Технология " Дидактические игры"

Парфирьева Анастасия Сергеевна

Пояснительная записка

 

Актуальность и значение выбранного направления.

 

Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2.pptx975.48 КБ
Файл plan_raboty_po_tehnologiya.docx117.35 КБ
Файл kartoteka_slovesnyh_igr_po_skazkam.docx239.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 « Аистенок » Технология дидактической игры Т

Слайд 2

Пояснительная записка Актуальность и значение выбранного направления. Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно –образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Слайд 3

Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности , удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер. Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Во время игр происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают значительные изменения в психике. Во время игровой деятельности формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для школьников.

Слайд 4

Принципы и методы технологии дидактической игры: Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; Принцип развития игровой динамики; Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; Элемент соревнования между участниками игры;

Слайд 5

Цель: формирование устойчивого интереса к обучению, психических новообразований, обобщение и систематизация знаний умений и навыков.

Слайд 6

Задачи: формировать представления детей о предметах окружающей действительности, свойствах предметов, о цвете, величине, количеству и многое другое; учить анализировать, сравнивать, обобщать; развивать моторику рук; формировать проявление внимательности; развивать коммуникативные навыки; ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Слайд 7

Поэтапное применение технологии: 1 этап – Начальный; 2 этап – Основной; 3 этап – Заключительный;

Слайд 8

1 этап: Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать . На данном этапе ведется активная деятельность по обогащению представлений и опыта детей о дидактических играх, развитию интереса к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками. Педагог учит детей понимать инструкцию и подчиняться правилам, обусловленным игрой, принимать результат. Целью начального этапа является сформировать игровые умения, обогатить опыт взаимодействия. Применяются приемы, которые вызывают интерес к игре: беседы, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

Слайд 9

2 этап: . Для осуществления данного этапа технологии педагог организует для детей время для самостоятельной деятельности. Наиболее благоприятный временной период игры, где разворачивается живой интерес происходит в вечернее время, поэтому важно создавать условия и планировать самые разнообразные игры. Увлекаясь совместной игрой или образовательной деятельностью, дети учатся работать в коллективе, избирать лидера, договариваться о правилах, повышают свои коммуникативные навыки. Применение приемов: знакомство детей с новой дидактической игрой (с внешним видом, названием, содержанием, правилами, способами игровых действий и взаимодействий), самостоятельное изготовление дидактических игр различной тематической направленности способствует формированию устойчивого интереса к обучению, развитию психических процессов, развитию коммуникативных навыков. Взаимодействие с родителями, консультирование их по актуальности для дошкольного возраста совместной игры дома, привлечение их внимания к дидактической игре дает воспитателю активное желание детей в свободное время самостоятельно организовать игру.

Слайд 10

3 этап: . На данном этапе педагогом предоставляется самостоятельность выбора дидактических игр. Игры находятся в свободном доступе. Возможность играть в разные игры дает более эффективное осуществление всестороннего развития. В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность , целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху сверстника. Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр – это время после дневного отдыха детей. В это время дети более бодрые, активные.

Слайд 11

Вывод: Работая по данной технологии, проведя и проанализировав свою деятельность с детьми, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить дошкольников в игровую деятельность, но и активизировать их познавательную активность. С помощью дидактических игр у детей формируется множество качеств: самостоятельность, организованность, лидерство, коллективизм. Используя дидактические игры в своей работе, я выделила для себя ряд положительных аспектов: - с помощью игр дети проводят обобщение пройденных тем; - у детей лучше развита память, восприятие; - используют знания, полученные из игр в беседах, на занятиях, в викторинах и олимпиадах; - постоянно увеличивается словарный запас; - могут договариваться друг с другом без участия взрослого; - более внимательны и сосредоточены при организованной взрослым деятельности.

Слайд 12

Результаты диагностики

Слайд 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1 . Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1991. 2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М., 1987. 3 . Артёмова , Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова . -- М.: Просвещение, 1992. 4. Бармашова , Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. -- 2005/ -- № 5 / Е. Бармашова . -- С. 8 -- 16. 5. Баскакова, И.Л. Изучение свойств внимания / И.Л. Баскакова. - М., 1987. 6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. 7. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова. - М.: Просвещение, 1989. 8. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М., 1985. 9. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1 / Б.С. Волков. - М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2005. 10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик . -- М.: Просвещение, 1983. 11. Дарвиш , О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш . - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новосёловой . -- М.: Просвещение, 1977. 13. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой . - М., 1988. 14. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядэшко , Ф.А. Сохина. - М.: «Просвещение», 1986. 15. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М., - Воронеж, 1998. 16. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие / М.В. Ермолаева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 17. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М., 1996. 18. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя. / Под ред. Н.В. Седж . - Мн.: Нар. асвета , 1985. 19. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. -- Ярославль: «Академия развития», 1997. 20. Касабуцкий , Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий , Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013. 21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2006.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»

План взаимодействия с детьми, родителями и педагогами

по технологии дидактические игры

подготовила педагог

Парфирьева А.С.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00bf/00040be6-2d61782c/hello_html_m1389d19b.jpg

Химки

План работы по технологии

на 2018-2019 учебный год:

Месяц

Мероприятия

с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия

с педагогами

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Разучивание считалок, загадок

Анкетирование

«Что вы знаете о дидактических играх»

Картотека словесных дидактических игр

Ноябрь

Знакомство с дидактической игрой «Чудесный мешочек»

Декабрь

 Знакомство с настольно-печатными играми:

«Четвертый лишний»

« Кто где живет»

«Варим суп и компот»

Консультация «Роль дидактических игр в развитии дошкольника»

Январь

Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Ноги-ножки» и т. д.

