Технология " Дидактические игры"
Пояснительная записка
Актуальность и значение выбранного направления.
Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_2.pptx | 975.48 КБ |
plan_raboty_po_tehnologiya.docx | 117.35 КБ |
kartoteka_slovesnyh_igr_po_skazkam.docx | 239.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Актуальность и значение выбранного направления. Дидактические игры существуют на протяжении многих веков. Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно –образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности , удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер. Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Во время игр происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают значительные изменения в психике. Во время игровой деятельности формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для школьников.
Принципы и методы технологии дидактической игры: Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; Принцип развития игровой динамики; Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; Элемент соревнования между участниками игры;
Цель: формирование устойчивого интереса к обучению, психических новообразований, обобщение и систематизация знаний умений и навыков.
Задачи: формировать представления детей о предметах окружающей действительности, свойствах предметов, о цвете, величине, количеству и многое другое; учить анализировать, сравнивать, обобщать; развивать моторику рук; формировать проявление внимательности; развивать коммуникативные навыки; ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Поэтапное применение технологии: 1 этап – Начальный; 2 этап – Основной; 3 этап – Заключительный;
1 этап: Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать . На данном этапе ведется активная деятельность по обогащению представлений и опыта детей о дидактических играх, развитию интереса к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками. Педагог учит детей понимать инструкцию и подчиняться правилам, обусловленным игрой, принимать результат. Целью начального этапа является сформировать игровые умения, обогатить опыт взаимодействия. Применяются приемы, которые вызывают интерес к игре: беседы, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 этап: . Для осуществления данного этапа технологии педагог организует для детей время для самостоятельной деятельности. Наиболее благоприятный временной период игры, где разворачивается живой интерес происходит в вечернее время, поэтому важно создавать условия и планировать самые разнообразные игры. Увлекаясь совместной игрой или образовательной деятельностью, дети учатся работать в коллективе, избирать лидера, договариваться о правилах, повышают свои коммуникативные навыки. Применение приемов: знакомство детей с новой дидактической игрой (с внешним видом, названием, содержанием, правилами, способами игровых действий и взаимодействий), самостоятельное изготовление дидактических игр различной тематической направленности способствует формированию устойчивого интереса к обучению, развитию психических процессов, развитию коммуникативных навыков. Взаимодействие с родителями, консультирование их по актуальности для дошкольного возраста совместной игры дома, привлечение их внимания к дидактической игре дает воспитателю активное желание детей в свободное время самостоятельно организовать игру.
3 этап: . На данном этапе педагогом предоставляется самостоятельность выбора дидактических игр. Игры находятся в свободном доступе. Возможность играть в разные игры дает более эффективное осуществление всестороннего развития. В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность , целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху сверстника. Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр – это время после дневного отдыха детей. В это время дети более бодрые, активные.
Вывод: Работая по данной технологии, проведя и проанализировав свою деятельность с детьми, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить дошкольников в игровую деятельность, но и активизировать их познавательную активность. С помощью дидактических игр у детей формируется множество качеств: самостоятельность, организованность, лидерство, коллективизм. Используя дидактические игры в своей работе, я выделила для себя ряд положительных аспектов: - с помощью игр дети проводят обобщение пройденных тем; - у детей лучше развита память, восприятие; - используют знания, полученные из игр в беседах, на занятиях, в викторинах и олимпиадах; - постоянно увеличивается словарный запас; - могут договариваться друг с другом без участия взрослого; - более внимательны и сосредоточены при организованной взрослым деятельности.
Результаты диагностики
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1 . Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1991. 2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М., 1987. 3 . Артёмова , Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова . -- М.: Просвещение, 1992. 4. Бармашова , Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. -- 2005/ -- № 5 / Е. Бармашова . -- С. 8 -- 16. 5. Баскакова, И.Л. Изучение свойств внимания / И.Л. Баскакова. - М., 1987. 6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. 7. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова. - М.: Просвещение, 1989. 8. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М., 1985. 9. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1 / Б.С. Волков. - М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2005. 10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик . -- М.: Просвещение, 1983. 11. Дарвиш , О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш . - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новосёловой . -- М.: Просвещение, 1977. 13. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой . - М., 1988. 14. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядэшко , Ф.А. Сохина. - М.: «Просвещение», 1986. 15. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М., - Воронеж, 1998. 16. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие / М.В. Ермолаева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 17. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М., 1996. 18. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя. / Под ред. Н.В. Седж . - Мн.: Нар. асвета , 1985. 19. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. -- Ярославль: «Академия развития», 1997. 20. Касабуцкий , Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий , Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013. 21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2006.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»
План взаимодействия с детьми, родителями и педагогами
по технологии дидактические игры
подготовила педагог
Парфирьева А.С.
