфирьева А.С.

Г.Химки

2018

Вежливость ничего не стоит, но много даёт.

                                                                                  Пословица.

 

Работа с детьми по методике С. Г. Якобсон «Моральные пьески».

Цели: становление морального поведения, которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях; овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного); возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Задачи:

  1. Продолжение работы по формированию образа-Я.
  2. Формирование личного отношения к соблюдению норм морали.
  3. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между членами группы.
  4. Обогащение опыта социальных отношений детей.

    Для достижения поставленных целей и задач необходимо организовать воспитательную ситуацию.  Как и занятия, воспитатель планирует эту работу по времени, ставит конкретные цели, создаёт необходимые условия, готовит нужный материал,  использует определённые методические приёмы. Для ребёнка воспитательная ситуация должна предстать как совершенно естественная ситуация добровольного общения или деятельности.

    Суть методики состоит в том, что формирование личного отношения к соблюдению норм морали осуществляется путём чтения и показа построенных по определённой схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва (страдает вследствие нарушения различных норм относительно её), обидчик (тот, от кого страдает жертва), помощник (вмешивается в ситуацию и помогает жертве).

    Сценки можно показывать группе в целом, нескольким детям, одному ребёнку. Героями сценок могут быть животные, что вносит некоторый элемент сказочности. Однако то, что с ними происходит, вполне может случиться и с людьми.

Дидактическая игра «Верю – не верю».

    Цель: используя дидактические игры в работе с детьми, учить соблюдать их нравственные нормы поведения, оценивать свои поступки и поступки других людей.

Настольно-печатная игра «Что такое «хорошо», что такое «плохо».

    Цель: развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

    Дети выбирают картинки с хорошими поступками и с плохими и кладут их на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и чёрный (плохие поступки) кружки.

Акция: «Малышам – добрые слова!»

    Цель: посредством игры «Самолётики» приобщить детей младшей группы к этикету.

  • Изготовление «самолётиков» из цветной бумаги.
  • Дать название (вежливое слово) каждому «самолётику».
  • Поход в гости к детям младшей группы с подарками – «самолётиками».
  • Беседа с детьми младшей группы о необходимости использования в речи вежливых слов, вручение подарков.

Итоги:

    Подводя промежуточные итоги, мы увидели, что дети стали обращаться друг к другу по имени, часто в уменьшительно-ласкательной форме, свободно используют в своей речи вежливые слова, с порицанием относятся к негативному поведению сверстников и приветствуют позитивное поведение. Всё это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.