Февраль

Игры со «шнуровками» и «застежками»

Мастер-класс «Использование дидактических игр в младшем возрасте»

Март

Игра «Мои любимые сказки»

Апрель

Беседа с детьми «В какие игры вам нравиться играть с друзьями?»

Папка-передвижка «Речевые игры по дороге»

Май

Диагностика

Конкурс

«Лучшая дидактическая игра своими руками»

План работы по технологии

на 2019-2020 учебный год:

Месяц

Мероприятия

с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия

с педагогами

Сентябрь

Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи»

Октябрь

диагностика

Картотека  настольно-печатных игр 4-5 лет

Ноябрь

Разучивание считалок

Буклет «Занимательные игры»

Декабрь

Совместная работа воспитатель, детей и родителей: изготовление дидактических игр «Чудесные превращения», «Четвертая картинка», «Что для кого?»

Январь

Найди, о чём расскажу»

«Найди, что назову»

Изготовление пособий и дидактических игр своими руками из подручных материалов.

Февраль

«Сложи такой же предмет»

«Опишите, я отгадаю»

«Продайте то, что назову»

Выставка популярных книг и пособий для родителей «Учимся, играя»

Март

«Опиши, мы отгадаем»

«Чего не стало»

«Картинки-вкладки»

Консультация «Значение дидактической игры для развития дошкольников».

Апрель

«Телевизор»

«Найди, о чём расскажу»

«Загадайте, мы отгадаем»

Организация фотовыставки «Как мы играем».

Май

Диагностика

План работы по технологии

на 2020-2021 учебный год:

Месяц        

                

Мероприятия

с детьми

Мероприятия

 с родителями

Мероприятия

с педагогами

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Знакомство с игрой

« Танаграм»

Проведение выставки «Дидактические игры, способствующие воспитанию и обучению детей».    

Ноябрь

Изготовление совместно с детьми пособия для игры «Танаграм»

Составление картотеки «Дидактических игр».

Декабрь

Знакомство с игрой «Математический планшет»

Фотоотчет

Январь

Самостоятельные игры детей по желанию

Февраль

Самостоятельные игры детей по желанию

Картотека словесных игр по сказкам.

Март

Самостоятельные игры детей по желанию

Фотоотчет

Апрель

Игра  « Реверси»

Круглый стол

« Из опыта работы»

Май

Диагностика

.



Предварительный просмотр:

Картотека словесных

игр по  сказкам

старший дошкольный возраст

https://1.bp.blogspot.com/-CWbEtLEvr_4/XtdcJ8h4XrI/AAAAAAAADdQ/okwEGTIn2B8LO7ZCso-me_OUguS0A20ZgCLcBGAsYHQ/w1200-h630-p-k-no-nu/1.jpeg

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей  - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Чья песенка».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.

Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечкаво сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полныкопытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя

Игра «Из какой сказки?»

Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)

Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

“Узнай героя”

Цель: находить по словам-определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать

слова-определения к характеристике героев.

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

«Кто,что?»

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т. д.

«Радио» (старший дошкольный возраст)

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру,

называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио?

Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы

с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание!

Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая,

она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней

была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

Игра: «Назови героев сказки».

Цель: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а

потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точѐная, ручка

золочѐная, - моя. Никому еѐ не отдам!»

(Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)

«Приходи, куманѐк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брѐвна носить да столбы тесать, а ты будешь

щепу драть».

(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)

Игра «Потерянные вещи».

Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.

1.Шапочка красного цвета (Красная шапочка).

2.Туфелька (Золушка).

3.Золотое яичко (Курочка ряба).

4.Золотой ключик (Буратино).

5.Зеркало (злая царица-мачеха).

6.Горшочек мёда (Винни-Пух).

7.Медицинский чемоданчик (Айболит).

8.Гармошка (Крокодил Гена)

Игра «Знакомые образы»

Цель: стимулировать развитие внимания, мышления.

1. А дорога далека,

 А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк,съесть бы пирожок (Маша и медведь.)

 2. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)

3. Нет ни речки, ни пруда —

Где воды напиться? 

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!.. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

4. Не лежалось на окошке —

 Покатился по дорожке…(Колобок.)

5. Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!.. (Волк и семеро козлят.)

6. Скачет лошадь непростая —

 Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок —

Удивительный конёк

По прозванью… (Конёк-Горбунок.)

7. На крыше дома он живёт

 Человечек-вертолёт… (Карлсон.)

8. Прогулялась я по полю

 И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)