Химки
План работы по технологии
на 2018-2019 учебный год:
Месяц | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Разучивание считалок, загадок | Анкетирование «Что вы знаете о дидактических играх» | Картотека словесных дидактических игр |
Ноябрь | Знакомство с дидактической игрой «Чудесный мешочек» | ||
Декабрь | Знакомство с настольно-печатными играми: «Четвертый лишний» « Кто где живет» «Варим суп и компот» | Консультация «Роль дидактических игр в развитии дошкольника» | |
Январь | Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Ноги-ножки» и т. д. | ||
Февраль | Игры со «шнуровками» и «застежками» | Мастер-класс «Использование дидактических игр в младшем возрасте» | |
Март | Игра «Мои любимые сказки» | ||
Апрель | Беседа с детьми «В какие игры вам нравиться играть с друзьями?» | Папка-передвижка «Речевые игры по дороге» | |
Май | Диагностика | Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками» |
План работы по технологии
на 2019-2020 учебный год:
Месяц | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами |
Сентябрь | Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» | ||
Октябрь | диагностика | Картотека настольно-печатных игр 4-5 лет | |
Ноябрь | Разучивание считалок | Буклет «Занимательные игры» | |
Декабрь | Совместная работа воспитатель, детей и родителей: изготовление дидактических игр «Чудесные превращения», «Четвертая картинка», «Что для кого?» | ||
Январь | Найди, о чём расскажу» «Найди, что назову» | Изготовление пособий и дидактических игр своими руками из подручных материалов. | |
Февраль | «Сложи такой же предмет» «Опишите, я отгадаю» «Продайте то, что назову» | Выставка популярных книг и пособий для родителей «Учимся, играя» | |
Март | «Опиши, мы отгадаем» «Чего не стало» «Картинки-вкладки» | Консультация «Значение дидактической игры для развития дошкольников». | |
Апрель | «Телевизор» «Найди, о чём расскажу» «Загадайте, мы отгадаем» | Организация фотовыставки «Как мы играем». | |
Май | Диагностика |
План работы по технологии
на 2020-2021 учебный год:
Месяц
| Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Знакомство с игрой « Танаграм» | Проведение выставки «Дидактические игры, способствующие воспитанию и обучению детей». | |
Ноябрь | Изготовление совместно с детьми пособия для игры «Танаграм» | Составление картотеки «Дидактических игр». | |
Декабрь | Знакомство с игрой «Математический планшет» | Фотоотчет | |
Январь | Самостоятельные игры детей по желанию | ||
Февраль | Самостоятельные игры детей по желанию | Картотека словесных игр по сказкам. | |
Март | Самостоятельные игры детей по желанию | Фотоотчет | |
Апрель | Игра « Реверси» | Круглый стол « Из опыта работы» | |
Май | Диагностика |
.
Предварительный просмотр:
Картотека словесных
игр по сказкам
старший дошкольный возраст
«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Чья песенка».
Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.
Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечкаво сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полныкопытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик-братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .
Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, - точёная,
Ручка золочёная, -
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .
Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя
Игра «Из какой сказки?»
Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)
Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.
“Узнай героя”
Цель: находить по словам-определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать
слова-определения к характеристике героев.
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
«Кто,что?»
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник
Федора – посуда
Крокодил – солнце и т. д.
«Радио» (старший дошкольный возраст)
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру,
называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио?
Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы
с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание!
Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая,
она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней
была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Игра: «Назови героев сказки».
Цель: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а
потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точѐная, ручка
золочѐная, - моя. Никому еѐ не отдам!»
(Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)
«Приходи, куманѐк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брѐвна носить да столбы тесать, а ты будешь
щепу драть».
(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)
Игра «Потерянные вещи».
Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.
1.Шапочка красного цвета (Красная шапочка).
2.Туфелька (Золушка).
3.Золотое яичко (Курочка ряба).
4.Золотой ключик (Буратино).
5.Зеркало (злая царица-мачеха).
6.Горшочек мёда (Винни-Пух).
7.Медицинский чемоданчик (Айболит).
8.Гармошка (Крокодил Гена)
Игра «Знакомые образы»
Цель: стимулировать развитие внимания, мышления.
1. А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенёк,съесть бы пирожок (Маша и медведь.)
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)
3. Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!.. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
4. Не лежалось на окошке —
Покатился по дорожке…(Колобок.)
5. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!.. (Волк и семеро козлят.)
6. Скачет лошадь непростая —
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конёк
По прозванью… (Конёк-Горбунок.)
7. На крыше дома он живёт
Человечек-вертолёт… (Карлсон.)
8. Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)